Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ





In this article the author analyses genesis, essence and forms of informational impact on consciousness in postindustrial society. Informational impact is viewed from three different angles: as vector of cultural development, as basis for authorities' relationship, as kind of social communication. Based on this three-dimensional analysis, essential characteristics of informational impact on consciousness in postindustrial society are determined. Among those are: virtuality, interactivity, hypertextuality, globality, pattemess. The author shows how the phenomenon of informational impact creates symbolic superstructure over the constant reality.

В статье анализируются генезис, сущность и формы информационного воздействия на сознание в условиях постиндустриального общества. Информационное воздействие рассматривается в трех пересекающихся плоскостях: как вектор развития культуры, основа властных отношений, вид социальной коммуникации. На основе трехмерного анализа формулируются существенные признаки информационного воздействия на сознание в постиндустриальном обществе, а именно: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, мозаичность; показывается как феномен информационного воздействия, обладающий собственным знаковым кодом, моделирует символическую надстройку над константной реальностью.

Информационное воздействие на сознание настолько глубоко проникло в жизнь людей, вплелось в саму ткань ее повседневности, что вычленить его из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным. Эти трансформации наиболее



Павлова Елизавета Дмитриевна — кандидат философских наук, директор общеобразовательной школы (г. Москва).

адекватно отражены в психологии и философии, задача которых заключается в формировании основных мировоззренческих принципов, коррелирующих с типом мироощущения, распространяющимся в информационном обществе. Переход к обществу информационного типа создал для человечества множество качественно новых проблем, которые еще не осознаны в полной мере. Одну из наиболее острых — проблему информационного воздействия на сознание — мы затронем в данной статье.

В постиндустриальном обществе информационное воздействие на индивидуальное и массовое сознание является той невидимой технологией управления общественной жизнью, которая пронизывает буквально все уровни социального взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными. В связи с этим хотелось бы остановиться на одной, но весьма значительной и многомерной проблеме информационной цивилизации, а именно: к каким ментальным изменениям приводит объективная центрация современного общества на электронных информационно-коммуникативных системах и обусловленное ею превращение информации в центр, основу, субстрат и главную ценность культурно-психологического мира современного человека? Поиск ответа на этот вопрос весьма важен, поскольку дезориентация в понимании значения роли и результатов информационного социально-политического влияния на массовое сознание чревата принятием неверных политических решений, которые, как показывает история, уже неоднократно сказывались самым пагубным образом на функционировании управляющих институтов, отдельных социальных систем и общества в целом.



Анализ феномена информационного воздействия на сознание предполагает использование двух подходов: с одной стороны, исследование его взаимосвязи с мировоззрением и философией, функционирующих в определенном социокультурном пространстве, с другой — рассмотрение связей указанного феномена с эмпирическими теориями и опытом. Каждый из этих подходов представляет собой отдельный аспект исследования структуры и динамики информационного воздействия на сознание, а их сочетание позволяет успешно интегрировать философские и логико-методологические принципы исследования.

Под термином информационное воздействие на сознание условимся понимать целенаправленный или случайный процесс изменения смыслов (знаний, мнений, представлений, понятий, суждений личности и т.д.) посредством трансформации информационной матрицы сознания. Базисом информационного воздействия является язык. Известно, что за каждым словом языка закреплен определенный смысл, периодически претерпевающий в сознании изменения, вызванные непрерывной эво-



люцией челове-ческого сознания, связанной с революци-онным ростом общих знаний и достижений науки и техники. Далее, абстрактное мышление реализуется через символы, с помощью которых сознание постигает смысл явлений и процессов внешнего мира. В процессе абстрактного мышления физическая реальность фактически дистанцируется от виртуальной реальности по мере роста символической активности человека. Символическая активность человека определяет и формирует его персональный информационный образ действительности. Соответственно, с точки зрения информационного воздействия, наиболее уязвимым звеном личности и социума становится сознание, а точнее – его идеально-мыслительное начало. В рамках предложенного нами подхода к пониманию архитектуры сознания [3, 104-109], функциями идеально-мыслительного начала являются хранение, воспроизведение и передача имеющихся идей, знаний, а также создание принципиально новой информации. Отсюда следует принципиально важный вывод: информационное воздействие на сознание способно трансформировать заложенную в сознании фундаментальную информационную матрицу – логосферу (смысловое поле, идеально-мыслительное начало сознания).

