Сделай Сам Свою Работу на 5

Чащевсего затягиваются уборки, поиск информации и общение в интернете, телефонныеразговоры.





К заданиям такого рода стоит присматриватьсяс особым вниманием. Прежде чем взяться за дело и внести его в список важныхмелочей, стоит на минуту представить, что нужно для его выполнения. Если длямоментальной реализации плана все есть и дело можно провернуть за 15 минут илименьше – это действительно мелочь. Если же для ряда этапов не выполнены какие–тоусловия, нужно что–то найти, узнать, освободить место, выполнить другую сложнуюоперацию – задаче место в списке больших заданий.

Есть третий вариант – некоторые «мелочи»не совсем таковыми являются, но легко разбиваются на два–три по–настоящему незначительныхзадания.

Например, мне нужно отправитьписьмо, но для его составления нужно найти и распечатать ряд документов, заполнитьанкету и найти паспортную фотографию. Все это мелочи, но за 15 минут всего несделать. Поиск фотографии и нужных документов можно записать как отдельноемелкое задание.

Заполнение анкеты, складываниевсего вместе и подготовку к отправке – поставить следующим же пунктом впрограмме, но как отдельное большое задание. Кстати, никогда не поздноперевести затею в другую весовую категорию.



Я поставила себе лимит в 15 минутплюс пять минут на сюрпризы и неожиданности. Если через 15 минут я точно вижу,что мне достаточно еще пяти минут на полное завершение задачи, я продолжаю. Однакоя стараюсь учиться на своем опыте и в следующий раз выделю на аналогичноезадание больше времени. Если же через четверть часа не видно никакогогоризонта, я трачу свои пять минут на то, чтобы вернуть все в исходноеположение, убрать с дороги и положить на место, и переношу задачу в список сбольшими и сложными задачами.

Глава 11 Список больших планов

 

К большим планам я причисляю все,что нельзя провернуть за 15 минут без дополнительных приготовлений. Убольшинства творческих личностей много разных проектов, львиная доля которыхтребует много времени, сил и специальных условий. Масштаб некоторых затей по–настоящемумонументален: люди пишут романы, сочиняют РОК-оперы, расписываютдома, снимают серии фотографий. документирующие 365 дней в году. Несмотря навсю занятость, нужно заниматься также и бытом, а это включает в себя ремонты,большие поездки за покупками, строительные работы. Кроме того, нужно заниматьсядетьми, уделять время родным и близким. Многие годы я все время занималасьнесколькими из многочисленных больших планов, а об остальных только плакала.Мне хотелось одновременно шить коллекцию, рисовать большие картины, делать иллюстрациии коллажи, писать книги, а еще при случае сделать ремонт, вырастить небольшойсадик, отреставрировать некоторые предметы мебели и принять участие в фотопроекте.



К счастью, не все мечтают остольких направлениях творчества сразу, но я обнаружила, что счастливыеобладатели всего двух или трех больших планов испытывают те же трудности, что ия. И даже мастера, преданные навеки одному–единственному делу. часто жалуютсяна то же самое: они никогда ничего не успевают. На любимое дело никогда нехватает времени, при этом все вокруг жалуются, что человек забросил остальныедела и занимается только своим творчеством.

До болезни я как–то жонглироваласвоими планами, и мне удавалось сохранить хоть какое–то внутреннее равновесие.При этом многие проекты жили все больше в моих мечтах, но мне удавалось незапустить самые важные дела и правильно расставить приоритеты, чтобы избежатьнеприятностей. Когда я заболела, весь мой карточный дом обрушился и превратилсяв кучу разбросанных вокруг дел.

Я пыталась браться за одно илидругое, но из этого ничего не выходило. Надо сказать, что в это время у менябыло очень мало сил: я проходила курс химиотерапии, и даже простые действияощущались мной как тяжелый труд. Именно в этой ситуации я вдруг осознала, насколькоограничены мои силы.



Также из моей жизни на многиегоды исчезли такие явления, как «второе дыхание» или возможность «потерпеть,поработать немного дольше «с тем чтобы отоспаться потом». Если силы кончались,они кончались моментально, и дела останавливались, я должна была ложиться впостель, бросив все. Оказавшись в таком положении, я пыталась сама справитьсясо своими делами около полугода.

Когда весь мой дом заполнилсяначатыми и брошенными холстами, рисунками и выкройками, а в компьютере списокнезаконченных проектов составлял около 200 пунктов, меня охватило отчаяние.Именно в это время подошел к концу первый курс моей терапии, и меня отправили вклинику по реабилитации.

