Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЮБОВЬ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ





Дайте мне других матерей, и я дам вам другой мир.

Св. Августин

Статья посвящена проблеме сохранения психологического здоровья общества, основой которого является формирование нормальной социализированной личности. Психологическое здоровье человека определяется и задается системой отношений с окружающими, главными в которых выступают отношения любви (и, прежде всего, любви родителей к собственному ребенку). Для нормального, психологически качественного воспроизводства поколений необходимо, чтобы будущие родители имели верные, научно-обоснованные представления об их дальнодействующем влиянии на развитие и судьбу собственного ребенка. Такая психологическая подготовка родителей может и должна осуществляться как на уровне специальных программ, так и в контексте общего и профессионального образования, т.к. учебные заведения готовят не только специалистов — профессионалов, но и членов общества — родителей. Базой для массированного психологического просвещения будущих родителей могут выступать специальные курсы «Психология развития», «Психология семьи», «Психология и педагогика», читаемые в рамках уманитарного блока дисциплин в системе профессионального образования.



Сегодняшний период развития нашего общества ознаменован, наконец-то, тем, что на уровне правительства, главных законодательных органов и национальных программ заговорили о необходимости при-

Ровенова Марина Ивановна — кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Московского государственного университета печати (МГУП).

стального и серьезного внимания к проблемам воспитания. Данная проблема назрела давно. Насколько разговоры власти о проблемах воспитания смогут перейти в область осуществления практических решений и насколько это будут комплексные, а не фрагментарные (ничего не дающие) меры, покажет время. С нашей же стороны мы должны подчеркнуть, что только целостное, объемное понимание основных механизмов формирования и адаптации человека в мире позволит принимать и реализовывать системные, комплексные мероприятия по моральному, духовному и физическому оздоровлению нации и общества.



Основа развития человеческой личности — это система отношений с окружающими, в которые человек «погружен» фактом своей изначальной социальности: даже природа человека уже изначально социализирована [3, 10-23; 2].

Понятие «отношение» относится, одновременно, к арсеналу научных и житейских понятий. Оно используется для описания, объяснения и характеристики как «плана содержания личности», так и «плана ее выражения». В отечественной психологии благодаря работам А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова, Д.А. Леонтьева, В.Д. Шадрикова [5, 239; 10; 7; 15] существует концепция субъективных отношений личности, в которой отношения рассматриваются как форма проявления психики (наряду с психическими состояниями и свойствами), связанная практически с любой стороной человеческой жизнедеятельности. Субъективно-личностные отношения в психологии рассматриваются, с одной стороны, как разновидность смысловых структур (Д.А Леонтьев, 1994), с другой стороны, как важнейший аспект в общей психогигиене человека (В.Н. Мясищев, 1960) [8; 6, 55-61]. Таким образом, под отношениями мы понимаем: систему объективных взаимосвязей человека с реальностью в лице других людей, предметного мира и деятельности и, одновременно, некую внутреннюю субъективную реальность, в которой эти взаимосвязи отражены на сознательном или бессознательном уровнях. В концентрированном виде отношения выступают в личности в виде особенностей характера, переживаний, мотивов поведения и жизненных выборов.

Отношения человека могут быть проявлены на различных уровнях: импульсивно-потребностном, или бессознательном (уровень влечений и желаний), на сознательно-бессознательном (уровень правил и норм поведения, мышления, оценок) и на сознательно-рациональном (уровень направленности личности: идеалов, стремлений, мировозрения и убеждений)·



Отношения, как и многие другие феномены в личности, являются социально-обусловленной формой проявления психического [7, 290-291]-

источники любых отношений человека – это социальные взаимодействия и отношения с окружающими, действующие в совокупности с внутренними импульсами и установками субъекта, направленными на себя, на Других и на взаимодействия с предметным миром.

Именно система отношений с окружением задает качество и характер человеческого развития с самых ранних этапов онтогенеза (3. Фрейд, М. Кляйн, Э. Фромм, А. Валлон, Л. Выготский, В. Мясищев, Ф. Бо и другие) [13; 1]. В совокупности человеческих отношений, влияющих на нормальное или аномальное, искаженное личностное развитие, главная роль принадлежит отношениям любви. Отношения любви — это комплексный, многосторонний, многостадиальный и многоплановый феномен проявления человека. Способность к установлению отношений любви не дана человеку изначально, а формируется в процессе онтогенеза, под влиянием все тех же отношений любви («любовь рождает любовь»). Таким образом, чтобы у человека могла сформироваться способность и установка на любовь (в широком смысле слова, т.е. как созидательная жизненная ориентация (по Э. Фромму [14: 14, 17]), он должен сам испытать опыт любви по отношению к самому себе с самых ранних этапов своего развития (см. прим. 1).