Логика исследования подсказывает необходимость выявления сущностных характеристик феномена информационного воздействия на сознание. Для решения этой задачи необходимо предварительно проанализировать указанный феномен как минимум в трех плоскостях. Сопоставление нескольких форм проявления одного и того же феномена позволит нам приблизиться к пониманию того общего, существенного, которое лежит в основе исследуемого явления. На наш взгляд, целесообразен анализ информационного воздействия на сознание как вектора развития культуры; как основы властных отношений; вида социальной коммуникации. Безусловно, можно выделить и другие основания, но это может отвлечь нас от основной цели исследования.

Информационное воздействие как вектор развития культуры

Вектор развития культуры как типа социальных связей и взаимодействий, стратегии получения, хранения и трансляции информации, особенностей преемственности во многом обусловлен спецификой доминирующей в данный исторический период коммуникации. Новые технологии, расширяющие возможности обработки и понимания информации, всегда приводили к большим изменениям в развитии культуры, цивилизации; фундаментальные культурные сдвиги также рождены сменой принципов информационного воздействия на сознание людей. Если анализировать нынешнюю ситуацию, то, не преувеличивая, можно констати-

ровать, что в настоящее время техногенные цивилизации создают информационный прессинг на сознание индивида, на информационное и духовное пространство социума, других цивилизаций. Продуманное использование новейших технологий хранения, обработки и трансляции информации позволяет искусственным образом формировать сознание как отдельного человека, так и целого народа. В рамках стратегии омас-совления, выступающей в качестве ведущей в информационном обществе, большинство культурных феноменов подчиняется закону тиражируемости, серийности, дублирования. Специфика информационного воздействия на массовое сознание оказывает влияние и на качество культурной политики, на методы репродуцирования и распространения культуры. В этих условиях основной задачей социально-философского знания становится осмысление новых парадигм информационного моделирования действительности.

Информационное воздействие в сфере культуры позволяет опосредовать определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета. Человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей в культуре нужна всесторонняя информация, которая позволяет устанавливать социокультурные связи. Всесторонность информации в сфере культуры возникает в результате комбинирования (целенаправленного или спонтанного) исходных типов этой информации: «информация-знание»; или фактологическая, дескриптивная информация; «информация-ценности»; или оценочная, аксиологическая информация; «информация-опыт»; или нормативная, рекомендательная информация. Таким образом, семантическую сущность информационного воздействия культуры на микро-, мезо- и макрологосферы можно раскрыть при помощи категорий: знания как способа кодирования, хранения и транслирования сообщений теоретического и практического содержания; ценности как способа кодирования и транслирования значимых культурных Ценностей в духовной и материальной деятельности; опыта как способа кодирования сложившейся в сознании личности рационально-интуитивной и эмоционально-чувственно обоснованной системы ценностей.

Традиционное понимание культуры как единства материальной и духовной жизни общества постепенно вытесняется информационным пониманием культуры общества как пространства материальных и идеальных объектов-носителей информации культурного содержания, общественного изменения и развития. Традиционные формы воспроизводства и