Там меня в числе прочихнемедленно отправили супервизору. В Германии это обязательный пункт программыдля пациентов, переболевших онкологическим заболеванием. Оказалось, что вселюди, тяжело заболевшие в молодом возрасте, не справляются со своим бытом, и импытаются в этом помочь специалисты. Правда, при первой же встрече выяснилось,что я – особо тяжелый случай, потому что помимо обычных бытовых обязанностей уменя есть мечты, и их очень много. Внимательно выслушав мои жалобы, супервизорвыдал мне пачку небольших карточек и попросил на каждой написать название болееили менее крупного проекта, которым я хотела бы заниматься. У меня их получилосьдва десятка. Супервизор попросил меня оценить, сколько времени могло бы уйти натот или иной проект, и вынес приговор: сделать все это одновременно неполучится!

На такой ответ я не рассчитывала!Все перечисленные вещи делали меня счастливой, я хотела заниматься ими сейчас.Особенно в свете того, что я ощутила, насколько короткой может быть жизнь, но мойплан не сходился и не мог сойтись. Перечисляя свои мечты, я надеялась, что мневыдадут какой-нибудь рецепт, как расставить все эти дела в ряд, делать по кусочку,параллельно или по очереди, и когда-нибудь свернуть все эти горы, но супервизорбыл непреклонен. Объективно я была в состоянии делать что–либо два–три часа всутки, и в эти часы нельзя было уложить двадцать дел. Также было глупоразделять список на 7 х 3 разных дел и каждый день почасу заниматься тремя вещами из списка. Для большинства серьезных проектов этогомало, нельзя заниматься чем–то час в неделю.

Вердикт был ужасающим: я должнабыла попрощаться с частью моего списка! Я пыталась ухватиться за какую-нибудьсоломинку, предложила разделить дела на более и менее важные и составить план,чтобы как-то отработать их все в течение года, но никакого года не получалось.При моих возможностях многие монументальные проекты заняли бы от шести довосьми месяцев, и все вместе едва уложилось бы в пятилетку, но на пятилетку былне согласен супервизор. Он сказал, что отложить проект на пять лет – то жесамое, что попрощаться с ним.

Очень вероятно, что по прошествиитакого срока делом заниматься расхочется либо оно потеряет свою актуальность.Даже если идея настолько хороша, что способна пережить пять лет ожидания, нестоит думать о ней все это время – это вpeдитвнутреннему равновесию. Нужно решить. чем я буду заниматься сейчас, и всеостальные мечты отодвинуть в сторону.

Hадo признаться, что я прощалась стремя четвертями своих карточек как с хорошими друзьями. Я перекладывала их,пыталась разобраться, что мне дороже, и вздыхала о каждой в отдельности.Сначала мне казалось, что я не смогу сделать выбор никогда, но нужно было бытьчестной лучше понять, что я не смогу заниматься чем–то в ближайшее время, чемобещать себе исправиться каждый день. Сначала было тяжело сузить кpyг и отобрать из многих дел несколько, все казалисьодинаково важными и привлекательными.

Я пыталась представить себе, чтомне даст выполнение какого–то плана спрашивала себя, почему я хочу это сделатьи насколько это важно для меня. Чем дальше я разбиралась с этим вопросом, темлегче шло дело. Увидев перед собой пять проектов вместо двадцати, я с легкостьюпредставила себе, как я сделаю мало, но хорошо, и мое настроение улучшилось. Врезультате нашего эксперимента у меня осталось, как и предполагалось, двабольших плана, и ими я занималась ближайшие полтора года.

Позже мое здоровье улучшилось исил прибавилось. Первые два больших дела я успешно провернула, их место всписке заняли другие, и я смогла добавить к ним еще одно. Сейчас, через пятьлет после всего, у меня четыре текущихбольших проекта. Говорят, что это оптимальное количество больших заданий дажедля совершенно здорового человека. Можно параллельно тянуть еще какие–тобольшие задачи, но с учетом того, что они будут тянуться годами (а то идесятилетиями) и продвигаться крайне медленно. Например, я раз в нескольконедель что–то меняю на своем сайте. Хотя формально это большой проект, требующийпостоянных доработок, на самом деле он превратился в рутину: я разбила его намаленькие кусочки и отрабатываю их раз в две недели в одно и то же время.Возможно, этот процесс и стремится к какому–то конечному результату, но я давно потеряла его из виду.