Под отношениями любви мы понимаем сложное эмоционально-когнитивное и поведенческое образование особого рода, связанное с переживанием особой ценности и значимости какого-либо объекта, который не только удовлетворяет базовые (самые важные) потребности субъекта, но и сам является источником его новых потребностей. Отношения любви – это по-настоящему сложный внутренне-внешний феномен, имеющий стадии развития и степени выражения, который приводит к увеличению обоюдной безопасности участников этих отношений и повышению их взаимной удовлетворенности.

В самом широком смысле отношения любви — это общая жизненная ориентация, выражающая созидательные и конструктивные начала личности при ее взаимодействии с окружающими миром.

Общее развитие человека происходит в направлении от эгоизма (см. прим. 2) (который первоначально задан биологической необходимостью, а затем очень быстро становится психологической характеристикой) к аллоцентризму — умению переключиться с собственной персоны и своих потребностей на нужды других людей. Качества аллоцентризма обеспечивают субъекту возможность нормальной социализации и адаптации в сложном и меняющемся мире: «Сначала эгоизм защищает организм, но потом надо начать любить, чтобы не заболеть» [11,9]. Насколько удачно реализуется переход от эгоистических тенденций к аллоцентризму,

целиком определяется особенностями тех отношений, которые устанавливаются у человека с окружающими людьми (прежде всего с родителями) и которые реализуются в той или иной системе воспитания.

Наш личный опыт теоретического изучения проблем человеческого развития и практическая консультативная работа, равно как и наблюдения и обобщения окружающего мира, не оставили сомнений в необходимости рассмотрения отношений любви как базовых факторов формирования нормальной, здоровой, адаптированной и социализированной личности.

Основа перспективных субъективных отношений личности закладывается на очень ранних этапах онтогенеза. Ключ к пониманию формирования этой основы лежит в совокупном взаимодействии внутренних и внешних условий развития. Большая часть психологического знания о роли раннего периода, как ни странно, в самой же психологии остается непризнанной (психоанализ, например, до сих пор считается не совсем наукой). Но многое из того, что приобретается и усваивается ребенком в первые 2-3 года жизни, не может быть немедленно замечено и отслежено (а именно такие отслеживания делает экспериментальная наука): значительная часть приобретений не может быть очевидна сразу, т.к. между «фактом», его «записью» и воспроизведением должен быть некоторый временной разрыв — латентный период, хотя бы потому, что восприятие требует меньшей зрелости нервной системы, чем воспроизведение (например, мы понимаем многие слова раньше, чем начинаем говорить). Ранние же приобретения, полученные от воздействий физической и социальной среды, проявляются значительно позже.

Отец и Мать (в широком понимании, т.е. любые лица, которые осуществляют уход и заботу о ребенке) дают человеку первичный опыт отношений, и, прежде всего опыт отношений любви (или нелюбви). Эти отношения формируют личность человека во всей ее специфике внутреннего и внешнего. Первичные отношения любви определяют и то, как человек впоследствии реализует уже в своей жизни собственные отношения любви: к своим детям, к другим людям, к самому себе, к тому, чем и как он в своей жизни занимается.

Значение наличия и качества отношений любви, которые мы получаем от тех, кто нас окружает в первые годы жизни, можно сравнить со значением материнского молока для младенца: с молоком матери без труда, автоматически передаются все необходимые питательные вещества, микроэлементы и иммунные клетки, жизненно важные для полноценного физического развития организма. Материнское молоко – это самый простой и надежный способ (другие способы — искусственное пй-

тание, пищевые добавки и витаминные растворы – требуют дополнительных и весьма существенных экономических, временных и психологических затрат) полноценного обеспечения жизнедеятельности и роста организма, имеющий позитивные перспективные потенции в более зрелых возрастах: более крепкие здоровье и иммунитет, большая устойчивость нервной системы и возможности противостоять стрессовым факторам. Точно так же отношения подлинной любви, получаемые нами в ранний период онтогенеза, подобно материнскому молоку, самый легкий и доступный способ сформировать в ребенке устойчивые основания для перспективы нормального позитивного личностного развития и успешной социализации.