трансляции культуры и межличностного общения, еще вчера казавшиеся незыблемыми и устоявшимися, резко изменились. Меняется само содержание категории «информация», которое в эпоху информационного общества трактуется не как сообщение, а как многоплановое понятие, одновременно обозначающее знание, ценность, смысл и связь между людьми. Человек постиндустриального общества не просто пользуется информацией, живет с ее помощью (так было во всех обществах) — он зависим от информации. Такое главенствующее место и роль информации, причем преимущественно «массовой», — в которой доминируют усреднен-но-поверхностные варианты и модификации, приводит к парадоксальным, противоречивым в своем культурном значении и небезобидным (с точки зрения идеалов культурного развития) последствиям. С одной стороны, получение информации, ее преобразование и генерация нового знания позволяют открывать беспрецедентную по глубине и практической эффективности информацию для всех сфер жизни, что становится основой научно-технического прогресса, материального производства, социального прогнозирования и управления. С другой стороны, на объективно возрастающую роль информационного воздействия в жизни общества и человека накладывается действие аккумулированных экономических и социально-политических сил, приводящее к существенным изменениям этой роли, самой информации, отношения человека к ней, а в конечном счете — к существенным сдвигам ментальности в целом. Прежде всего, информация попадает под действие известной социокультурной закономерности: она из «средства» превращается в «цель». Так формируется информационная власть над субъективным миром людей — через культивируемую массовой культурой потребность в ней, через придание информации нового онтологического статуса и силы — непреложной, бесконечно привлекательной. Образно выражаясь, постиндустриальное общество породило «наркотическую», болезненную зависимость людей от информации. Из условия и средства социальной и индивидуальной жизни информация превратилась в их ядро, основное содержание и цель, потеснив такие изначальные первоосновы человеческого бытия, как материю и энергию, биологические функции и физический труд и некоторые связанные с ними традиционные социальные формы, ритуалы и ценности. Производство, обмен и потребление вещей уступили социокультурное лидерство производству, обмену и потреблению знаков, текстов, сообщений, образов. Сами вещи также «информатизировались»: их ценность сегодня определяется не только и часто не столько практическими функциями, сколько информативностью — культурно-исторической, социально-символической, эстетической, художественной.

Аналогичные процессы происходят и в сфере духовной культуры. Она всегда была «информационной», но эта естественная информационность представлений, образов, ценностей и текстов была само собой разумеющейся либо неосознанной. Сегодня же к этим традиционным элементам духовной культуры подходят именно с точки зрения их информационной природы, содержания и функций, когда ценится не только качество, но и (и прежде всего) количество и разнообразие информации. Настораживающие тенденции сформулированы в рамках молодого направления современной науки — социологии Интернета, — названные рисками информационного общества и связанные с замещением духовной культуры узкопрофессиональными знаниями, деформацией досуга, ориентацией на развлекательность, вытеснением реального живого общения, изменением характера человеческого мышления от творческого к инструментальному и формализованному. Актуальной критической темой исследования становится проблема «цифрового раскола» – расслоения общества по признаку вовлеченности в мир современных технологий и как следствие – информационной маргинализации значительной части населения.

Информационное воздействие как вид массовой коммуникации

По мнению исследователей, информационная картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, лишь на 10—15%. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, посредником в формировании культуры, а также важнейшим фактором, трансформирующим всю систему духовного производства, является массовая коммуникация. При этом сна претендует, и не без основания, на роль очень мощного фактора информационного моделирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества, поскольку именно массовой коммуникации принадлежит лидерство в области идеологического влияния. Иными словами, массовая коммуникация взяла на себя роль транслятора культурных достижений, активно влияя на принятие либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры.

Утверждение, что массовая коммуникация выполняет функцию информационного воздействия на сознание, вытекает из того факта, что информационное воздействие любого уровня — от микроуровня межличностного общения до макроуровня межгосударственного диалога — имеет коммуникативную природу. При этом средства коммуникации обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию

социальной компенсации. Они обеспечивают как восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Средства коммуникации, распространяя информацию, внедряют в сознание людей те или иные оценки, мнения, установки, формируют нормы консолидации и идентификации, задают ценностные и смысловые координаты.

