Корпоративное волонтерство
Некоторые крупные российские компании активно демонстрируют приверженность требованиям внешней социальной ответственности.
Корпоративное волонтерство традиционно является частью внешней корпоративной социальной ответственности бизнеса во всем мире. Однако в России до недавнего времени оказание помощи социально-незащищенным группам осуществлялось, преимущественно, в виде материальных пожертвований бизнеса. Это важная и нужная работа, но корпоративное волонтерство является более адресным и эффективным способом решения значимых проблем общества.
С 2009 г. в компании «Эльдорадо» принята Политика корпоративного волонтерства. Ее задача — упорядочить и систематизировать волонтерские инициативы, получившие в прошедшем году распространение во всех регионах деятельности компании. Наличие Политики не ставит перед собой цель формализации волонтерских инициатив. Политика нужна для того, чтобы подсказать сотрудникам способы решения проблем конкретных людей в тех местах, где они живут и работают.
Корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры и предполагает добровольную деятельность работников на благо общества при поддержке и поощрении со стороны компании [кор, с. 246]. Волонтеры —граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда[кор, с. 385].
Добровольчество является не просто добрым делом, оно позволяет сотрудникам участвовать в решении общественных задач, внося свой вклад в решение проблем региона. Благодаря корпоративному волонтерству «Эльдорадо» укрепляет свою репутацию в регионах присутствия как социально ответственная компания.
Стимулируя своих сотрудников принимать личное участие в решении социально значимых проблем в регионах деятельности, «Эльдорадо» способствует формированию чувства личной ответственности и стремления участвовать в общественных событиях.
Одной из форм поддержки является организация внутрикорпоративного конкурса по выявлению самого значимого проекта в сфере корпоративной социальной ответственности и выбор «Самого социально ответственного региона».
Приведенные примеры можно многократно повторять, и, это свидетельствует о повороте в мировоззрении бизнес- элиты от настроений временщиков, стремящихся урвать сейчас как можно больше, без всякого разглядывания будущего, к принципам рачительного ведения хозяйствования, ответственности за улучшение общественного окружения.
Исследования ВЦИЭСТ зафиксировали, что более 70% отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность. Ежегодно бизнес страны тратит на социальные проекты около 150 млрд руб. По некоторым данным, отечественные компании выделяют сегодня на благотворительную деятельность в среднем 17% своей прибыли, в то время как западные — 2-3%. В эффектности некоторых социальных инвестиций, благотворительных акций и прочих форм социального партнерства сомнения нет. Но насколько они эффективны? Решают ли эти траты финансовых и прочих ресурсов реальные социальные проблемы? Что они приносят самому бизнесу?
Опросы населения показывают, что россияне ждут от бизнеса:
· создания новых рабочих мест (65%),
· предоставления дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий (33%),
· участия в строительстве городских социальных объектов (24%),
· благоустройстве городов, поселков (19%) [кор, с. 246].
Раздачи денег от бизнеса не ждут. Россияне хотят от бизнеса существенных усилий в социальной сфере.
И результаты опроса, проведенного Лабораторией социальных технологий МАМ, убедительно демонстрируют абсолютную адекватность этим ожиданиям, понимание ( )течественным малым и средним бизнесом, как сути самой проблемы, так и перспектив ее решения.
Главной социальной проблемойсовременной России бизнес видит:
· (40%) — бедность населения, включая необеспеченность и беззащитность ветеранов,
· 11% связывает главные социальные проблемы с детьми и молодежью,
· 10% — с экологией [кор, с. 247].
ЖКХ и наркомания, по мнению бизнеса — проблемы производные, зависимые от решения главной.
В свете сказанного выше, становится веским и обоснованным понимание бизнесом социальных инвестиций. 30% понимает их как вложения в общество, в котором мы живем, 28% — как социальную политику компании. 26% пока еще продолжает понимать социальные инвестиции как благотворительность, но зато уже только 1% связывает их с PR и никто — с давлением со стороны органов власти. Иначе говоря, отечественный бизнес понимает социальные инвестиции как собственный свободный и ответственный выбор.