 

Глава 12.

Долго ли, коротко ли?

45/15

 

Вернемся к рабочему дню и к тому, как потратить рабочее время наилучшим образом. Некоторые считают, что восемьчасов для работы очень много, другим этого времени всегда мало. Спор этотбесполезен, потому что восемь–девять часов в сутки – оптимальное время дляработы и в идеале нужно стремиться к тому, чтобы этого времени всегда былодостаточно. После девяти часов концентрация внимания резко снижается, человекначинает все делать медленнее, совершать больше ошибок и, главное, устает.Поэтому, продолжая работать, он наносит ущерб своему здоровью. Если ежедневнотрудиться на три–четыре часа больше положенного, обычных семи–восьми часов снав сутки начнет не хватать, чтобы полноценно отдохнуть.

Поэтому каждый последующий день,отработанный в таком режиме будет все менее плодотворным. К тому же человек,перетрудившийся на работе, не может делать ничего другого и забрасывает вселичные дела, из–за чего у него вскоре начинаются неприятности либо егоохватывает тоска.

Если же отработать восемь часов ипотом взяться за другие дела, смена вида деятельности воспринимается как отдых,и можно сделать много полезных мелочей в разных областях, а на следующее утробудет достаточно сил и желания, чтобы снова включиться в работу. Общеизвестно, чтосамый большой двигатель, продвигающий человека в делах – мотивация. «Главный якорь»задерживающий нас на одном месте – концентрация. Oтcутствие мотивации называют депрессией .

В тяжелых случаях у человека нехватает мотивации, чтобы встать утром и начать жить, но даже в более легкихформах нехватка мотивации приводит к тому, что человек не может начать дело.Часами, а иногда неделями или годами к нему подбирается либо откладывает повеским причинам и с радостью забывает, встретив что угодно более важное.

О нехватке концентрации говорят, когдачеловек не может дотянуть задачу до конца, бросает начатое на полпути, отвлекаетсяна любые другие занятия. И мотивация, и концентрация в первую очередь страдаютот усталости.

На втором месте – обычная скука.

Человек не хочет браться за делоили не может его продолжать, если оно ему надоело. Раздумывая о том, какпотратить восемь часов только на работу. я все чаще приходила к выводу, что нужноискать способы от нее не отлынивать. Весь мой рабочий день рассыпался из–запередышек, перерывов и перемен рода деятельности, потому что я использовала каждыйслучай, чтобы бросить работу и больше к ней не вернуться.

С другой стороны, пообещав себе работатьи не отрываться, пока не сделаю, я через некоторое время начинала изнывать. Мнехотелось есть, пить, размяться, отвлечься. Дать отдохнуть руке, если ярисовала, оторваться от мыслей, если над заказом нужно было сосредоточенно думать.

Я вспомнила о школьных истуденческих временах, которые всем запомнились как самые продуктивные. Там насвыгоняли на перемену раз в 45 минут и строго требовали возвращения к деламчерез 10–15 ми нут. В вузах предметы, которыми мало заниматься час в день,объединяли в пары и проводили за работой над одним предметом до четырех часовподряд, но даже в этом случае раз в 45 минут звенел звонок и все судовольствием выходили из аудитории – покурить, поесть или просто посмотреть вокно и поболтать.

Откуда взялся этот «академический » час? Почему именно 45минут – оптимальное время для работы? Я искала ответ в книгах и в интернете, нонашла только очень простой ответ: многочисленные опыты показали, что 40– 50минут – это то самое время, на которое лучше всего в состояниисконцентрироваться средний человек. Также у абсолютного большинства способностьк концентрации полностью восстанавливается, если переключиться на другое делоили отдохнуть 10–15 минут.

Я обнаружила, что многие системыорганизации труда и времени основаны на этой истине. Многие очень занятые людипросто сохранили эту привычку из студенческих времен и продолжают работать «отзвонка до звонка». Я решила попробовать. Для начала я выяснила, что безнастоящего звонка ничего не выйдет. Сколько я ни обещала себе следить завременем и поглядывать на часы, я в большинстве случаев пропускалаответственный момент. Если жe назначенные 45 минутпревращались в битый час, а переменки растягивались на полдня, весь эксперименттерял всякий смысл. Поэтому я завела себе простой таймер. который началаставить на 45 и потом 15 минут. На работе я завела «молчаливый » таймер ,который показывал сообщение на экране компьютера, но не мешал своим звономколлегам, а дома использовала простую копеечную «звенелку»для кухни. Позже появились мобильные телефоны со встроенным секундомером,сигналящие на выбор с помощью звука или вибрации.