Информационное воздействие подразумевает явную или завуалированную трансформацию информационного наполнения сознания. В свою очередь, информированность сознания — это состояние, предполагающее наличие в нем определенной фактографической базы, достаточной для рационального оценивания охваченных массовой информацией объектов, которое оказывает влияние на складывание определенных массовых умонастроений и мнений. Адекватное отражение картины мира предполагает также логическую корректность отражения ее структуры. Естественно, само течение событий выдвигает на первый план те или иные темы, т.е. отчасти происходит стихийная «расстановка акцентов». Однако не средствам массовой информации целенаправленно расставлять «нужные» смысловые акценты, влиять на статус освещаемой информации, сохранять или не сохранять целостность контекста. А ведь в информационном поле именно контекст является «строительным материалом» картины мира, формирующейся в сознании людей. Если же «расстановка акцентов» контролируема извне, то это открывает широкие возможности для скрытого воздействия на сознание путем искажения реальной значимости событий. Таким образом, целенаправленная «расстановка акцентов» представляет собой систематическое транслирование искаженно структурированной информации, т.е. несоблюдение соотношения части и целого, некорректное отражение последовательности событий и причинно-следственных связей. Такую информацию можно представить в виде дерева (например, мнений), у которого, во-первых, уровни занимают несоответствующие по значимости места, а во-вторых, информационно искажены. Одним из частных воплощений технологии искажения реальности является канализирование эмоций либо внимания аудитории, а также искусственное создание «новостной повестки дня»: внимание аудитории привлекается к тем вопросам, которые попадают в эфир (печать), и таким образом задаются темы для ежедневного восприятия, обдумывания, обсуждения, запоминания, т.е. повседневного структурирования картины мира.

На практике информационное воздействие на сознание реализуется посредством синтеза прикладных информационно-коммуникативных и психологических технологий. Эти технологии позволяют не производить «товар», удовлетворяющий потребности людей, а наоборот, порождать

потребности людей в том или ином уже существующем «товаре» (термин «товар» мы используем в широком смысле — от реальных продуктов поколения до коммерческих брендов и политических идей). Такие технологии могут лишить адекватности не только агентов рынка, но и целые системы управления, а в случае информационных войн — население стран. Последствия этого процесса еще далеко не осознаны, поэтому в условиях отсутствия соответствующего законодательства и контроля опасны.

Информационное общество — это новая форма цивилизации, генерирующая специфичные социальные, экономические, политические механизмы решения проблем, связанных с развитием информационной реальности. Многие из этих механизмов находятся в латентной форме и требуют адекватного анализа и критической оценки. Известно, что коммуникативное пространство информационного общества насыщено мифами, символами, идеологемами, которые направляли массовое сознание в прежние эпохи. Исследовательское внимание к этим аспектам формирования информационного общества позволит распознавать и контролировать пропагандистскую направленность идеологических посланий, которые латентно заключены в любой информации.

Информационное воздействие как основа властных отношений

Под термином «власть» мы понимаем способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на сознание, деятельность и поведение других людей. Власть может базироваться на силовых методах воздействия (физическое и психологическое насилие, принуждение, давление), на использовании экономических и социальных ресурсов. Источниками власти могут быть обладание ценной информацией, а также знание, опыт, индивидуально-психологические особенности личности. На наш взгляд, наиболее удобной классификацией власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается: власть может быть принудительной (силовой), экономической, социальной, духовно-информационной и харизматической.

В связи с переходом общества в новую среду обитания — информационную — меняются и возможности получения, сохранения, усиления власти. Если в прошлом при взаимоотношениях с обществом, с другими государствами власть опиралась преимущественно на силовые методы воздействия, то в наше время репрессивные формы принуждения заменяются культурой информационного воздействия на массовое сование. Воздействие на индивидуальное и массовое сознание посредством регулирования информационных потоков, т.е. процесс «мягкого", опосредованного изменения поведения, мнения, установок, наме-

рений, представлений, оценок — одна из форм проявления власти Взгляд на развитие ценностей современной информационной цивилизации показывает, что движущая сила развития общества смещается в сферу влияния на людей, в «сферу обработки людей людьми, которая становится тотальной» [1, 165].

Из сказанного следует важный вывод. Информационное воздействие на сознание можно рассматривать как разновидность власти — власти внедрять в чужое сознание то или иное видение мира, или, говоря образно, «творить мир при помощи слов» [5, 145]. Это особый вид духовного господства, поскольку дает возможность целенаправленно формировать в сознании определенный, прогнозируемый образ мира. Если рассматривать феномен информационной власти в политической плоскости, то она направлена на усиление и подтверждение существующего соотношения сил, конструирующих структуру социального пространства, что связано с укреплением тенденции воспринимать существующий порядок как должный. В политическом поле позитивное информационное воздействие элит на сознание масс повышает определенность «картины мира», вносит в нее ясность и стабильность. Освобождая граждан от груза ответственности, властная элита делает их поведение более прогнозируемым и управляемым. Можно предположить, что технологии информационного воздействия на сознание будут развиваться и дальше, поскольку обладают большим потенциалом на микро- и макроуровнях социально-политического взаимодействия. Информационное управление, информационный контроль сознания оказывается сложно организованной, но более выгодной и безопасной формой правления, нежели прямое принуждение или угроза физической расправы.

