Сделай Сам Свою Работу на 5

Пределы действия нормативных правовых актов





 

Пределы действия нормативных правовых актов – это определенные временные, предметные, территориальные ограничения их существования и действия, а также их применимость к определенным категориям субъектов права.

Призванные регулировать общественные отношения правовые нормы содержатся в нормативных правовых актах, т.е. в официальных документах. Именно нормативные правовые акты, являясь внешней формой права, определяют: какие общественные отношения регулируют конкретные нормы права, когда они начинают действовать и на какую территорию распространяются, а также какую категорию лиц их действие затрагивает. Установление пределов действия правовых норм имеет важное значение для правильной их реализации в процессе правоприменительной практики. Пределы действия нормативного правового акта устанавливаются по четырем критериям: предмету, времени, пространству и кругу лиц и, как правило, специально урегулированы с помощью особых норм (оперативных, коллизионных, правотворческих, иерархических).

Установить пределы действия нормативного правового акта – это значит определить:



– на какие общественные отношения распространяются положения акта (действие по предмету);

– с какого времени акт вступает в силу и на какой период это действие сохраняется (действие во времени);

– на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

– каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет важное практическое значение и является необходимым условием обеспечения эффективности механизма правового регулирования. Осуществление прав, свобод и обязанностей субъектов права, удовлетворение их жизненных потребностей и интересов во всех сферах общественной жизни напрямую связаны с установлением в законодательстве и практической реализацией пределов действия нормативных правовых актов.

Действие нормативных правовых актов по предметусвязано с определением той сферы жизни человека, где требуется установление правового регулирования. Как известно, правом регулируются наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы общества и государства, поддающиеся юридической регламентации. Однако общественные отношения между людьми весьма многообразны и не все они могут эффективно регулироваться с помощью права. Имеются такие сферы жизни, где регулирование с помощью права просто нецелесообразно. Определение предмета правового регулирования не простой вопрос, связанный с установлением меры допустимого вмешательства норм права в социальную жизнь людей.



Таким образом, следует отметить, что пределы действия нормативного правового акта по предмету определяются тем, на какой круг общественных отношений распространяются правовые нормы, содержащиеся в данном акте.

Действие нормативных правовых актов во времени имеет большое практическое значение, так как от него зависит, какой закон – старый или новый – будет применяться к конкретным правоотношениям.

Законодательством Республики Беларусь определены следующие принципы действия нормативных правовых актов во времени:

– противоправность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния;

– закон, устраняющий наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным способом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий наказуемость деяния, усиливающий наказание или иным способом ухудшающий положение лица, совершившего правонарушение, обратной силы не имеет.

В ст. 23 Конституции Республики Беларусь провозглашается, что «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом». Этот важнейший конституционный принцип основан на положении, что деяния могут быть признаны преступлением или правонарушением только на основании закона, действовавшего во время их совершения, также распространяется и на деяния, совершенные до его издания. Решение вопроса о том, в соответствии с каким законом определяется наказуемость деяния, производится путем сопоставления даты вступления в силу закона с моментом правоотношения.



Для определения календарного срока действия закона необходимо учитывать следующие три обстоятельства:

– дату вступления закона в силу;

– дату прекращения действия закона;

– время, на которое действие нормы приостанавливается.

Определение времени начала действия нормативных правовых актов связано с их официальным опубликованием.

В Республике Беларусь возможны следующие варианты вступления в силу нормативных правовых актов: по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; с момента принятия; с конкретной даты; со дня опубликования; со дня включения в Национальный реестр правовых актов; со дня государственной регистрации; с момента подписания; со дня ратификации; со дня фактического получения акта исполнителями; с возникновением определенных обстоятельств (стихийное бедствие, военные действия и т.д.). Наиболее целесообразным вариантом определения времени вступления нормативного акта в силу является тот, при котором устанавливается время, отведенное на ознакомление людей с содержанием данного акта. Согласно законодательству Республики Беларусь, нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы и декреты Президента подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после их опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь вступают в силу с момента включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом акте не указан иной срок.

Некоторые нормативные правовые акты (например, постановления палат Парламента) могут действовать с момента их принятия или подписания.

