Сделай Сам Свою Работу на 5

VII. Механизм государства





Механизм государства – это целостная, иерархическая система его органов, учреждений и организаций, обеспечивающих осуществление государственной власти и реализацию функций государства.

Признаки государственного механизма:

– это система государственных органов и учреждений, правомочных совершать действия, составляющие монополию государства; целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями; в то же время для государственных органов характерна принадлежность к различным ветвям власти;

– государственный аппарат состоит из особого разряда людей, специально занимающихся управлением (государственные служащие, должностные лица);

– функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;

– механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан;

– при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.



Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер.

 

Схема №28

Принципы организации и деятельности механизма государства:

– народовластие;

– гуманизм в деятельности механизма государства;

– разделение властей;

– законность и правовые начала деятельности всех составных частей механизма государства;

– гласность и открытость в деятельности государственного аппарата;

– высокий профессионализм и компетентность государственных органов и служащих;

– демократизм в формировании государственных органов;

– верховенство конституции и законов по отношению к другим нормативно-правовым актам;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц;

– ответственность государственных служащих за принимаемые решения;

– внепартийность государственных служащих ;

– отделение религиозных организаций от государства.



Единый и целостный механизм государства состоит из частей: органов, учреждений и подсистем. Между ними существует своя иерархия: различные органы, учреждения и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме. Структура механизма государства изменчива и разнообразна. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

 

Механизм государства:

1) глава государства;

2) представительные органы государственной власти;

3) исполнительные органы государственной власти;

4) органы судебной власти;

5) органы прокуратуры;

6) органы государственного контроля;

7) вооруженные силы.

 

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и т.д.

Государственный орган – часть государственного механизма, осуществляющая определенную государственно-властную деятельность и наделенная для этого соответствующей компетенцией.

 

Под компетенцией понимается совокупность правомочий (прав и обязанностей государственного органа), установленных законом и другими нормативно-правовыми актами по предмету его ведения.


Схема №29

 
 

 


Схема №30

Признаки органа государства:

 

- является частью единого аппарата государства;

- наделен властными полномочиями, имеет целевое назначение ;

- наделен необходимой материальной базой, имеет финансовые средства;

- участвует в реализации функций государства;

- состоит из государственных служащих, среди которых особое место занимают должностные лица;



- государственные служащие обладают необходимой квалификацией и профессионализмом;

- состоит из подразделений, т.е. имеет внутреннее строение и структуру;

- создается в строго установленном порядке;

- его деятельность регламентируется законодательством.


 

VIII. Государство в политической системе общества

Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных организаций, политических партий и общественно-политических движений, базирующихся на разнообразных формах собственности и выражающих интересы и волю различных классов, социальных слоев и групп общества, вступающих в политические отношения по поводу удержания и использования государственной.

 

Стержнем всей общественной жизни является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические отношения.

 

Схема №31

Компоненты политической системы:

- государство;

- политические партии и общественно-политические движения;

- общественные организации;

- народ, нации, классы, социальные слои;

-институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).

 

 

Схема №32

Государство– центральное, ведущее звено политической системы общества:

- выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

- является носителем суверенитета;

- обладает публичной властью;

- обладает «силовыми структурами» (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.д.);

- является крупнейшим собственником основных средств производства;

- определяет основные направления развития общества;

- разрабатывает правовые основы деятельности других компонентов политической системы;

- располагает разветвленной системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия;

- издает нормативные правовые акты и обеспечивает их реализацию.

IX. Правовое государство

Правовое государство – это такое демократически устроенное государство, которое предоставляет гражданам общепризнанные права и свободы, создает условия для их реализации и защиты, а также обеспечивает последовательное ограничение с помощью права государственной власти.

Идея правового государства возникла и существует как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два существенных признака правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти.

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество, которое представляет собой систему рыночных отношений, которые регулируются с помощью конкуренции, а не административной власти государства.

Гражданское общество – это содружество свободных граждан, права которых священны. Первейшая задача государства – обеспечение свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию человеческих отношений. Только при таких условиях возможно создание сильного демократического государства.

В этой связи следует отметить, что идея правового государства есть идея совместного управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть и предоставление максимальной свободы личности и обществу.

Экономическая основа правового государства – многоукладность различных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Политическая основа правового государства – политический плюрализм.

Нравственная основа правового государства – общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.


Схема №33

Принципы правового государства:

– господство права, его приоритет перед государством означает верховенство и господство права во всех сферах общественной жизни, отказ от метода преимущественного администрирования в текущей государственной деятельности, первичность права по отношению к государству; государство – инструмент, способ достижения и реализации права;

– верховенство закона означает: закон обладает высшей юридической силой; никакие подзаконные акты не могут противоречить закону, отменять или изменять его, должны закону соответствовать; не должно быть законов, не соответствующих воле народа; закон должен быть правовым, т.е. не противоречить естественному праву; закон должен приниматься на основе действующего законодательства; закон обязателен для всех, нет места «телефонному праву»; никто не должен ставить себя над законом; закон- это антипод произвола административной власти; должен быть гуманным и справедливым;

– незыблемость и реальность, закрепленных в конституции прав и свобод человека и гражданина, их всесторонняя гарантированность и охрана; права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса;

– принцип разделения властей при условии, что все ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга; система «сдержек и противовесов» представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти:

а) законодательная – жесткая юридическая процедура законодательного процесса, право вето президента, право роспуска парламента; деятельность Конституционного суда, который имеет право блокировать антиконституционные акты;

б) исполнительная – ограничение ведомственного нормотворчества, запрет на регулирование отношений, которые должны регламентироваться законом; сроки президентской власти; импичмент, вотум недоверия правительству и т.д.

в) судебная – презумпция невиновности; право на защиту; равенство граждан перед законом и судом; гласность и состязательность судебного процесса;

– реальная независимость суда: чем большей независимостью пользуется суд по отношению к другим органам власти, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан;

– эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов: проверка соответствия закону всех других нормативных актов, реализация действующего законодательства и соблюдения прав и свобод личности;

– взаимная ответственность государства и личности: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

 

Предпосылки и условия формирования правового государства:

– торжество силы права над силой власти;

– воля народа как источник права;

– идея естественного права, т.е. государственная воля направляется вышестоящим по ценности естественным правом; наличие некоторых норм, неприкосновенных для властей, неотчуждаемых и неподвластных государственному регулированию прав индивида;

– торжество принципа индивидуальной свободы человека, т.е. «разрешено все, что не запрещено»;

– наличие народного представительства с законодательным правом;

– наличие административной юстиции – возможность для суда проверять законность актов исполнительной власти;

– широкое развитие принципа самоуправления;

– исключение абсолютной централизации государственной власти;

– развитое гражданское общество;

– эффективно девствующая правоохранительная система;

– уважительное отношение граждан и должностных лиц государства к закону;

– высокий уровень общей и правовой культуры;

– проведение судебной реформы;

– политический плюрализм;

– создание среднего класса собственников;

– устранение противоречий в законодательстве.

 


 

X.Социальное государство

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX в. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни общества. Основные цели и задачи социального государства: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод. Таким образом, существование и деятельность социального государства тесно связано с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

 

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

 

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства;

– поддержка социально незащищенных категорий населения;

– поддержка материнства и детства;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.