Итак, мы проанализировали феномен информационного воздействия на сознание в трех социокультурных плоскостях. На основе полученных данных попытаемся сформулировать существенные признаки информационного воздействия на сознание в постиндустриальном обществе, а именно: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, мозаичность.

Виртуальность. Виртуальность — отличительная черта информационного воздействия. Информационное воздействие носит виртуальный характер, т.е. осуществляется не за счет физической силы. Проиллюстрируем сказанное примером. Если перед нами стоит задача сбить сосульку, то мы берем палку и осуществляем задуманное, прикладывая заметные физические усилия. Но заставить взлететь птицу можно легким взмахом руки, ей хватает «невесомого» визуального — в данном случае информационного — сигнала.

Однако новым данное качество информационного воздействия можно называть с известными оговорками. Так, в сфере социальных систем виртуальными свойствами воздействия обладают также власть, влияние, ценностные ориентации. Всем этим посредникам изначально присуще свойство виртуальности в значении «идеальности» (знаковости, символичности). Действительной отличительной особенностью современного типа информационного воздействия является его технический характер. Например, компьютерная виртуальная среда выступает как новый посредник всех прошлых социальных посредников, уже и ранее имевших характер виртуальности (своеобразная «виртуальность в квадрате» как отличительная особенность современного типа виртуальности).

В отношении традиционных СМИ можно говорить о всестороннем развитии виртуальности как месте пребывания универсальных дискурсивных практик: экран телевизора, радиоточка, ежедневная газета и т.д.

- вот то основное информационное поле, где производятся и распространяются массовый язык, массовая культура, массовые ценности и иные феномены массового общества. Но с появлением современных информационных и телекоммуникационных технологий этот, уже ранее обозначившийся, процесс приобрел свои продвинутые черты — появилась технически оформленная среда виртуальности, сформировался соответствующий дискурс («виртуальный дискурс»).

Принципиальное отличие современного типа виртуальности как раз и состоит в том, что с развертыванием новых информационных и телекоммуникационных технологий изменяется сам характер виртуальности

- появляется специфическое информационное пространство, которое специализируется на переходе сущего в виртуальное состояние. Виртуальность выступает как реальное местопребывание реальных явлений, которые в реальности не представлены вместе. Виртуальность позволила чисто технически соединить несоединимое. Если мифологический кентавр мог присутствовать в сознании древнего человека «виртуально», то постиндустриальное общество инициировало принципиально новую виртуальную среду, в которую можно поместить («кентаврировать») любые фрагменты действительности.

Виртуальность информационного воздействия связана с унификацией символического пространства, с размыванием границ реального и виртуального. Нередко информационное воздействие со стороны телевизионной или компьютерной виртуальной реальности, погружающей сознание в специфическое состояние и навязывающее ему особые типы существования, представляется более веской, доказательной, чем событийность повседневности. Погружение в виртуальное пространство при-

водит к перестройке персептивного аппарата человека, который под воздействием неоднородных как по смыслу, так и по содержанию блоков перестраивается на особый виртуальный режим, в котором принципиально разноуровневые явления начинают обретать одинаковый статус. Информация при этом перестает являться носителем подлинности, превращаясь в самостоятельную сущность наряду с веществом и энергией. Экранные образы моделируют реальность и программируют деятельность человека, задавая социальное пространство и социальное время и выступая в качестве одного из важнейших инструментов формирования системы ценностей, стереотипов поведения и самой идентификации личности.