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Нормативные правовые акты утрачивают силу при следующих обстоятельствах:

– истечение срока, если нормативный правовой акт издан на определенный срок;

– прямая отмена данного акта другим актом, изданным позднее компетентным органом;

– фактическая отмена (замена), когда компетентным органом издан новый нормативный правовой акт, установивший по данному вопросу новые правила; в этом случае ранее действовавшие акты утрачивают силу со дня введения в действие нового акта (это не лучший вариант – может быть путаница);

– изменение обстоятельств, на которые был рассчитан акт;

– признание акта неконституционным;

– отмена акта в случае его несоответствия действующему законодательству (ст. 122 Конституции Республики Беларусь).

С действием нормативных правовых актов во времени связаны такие понятия, как обратная сила закона и его переживание.

Обратная сила (ретроактивность) закона – это распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в силу. Действие положений нового акта при этом обращено в прошлое. При обратном действии новый закон распространяется на уже осуществленные при старом законе права и обязанности. Под обратной силой закона надо понимать такое его действие на правоотношения, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношений. Отсюда вытекает, что последствия, которые были законно произведены при старом законе, признаются неправильными и подлежат изменению в соответствии с нормами нового закона.

Обратная сила нового нормативного правового акта по юридическим особенностям зависит от степени завершенности правовых последствий, наступивших в соответствии с прежним актом. По этому признаку обратная сила закона подразделяется на простую и ревизионную.

При простой обратной силе действие нового акта распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических последствий в части их реализации (например, до судебного решения).

При ревизионной обратной силе новый акт распространяется на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили (например, приговор суда по уголовному делу состоялся и приведен в исполнение).

При прямом действии новый закон регулирует отношения существующие (т.е. те отношения, которые произойдут в день вступления закона в силу) и будущие, а все, что было осуществлено по старому закону, до этого момента не изменяется.

Обратная сила закону может быть придана и по специальному указанию законодателя в форме прямого словесного распоряжения или в форме указания срока введения закона в действие ранее, чем состоялось его принятие. Обратная сила закона также может быть осуществлена в форме «молчаливого» придания, т.е. вывод об этом делается путем толкования. Придание обратной силы закону может быть также осуществлено посредством коллизионной нормы или действия разъяснительного закона.

Переживание (ультраактивность) закона – это ситуация, при которой отмененный акт продолжает регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Нормативный правовой акт как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения общественных отношений в соответствие с требованиями нового нормативного акта требуется определенный срок. Такое положение может складываться в связи с тем, что некоторые правоотношения (имущественные, кредитные, арендные, подрядные и др.) являются длящимися и их невозможно немедленно привести в соответствие с новым законодательством без ущерба для интересов сторон и подрыва стабильности данного вида отношений. О положениях отмененного нормативного правового акта, который продолжает действовать после принятия нового акта, делается специальная оговорка в новом акте, а также указывается срок этого действия.

 

Действие нормативных правовых актов в пространстве – означает определение территории государства, на которой его нормы подлежат обязательному исполнению.

Пространственное действие нормативных правовых актов связано с понятием территории государства в соответствии с международным правом. В состав территории входят следующие объекты:

– сухопутное пространство в пределах государственных границ;

– недра земли в пределах государственных границ;

– воздушное пространство в пределах государственных границ;

– внутренние и территориальные воды;

– континентальный шельф;

– военные суда под флагом соответствующего государства;

– гражданские суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве;

– территория посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом;

– космические корабли и станции со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Нормативные правовые акты высших и центральных органов государства, как правило, распространяют свое действие на всю государственную территорию (законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и других республиканских органов государственного управления). Однако данными органами могут применяться и нормативные правовые акты, действующие на определенной части государства.

Нормативные правовые акты местных органов власти действуют в пределах той территории, на которую распространяются властные полномочия их органов, т.е. в пределах административно-территориальных единиц (область, район, город).

Некоторые нормативные правовые акты действуют на части территории государства, ограниченной пространственными рамками. Например, отдельные акты действуют только на территории, находящейся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – случаи экстерриториального действия закона, которые проявляются главным образом в отношениях с иностранными гражданами и организациями. Суть экстерриториальности состоит в возможности применения законодательства одной страны к действиям, совершенным на территории другой страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц – означает их применимость к определенным категориям субъектов права, т.е. речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила нормативных правовых актов.

По общему правилу нормативные правовые акты, действующие в государстве, обязательны для всех субъектов (физических лиц, государственных органов, учреждений и организаций, предприятий, хозяйственных обществ, общественных организаций и др.), находящихся на территории государства. Однако из данного правила имеются исключения. Например, под действие норм избирательного права не попадают определенные категории лиц: несовершеннолетние граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, недееспособные, отбывающие наказание в виде лишения свободы и некоторые другие категории физических лиц.

