Сделай Сам Свою Работу на 5

КНИЖНЫЙ ПРОДУКТ КАК ОСОБОГО РОДА ТОВАР ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА





Статья посвящена формированию рынка книжной продукции как особого товара современного информационного общества. Рыночная стоимость книги отличается от стоимости книжной продукции. Добавленной стоимостью является в данном случае ее духовное содержание.

В статье также затрагивается такая важная проблема, как влияние на рынок книжной продукции современных информационных технологий, прежде всего в части ее распространения через Интернет.

The given article is dedicated to the book as the market value of contemporary informational society. Its market value is different from the product of the publishing. The difference is in special spiritual added value which is the major feature of this specific product and subject of the competition on the market.

The article also touches such important issues as impact of informational technology on circulation of the market and dissemination of the particular books via regular mail and internet.

Сложность книжной продукции для экономического анализа определяется, прежде всего, многообразием товарного ассортимента. Это многообразие создает дополнительную работу с книжным ассортиментом: библиографическую работу, работу по комплектованию, складские работы и др.

Ежегодно происходят структурные сдвиги в пользу того или иного ассортимента книжной продукции. Внутри каждого тематического раздела литературы существуют более мелкие группировки по разделам и



Периль Борис Владимирович –кандидат философских наук, начальник Центра инновационных образовательных проектов СЗАГС (Санкт-Петербург);

Хайкин Марк Михайлович –кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (Санкт-Петербург).

направлениям. Ассортиментная структура издательской продукции постоянно усложняется.

Большая ассортиментная работа, присущая именно книгораспрост-ранению, создает дополнительные издержки обращения, величина которых в 1,5-3 раза выше издержек обращения в торговле другими потребительскими товарами.

Книги и брошюры строго разграничены по своему целевому назначению. В книжном деле нередко очень сложно определить качество содержания книжных новинок, которое усиливает проблему потребительной стоимости издательского продукта. Как следствие, требуются дополнительные усилия по его рекламе и пропаганде, подготовке высококвалифицированных кадров, в том числе маркетологов книги. Сложность оценки полезности книги распространяется только на ранее не изданную продукцию, которая не могла до своего издания получить общественную оценку.



Другая важная особенность книжного продукта состоит в том, что он не является биржевым. В частности, отсутствие специализированной биржевой книжной торговли связано с высокой издержкоемкостью книжного товара. При хорошо поставленной маркетинговой работе книжная продукция потенциально могла бы быть выставлена на торги. Однако приемлемая постановка такой работы требует дополнительного капитала, которого не требуется в биржевой торговле другим товаром.

Книжная продукция характеризуется низкой взаимозаменяемостью. Каждое конкретное издание по-своему уникально и отличается от любого другого издания, даже при условии совпадения тематики. Однако даже при наличии относительно небольшого предлагаемого потребителю ассортимента в данном конкретном случае он может изыскать такое издание, потребительная стоимость которого совпадает или максимально приближена к потребительной стоимости отсутствующего в продаже издания. Это возможно для литературы, предназначенной не только для широкого круга покупателей, но и для узкого круга специалистов. Лишь в этом случае и испрашиваемый, и отсутствующий издательский продукт будут взаимозаменяемыми. Признание способности взаимозаменяемости книжного продукта имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение. Оно оказывает стимулирующее воздействие на ассортиментную работу, реализацию удовлетворенного спроса.



Книжный продукт имеет слабый физический износ, который зависит как от качества его содержания, так и от качества полиграфического исполнения. Так, например, книги в мягком переплете, брошюры больше подвержены физическому старению. Однако издательская продукция

относительно легко поддается реставрации с последующим многократным потреблением.

При условии сохранения полезности книги, в отличие от торговли другими товарами, в книжной торговле получила широкое распространение торговля подержанными изданиями, или букинистическая торговля. В силу существенных особенностей в технике, технологии, организации и экономике торговли букинистическая торговля выделяется в отдельную сферу книжной торговли. Торговля подержанной книгой получила неравномерное развитие по регионам страны. Эта неравномерность определяется множеством известных факторов, формирующих спрос на подержанные, в том числе и антикварные издания. На степень развития этой торговли оказывает влияние и предложение старой книги, формирующее спрос, также неравномерное по регионам страны. Так, в Санкт-Петербурге торговля антикварными изданиями сдерживается более низким их предложением на рынке в силу конкретных исторических условий, в которых находился город (физическое уничтожение книжного материала в период блокады Ленинграда).

Серьезной проблемой в реализации издательской продукции является его сильный моральный износ. Однако моральному старению подвержена далеко не вся литература, а лишь часть ее. Менее подвержена этой болезни классическая художественная литература, публицистика, мемуарная литература, «бытовая» и некоторая другая. Но конъюнктура рынка на подобную литературу также подвержена изменению во времени. Моральное старение издательского продукта связано с потерей качества ее содержания во времени. Моральное старение издательского продукта на рынке — понятие более широкое, чем потеря качества его содержания. Так, появление на рынке в испрашиваемом количестве альтернативных изданий с более высокой их потребительной стоимостью способствует ускорению морального износа предшествующих изданий.

Книжный продукт, подверженный моральному износу в одном регионе, может не иметь его в другом регионе и пользоваться спросом. Данное обстоятельство имеет большое практическое значение для развития междугородной и международной миграции книжной продукции. В связи с этим в теории морального износа издательского продукта важно выделять моральный износ литературы по региональному признаку:

- моральное старение полное и окончательное, независимо от региона реализации;

- моральное старение по регионам, степень которого может быть различной.