Итак, формируется принципиально новый тип символического существования человека, культуры, социума. Все символы человеческого общежития отныне могут быть помещены, воспроизведены и преобразованы в этом новом символическом (параллельном, цифровом) пространстве. Помимо всего прочего это означает, что символическая деятельность человека расширяется и многократно усиливается. Причем если социальные явления попадают в этот мир (приобретают виртуальную форму), они вынуждены подчиняться местным законам. Тем самым виртуальный мир начинает выступать в качестве основы всех других миров (в их потенциальной форме). В результате виртуальность из условности превращается в безусловность, а ее прошлый квазиреальный характер (на предшествующих этапах развития человечества) замещается гиперреальным характером (о чем постоянно говорят, например, постмодернисты). В связи с этим перед исследователями открывается перспектива философского осмысления виртуальной реальности как виртуализации современной жизни. Возможно, категориальное соотнесение терминов «виртуальный» и «идеальный» поможет наполнить многозначный и пока неопределенный термин «виртуальный» довольно точным содержанием.

Интерактивность. Информационное воздействие подразумевает взаимодействие, контакт, обратную связь между сознанием и субъектом информационного влияния (таким субъектом может быть другое сознание, т.е. другой индивид, культура, религия, господствующие в данное время политический строй, идеология, СМИ и пр.). Интерактивность позволяет сделать информационное воздействие эффективнее. По этим причинам субъект воздействия стремится заранее осуществить «зондаж» общественного мнения и, с учетом поступающих по каналу обратной связи сведений об адресатах информационного воздействия, старается обеспечить себе доминирующее положение по отношению к информируемой общественности и вызвать ее необходимую «управляемую» реакцию, имея возможность корректировать содержание, форму и способы распростра-

нения передаваемых сообщений. В условиях конкурентной коммуникационной среды примером такого процесса может служить деятельность политической партии по размещению в СМИ задолго до официального начала избирательной кампании «пробных» материалов о своей деятельности, носящих скорее нейтральный, чем агитационно-пропагандистский характер, с тем, чтобы выявить настроения потенциальных избирателей.

Гипертекстуальность можно трактовать как многозначность, поли-дискурсивность информационного воздействия. По сути, человек современного общества формируется и функционирует в мегаинформацион-ном пространстве. В середине прошлого столетия М. Маклюэн отметил, что телевидение, как новый и активно развивающийся социальный феномен, буквально «вобрало» в себя другие массмедиа (радио, кино, прессу). В XIX в. совершается аналогичный процесс, но уже на основе иной информационно-коммуникационной техноструктуры. Цифровая электроника превращает любую информацию (текстовую, графическую, звуковую, видео) в потоки бит, т.е. соединяет разнокачественные информационные потоки в едином пространстве. Виртуальный мир Интернета сегодня вбирает в себя уже и само телевидение. Тем самым обеспечивается сложнейшее комбинирование информационных потоков (визуальных, аудиальных, интерактивных), соединение различных дискурсов (политических, экономических, конфессиональных и т.д.). И этот интегрированный гипертекстовый поток информации входит в сознание, трансформируя, преобразуя, обогащая или, наоборот, разрушая его содержание.

Глобальность. Глобализация информационного воздействия в постиндустриальном обществе — это предельное расширение того информационного пространства, в котором происходят различные виды информационного взаимодействия.

Для более точного понимания воздействия информации как на отдельную личность, так и на социум и цивилизацию (культуру) в целом введем следующие дефиниции:

— микрологосфера — информационная матрица личности;

— мезологосфера — информационная матрица социума;

— макрологосфера — информационная матрица цивилизации. Если предположить, что массив микрологосфер образует мезолого-

сферу конкретного общества, то массив мезологосфер является основой построения макрологосферы цивилизации. Совокупность смысловых матриц отдельных цивилизаций образует «ДНК», спираль культурно-информационного кода единой Цивилизации человечества. Точнее эту Мысль выразил А.Е. Лукьянов: «Ландшафтная спираль культур охватывает всю земную поверхность суши и моря, каждая культура здесь явля-

ется связующим звеном рядом стоящих с ней культур. Общность культур заключается в том, что они образуют единый культурный планетарный организм. Все они восходят к своим космической и вселенской ипостасям и имеют один генетический код, заложенный в спирали структурно-функционального архетипа. Составляя единство, культуры, однако, не утопают в нераздельном тождестве, то есть, они находятся в дифференцированном единстве. Культуры отличаются по координатам ландшафтных родовых мест, или углом поворота и порядком набора элементов спирали архетипа в космическом планетарном ядре» [2, 47].