Помимо актов общего действия существуют нормативные правовые акты специального действия, распространяющиеся только на определенные категории физических лиц, органов, организаций (например, сотрудников определенных ведомств, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Другие особенности действия нормативных правовых актов проявляются в отношениях с иностранными гражданами. Так, например, некоторые категории иностранных граждан (дипломатические работники) пользуются полным или частичным дипломатическим иммунитетом от юрисдикции страны пребывания. Они обладают личной неприкосновенностью, не подлежат аресту или задержанию, к ним не могут быть применены иные формы государственного принуждения. В случае совершения такими лицами уголовного или административного правонарушения вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем.

 

 

Реализация права

 

Правовое регулирование осуществляется путем воздействия на сознание и волю людей – участников общественных отношений. Издавая соответствующий акт, правотворческий орган рассчитывает на воплощение требований права в общественных отношениях. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права теряют свое социальное назначение и утрачивают смысл. После издания закона акцент переносится на работу по его реализации.

Реализация норм права может быть только при правомерном поведении субъектов, т.е. таком их поведении, которое предусматривается нормой права. Неправомерное, т.е. противоречащее требованиям юридических норм поведение субъектов, не может быть условием реализации, так как в данном случае нормы не реализуются, а нарушаются.

Реализация правовых норм – это претворение, осуществление правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права.

Формы реализации норм права могут быть классифицированы по различным основаниям. Наиболее распространенной в юридической литературе является следующая классификация: в зависимости от способности субъектов права самостоятельно реализовывать субъективные права и юридические обязанности. По этому основанию различают следующие основные формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование (формы непосредственной реализации) и применение.

Соблюдение норм права – состоит в подчинении субъектами своего поведения требованиям правовых норм, в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий. При этом выполняется пассивная обязанность: достаточно не совершать запрещенных нормами права действий. Таким образом, норма права реализуется в том случае, если запреты не нарушаются, запрещенные законом действия не совершаются физическими лицами и организациями. Соблюдение как форма реализации норм права носит пассивный характер. В этом заключается её главная особенность. Посредством соблюдения реализуются запрещающие и охранительные нормы. Все охранительные нормы содержат запрет, который хотя и не всегда формулируется прямо, но логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции нормы установлена юридическая ответственность, то очевидно, что такие действия запрещены законом. Например, такого рода запреты установлены нормами Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Исполнение норм права – состоит в обязательном совершении участниками общественных отношений предусмотренных нормами права действий. Нормы права могут быть реализованы только путем активного правомерного поведения, т.е. деятельным осуществлением возложенных на субъекта юридических обязанностей. Субъекты права обязаны выполнять предписания норм права независимо от его внутреннего отношения к ним. Так, налогоплательщик обязан своевременно уплатить налог независимо от своего желания, следователь возбудить уголовное дело при обнаружении преступления, должник обязан возвратить долг. Исполнение права как форма его реализации требует совершения субъектом определенных активных действий, поскольку на него возлагается соответствующая юридическая обязанность. Отсюда можно заключить, что путем исполнения реализуются обязывающие нормы права.

Использование норм права – активное осуществление участниками своих субъективных прав в рамках дозволенных правом вариантов действий. Использование права связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты в зависимости от их воли и желания. Данная форма реализации права не требует исполнения обязательного варианта поведения субъекта. В форме использования реализуются управомочивающие (дозволяющие) нормы. По усмотрению субъекта здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от исполнения своего права. При активном поведении у субъекта есть возможность по своему усмотре-
нию выбрать вариант поведения. Например, собственнику имущества
предоставляется право владения, пользования и распоряжения этим
имуществом.

В юридической литературе данные три формы определяются как формы непосредственной реализации права, поскольку их субъектами выступают граждане и организации, осуществляющие свои права и обязанности самостоятельно и непосредственно.

Однако в ряде случаев для осуществления своих прав и обязанностей недостаточно только поведения субъектов права, указанные выше формы не позволяют полностью реализовать ту или иную норму права. В этой ситуации реализация права возможна только при участии компетентных органов, которые и обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Данная форма реализации называется правоприменением.

Применение норм права – это особая форма реализации права, осуществляемая государственными органами или по уполномочию государства негосударственными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности путем вынесения индивидуально-правовых предписаний.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов права требуется решение компетентных государственных органов. Такая потребность может проявляться в следующих случаях:

1 Когда норма права сформулирована так, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется властное решение, вынесенное с учетом определенных жизненных обстоятельств (реализация права на пенсионное обеспечение).

