Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА





В данной работе приведены сведения, полученные в результате исследования, в котором была предпринята попытка проследить развитие уровня человеческого капитала на примере студенческого сообщества Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института за период 2001—2006 гг.

В качестве предмета исследования выступают некоторые стороны развития личности студентов, которые характеризуются определенными численными показателями. В работе рассматриваются интеллект и надежность здоровья как две основные составляющие формирования человеческого капитала.

В современной экономической теории все большее внимание уделяется понятию «человеческий капитал» [1, 4], носителем которого является трудоспособное население страны. Человеческий капитал можно рассматривать как совокупность различного рода составляющих, влияющих на уровень дохода человека и в той или иной степени коррелирующих между собой.

Из наиболее значимых параметров следует выделить природные способности человека, его интеллект, моральные качества, профессиональные навыки, надежность здоровья, социальные связи, качество жизни. На примере социальной группы студентов начальных курсов института рассмотрим две из вышеперечисленных составляющих, развитие которых прямо или косвенно зависит от внешних факторов.



Интеллект — это капитал, требующий материальных, моральных и духовных вложений. Обучение в вузе предполагает высокую степень тре-

Вьюкова Елена Ивановна –старший преподаватель государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт» (Санкт-Петербург).

нированности мыслительных способностей и адекватное обеспечение данного «тренировочного» процесса. Интеллект обусловливает получение прибыли и является, наряду с информацией, важным невещественным фактором, влияющим на конечные результаты деятельности [5].

Надежность здоровья – один из важнейших факторов формирования человеческого капитала, интеллектуальной составляющей, который определяет основу существования социума. Определение понятия «здоровье», данное Н.М. Амосовым, наиболее точно раскрывает содержание вопросов, рассматриваемых в данном исследовании: «Здоровье -это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» [2, 40]. Речь идет о взаимодействии фактора хорошего самочувствия человека (исключение переутомления, недомогания или физического ущерба во время трудовой деятельности) и фактора эффективного труда. Очевидно, что здоровье — это понятие комплексное и его уровень зависит от общей культуры и образованности человека. Понятие «здоровье» следует рассматривать в трех основных аспектах: физическом, психическом и социальном. Существуют и другие точки зрения, например, отдельно выделяют репродуктивное здоровье, нравственное здоровье и т.д. Эти и другие, более узкие аспекты понятия «здоровье» являются компонентами указанных трех основных составляющих.



Сама жизнь диктует задачи увеличения интеллектуального капитала и повышения надежности здоровья на уровне личности и на уровне государства. Можно говорить о неограниченности ресурсов в том случае, когда при помощи инвестиции капитал выполняет свою функцию — приносит доход и на уровне индивида, и на уровне социума.

Целью нашего исследования является попытка выяснить, существуют ли в жизни студенческой молодежи младших курсов субъективные и объективные факторы, положительно влияющие на формирование человеческого капитала по двум основным составляющим: интеллекту и надежности здоровья.

Для достижения указанной цели в данном исследовании решались следующие задачи:



— определение обусловленности сохранения надежности здоровья студентов;

- установление численной характеристики человеческого капитала.

Мы попытались проследить изменение уровня человеческого капитала на примере студенческого сообщества Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института (ТЭИ) за период 2001-2006 гг. Молодые люди, учащиеся в вузах, являются не только резервом

Таблица 1. Модель обусловленности общественного здоровья

 

Болезни Группы факторов(%)
Здравоохранение риск Внешняя среда Образ жизни
в целом 8-10 15-20 20-25 50-55
ишемическая болезнь сердца
сосудистые поражения мозга
рак
диабет
пневмония
эмфизема легких, бронхиальная астма
цирроз печени
транспортные травмы
самоубийства

интеллектуального капитала страны, но и, в определенной степени, реально действующим интеллектуальным капиталом. Как показали исследования, более 50% студентов ведут трудовую деятельность.

В качестве предмета исследования выступают некоторые стороны развития личности студентов ТЭИ, которые характеризуют определенные численные показатели. Обусловленность сохранения надежности здоровья студентов во многом определяется внешними и внутренними факторами. Для их исследования были использованы разработки Ю.П.Лисицына [3, 186].