По сути, массив макрологосфер образует структурно-функциональную архитектуру, «ДНК» ноосферы. В базовых узлах ноосферной спирали расположены мезологосферы конкретных социумов, являющихся элементной базой цивилизации как системы. Соответственно структурно-функциональная архитектура мезологосферы в собственных базовых узлах содержит микрологосферы. Отсюда следует следующий важный с точки зрения социально-философского анализа вывод: в информационном обществе формируются качественно новые предпосылки информационной эволюции — планетарного сознания, ноосферной действительности. Они связаны с созданием и использованием не только совершенно новых средств накопления и передачи информации, порождающих принципиально иное информационное пространство, но и с принципиально новыми технологиями моделирования сознания. Изменив свою среду обитания, создав «инфосферу», человечество формирует глобальную «информационную модель мира», которая может оказать непрогнозируемое воздействие на сознание, поведение, мировоззрение, на нравственные нормы и ценностные ориентации целых народов. Сегодня мы наблюдаем, как рамки старого информационного пространства рушатся на глазах и рождается глобальное информационное пространство будущего.

Мозаичность. С глобализацией информационного воздействия в постиндустриальном обществе тесно связана еще одна характеристика -мозаичность, фрагментарность входящей в сознание человека информации. Эта смысловая раздробленность вызвана гигантскими, экспоненциально увеличивающимися объемами информации, которые ежесекундно обрушиваются на сознание современного человека. Как справедливо отметил Г. Почепцов, «за последние тридцать лет произведено больше информации, чем за пять тысяч лет до этого. Подсчитано, что один экземпляр газеты "Нью-Йорк Тайме" содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии семнадцатого столетия за всю его жизнь-Естественно, что человеческие механизмы переработки и хранения информации, созданные задолго до необходимости перерабатывать подоб-

ные объемы, претерпевают сегодня серьезные перегрузки, создавая в ответ те или иные системы защиты себя» [4, 12]. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности сначала восприятия, а затем, возможно, и мышления.

В отсутствие упорядочивающего центра и упорядочиваемой периферии любое социокультурное пространство неизбежно образует в некотором роде хаотичные (мозаичные, сетевые) структуры. Виртуальная среда, если использовать терминологию А. Моля, устроена в высшей степени мозаично, а не иерархично. Однако в современном обществе данная черта информационного воздействия становится господствующей и предопределяющей сам характер восприятия и ориентации в мире. Целостность мировосприятия современного человека нарушается, о чем, например, свидетельствует множество одновременно сосуществующих в сознании индивида разнородных самоидентификаций, взаимодополнение рационального и внерациональных способов познания и т.д. По своему характеру конфигурация такого типа знания может быть описана как мозаика, т.е. различные информационные элементы структурно не объединены, но представлены как рассеянные и децентрированные конфигурации в горизонте множественного, а оттого и неизбежно фрагментарного дискурса.

В заключение выскажем предположение, что дальнейшее совершенствование направленных методов информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание может привести к коренному преобразованию самого носителя сознания — человека. В подобном контексте главной задачей культуры становится воспитание сознания, имеющего возможность сохранения собственной индивидуальности путем критического анализа происходящего; сознания, способного противостоять технологиям информационного «погружения» в иллюзорную реальность; сознания, способного осуществлять культурный прогресс и формировать культурные параметры эпохи.

Кроме того, мы отдаем себе отчет, что в статье затронуты глобальные проблемы, нуждающиеся в дальнейших исследованиях. Возможно ли обойтись без информационного контроля массового сознания и поведения в политической, экономической, идеологической, культурной, религиозной сферах, в ситуациях, когда народы находятся в состоянии эмоционального напряжения, беспокойства, агрессии? Мыслимо ли построение демократического общества, государства без скрытого информационно-психологического управления массами в условиях экономического и социокультурного неравенства людей, их разобщенности, взаимного недоверия и непонимания, неумения искать конструктивные пути

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.