Опыт также показал, что внутреннийбудильник никогда не заменит внешний. Многие экспериментаторы уже черезкороткое время начинают рассказывать,как они привыкли к этому отрезку в 45 минут, как чувствуют, что время подходитк концу. Все именно так. Но стоит им понадеяться на себя и перестать заводитьтаймер, как внутренний будильник начинает промахиваться на десятки минут, авскоре – на часы даже после нескольких лет, прожитых в строгом режиме.

Свой восьмичасовой рабочий день ярасписала на восемь частей по 45 минут, выделив это время на большие проекты,между ними расставила перерывы по 15 минут. В этих перерывах я отрабатывала рутинныезадания или дела из списка мелочей. Такой подход к работе не только позволяетсосредоточенно работать и вовремя переключаться. Оказалось, что от некоторыхбольших заданий полезно отрываться. Если на 15 минут отойти от картины, эскизадля дизайна или текста, приходишь после перерыва и смотришь на все свежимвзглядом. Вдруг бросаются в глаза ошибки и помарки, которые ранее примелькались и перестали быть заметными, а бывает,погрузишься с головой в очень большое и тяжелое задание и вкалываешь не думая.

Особенно рьяно обычноотрабатываются скучные и обширные части проектов – копирование, отрисовка, создание повторяющихся элементов, чтобы дело шло быстрее,стараешься не думать и не останавливаться, а просто делать. Потом, поливаякакой–нибудь цветок в перерыве, я вдруг ловлю себя натом, что впервые за 45 минут решила подумать над процессом. По ходу дела нехотелось останавливаться, а когда перерыв наступает вынужденно,прокручиваешь только что проделанную работу перед мысленным взглядом. В такиемоменты вдруг появляются неожиданные мысли. Зачем я это так делаю? Как–то слишком тяжело получается, я не думала,что дело будет продвигаться так медленно. Не попробовать ли сделать это другим способом?

Иногда нужно остановиться в самомразгаре, чтобы увидеть, что дело развивается не совсем так, как хотелось бы, и,возможно, стоит скорректировать свой курс. На этом месте обычно все, ктоинтересуется моей системой организации собственного труда, приводят двавозражения.

Первое: Получается, что за восемь часовты успеваешь сделать между делом всего восемь мелких заданий! Это мало, ведь вжизни их гораздо больше!

Второе: Ты работаешь не восемьчасов, а восемь раз по 45 минут, это всего шесть часов работы!..

На это у меня есть два оченьоптимистичных ответа. Во–первых, запишите все свои рутинные задачи и равномернораспределите их на месяц.У очень многих получится не более трех–четырех заданий в день! Так что даже при восьми мелких перерывах, железно потраченных на мелкиедела, можно будет успеть все рутины плюс много мелочей. К тому же восемьрабочих часов – это всего лишь половина нашего времени суток.

Можно спокойно выделить еще паручасов (до или после работы) на то, чтобы отработать остальные мелочи. Например,вечером, когда усталость больше, самое время, чтобы отработать за час четыре шесть простых дел. Во–вторых,шесть часов, плотно отработанных с максимальной концентрацией и без сбоев, – это очень хорошийрезультат!

Как уже упоминалось ранее, опыты показали,что старательный сотрудник в среднем отрабатывает всего от двух до четырехчасов в чистом виде. Сотрудник, приносящий пользу шесть часов чистого времени вдень, очень выгодно выделяется на фоне коллег!

Примечание: Уже после того, какбыла написана эта глава, мне подвернулся интересный случай: мы обсуждали книгус другом, который пытается планировать свое время с помощью этой системы. Онпрограммист, соответственно, для него и ему подобных написаны сотни книг по тайм-менеджменту, но он решил испробовать мой метод – излюбопытства. В первое время я получала самые положительные отзывы, но после переездав новое помещение на работе он вдруг пожаловался, что в экстремальных условияхмоя система не работает. На новом месте условия работы стали поистинесамурайскими: в комнате много народу, рабочий стол расположен так, что мониторнаходится в поле зрения сотрудников. Отвлечься от работы невозможно: все времяпреследует ощущение, что кто–то наблюдает из–за спины за процессом. Работымного, половину времени нужно программировать в бойком темпе, другую половину –тратить на чтение технической литературы. После восьмичасового рабочего дня нашгерой приходил домой опустошенным. Не просто усталым от работы, как раньше, ане способным ни к чему. Еще один тревожный симптом: после восьми часов сна ночьюон не чувствовал себя отдохнувшим. И даже за выходные ему не удавалосьвосстановить силы полностью. Моим первым предположением было, что он простоработает восемь часов кряду, не отрываясь, и таким образом переутомляется, но оказалось,что проблема в другом. Встать раз в час и выйти на 15 минут за дверь – непроблема, но что там делать? Миллионный этаж офиса с видом на сотню таких же пососедству.

