Сделай Сам Свою Работу на 5

Лень: попытка опреде-лени-я





— Что же все-таки такое с научной точки зрения Владимир Львович?

— Спросите… у-а-в-в-a-a… что-нибудь полегче. Лень языком ворочать… Терминов много, у-а-а-ав-в-в-гав-гав-гав… Вы лучше прямо с натуры…

— Ну, с натуры, это я и с себя могу. Лень — это когда ничего не хочется.

— Нет. Когда ничего не хочется — это труп. А лень — это когда ничего не хочется кроме того, что хочется.

— Ага, вот как… А если хочется ничего?..

— Вы очень правильно сказали: не ничего не делать, а именно делать ничего. Вам хочется отдохнуть здесь и сейчас или хочется отдыхать всегда, постоянно — это и есть лень в чистом виде. Чувство здоровое, свойственное не только нам с вами. Вот посмотрите на моего пса…

— А как с ним бороться, с этим здоровым чувством? Как его победить?

— Господь с вами, опять за свое. Да зачем бороться!

Лень надо холить и лелеять. Лень надо растить, развивать. Лень надо культивировать. Лень надо боготворить.

— Ого, оказывается, сколько всего надо. А если и это лень?

— О, вот тогда и придется заняться наукой и поднапрячь мозги. Научное объяснение лени заключается в следующем — вникните, пожалуйста, — порог достаточной мотивации. Вникли?



— Что-то лень вникать… В в-вааа-а а…

(Бурное продолжительное зевание корреспондента, соответствующее степени его сопротивления своему побуждению вникать в сущность сопротивления своему побуждению. — Научное примечание мое — В.А. )

 

 

Квасотеропия и внеквасное чтение

«…Надо сказать, что ничегонеделание требует от человека большого мужества и недюжинного ума. Короткое время все могут ничего не делать, но ничего не делать все время — это требует кое-чего от человека! Во-первых, друзья и родные будут очень удивляться, спросят тебя: «Что же ты все-таки делаешь?», а когда ты ответишь: «Ничего!», они этому не поверят. Люди могут верить очень многому, только не ничему, и уж тем более не правде…»

ГИД — A-a-ea-a-a…

ВЛ — Это я вас ленью заразил, у-у-в-в-в… Порог достаточной мотивации — это та степень побуждения, которая преодолевает сопротивление побуждению, то бишь лень. Сопротивление побуждению — усекли?.. В организме всегда соприсутствуют и стремление к чему-либо, и сопротивление, которое и называем мы ленью. Всегда, всегда в нас происходит этот внутренний спор. Даже когда нам предлагают поесть, одна часть нашего существа хочет есть, а другая сопротивляется, ленится.



— На счет спора не совсем понял. Мы ведь не говорим — «знаете, мне вот хочется спать, но лень что-то»… Желание спать или просто не делать ни хрена — по-моему, совершенно бесспорно.

— Вы глубоко ошибаетесь. Детям, например, очень часто лень спать, активно лень спать. У взрослого такое вот внутреннее сопротивление побуждению спать может принять характер неотвязной бессонницы. И в самом сне — это правило без исключения, исключение равно смерти! — одна часть нашего существа хочет спать, а другая хочет проснуться и бодрствовать, вопрос только в том, какая из них побеждает в данный момент.

— Значит, если я правильно понял вас, нам всегда лень делать то, что мы в данный момент непосредственно делаем?

— Совершенно верно, и даже тогда, когда мы ничего не делаем, а точнее, делаем ничего. Просто в одних случаях лень, она же сопротивление побуждению, замечается — то есть принимается мозгом за значимую величину, а в других нет.

Эти другие случаи как раз и находятся уже выше порога достаточной мотивации. Иначе говоря: чтобы вам что-то было не лень делать, это что-то должно быть для вас достаточно внутренне обоснованным, значимым — или, другими словами, быть связанным с какой-то ЗАВИСИМОСТЬЮ, из коих серьезнейшая и основополагающая для всех прочих — САМОзависимость. Усекли — или опять лень?.. Если на вас напали, чтобы избить, ограбить или убить, вы же не спрашиваете себя, лень вам драться или убегать, лень жить или нет, — правда ведь?..



— Правда.