При наличии любви и качественного ухода за ребенком, даже в ситуации, когда в структуре человека есть некоторые нарушения, связанные с факторами наследственности или изменений, произошедших в период жизни плода, связанных с состоянием здоровья матери, течения беременности, гигиены питания, эмоциональных шоков, остается огромное поле для влияния окружения на ребенка с целью получить наилучший результат в отношении его развития, поведения и жизни в целом [9, 202-203].

При отсутствии нормальной любви или искаженных формах и проявлениях любви вся система формирования личности и ее жизненная реализация (в отношениях и деятельности) получает не совсем ровное развитие: неизбежны трудности личностного становления, общения и отношений с окружающими, проблемы обретения личностной автономии и индивидуальности, а также общие проблемы социализации.

Для психологии, особенно в разделах психотерапии и психологического консультирования, уже давно стало очевидным и доказанным, что источник большинства детских проблем (которые потом трансформируются в проблемы взрослого человека) — это неправильное поведение и отношение родителей. Именно родительский дуэт (а не трудности эпохи, сверстники и несовершенство средств массовой информации, коих преимущественно и обвиняют во всех проблемах воспитания) своей любовью и солидарностью создает у ребенка первоначальное, базовое ощущение защищенности и стабильности, которые служат основой сбалансированного, разностороннего и гармоничного личностного развития (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, М. Кляйн, Э. Эриксон, В. Франкл, Э. Фромм, Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Выготский, Д. Эльконин, Э. Эйдемиллер, А. Захаров, А. Варга, Л. Гозман и многие другие).

Если от родителей ребенок недополучает, или получает, но в искажнном виде любовь, нежность, привязанность, принятие, тепло, то он «замыкается на себе», укрепляя эгоистические основания своей биоло-

гической природы и приучаясь любить одного себя. Этот развиваемый и закрепляемый эгоизм, агрессия, противопоставление, сопротивление гнев используются ребенком как средства зашиты от неблагоприятной (а временами и невыносимой) среды.

Это не означает, что мы совершенно сбрасываем со счетов влияние на развитие и психику человека других общественных институтов помимо семьи. Но общество, на уровне массового сознания, должно, наконец, понять всю глобальность влияния родительского отношения на здоровое и качественное или психологически безобразное свое воспроизводство от поколения к поколению. И прежде чем воспитывать и образовывать ребенка, необходимо воспитать и образовать родителя. Только такой подход в состоянии хоть как-то скорректировать вопиющие психологические дисгармонии, а то и прямую психопатологию, задаваемые детям со стороны своих же родителей, что может происходить даже в тех случаях, когда внешне родители считаются довольно приличными и заботящимися о ребенке людьми, но в их поведении неверно «расставлены» акценты взаимодействия с ребенком.

Мы уже упоминали, что в процессе роста и развития первоначальный биологический и психологический эгоизм с необходимостью должен трансформироваться в аллоцентризм — способность «отключиться» от себя и переориентироваться на других и их нужды: осуществить бескорыстное действие, понять и позаботиться о других. Такая трансформация эгоизма в аллоцентризм осуществляется постепенно, нелегко и небезболезненно. Названный переход осуществляется под влиянием воспитания, дисциплины и целого ряда ограничений, задаваемых внешними системами отношений с родителями и воспитателями в широком смысле. Если во внешней системе отношений и воспитания имеют место «сбои» и различного рода искажения и неадекватности, то переход от эгоизма к аллоцентризму будет осложнен или вообще блокирован. В этом случае мы получаем «личностный продукт», весьма сложный для адаптации и нормального, приемлемого поведения среди других. А жизнь в обществе — это не что иное, как понимание и приспособление к другим с учетом своих и чужих нужд. В случае, когда ребенок не чувствует себя объектом привязанности, симпатии, интереса и любви, то ему трудно представить и тем более реализовать хорошие отношения с другими. Жестокость (физическая или эмоционально-психологическая) «блокирует» нормальное развитие ребенка. Его козырями становятся вражда и равнодушие, в основе которых лежат ощущения острой неопределенности, неуверенности, зыбкости себя и своего положения. В такой ситуации для завоевания симпатии и любви к себе, для того чтобы «пробить»

равнодушие окружающих ребенок будет вынужден «прикидываться» интересным (в широком смысле).