На что отвлечься на 15 минут некурящемупрограммисту? Восемь раз в день есть? Его единственное хобби – фотография, но еюневозможно заниматься в таком месте каждый день восемь раз по 15 минут. Дажеесли найти какую-то прелесть в фактурах и структурах близлежащих стен или ввиде из окна, все более или менее интересное будет отснято через день. Выйти наулицу и прогуляться невозможно: слишком много времени уйдет на то, чтобы выйтииз здания и вернуться назад на свой этаж. За такой короткий перерыв далеко неуйдешь, а все, что находится поблизости, надоест опять же через день.

Поинтересовавшись, что же тогдаон делает 15 минут, я услышала невнятный ответ: «Думаю, читаю...» Но чтение – это не смена вида деятельности!Даже если человек меняет книгу по языку программирования на роман – от такой переменыголова не разгрузится. Смотреть в окно и думать – тоже не занятие. Особенноесли за окном все та же скукота, а думать, кроме работы, особо не о чем. Япредположила, что нужно найти занятие, сильно отличное от всего, что он делаетна работе. Такое, чтобы оно привлекало внимание, втягивало, полностью отвлекаломысли от работы. И чтобы за четверть часа можно было хоть что–то успеть, имея,однако, возможность остановиться в любой момент. И все это должно былоумещаться в кармане.

Игра! В любом мобильном телефонеесть игрушки, и для нашей цели годится самая примитивная («стрелялка»или «гонялка» – упражнение на ловкость рук), нетребующая ума. Решив предупредить первыйшаг программиста, я посоветовала ему не заводить сильно интеллектуальных игрвроде головоломок и упражнений на сообразительность. Я понимала, что первымделом он попытается и тут сделать что–то «умное». И полезное. А нужно было именнобессмысленное, легкое и захватывающее, чтобы на 15 минут забыть обо всем, пустьсамым дурацким способом! Эксперимент сработал:переключение с работы на игру «стрелялку» помогло полностью отвлечься от умныхмыслей, забыть обо всем и расслабиться. Мой друг перестал погибать от усталостина работе.

Вывод из этого эксперимента: еслив режиме 45/15 не удается работать эффективно и возникает ощущение загнанности.возможно, задания, расставленные в ряд,недостаточно разные .

Глава 13.

Конкретный пример

 

Приведу наконец конкретныйпример, какэто выглядит уменя. Раньше я работала в офисе и должна была находиться там минимум восемь часовв день (а иной раз получалось десять и больше). Я была арт-директором, в мои обязанности входило встречаться и разговаривать с заказчиками, разрабатывать для нихэскизы, потом передавать их дизайнерам и обсуждать с ними дальнейшую работу,чтобы они оставались в пределах того, что оговорено и принято. Помимо этого ядолжна была перезваниваться с менеджерами, оценивать собственный объем работы изагруженность коллег и помогать распределять ресурсы для следующих заданий.

Встречи с заказчиками оказалисьсамой непредсказуемой частью программы: их можно было только записывать иотрабатывать по мере поступления, отодвигая все остальные планы. В среднемполучалось, что у меня было два–три собеседования в неделю продолжительностью водин–два часа. И только один раз в два–три месяца на нас сваливалась какая-нибудь«тягомотина» на шесть часов с обсуждением миллионных бюджетов и стратегий.Оставшееся время удавалось распланировать довольно четко и потом без особыхизменений действовать по плану всю неделю.

Мой список с вечными большимизаданиями выглядел примерно так:

— рисование эскизов для текущихпроектов;

— беседы со страждущимисотрудниками;

— работа над текущими проектами: разработкастратегий и планов для новых проектов, распределение работы, работа сменеджерами и техническим отделом).

