Сделай Сам Свою Работу на 5

Парламентарная республика





Признаки:

1 Верховенство парламента.

2 Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах.

3 Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4 Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов парламента.

5 Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов.

6 Президент реальной властью не обладает.

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это юридическая категория, которая отражает деление государства на составные части по политическому и административно-территориальному признакам, определяет правовое положение частей государства, а также характер и принципы взаимоотношений их органов между собой и с центральными органами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на:

– простые (или унитарные);

– сложные (федерации, конфедерации).

Унитарное государство(от лат. унус – один) – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориаль-
ных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Например, Республика Беларусь.



Признаки унитарного государства:

1 Единые общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2 На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, функционирует единая денежная система.

3 Проводится обязательная для всех административно-территориаль-
ных единиц общая налоговая и кредитная политика.

4 Составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.



5 Небольшим по численности национальностям, проживающим на территории унитарного государства, может предоставляться национальная и законодательная автономия.

6 В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

7 Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация(от лат. объединение, союз) – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Наиболее общие черты федерации:

– организация государственной власти и системы органов в нем определяются федеральным законодательством;

– на федеральном уровне функционируют общие для всей федерации властные структуры;

– разграничение предметов ведения между центром и субъектами федерации осуществляется федеральной конституцией;

– субъекты федерации обладают собственным законодательством, могут иметь право принять собственную конституцию;

– субъекты имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;



– субъекты федерации могут иметь одинаковый политический и правовой статус, могут быть и неравноправными;

– наряду с единым союзным гражданством может существовать и гражданство субъектов федерации;

– субъекты федерации представлены в федеральных органах государственной власти;

– основную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Территориальная федерация–строится без учета национального состава населения; характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов; не имеет прямого представительства в международных организациях; не предусмотрен, а иногда и прямо запрещен односторонний выход из союза (сецессия). Примером территориальной федерации могут служить США.

Национальная федерация–субъекты такой федерации отличаются друг от друга национальным составом населения; обладают признаками государственного суверенитета; имеют свой парламент, независимую судебную систему, свое гражданство, свои представительства в международных организациях; предусматривается право нации на самоопределение. Например, бывший СССР.

Следует различить союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз государств, которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

1 Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества.

2 Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

3 Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен.

4 Государства могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеративных внешнеполитических оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в международных отношениях.

5 Государства недолговечны. Они или распадаются для достижения общих целей, или превращаются в федерации. Конфедеративное государство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

 

Политический режим

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти.Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократические режимыхарактеризуются следующими признаками:

1 Главное, что определяет характер государственной власти, – это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.

2 Антидемократический режим характеризуется тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами.

3 Антидемократическим режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ).

4 Личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры.

5 При антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

6 Характерный признак антидемократического государства – милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрокра-
тического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мировой экономикой.

7 Антидемократические режимы игнорируют интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей.

8 Антидемократическое государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные ему религиозные течения.

Демократические режимы характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

1 Такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2 Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства.

3 Возможность активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях.

4 Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов). В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5 Демократический режим является следствием реального разделения властей как в унитарных, так и в федеративных государствах. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. Она также является препятствием бюрократическому произволу и нарушениям социально-экономических прав национальных меньшинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности.

6 Демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

7 Основным принципом демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самостоятельные коллективы, которые поддерживают политику государства, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и общественных образований.

8 Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима.

Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению главных задач в данный исторический период, в которых выражается сущность, социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.

От функций государства следует отличать функции его отдельных органов. Функции определенного органа государства – это такие направления деятельности, которые соответствуют социальному назначению именно этого органа.

Функции государства следует отличать от видов государственной деятельности, которые осуществляются структурными подразделениями государственных органов (учетно-регистрационная работа, планирование и т.д.).

Функции государства осуществляются в определенных правовых формах:

– правотворческой;

– правоприменительной;

– правоохранительной.

Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер. К ним относятся, например, ликвидация стихийных бедствий, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, идеологическую, финансового контроля, охраны правопорядка, экологическую и др.

Экономическая функциявыражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Существуют два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства;

непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Функция идеологическаявыражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, религиозной, патриотической, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности средств массовой информации.

Функция обеспечения законности и правопорядка– это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Борьба с правонарушениями – важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства, она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

Экологическая функция – жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды. Приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов. Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

Функция охраны прав и свобод граждан – выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства – верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правонарушение.

Функция развития культуры, науки и образования– разносторонняя государственная поддержка развития культуры – прежде всего национальной литературы, кино, театра, средств массовой информации, а также науки и образования.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.Они призваны решать следующие задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствамии обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии:

1 Интеграция в мировую экономикуважное место в международном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейши-
ми технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-фи-
нансовых связей.
Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляют Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения – Экономический и Социальный советы ООН.

2 Обеспечение мира. В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем на основе дву- или многосторонних переговоров.

3 Культурное и научно-техническое сотрудничествоосуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

4 Оборона страны –имеет целью обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня военной защищенности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.