2 Когда субъекты права не могут прийти к согласию по поводу реализации определенных прав и обязанностей (раздел имущества).

3 Когда требуется официальное признание определенных юридических фактов (нотариальное удостоверение сделок).

4 Когда совершается правонарушение и возникает необходимость определить вид и меру юридической ответственности для правонаруши-
теля.

Правоприменение как особая форма реализации права обладает рядом специфических признаков:

– осуществляется на основе правовых норм специально уполномоченными на то субъектами в рамках их компетенции;

– представляет собой государственно-властную деятельность;

– результатом данной деятельности являются индивидуальные правовые решения в отношении конкретных жизненных случаев;

– осуществляется в интересах конкретных субъектов права в целях наиболее полного осуществления ими субъективных прав и юридических обязанностей;

– регламентируется нормативными правовыми актами и осуществляется в установленных законом процессуальных формах;

– решение правоприменительного органа носит юридически обязательный характер (гарантируется государством).

Процесс применения права осуществляется в определенной последовательности. Применение права – это сложная многоступенчатая деятельность, в которой выделяют основные стадии, характеризующие последовательность и логику действий правоприменительных органов в процессе рассмотрения и решения конкретного юридического дела. При этом выделяют соответствующие самостоятельные стадии (действия), которые на практике теснейшим образом пересекаются и взаимосвязаны, образуя сложный, но единый процесс. Выделяют следующие основные стадии процесса применения норм права:

установление и анализ фактических обстоятельств дела – применение норм права к конкретным жизненным обстоятельствам предполагает тщательное предварительное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному делу и имеющих юридическое значение. Такой анализ позволяет объективно, всесторонне и полно оценить конкретный жизненный случай и в результате правильно применить норму права. Например, в процессе расследования уголовного дела, прежде чем применить норму права и определить меру наказания лицу, совершившему преступление, необходимо установить все обстоятельства дела (факт совершения преступления, время, место, данные, характеризующие личность правонарушителя, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность и др.);

– выбор нормы права, которую следует применить к данным фактическим обстоятельствам, – это осуществление правовой квалификации данного дела и решение вопроса о том, на основании какой нормы права следует его рассматривать. Это осуществляется на основе уже проведенного анализа фактических обстоятельств дела и его сопоставления с содержанием соответствующей юридической нормы. В результате такого сопоставления решается вопрос о том, подпадает ли данный случай под действие избранной нормы права. При этом уточняются системные связи избранной нормы права с другими нормами, поскольку правовую основу разрешения дела могут составить лишь несколько норм в комплексе;

проверка подлинности текста правовой нормы. После выбора определенной правовой нормы правоприменительный орган обязан убедиться в подлинности её текста. Следующий этап – это выяснение, не отменена или не изменена ли она. Кроме того, следует пользоваться только теми текстами нормативных правовых актов, которые опубликованы в органах официального опубликования, а также проверить акт с точки зрения его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

толкование правовой нормы – это специфическая стадия правоприменительной деятельности, заключается в уяснении и определении точного содержания правовой нормы, т.е. того смысла и содержания нормы, который был предусмотрен правотворческим органом в процессе её издания. В ходе выбора и отыскания необходимой правовой нормы для урегулирования и уяснения её содержания может обнаружиться, что действуют две или более норм, противоречащих друг другу, т.е. имеет место коллизия правовых норм. Для разрешения имеющих место противоречий правоприменительный орган должен руководствоваться общими принципами толкования: всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет; что законом не запрещено, то разрешено; чрезвычайные законы толкуются ограничительно; законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно; исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права;

принятие решения по делу, принятие акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей – по своей сути это заключительная стадия применения права, где проявляется применение права как особая форма реализации. Все предшествующие стадии имеют целью обеспечение принятие акта применения права, законного и всесторонне обоснованного;

реализация принятого решения. Данная стадия имеет целью обеспечение принятого решения по делу, так как сам факт издания принятого решения ещё не гарантирует его практическую реализацию. Поэтому важно осуществление необходимых мер для того, чтобы предписания правоприменительного акта были безусловно исполненными.

Акт применения права представляет собой индивидуальный юридический акт государственно-властного характера, принятый компетентным органом по конкретному вопросу и устанавливающий определенное юридическое состояние: права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных субъектов права.