В результате, очень скоро, психика и личность ребенка делают вывод о том, что ложь, во всех ее проявлениях, эффективна как для завоевания любви и внимания другого, так и для достижения любых поставленных целей. Так ложь становится единственной основой и средством существования человека в мире. Можем ли мы быть уверенными, что эта лживость и изворотливость не обернется злом для окружающих? Вот простой и лаконичный механизм порождения личности с проблемами адаптации, а формы дезадаптированности могут быть самыми разными в диапазоне, от проблем общения — до криминального поведения и тяжелых антисоциальных расстройств.

Таким образом, мы можем констатировать:

1) отношения любви являются базовым фактором формирования, социализации и адаптации человеческой личности;

2) способности к переживанию и осуществлению отношений любви не являются врожденной составляющей, но формируются (нормально или искаженно) уже на самых ранних стадиях онтогенеза под влиянием окружающих условий и отношений, прежде всего тех, которые задаются со стороны родителей и тех, кто занимается воспитанием ребенка;

3) чтобы обеспечить полноценное формирование человеческой личности и ее способности любить, необходимо сформировать или актуализировать «установки любви» у тех, кто занимается заботой и воспитанием ребенка;

4) реализация третьего пункта во многом может быть усилена и дополнена через массированное, квалифицированное и целенаправленное психологическое просвещение и обучение, что возможно при осуществлении не только специализированных национальных программ, но и в рамках традиционного школьного и вузовского образования.

Образовательные программы высших учебных заведений предусматривают в рамках блока гуманитарных дисциплин курс «Психологии и педагогики». Мы глубоко убеждены, что либо в рамках существующего курса, либо в рамках отдельного курса необходимо (и желательно это закрепить официальными образовательными стандартами) уделять особое внимание вопросам психологии человеческого развития (чтобы сформировать верные и адекватные представления о механизмах и факторах этого развития) и психологии семейных отношений (чтобы вместо наивных и стереотипных, а значит, часто ошибочных, представлений о семье можно было сформировать научные и адекватные представления). Надо очень хорошо понимать, что любое учебное заведение готовит не только специалиста — профессионала в какой-либо предметной области, но, преж-

де всего, является «площадкой» дальнейшего формирования личности (см. прим. 3) и ее осуществления: учащиеся — это потенциальные жены мужья и родители, которые могут своим отношением и воспитанием порождать либо здоровое поколение, либо несчастное и болезненное, как в психологическом, так и в физическом плане.

Еще Г. Спенсер отмечал: «Разве не странно, что хотя жизнь и смерть наших детей, их потери и преимущества в моральном плане зависят от способа их воспитания, в учебных заведениях никогда не было ни малейшего обучения этим вопросам, хотя ученики завтра станут отцами и матерями семейств» [1, 41].

Каким человек вырастет и что он принесет с собой в мир (любовь и созидание или ненависть и разрушение) зависит от тех отношений, в которые он будет «погружен» с момента рождения. Цели и смыслы человеческой жизни не заданы изначально, не являются врожденными: они обретаются человеком в мире [12]. Набор целей, к которым стремится человек и то, почему он выбирает именно эти, а не другие цели, преимущественно определяется теми «вкладами» (эмоциональными, интеллектуальными, практическими), которые были сделаны в человека окружающими именно через систему отношений. Иллюстрацией к описываемой ситуации развития может служить совершенно гениальное, на наш взгляд, высказывание Л.С. Выготского о том, что ребенок – это всегда два человека: Он и Взрослый [3].

Вот почему архиважная задача для нормального психологически здорового воспроизводства общества — это правильное формирование окружения и отношений, в которые приходит маленький человек: он эти отношения вынесет (интериоризируя) в свою жизнь и внедрит через себя в других людей. Если эти отношения позитивны — мы получим нормальную адаптацию личности, без ущерба для окружающих, если исходные отношения плохи — неизбежно получим проблемную или негативную экспансию человека в мир.

Формирование способности к любви, как позитивной жизненной ориентации, задача очень сложная, уходящая своими корнями в ранние периоды онтогенеза, поэтому образование и просвещение потенциальных родителей (на всех уровнях: от общих образовательных программ до специального психологического сопровождения будущих или осуществленных родителей) поможет существенно снизить риски нездорового воспроизводства населения в целом. Если общество заботится о здоровье нации и ее сохранении в целостности, социальной, культурной и национальной идентичности и духовном здоровье, то проблемы воспитания надо решать комплексно и незамедлительно.

Обшие выводы

Отношения человека есть сложный внутренне-внешний феномен человеческого бытия, отражающий сложные взаимосвязи субъекта и реальности.