Сегодня можно говорить об общих тенденциях, влияющих на сохранение надежности здоровья студентов:

— слабая зависимость между уровнем здоровья и системой здравоохранения – 8-10 %;

— на втором месте — генетический риск, составляющий 15-20%;

— более значительное влияние оказывает внешняя среда — 20-25%;

— самым действенным фактором является образ жизни — 50-55%. Первые три фактора не поддаются коррекции на уровне вуза. Что

касается четвертого фактора, то, начиная с осени 2001 г., каждый учебный год с помощью анонимных анкет выявлялось отношение девушек и юношей, учащихся на I и II курсах, к тому, как они понимают здоровый образ жизни и следуют ли его принципам. Представляем сравнительные таблицы, определяющие отношение студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) (табл. 2; 3), созданные по результатам анкетирования студентов младших курсов, посещающих занятия по физическому воспитанию (335 чел. в 2001 г. и 370 – в 2006 г.).

Как следует из таблиц 2 и 3, в 2001 г. около 50% опрошенных студентов согласны с предложенными в анкете принципами жизнедеятельное -

Таблица 2. Сравнительные показатели намерений студентов посещающих занятия по физическому воспитанию и фактического соблюдения ими принципов здорового образа жизни в 2001 и 2006гг.

 

Виды жизнедеятельности, предлагаемые в качестве компонентов ЗОЖ Согласен (% опрошенных) Соблюдаю (% опрошенных)
2001 г. 2006 г. 2001 г. 2006 г.
1. Соблюдение определенной системы питания
2. Поддержание веса тела в соответствии с медицинскими нормами
3. Соблюдение режима работы, учебы, отдыха
4. Выполнение в течение дня физических упражнений
а) специальных, не связанных с бытовой или служебной деятельностью (зарядка, пробежка и др.)
б) получение в течение дня физической нагрузки любого характера (профессиональной, бытовой)
5. Занятия спортом вне учебы
а) регулярные
б) сезонные
с) нерегулярные
а) самостоятельно (дома, в парке, в клубе)
б) с тренером, инструктором, преподавателем
6. Отказ от употребления сигарет ВО
а) полный
б)частичный
7. Отказ от употребления алкоголя
а) полный
б) частичный
8. Применение закаливающих процедур
а) постоянное
б)сезонное
9. Регулярное посещение сауны или парной бани
10. Применение оздоровительных систем известных авторов или собственной
а) постоянно
б) курсами
в) в связи с заболеванием
11, Регулярное профилактическое посещение врача
12. Обязательное соблюдение медицинских рекомендаций в связи с заболеванием
13. Повышение социального статуса как средства приобщения к здоровому образу жизни

ти, относящимися к здоровому образу жизни, 20% – соблюдают эти принципы, и около 30% не считают, что указанные вредные привычки наносят ущерб их здоровью. К 2006 г. формируется положительная тенденция по перераспределению в процентном отношении большинства позиций-В частности, в табл. 2, п. 13 как на уровне намерений, так и фактически наблюдается повышение стремления использования личных достижений

Таблица 3. Сравнительные показатели обусловленности сохранения студентами вредных привычек в 2001 и 2006 гг.

 

Причины (% опрошенных)
2001 г. 2006 г.
по которым студент не отказывается от вредных привычек    
1. Не считаю, что мне это вредно
2. Отсутствие силы воли
3. Способствует общению со сверстниками
4. Получаю удовольствие
по которым студент не занимается физическими упражнениями вне учебы    
5. Отсутствие желания
а) не считаю, что мне это полезно
б) отсутствие привычки с детства
6. Есть желание, но:
а) нет времени
б) не хватает денег для занятий
в) отсутствие силы воли
г) не позволяет усталость

как условия реализации оздоровительных целей. В табл. 3, п. 5 наглядно прослеживается, что показатель «отсутствие желания заниматься физическими упражнениями» значительно снизился, при этом мотивация, представленная в п. 6. б) «низкий денежный доход», не выросла. Показательным является п. 6. а) «нехватка времени», связанная с тем, что студенты, даже на младших курсах, все больше времени отдают зарабатыванию денег и повышению трудовых навыков, что также следует расценивать как положительный фактор.