Больше всего мне нравилосьрисовать эскизы, но у арт-директора эта работа занимает не более 30 процентоввремени. Поэтому я отвела в своем календаре два часа в день на работу надмакетами и графикой. Еще два часа в день я отвела на обсуждение проектов ссотрудниками – этого как раз хватало, чтобы обойти всех, выявить примерночетырех, которым требуется немного больше внимания, и провести с каждым по 15–20 минут за обсуждением их проблем.

Оставалось два–четыре часа наразработку стратегий для новых проектов, проверку того, как развиваютсятекущие, обработку всех запросов для менеджеров и распределение работы. В моемкалендаре это выглядело примерно так:

1. Дизайнеры.

2. Менеджеры.

3. Графика.

4. Дизайнеры.

5. Менеджеры.

6. Графика.

7. проекты.

8. Проекты.

Порядок этих пунктов образовалсясам собой со временем: оказалось невозможным прийти на работу и сесть рисовать.Пока не обойдешь дизайнеров и менеджеров и не узнаешь все о новых проблемах икатастрофах, покоя не будет. Также оказалось, что все срочное у менеджеровзаканчивается где–то в первый послеобеденный час. Они птички ранние, все важныевстречи и дела у них происходят утром. Спокойно порисовать можно часик до обедаи потом во второй половине дня, когда менеджеры решили все вопросы, а дизайнерыуспокоились и твердо решили, над каким заданием ночевать сегодня. Последний часдо обеда оказалось удобно тратить на разговоры с дизайнерами, потому чточастенько находился кто-то, кому срочно нужно поговорить по душам. Такогогоремыку можно было прихватить на обед и там выслушать и обсудить всю егодраму.

Иногда все запланированные делаоказывались сделанными за один–два часа до окончания рабочего дня. Особенно современем моя продуктивность на работе выросла. и я начала отлично справляться сосвоей «нормой» за шесть часов, несмотря на то что они и целыми часами–то неявлялись. Несколько раз в неделю этот «запас», как раз съедался совещаниями ивстречами с клиентами. В другие дни я не могла уйти с работы раньше, потому,что могла понадобиться другим сотрудникам, поэтому я тратила освободившеесявремя на написание статей о дизайне или придумывание и организацию мероприятийи проектов для сотрудников.

После того как я заболела ибросила работу в агентстве, я стала фрилансером иначала работать дома. С одной стороны. такой режим работы экономит много сил ивремени не нужно больше тратить время на дорогу до работы, не обязательнокаждое утро одеваться и краситься, как на работу. Когда человек один дома, асотрудники где–то далеко, труднее оторвать его от дел, нельзя спонтанно подойтиили обратиться.

С другой стороны, оказалось, чтоэлектронная почта, интернетные «болталки»и телефон могут отвлекать не меньше (а иной раз гораздо больше), а если человекне один дома, иногда бывает нелегко объяснить родным и близким, что на самомделе меня нет :). За некоторые удобства приходится платить усилениемдисциплины, но это всегда так.

Оказавшись дома, я сменила сферудеятельности. Теперь я больше рисую и пишу, меньше работаю с людьми, гораздоменьше занимаюсь организацией проектов (обычно только в начале каждого проектасоставляю стратегический план). В моей рабочей неделе 40 часов – пять рабочихдней в неделю. Теперь восемь рабочих часов дня заняты следующим образом:

1,2, З, 4 – иллюстрация;

5, 6 – работа над текстом;

7,8 – дизайн/рисование/фото.

Первые четыре часа в день япосвящаю иллюстрации, потом еще два – работе над текстом. Последние два трачуна прочие задания (всегда что–нибудь появляется) –это могут быть мелкие задания по верстке или дизайну, развернутые ответыколлегам, написание планов и описаний проектов, поиск информации или рабочихматериалов для моей работы либо для коллег, поиск и чтение текстов, нужных мнедля работы, фотографирование мелких объектов для собственных проектов или обработкафотографий, веб–дизайн и прочее.

Во всех моих календарях неделяразбита на столбики, каждый столбик – один день. В среднем каждый деньрасчерчен на 20-30 строчек (в зависимости от размера и макета тетради). Послепервых восьми часов, занятых перечисленными выше пунктами, следуют рутинные задачикаждого дня. Когда я работала в офисе, я отделяла рутины, которые нужно делатьдома, от тех, которые на работе. Признаться, «рабочих» рутин у меня было оченьмало: один раз в день я заполняла task-менеджер, отчитываясь о проделанной работе, раз в неделю –наводила порядок на рабочем месте. Все остальные рутинные задания касались моегохозяйства. Их можно было отработать, только вернувшись с работы домой. Далееследовали мелкие задачи дел. Их список пополнялся по мере поступления заданий.Обычные заметки на будущее: Позвонить по такому–то делу менеджерам,договориться о встрече с детским врачом, написать отчет о проекте, собратьподборку работ для заказчика, заказать печать в типографии и многое другое.