Показательно и то, что востребованность оценки эффективности социальных инвестиций деловое сообщество связывает не с только с органами власти (14%), экспертами по социальной политике (5%) или даже пиарщиками (5%) и журналистами (1%)! Подавляющее большинство считает, что такая оценка необходима населению (20%) и самому бизнесу его учредителям и менеджерам (26%). В этой связи следует признать, что бизнес понимает свою роль в обществе и готов к прямому диалогу и партнерству с ним.
Более того, 30% считает, что социальные инвестиции необходимы бизнесу как средство коммуникации с органами власти и местной общественностью, 15% связывают с ними возможности расширения рынка, а 20% — видят в социальных инвестициях эффективное средство достижения конкурентных преимуществ и роста капитализации. И только 2% «говорят, что это выгодно».
Все вышеизложенное подтверждает и интерес бизнеса к конкретным технологиям и видам социальной ответственности. Только 5% интересует общая информация о социальных инвестициях. Но практически поровну (от 15% до 20%) распределился интерес к методике оценки эффективности социальных программ, выбору оптимального направления социальных инвестиций, в том числе — социальных инвестиций в развитие человеческого капитала и т.д.
Список литературы
1. Бакша Н.В., Данилюк А.А. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие. Тюмень: ТГУ, 2012. 292 с.
2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011.
3. Горфинкель В.Я. и др. Социальная ответственность менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие— электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 287 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439. ЭБС «IPRbooks».
4. Дубовец Д. Роль социально-трудовых отношений в социально-экономической системе // Человек и труд. 2010. № 9.
5. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие. Издание 2-е, доп. и перераб. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. 360 с.
6. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость. Философские концепции и российская ситуация: монография. М.: Изд-во МГУ, 2011. 236 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439. ЭБС «IPRbooks».
7. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008.
8. Коротков Э.М., Александрова О.А., Антонов С.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров; под ред. Э.М. Короткова. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 445 с.
9. Корпоративный менеджмент / под ред. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Омега-Л, 2011.
Тема 5.
Глобальная управленческая перспектива
План
1.Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации.
2. Повышение деловой репутации.
3. Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность.
4. Этика и корпоративнаясоциальная ответственность.
1. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации
Концепция устойчивого развития начинает оказывать влияние на выработку стратегических задач организаций, а в корпоративном управлении играет ведущую роль при формировании инвестиционных проектов. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества: объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.
Устойчивое развитие - это такие преобразования, которые удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [кор, с. 261].
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической — это три тесно взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимоподчиненные области единого целого. При таком подходе организация рассматривается как социо-эколого-экономическая система. Экономические цели (прибыль, доход) при таком подходе становятся вторичными по отношению к цели сохранения целостности среды обитания.
Итак, переход к концепции устойчивого развития потребует от менеджмента организации осознания расширения границ объекта управления, осмысления высших целей развития и формирование новых экологических и социальных нормативов.
Темпы изменений внешней среды происходят по основным направлениям:
· стремительность изменения знаний. Компьютер теряет 1% своей стоимости в неделю, а человек не только осваивает, но и создает это море знаний;
· высокие темпы обновления продукции. В США каждый год появляются до 50000 новых наименований товаров и услуг, тогда как в 1970 г. этот показатель составлял 10000. В некоторых отраслях особенно в информационных п'хнологиях, темп нововведений настолько высок, что фирмам приходиться буквально «бежать» только для того, чтобы «оставаться на месте»;
· сменился решающий фактор бизнеса. Одно время им была земля, затем капитал. Сегодня решающим фактором стал человек и его знания;
· размывание границ между отраслями и сегментами;
· глобальная конкуренция. ТНК конкурируют за долю рынка почти в каждой стране;
· большая взаимосвязь участников. Новый характер производства диктует новую структуру отношений с конкурентами, поставщиками, органами власти, консультантами, рекламными агентствами, крупнейшими потребителями, все чаще возникают структуры, объединяющие предприятия и компании различных отраслей [кор, с. 263].