Для определения численных характеристик, способствующих формированию человеческого капитала, были привлечены студентки дневного отделения I и II курсов. В течение каждого учебного года в эксперименте участвовали 300—400 чел. В начале и в конце учебного года преподаватели кафедры физического воспитания проводили измерения, анкетирование и опрос.

Методом измерений были получены показатели физического состояния организма студенток — численные характеристики выполнения ими тестовых физических упражнений. При этом данные студенток, вес которых выходил за диапазон, рекомендуемый для определенного возраста и роста Всемирной организацией здравоохранения, в общем результате исследования не участвовали. С помощью разработанных карт самооценки настроения и самооценки состояния [4, 40] были получены численные характеристики психического состояния студенток. Используя данные учебных журналов, были определены численные характеристики посещаемости занятий по физическому воспитанию, которые отражают,

наряду с физическим состоянием, уровень организованности в поведении студенток, т.е. уровень их психического и социального развития. В качестве оценки уровня образованности было взято среднее арифметическое баллов, полученных в предыдущую сессию или на вступительных экзаменах (для студенток первого семестра). Материальное положение студентки оценивалось на основании анкетной графы, где были приведены статьи личного дохода за месяц: количество денег в семье на человека, стипендия, собственный заработок, другие источники.

Все перечисленные количественные характеристики способностей, качеств и состояний студенток являются приближенными и субъективными, поскольку в экзаменационных баллах присутствует элемент случайности, психическое и физическое состояние находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. В связи с этим представляется целесообразным рассматривать их изменение за определенный период времени. С помощью аппарата элементарной математики была получена оценка динамики перечисленных позиций. Абсолютные величины изменения оценочных показателей за данный период были нормализованы в относительные величины от 0 до +1 и тем ближе расположены к +1, чем показатель качественно выше.

Таким образом, мы видим изменение уровня развития личности студенток за определенный период по тем составляющим, которые можно оценить количественно. Следовательно, получена возможность наблюдать развитие человеческого капитала студенческого общества, ориентируясь на комплекс следующих составляющих: здоровье, интеллект, природные способности, профессиональные навыки (косвенно).

Решение этой задачи автоматизировано с помощью компьютерного приложения Microsoft Excel: разработано представление динамики комплексного состояния студенток в численном и графическом виде на основании проведенных измерений за интересующий отрезок времени.

Предварительные результаты обработки данных измерений свидетельствуют о явном улучшении динамики развития личности студенток в 2004—05 и 2005—06 учебных годах по сравнению с предыдущими годами.

Гипотетически можно объяснить положительную динамику развития человеческого капитала студенческого общества ТЭИ в 2004—2006 гг. действием экономических факторов:

1. увеличением личного дохода;

2. увеличением инвестиций в процесс обучения по дисциплине «физическое воспитание»;

3. повышением уровня жизни в России в целом.

Первый экономический фактор – увеличение личного дохода — выявляется даже при беглом просмотре анкет студентов. При этом все более значимую долю приобретают их собственные заработки. Увеличение инвестиций в процесс обучения по физическому воспитанию складывается из:

- закупок спортивного инвентаря;

- оплаты преподавателям секционной работы по видам спорта сверх педагогической нагрузки;

- аренды бассейна «Экран» для проведения как академических занятий в режиме учебного расписания, так и дополнительных (бесплатных для студентов) по вечерам и выходным;

- бесплатного предоставления лучшим студентам в качестве поощрения абонементов в фитнес-клуб манежа «Зенит».

На данном этапе исследования преждевременно говорить о степени коррекции факторов. Однако можно предположить, что уровень жизни в целом по стране определенным образом стимулирует и функционирование вуза, и жизнь студентов, а финансовое усиление процесса обучения в сфере физического воспитания косвенно влияет на способности студентов по укреплению своих финансовых позиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алюнов Н.Е., Ведерникова Н.И. Трудовые ресурсы: их занятость и безработица. СПб., 2003.

2. Амосов ЕМ. Раздумья о здоровье. М., 1987.

3. Давиденко Д.Н. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни. СПб., 2001.

4. Доклад Объединенного консультативного совещания экспертов ФАО, ВОЗ, УООН. Женева, 1987.

5. Киселева A.B. Нетрадиционный подход к оценке эффективности деятельности предприятия//Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. СПб., 2005.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.