Иногда задание появлялось нагоризонте за неделю, иногда за день. Часто список пополнялся прямо в течениедня: кто–то звонил мне, естественно, оторвав от дела, и я извинялась, просилаперенести разговор на 15– 20 минут и быстро вписывала в следующую строчку: «Перезвонитьтакому–то». Либо у меня просили какие–то ссылки и документы, я обещала выдать ихв ближайшее время и записывала в тетрадке: отправить такой–то документменеджерам.

Почти всегда столбика в тетрадихватало на все дела дня. Когда моя работа перенеслась домой, появилась возможностьотрабатывать домашние рутины между работой. Для меня это оказалось преимуществом,потому что мелких рутин и заданий. связанных с домом, у меня больше всего.Теперь в перерываx между иллюстрацией, написаниемкниг и прочей работой я успеваю проделать все, что нужно для поддержанияпорядка в доме. Сам рабочий день выглядит очень просто: я ставлю таймер на 45минут и берусь за первое задание по списку. По истечении этого времени япереставляю таймер на 15 минут и иду делать первое самое важное дело из спискамелочей либо ближайшее руинное задание по списку. Если задание заняло совсеммало времени (например, надо где то навести порядок, а там еще чисто с прошлогораза), делаю еще одно, следующее по списку. После 15 минут возвращаюсь кследующему большому отрезку работы. Отработав весь список, отрываюсь на паручасов: обедаю, иду в магазин или в спортзал либо просто погулять. Потом трачуеще один–два часа на оставшиеся мелочи дня.

Естественно, нужно следить замелочами, которые нельзя сделать вечером : например, в некоторые места можнодозвониться только утром, другие (связанные с рисованием и фотографией) можносделать только при дневном свете. Ради таких дел иногда приходится сдвинуть всепланы, но это не страшно. Главное – не давать себе бросить все планы совсем.

 

 

Глава 14.

Стратегический план

 

Именно на этом месте критики обычно вскрикивают: «Это невозможно! Нельзя ровно час заниматься рисованием, от звонка до звонка! Назначить час для рисования – лучший способ убить вдохновение! Я сяду перед белым листом ровно в назначенный момент и начну думать: "Что теперь делать? Что рисовать?" И наверняка, как назло, ничего не придет в голову. Чем дольше я буду сидеть с такими мыслями перед белым листом, тем больше будет расти беспокойство: время кончается, а я ничего не сделал! И наверняка, когда время истечет (или почти подойдет к концу), наконец появится гениальная идея! Но не успею я начать рисовать (вдохновившись), как отведенное на рисование время кончится, а до следующего раза я забуду, что я там собирался рисовать. И так будет всегда».

Безусловно, если просто сесть за стол и решить рисовать, произойдет именно это. Для избегания подобных ситуаций существует стратегический план. На самом деле я знаю, что мне нужно рисовать, писать или клеить. Все мы это знаем. У нас существуют заказы и собственные проекты. Если я отвожу половину недели на работу с текстами, значит, мне всегда есть о чем написать.

Я читаю новости о том, что происходит в интересующих меня областях, анализирую собственный опыт и регулярно пишу статьи на волнующие меня темы.

Если собираюсь написать книгу, значит, есть идея, о чем она. Если я художник, живущий своим искусством, значит, существует некий план, тема, набор идей, над которыми я сейчас работаю. Даже если это просто период или серия. Написать достаточное количество картин для выставки или проиллюстрировать детскую книгу можно, только если как – то планировать работу, придумать тему, разработать сюжеты.

Естественно, такой план может меняться по ходу дела, но он должен существовать. Если я хочу каждый день рисовать, писать, сочинять, лепить, иллюстрировать или оформлять, у меня должна быть какая–то задумка. Или несколько. Просто у многих творческих личностей есть проблема: белый лист, равно как и тикающий таймер, действуют на них как удав на кролика. Они замирают, не в силах пошевелиться. Все великие дела, которыми хотелось заниматься, вылетают из головы. Они не могут вспомнить, что собирались писать, рисовать или сочинять. К этому страшному моменту можно подготовиться заранее, записав предварительно все возможные варианты. В нужный момент можно будет выйти из гипнотического состояния, посмотрев в этот список. Вот – миллион интересных планов. Какой хочешь выбирай!