Организация не может «отключить» источники преобразования внешней среды, поэтому для сохранения жизнеспособности ей необходимо развиваться с учетом изменений во внешней среде за счет тех переменных, на которые она может влиять. Такими переменными являются факторы устойчивого развития. Именно они определяют, будет л и система устойчивой. Факторы устойчивого развития — это управляемые силы, которые оказывают воздействие на устойчивость организации во внешней среде в период ее изменений [кор, с. 265]. Устойчивость развития в непредсказуемой и стремительно меняющейся внешней среде, как правило, оценивают как успех компании. Поэтому часто факторы устойчивого развития называют ключевыми факторами успеха (КФУ).
Типы факторов устойчивого развития:
1) КФУ, зависящие от технологии:
· качество проводимых научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях);
· возможность инноваций в производственном процессе;
· возможность разработки новых товаров;
· степень овладения существующими технологиями;
2) КФУ, относящиеся к производству:
· низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства;
· качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
· высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);
· выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;
· доступ к квалифицированной рабочей силе;
· высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);
· возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;
· возможность выполнения заказов потребителей;
3) КФУ, относящиеся к реализации продукции:
· широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
· широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;
· наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
· низкие расходы по реализации;
· скорая доставка;
4) КФУ, относящиеся к маркетингу:
· высокая квалификация сотрудников отдела реализации;
· доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции;
· аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов);
· разнообразие моделей/видов продукции;
· искусство продаж;
· привлекательный дизайн/упаковка;
· гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов);
5) КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:
· особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг);
· ноу-хау в области контроля за качеством;
· компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности);
· степень овладения (знание) определенной технологией;
· способность (умение) создавать эффективную рекламу;
· способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство;
6) КФУ, связанные с организационными возможностями:
· уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т.д.);
· способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс иринятии решений, требуется немного времени для вывода новых и шаров на рынок);
• больший опыт и ноу-хау в области менеджмента;
7) прочие КФУ:
· благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;
· общие низкие затраты (не только производственные);
· выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);
· приятные в общении, доброжелательные служащие;
· доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);
· наличие патентов.
В процессе анализа и выявления самых значимых факторов устойчивого развития необходимо помнить, что организация обладает ограниченными ресурсами и поэтому она не может оказать влияние на все факторы поэтому, как правило, выбираются четыре-пять самых актуальных для текущей ситуации. Так, например, для пищевой промышленности, как правило, выделяют следующие КФУ: имидж организации, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть.
Концепция устойчивого развития из чисто теоретической разработки превратилась в основополагающие правила международного сотрудничества в 1992 г. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где присутствовали делегации правительств 179 государств мира, а также многочисленные международные и неправительственные организации, были сформулированы 27 принципов устойчивого развития. Принципы устойчивого развития — это основные исходные положения концепции устойчивого развития.
Принципы устойчивого развития при реализации КСО для организации:
· Принцип справедливости. Каждый сотрудник имеет равные права на использование принятых свобод в компании и право на вознаграждение, соответствующее затраченному труду, здоровую и плодотворную жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде, при этом нынешние поколения не должны жить взаймы у будущих.
· Принцип сохранения природной среды. Любая деятельность человека должна осуществляться с максимально возможным вниманием и бережным отношением к окружающей среде, где необходимо принимать во внимание общечеловеческую значимость уникального объекта природы.
· Принцип преемственности и сохранения наследия. необходимо осознавать, что деловое культурное наследие, становится таковым только в случае обращения к нему последующих поколений.
· Принцип системности мышления. Устойчивое развитие возможно только в том случае, когда социальная, экономическая и экологическая задачи и проблемы решаются в комплексе, с пониманием сложности взаимодействия трех составляющих. Необходимо обеспечивать разумное и благоприятное взаимодействие между организацией и природой.
· Принцип «думать глобально — действовать локально». Любое локальное воздействие на природу в конечном итоге оказывает влияние на глобальную систему, поэтому при деятельности организации необходимо думать о планете в целом.
· Принцип партнерства. Следует понимать, что всеобщий выигрыш возможен только при условии компромиссного и грамотного сотрудничества всех партнеров организации.
· Принцип рациональности и превентивности. Рациональное и скрупулезное планирование всех процессов организации необходимо для осуществления баланса между сохранением природы и развитием организации и жизни человека. При этом важно предпринимать превентивные меры и предотвращать ухудшение состояния окружающей среды еще на этапе планирования [кор, с. 275].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|