— Порог достаточной мотивации в таких случаях далеко превышается. Как только от чего-то начинает зависеть ваше существование и благополучие, и, главное, как только это доходит до вас, подсознанку прошибает — никакой лени не может быть и в помине…

— Позвольте вам возразить. Мне всегда было лень учиться. Мне всю жизнь лень работать, делать дела. И это невзирая на то, что я те сознаю и чувствую, исознанкой и подсознанкой: от учебы и от работы, от моей деловитости, обязательности, организованности зависят мое благополучие, мой успех, исполнение моих самых заветных желаний, вся моя жизнь… Ну где же тут этот, как его… Порог умывации…

— А вы точно уверены в том, что исполнение ваших желаний зависит только от вас? Что ваша жизнь делается вами и только вами?

— Уверен.

— Вы себя не обманываете?

—..B каком смысле?

— Ну, может быть, где-то в глубине души вы, как и я, слегка фаталист, слегка пессимист, слегка пофигист…

Может быть, согласитесь вот с этим стихом древнегреческого поэта-мудреца Феогнида:

 

 

Кирн, ни в чем не усердствуй.

Во всем выбирай середину.

Тот же увидишь успех, что трудясь тяжело…

 

 

— Не согласны?..

— М-м-м… Одним полушарием мозга согласен, другим нет…

 

«К несчастью, нам с детства внушают мысль, что мы должны что-то делать, чтобы достичь чего-то, что-то внести в общую жизнь. Мы обязательно должны кем-то быть. «Когда я вырасту, я буду пожарным.

А ты кем будешь? — Никем. — Никем?!»

Люди не могут понять, что именно быть Никем — высшее, на что способен человек в этой жизни. И они считают вас, желающего быть только Никем, чуть ли не преступником или сумасшедшим. Ваши родители просто с ума сходят, когда вы заявляете, что желаете быть Никем. А ведь это первое и самое естественное человеческое побуждение…

И в конце концов вы не выдерживаете давления и начинаете думать, будто вы непременно обязаны кем-то стать и что-то делать. Будто вы рождены только для того, чтобы участвовать в крысиных бегах.

А зачем, спрашивается?.. Какой в этом смысл?..

Вот зачем: чтобы посуетиться и умереть. Чтобы лечь в могилу и наконец ничего не делать. Быть может, кто-то поставит вам памятник и напишет на нем: вот был тогда-то такой-то и был тем-то. Ну вот и все…»

 

 

Кто лучше ленится?

— Да, теперь вспоминаю: когда я ленюсь — а ленюсь я всегда — какая-то часть моего существа, некий внутренний голос нашептывает: а на фига это все?.. А кому это надо?..

Другая же часть, с голосом, напоминающим то кого-то из родителей, то нашего завуча, жутко нудную злую тетку, зудит: надо заниматься, чтобы поступить… надо поступить, чтобы закончить… надо закончить, чтобы тебя приняли… надо, чтобы тебя приняли, чтобы добиться… надо добиться, чтобы потом добиться…

И возникает в представлении такая длинная-длинная змеистая лестница с бесконечным числом ступенек, по которой топаешь и топаешь куда-то наверх… а оказываешься внизу…

— Ну наконец-то одним единомышленником больше.

Теперь вот и вы осознали великий философский и психогигиенический смысл Матушки Лени, которая, как не зря сказано, раньше нас родилась…

Кроме шуток: сознательная, точно дозированная и целенаправленная, культурная лень в самом деле чрезвычайно необходима и невероятно трудна. Попытайтесь вот, например, на целый день приказать себе ничего не делать, как евреи в субботу. Это, кстати сказать, наряду с великой китайской философией Дао и ее основополагающим принципом недеяния — один из исторических примеров совершенно сознательно культивируемой лени: сколько запретов на разные виды деятельности!..

— А есть какая-либо возрастная статистика лени? Кто больше ленится — дети, юноши, взрослые, пожилые или совсем старички?