Возможно, «стратегический план» – слишком страшное выражение. Услышав его, большинство представляют себе план Куликовской битвы – с большим количеством стрелочек и кружочков, распределением засадных полков, главных сил и резервов. Разумеется, некоторые проекты действительно нужно планировать как переправу русских войск через Дон, но это скорее редкость.

Некоторым вообще не нужен никакой план. Чаще всего это авторы, пишущие беллетристику, композиторы, художники, живущие в основном монументальными проектами. Им не нужно писать список из десяти пунктов, чтобы начать и закончить работу. Многие пишут рассказы и даже романы, не разрабатывая никаких стратегий. Они знают, что у них должно происходить, в каком порядке, и они не могут и не хотят предсказывать, сколько месяцев или лет уйдет на всю работу. Именно у таких людей обычно не возникает вопроса, что делать, когда настанет время писать. Если в их планы входит писать роман с десяти до четырех, эта задача не вызывает дальнейших вопросов, но если, сев работать и увидев абстрактное рисование, человек замер перед белым листом или пустым монитором, это идеальный момент, чтобы порыться в списках с идеями и большими проектами и составить наконец план. Творческие личности, все время работающие над рядом небольших проектов, чаще всего не нуждаются в подробных стратегиях. Статья или картинка, урок со студентами или небольшая музыкальная зарисовка для вечеринки – достаточно простая задача, чтобы не расписывать ее на отдельные шаги. Здесь достаточно перечислить, что в каком порядке отрабатывать.

Например, мне нужно написать статью про тендер в дизайн–агентстве, вторую – про творческий кризис и третью – об определенной технике придумывания сюжетов для картинок. Все эти темы мне либо дали заказчики, и я согласилась, потому мне есть что об этом написать, либо я сама решила опубликовать свои мысли по волнующей меня теме. То же самое с небольшими иллюстрациями: чаще всего имеется техническое задание с коротким перечислением всего, что нужно изобразить. К нему нечего прибавить: я начинаю компоновать на пустом прямоугольнике все что нужно, прямо в процессе придумывая оригинальные идеи и прикидывая как все это расположить и повернуть, чтобы было не совсем скучно. В случае с такими заданиями весь мой план состоит из простого списка. Например:

Иллюстрация:

Картинка с девушкой в ванне ДЛЯ журнала «Севентин».

Иллюстрация к рассказу Васи (обещала прислать до 20–го числа).

Битва двух роботов для моей книги.

Тексты:

Статья про питч.

Статья про творческий кризис.

Статья про технику придумывания идей.

Сев заниматься иллюстрацией на час, я заглядываю в этот список, и вопрос, что рисовать, исчерпывается моментально. Разумеется, не всегда мне достается счастье свободного выбора: иногда я вижу, что 20–е число послезавтра, а вблизи рассказа Васи конь не валялся, книгу ждет типография, а журнал дал мне на картинку четыре дня. Приходится начинать с самого срочного, даже если приятнее было бы делать другое.

С другой стороны, если на горизонте виднеется более интересное задание, это веская причина, чтобы не зависать слишком долго над предыдущим. Чем раньше отвяжешься от одного, тем скорее сможешь взяться за другое. Если же все перечисленные задания не являются срочными либо являются частью собственных проектов, в которых я готова переставлять все, как мне удобнее, я могу браться за то, чего мне больше всего хочется в данный момент. Например, одна картинка еще не начата, и надо искать для нее идеи. Для этого требуется определенное состояние ума, а я не выспалась, и в голову ничего не приходит. Зато в плане есть почти законченная иллюстрация, где все нарисовано и придумано, нужно только аккуратно закрасить последний цветной слой. Для этого не требуется большой фантазии и оригинальных находок, поэтому я скорее возьмусь за нее, оставив более сложную задачу на лучшие времена.

Таким образом, получается, что я не только всегда знаю, что мне делать, но и часто могу выбрать то, что больше нравится. Разумеется, можно разрабатывать стратегии и более детально.

Хотя стратегический план – это всего лишь перечисление шагов, которые нужно сделать на пути к цели, он может быть очень полезным. Например, в ходе планирования могут всплыть многие пункты, без которых невозможно перейти к следующему этапу. Также визуализация проекта часто позволяет осознать объем работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.