Являясь системой объективных связей человека с окружающей реальностью, отношения определяют:

1) наличное развитие человека (эмоциональное, когнитивное, поведенческое, социальное) с самых ранних этапов онтогенеза, обеспечивая в том числе формирование жизненных целей и «сценариев»;

2) легкость или затрудненность перехода от первичного, биологически определенного, эгоизма к аллоцентризму, обеспечивающему более конструктивное взаимодействие индивидуума с реальностью;

3) тон и характер взаимодействий человека с другими людьми, с самим собой и с внешней предметной деятельностью.

Выступая как некая внутренняя субъективная реальность, отношения задают:

5) индивидуальное своеобразие личности человека в проявлениях характера, переживаний, поведения, жизненных выборов;

6) уровень и степень отражения личностью той совокупности отношений, которые эту личность сформировали;

7) наличие или отсутствие в личности внутренней возможности (ресурса) к осуществлению основного типа отношений — отношений любви.

Развитие системы субъективных отношений личности происходит в направлении от природного и психологического эгоизма к аллоцентризму. Данный вектор развития находится под влиянием качества общего контекста отношений, в которых растет человек и особенно отношений любви — нелюбви со стороны родителей. Гармоничность или дисгармония в отношениях и воспитании ребенка определяют степень выраженности эгоистических или аллоцентрических тенденций в личности, которые, в свою очередь, влияют на характер адаптации человека в мире.

В системе социальных отношений определяющую роль играют отношения любви, которые являются фундаментом нормального развития, социализации и адаптации человека. Отношения любви «рождают» личность во всей ее специфике и особенностях и формируют способности самой личности к любви (в широком смысле: способность к любви как жизненная ориентация). Через отношения любви человеческая личность активно и качественно проявляет себя в мире, поскольку отношения любви являются средством и сферой, в которых может происходить самоактуализация и самореализация человека.

Отношения любви имеют определенную специфику, в сравнении с другими типами и формами человеческих отношений. Прежде всего, эта специфика задается тем, что отношения любви обладают качеством бы-тийности (смыслообразования) и тем, что в этих отношениях личность реализует себя в концентрированном виде.

Отношения любви, как отношения особого рода, задают специфическую связь между родителем и ребенком, «воспитателем» и «воспитанником», позволяющую интуитивно, легко, качественно и гибко осуществлять воспитание и обучение растущего индивидуума всему необходимому в мире, задавая нормальную и свободную линию его развития.

Ведущими сферами формирования систем отношений являются процессы воспитания и научения-обучения, в которые человек «погружен» изначально благодаря своей социальности.

Формирование и корректировка отношений, окружающих растущую личность (а впоследствии и отношений, которые эта личность будет реа-лизовывать сама в мире), возможны на базе психологического просвещения и обучения осуществленных или будущих родителей с целью нивелировки негативных последствий иных типов отношений (равнодушия, непринятия, отвержения) или неправильной «подачи» любви. Такое психологическое просвещение и обучение возможно и должно осуществлять как на уровне специализированных программ для родителей, так и на уровне общих обучающих программ в системе высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бо Ф. Отношения между людьми. СПб., 2003.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2001.

4. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. М., 2002. Т. 1.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Избранные труды по психологии. М., 1997.

6. Леонтьев Д.А. О диспозиционном смысловом механизме отношений личности // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии: К 100-летию В.Н. Мясищева. СПб., 1994.

7. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии· М., 1984.

8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

9. Рейнгольд Д. С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. М., 2004.

10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

11. Соколова Ε.Т., Чечельницкая Ε.П. Психология нарциссизма. M., 2001.

12. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

13. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989; Кляйн М. Развитие в психоанализе. М., 2001.

14. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.

15. Шадриков В.Д. Способности человека. М.—Воронеж, 1997.

Примечания

1. Подробно о механизмах формирования способности к установлению отношений любви изложено в монографии автора «Парадоксы любви: психология чувств и отношений». Омск, 2005.

2. Под эгоизмом понимается сосредоточенность организма (в широком смысле этого понятия) на своих нуждах в целях сохранения себя и получения удовольствия, а так же стремление к захвату внешней ситуации и использованию внешних объектов для удовлетворения своих потребностей.

3. Иногда, высшее учебное заведение выступает мощным «полем корректировки» некоторых аспектов развития человека, особенно тех, которые связаны с его мировоззрением и сознанием.

Научная жизнь

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.