— Нет, конечно, серьезной статистики никто не проводил — всем лень было. На основе же собственных наблюдений могу сказать, что «степень давления» проблемы лени наиболее велика в молодые годы и достигает своего апогея где-то к возрасту студенчества. Не потому, что именно этому возрасту свойственна лень. Просто как раз в это время в человеке очень велико рассогласование между количеством социальных «надо» и внутренних «хочется». Природный возраст любви в разгаре, а социум требует совершенно другого: учиться и вкалывать, делать карьеру и зарабатывать — откладывая то, ради чего это все, на неопределенный срок, куда-то туда, где этого, скорее всего, либо не будет, либо уже не захочется…

Жить в молодые годы только по принципу «надо» — значит, вообще не жить. Зато после сорока-сорока пяти для большинства бывших лентяев проблемы лени уже не существует или она имеет совершенно иной характер.

Лень — или же сопротивление лени — покидает нас вместе с юностью, красотой, добротой, но, увы, не вместе с глупостью и печалью…

— Что бы вы сказали о лени великих людей?

— Ну смотря каких. Нельзя всех под одну гребенку.

— Петр Первый, Суворов, Наполеон, Ленин…

— Ваш выбор понял. Холерики, кипяток. Но всякий такой холерик, поверьте, на донышке своей души взаперти держит лень — отчаянную, смертельную — и всю жизнь устремляет на борьбу с ней через преодоление лени других, или, так скажем, вселенской лени…

Петр Первый вот сгоряча объявил войну великой российской лени, и зря — психоэкологию только попортил…

Шучу, конечно. У всякого народа количество лени на душу населения одинаковое, а вот качества, физиономии, тембры лени — разные… Как и у нас с вами!

 

 

Я потеряла свои Париж

Смотрите, как глубоко одна из читательниц копнула подноготную лени, причем не только своей. Поняла: лени нет, когда есть КУДА ЖИТЬ, когда жизнь — стремление…

 

 

..Хочу и Надо в моей жизни — как день и ночь, как анекдот и некролог. «Опять весна, опять хочу в Париж, но мне туда не надо». Зато надо к дочке в школу на родительское собрание, а я туда не хочу…

«Хочу мороженого!» — «Надо взять денег и спуститься в магазин».. «Хочу в Париж». — «Надо заработать (занять, украсть?), купить путевку и уехать». — «Гляди-ка, мороки сколько, и денег сколько, да и чего я не видала в этом Париже».

Но если «этот Париж» — мечта всей жизни, как было у меня, или вопрос чести, то все Надо становятся мелкими остановками на пути к Мечте! И человек вкалывает 24 часа в сутки, не замечая ничего и никого — у него есть Большое Хочу! У него есть Цель!

Цели бывают разные. Бывают навязанные.

Например, воплощение родительской мечты: «Хочу, чтобы ребенок стал музыкантом»

Достижение навязанной цели может быть почти добровольным (убедили), но по ощущениям всегда равно донесенному домой чемодану без ручки». А достижение собственной цели, «того самого Парижа», несравнимо приятнее и запоминается на всю жизнь, если, конечно, достигнутая цель и мечта совпали и не случилось разочарования.

Хочу— вершина, а Надо — ступени, что ведут к этой вершине, шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь Цели.

Почему для меня эта тема оказалась такой близкой? В какой-то момент я выяснила, что у меня нет большого Хочу, чтобы к нему стремиться без оглядки. Есть маленькие, приравненные к физиологическим потребностям: хочу есть, спать, пить и прочие мелочи. И есть пожирающие меня монстры: Надо заработать денег, проследить за всеми домочадцами, чтобы они были сыты, здоровы, одеты-обуты, чтобы в доме был порядок, чтобы дочь хорошо училась, чтобы была здорова и всесторонне развита…

Программу-минимум, заложенную в детстве стереотипами и воспитанием, я выполнила, даже перевыполнила: вышла замуж, родила ребенка, приобрела жилье, получила два высших образования, хорошую работу. Я осуществила даже свою детскую мечту: побывала в Париже и поняла, что жить в нем не Смогу… Этот Париж — не тот, не мой…

Я БОЛЬШЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ НИЧЕГО НЕ ХОЧУ.

Я все только должна, должна и должна, и нет у меня больше Парижа, в который стоило бы стремиться. Существование на одном круге, без Большого Хочу неумолимо ведет к сползанию вниз — уже несколько лет я живу автоматом, меня одолевает ЖУТКАЯ ЛЕНЬ!!!. И вот снова ищу Цель — свое, уже никем не навязанное Хочу, чтобы возникло новое, гармонирующее с ним Надо..

Валерия

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.