Признаки актов применения права:

– издаются компетентными органами или должностными лицами государства, а также негосударственными организациями;

– строго индивидуальны, т.е. адресованы конкретным лицам, наделяя их при этом субъективными правами и юридическими обязанностями в той или иной жизненной ситуации;

– носят разовый характер и рассчитаны на решение конкретного юридического дела;

– содержащиеся в них предписания носят обязательный характер для всех, к кому они относятся, их реализация обеспечена государственным принуждением;

– должны быть законными, обоснованными и выноситься строго в соответствии с законом; акт применения права, не соответствующий закону, должен быть отменен;

– направлены на реализацию правовых норм;

– имеют определенную, установленную законом форму: приказ, решение, приговор, распоряжение и др.

Правоприменительные акты весьма разнообразны и могут быть классифицированы по самым различным основаниям:

– как правило, акты правоприменения – это письменные документы, имеющие формализованное внешнее выражение и определенную структуру. Однако наряду с актами-документами выделяют и менее распространенные акты-действия. Последние делятся на словесные и конклюдентные (совершаемые посредством сочетания определенных жестов);

– по субъектам, издающим данные акты, различают: акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти, судебной власти, контрольно-надзорных органов, а также правоприменительные акты негосударственных организаций;

– по времени действия выделяют: правоприменительные акты однократного действия (например, протокол о наложении административного взыскания) и длящегося действия (например, решение о назначении пенсии);

– по способам правового воздействия различают: регулятивные (устанавливают субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений, принимаются на основе регулятивных норм права) и правоохранительные правоприменительные акты, которые принимаются для определения конкретного вида и меры юридической ответственности на основе правоохранительных норм права;

– в зависимости от значения в процессе разрешения юридических дел различают основные правоприменительные акты (к ним относятся документы, содержащие завершенное решение юридического дела, например, приговор суда) и вспомогательные правоприменительные акты (к ним относятся акты, подготавливающие издание основных актов, например, определение суда о назначении экспертизы);

– в зависимости от предмета правового регулирования правоприменительные акты подразделяются на гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Правоприменительные акты имеют четкую структуру и содержат следующие элементы:

– вводная часть – указывается наименование акта (решение, постановление), название органа, издавшего акт, время и место издания, к какому лицу акт относится;

– констатирующая (описательная) часть или фабула – подробно излагаются фактические обстоятельства дела, фиксируется, как, когда, при каких обстоятельствах совершены действия;

– мотивировочная часть – дается фактическое и юридическое обоснование принятого решения, включает анализ доказательств, юридическую квалификацию, указание на применяемый закон и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган;

– резолютивная часть – указывается содержание принятого решения.

 

Толкование норм права

По поводу содержания и определения толкования норм права в юридической литературе существуют различные точки зрения. Одни авторы понимают под этим лишь уяснение содержания норм права, т.е. «для себя». Другие авторы полагают, что толкование норм права составляет лишь разъяснение их содержания «для других». Третьи авторы считают, что толкование – это уяснение и разъяснение, т.е. единство того и другого.

Толкование права – это особый вид юридической деятельности по раскрытию смысла законодательных установлений путем уяснения и разъяснения норм права в целях их единообразного понимания и реализации.

Толкование норм права требует непростой, довольно напряженной мыслительной деятельности, в результате которой происходит переход от незнания к знанию, воспроизводится действительная истинная картина, связанная с содержанием правовых норм именно в том виде и смысле, как это было представлено и разработано компетентным правотворческим органом. Однако в отличие от других видов познания (теоретического, бытового, обыденного) юридическое толкование представляет собой специальное познание, которое осуществляется в целях единообразного и правильного понимания норм права и его практической реализации.

Необходимость толкования вызвана следующими особенностями:

– не всегда правотворческому органу удается четко и бесспорно сформулировать правовую норму; иногда нормативные правовые акты содержат общие и абстрактные положения, что ведет к процессу уточнения и разъяснения их смысла;

– трудности могут возникнуть из-за нарушения правил, приемов и способов юридической техники во время разработки, оформления и систематизации законодательства, а также связаны с отсутствием ясного, точного и понятного языка нормативного правового акта;

– необходимость толкования также возникает потому, что любой вновь принятый акт не может приниматься автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие;

– трудности могут возникнуть из-за сложности многих юридических формулировок и терминов, нетипичных предписаний;

– необходимость толкования может быть вызвана несовпадением норм права и статей нормативных правовых актов, а также наличием бланкетных и отсылочных норм;

– отдельные нормы действуют не изолированно, а в системе других норм и только в этой связи их можно правильно истолковать.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.