Важным вопросом в теории морального старения книжного продукта является вопрос об угасании спроса на книжную продукцию, на которую распространяется моральное старение. На практике нередко встречаются случаи, когда какое-либо издание, в соответствии с международными стандартами, морально устарело, но пользуется высоким спросом в данном конкретном месте реализации. Такие случаи возможны тогда, когда книжный рынок в соответствующем регионе не располагает другой литературой – более новой, модной, современной или такая литература в общей массе не соответствует платежному спросу потребителя в данном регионе.

Следует иметь в виду, что не вся книжная продукция потенциально может стать объектом реализации, то есть иметь товарную форму. Речь идет об изданиях, не имеющих товарной формы, которые в плановом порядке распределяются между мелкооптовыми потребителями в производственных целях. Такая издательская продукция обладает потребительной стоимостью, но не имеет стоимости и цены. Таким образом, конечный потребитель издательской продукта может быть, а может и не быть его покупателем. В новых условиях доля товарных ресурсов книжной продукции резко растет и соответственно резко сокращается процент нетоварных ресурсов.

Практика широкого производства бесплатной издательской продукции в условиях рынка вряд ли целесообразна. В ней заложено глубокое противоречие, которое пыталась разрешить в прошлые годы социалистическая система распределения и перераспределения произведенных средств производства и предметов потребления. Сокращение средств производства нетоварных издательских ресурсов объясняется отсутствием или сокращением источников финансирования этого производства из средств централизованных капитальных вложений.

Важнейшая экономическая особенность обращения издательской продукции заключается в том, что в силу специфики издательского продукта оно распространяется главным образом только на внутренний рынок. Так, международная книжная торговля не получила большого развития вследствие национальных и языковых барьеров. Рост импорта и экспорта книжного товара на международном рынке определяется многими факторами, не только экономическими. Например, в период холодной войны в силу идеологических барьеров международная книжная торговля между капиталистическими и социалистическими странами была очень ограничена и строго регулировалась Госкомиздатом СССР.

Обращение издательской продукции полностью зависит от издательства и полиграфии. Не получившая большого развития международная

книжная торговля, торговля печатной продукцией во многом определяется характером функционирования отечественного издательства и по-диграфии. Зависимость от последних во многом определяется механизмом отношений внутреннего книжного рынка, который включает взаимодействие трех его составных элементов: произведенного предложения, цены и потребительского спроса.

Книжная торговля, в частности, отличается от любой другой еще и тем, что книготорговые предприятия имеют возможность развивать поч-тово-посылочную торговлю книжным товаром. Наличие в магазинах отделов «книга-почтой» способствует развитию междугородной и международной книжной торговли, в особенности со странами ближнего зарубежья, где в настоящее время проживает большой процент русскоязычного населения, не имеющего возможность покупать книжную продукцию на русском языке иными способами.

Сложность и разнообразие товарного ассортимента книжной продукции определяет сложность его ценообразования и многовариантность цен. Децентрализация книгоиздательской и книготорговой деятельности привели к децентрализации ценообразования на книжном рынке. Издательская себестоимость, издательская прибыль и книготорговые наценки формируют розничную цену книги. На ее прогнозирование все большее влияние оказывает книжный маркетинг. В условиях современного книжного рынка розничные цены на книги определяются и формируются в результате свободной конкуренции между коммерциализован-ными издательскими и книготорговыми структурами.

Книжный продукт может выступать объектом культуры, а может и не быть таковым. Последнее обстоятельство связано с характером его потребительной стоимости. Проводимая в России экономическая реформа разрушила сложившиеся десятилетиями механизмы производства и поставки потребителю книжной продукции. Это, в частности, привело к изменению книжного ассортимента. Шедевры мировой литературы, классическая отечественная литература, специальные издания могут вытесняться сомнительными публикациями, не способными нести культуру, но рассчитанные на получение наибольшей выгоды от их реализации. В начале девяностых годов прошлого века переоценка сложившихся ценностей и стереотипов мышления не могла не затронуть книгоиздание и книгораспространение в нашей стране. Так, негосударственные издательства и книготоргующие предприятия освободились от административной и экономической зависимости со стороны государства. При этом Условием выживания и дальнейшего процветания этих предприятий является получение максимально высоких прибылей от результатов их хо-

зяйственной деятельности. Само содержание книги, ее социальная значимость, духовность, нравственные ценности нередко уходят на второстепенный план. В управлении книжным рынком необходимо изыскивать глубинные причины насыщения рынка низкопробной литературы. Возрождение книжной культуры связано с формированием и развитием цивилизованного книжного рынка.

Распространение книжной продукции способно воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Книги и брошюры могут быть предназначены для производственного потребления как источник информации в практической и научной деятельности. Они играют важную роль в развитии производительных сил общества, в социальных отношениях, в решении воспитательных, просветительных и культурных задач общества. Ассортимент книжной продукции может определяться и корректироваться сложившимися социально-экономическими условиями в обществе.

Важная особенность книжного продукта – его относительная легкость перемещения, транспортировки, хранения и малая подверженность разрушению под воздействием внешней среды. Эти удобства связаны с его весом, формой, объемом и т.п., что объясняет возможность развития внемагазинной торговли, относительно низкую материально-техническую базу предприятий, торгующих книжной продукцией, в сравнении с предприятиями торговли другими товарами.

Итак, особенностью книжной торговли является специфика в организации рекламной работы на книготорговых предприятиях. Сложность определения качества содержания книжных новинок обусловливает необходимость научного подхода к организации, технике и технологии рекламы и пропаганды книги. Многообразие ассортимента книжной продукции способствует росту расходов на рекламу и пропаганду. В книжной торговле она выше, чем в торговле другими товарами. В современных условиях организацией и управлением рекламой все больше занимаются высококвалифицированные специалисты-маркетологи книжного рынка.

Е.И. ВЬЮКОВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.