Сделай Сам Свою Работу на 5

Место общей теории права в системе юридических наук





Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. Систему юридическихнаук можно подразделить на следующие группы:

– общетеоретические и исторические науки. Изучают наиболее общие вопросы понимания государственно-правовых явлений, исследуют процесс развития государственно-правовых институтов и учений о государстве и праве (общая теория права, социология права, история государства и права Беларуси и др.);

– отраслевые юридические науки. Исследуют закономерности формирования, развития и функционирования отдельных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право и др.);

– прикладные юридические науки. Используют достижения технических и естественных наук для решения проблем юридического характера (криминалистика, криминология, судебная медицина и др.);

– науки, изучающие международное право. Занимают особое место в системе юридических наук, поскольку регулируют межгосударственные отношения (международное частное право, международное публичное право и др.);



– науки, изучающие структуру и порядок деятельности правоохранительных органов. Исследуют деятельность компетентных органов государства по обеспечению законности и правопорядка (судоустройство, прокурорский надзор и др.).

Общество и социальная власть. Гражданское общество

Общество есть продукт сотрудничества и взаимодействия людей, связанных интересами, которые имеют постоянный и объективный характер; это внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных отношениях между людьми. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, групповыми, семейными, этническими, сословными отношениями и интересами.

Общество появилось тогда, когда люди выделились из мира животных. Человек – это первичная клеточка общества. Человек есть существо общественное, как говорил Аристотель. Поэтому важнейший признак общества заключается в том, что оно в самом общем виде представляет собой сложнейшую систему человеческих взаимосвязей. Взаимодействуя между собой, с различными общественными организациями и в целом с обществом, человек развивается сам, становится личностью и стимулирует прогресс общества. В процессе исторического развития общество изменялось, принимало различные формы, его внутреннее строение постепенно усложнялось, появлялись социальные общности, слои, группы, классы, различные организации, имеющие свои интересы.



В своем развитии общество не может обойтись без соответствующих социальных институтов, политических организаций, различных учреждений и объединений, выполняющих необходимые для общества функции. Исторически первым социальным институтом были родовые общины, т.е. группы людей, объединенных кровным родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт обеспечивал выживание людей, которые могли существовать только на базе коллективного хозяйства. Рода объединялись в более крупные социальные институты – племена и фратрии. Позднее появились религиозные объединения, торговые организации. Исторически первым политическим институтом стало государство. Позднее, по мере усложнения общества, появились и другие институты: производственные, социальные (профсоюзы), политические (партии).

Признаки общества:

– обязательный формальный признак общества – совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;

– объединение индивидов происходит на основе общего интереса, имеющего постоянный и объективный характер (вопросы продолжения рода, производство необходимых материальных благ, порядок и безопасность и т.д.); без общих интересов общество немыслимо;



– всякий человек имеет личные интересы, при этом общие интересы могут противоречить интересам личным (индивидуальным);

– организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов; несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общества;

– у людей должна быть заинтересованность друг в друге, так как только в результате взаимного сотрудничества можно удовлетворить интересы каждого; кроме того, действия совместными усилиями позволяют достичь тех целей, которые недостижимы для отдельного человека;

– существование любого общества возможно лишь при условии надежного обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности; для этого в обществе должна быть организующая сила;

– для регулирования общественных отношений должны быть нормы – правила поведения, имеющие общеобязательный характер; исполнение этих норм должно обеспечиваться и с помощью принуждения;

– у общества должна быть способность и реальная возможность к самообновлению и самосовершенствованию.

Вместе с человеческим обществом возникает и социальная власть как неотъемлемый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, совместная жизнь людей становится организованной.

Власть – это инструмент поддержания в любом обществе порядка, его организации и управления. Власть – это явление надстроечное, её свойства, природа и функции определяются экономическими отношениями. Она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой власти. Власть означает, с одной стороны, навязывание властвующим своей воли подвластным, а с другой – подчинение подвластных этой воле.

Наряду с волей как одним из определяющих элементов власти не следует забывать и другую её часть, какой является сила – физическое, психологическое и иное принудительное воздействие. Власть, лишенная силы, перестает быть реальной властью, так как не способна претворять в жизнь своё воздействие на общественные отношения. Власть опирается на силу своего авторитета, бывает сильна поддержкой народных масс. Властвующий субъект при осуществлении своих функций использует силу идеологического воздействия, достаточно часто прибегает к таким способам, как обман и популистские обещания. Государственная власть имеет в своем распоряжении такие предметно-материальные источники силы, как вооруженные организации людей, органы насилия, репрессивный аппарат. Отсюда и негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотреблений, произвольного использования находящейся в её распоряжении силы. Власть нередко становится предметом острых столкновений и борьбы людей, классов, политических партий.

Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая подчинение своей воле поведения людей, используя различные методы, в том числе и принуждение. Общественный порядок не возникает сам по себе, он есть результат упорядоченности социальных отношений. Регулировать в социальной жизни – значит направлять поведение людей и их социальных общностей в определенные рамки. При этом каждое исторически конкретное общество требует своей меры социального регулирования. По мере развития общества роль социального фактора возрастает. Усложнение социальной жизни приводит к качественному изменению механизма регулирования, появляется целая система воздействия, т.е. достаточно широкий набор норм, приемов и способов упорядочения общественных отношений.

 

Гражданское общество

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права, который характеризуется стремлением мыслящих людей создать такую модель общественного устройства, где господствовали бы свобода, справедливость, равенство людей как субъектов права, безусловная защищенность прав и свобод человека независимым судом и благополучие. Формирование гражданского общества самым тесным образом связано с проблемами совершенствования государства, возвышением роли права и закона. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга, так как одно не может существовать без другого.

Понятие гражданского общества было известно давно. Но при этом следует отметить, что для нашей белорусской науки это понятие оказалось относительно новым и неразработанным. Конституция Республики Беларусь не содержит этого термина. Слабое распространение оно получило в общественном сознании и средствах массовой информации. Более широко распространено понятие гражданского общества в Российской Федерации. Хотя и там данные социологического исследования показывают, что четкое представление о гражданском обществе имеют примерно 23% из числа опрошенных. 22-23 ноября 2001 г. в Москве прошел Гражданский форум, на котором обсуждались проблемы формирования в России гражданского общества.

За понятием «гражданское общество» стоит обширное и богатое содержание, смысл его многогранен и неоднозначен, понимается учеными по-разному. Но при этом абсолютно ясно, что не всякое общество является гражданским. Ставить знак равенства между понятием «общество» и «гражданское общество» нельзя. Первое значительно старше второго. Идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола. Значительный вклад в разработку идей гражданского общества внесли такие мыслители, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, В. Гумбольдт, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс. В частности, в работах указанных мыслителей отмечалось, что гражданскому обществу могли соответствовать лишь прогрессивные формы государственного устройства, абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом; человек все должен создавать собственными силами и отвечать за содеянное; побудительной причиной самосовершенствования людей является столкновение их интересов; для возвышения человеческого достоинства необходима гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом; достижение всеобщего гражданского общества есть величайшая проблема для человечества; гражданское общество есть сфера действия частного интереса.

Становление и развитие гражданского общества были связаны со значительными изменениями социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Важнейшей составляющей понятия было признание всеобщего правового равенства людей, что определяло качественно новое положение личности в обществе и государстве. Суть гражданского общества составляют преобладающие горизонтальные отношения юридически свободных людей, имеющих права и свободы, признанные и защищенные законом. Вывод о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству является значительным шагом в развитии общественных наук. Эта самостоятельность обусловила различия в структуре, строении и принципах организации государства и гражданского общества. Они состоят в следующем:

1 Государство есть руководимая единым центром вертикальная система государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины; система содержится за счет общества; постоянная и главная цель государства – охрана общества, управление им и на этой основе оправдание и легитимация своего существования. Гражданское же общество представляет собой систему разнообразных горизонтальных связей и отношений людей, основанных на равенстве, личной инициативе и самостоятельности в добыче средств к существованию.

2 Государственные органы создаются и действуют строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества основана на доброй воле его участников, хотя и регламентируется законом. Свои права граждане реализуют или не реализуют по своему усмотрению; государственные органы наделены полномочиями, которые они обязаны использовать.

3 Граждане имеют правоспособность, которая дает им самые широкие возможности совершать любые сделки в разных сферах частной жизни (кроме запрещенных законом). Государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей узкие параметры их деятельности.

4 Гражданин может быть привлечен к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Государственный служащий может быть привлечен к ответственности не только за правонарушение, но и за служебные упущения, обусловленные не только виной, но и недостаточной квалификацией.

5 Деятельность органов государства и должностных лиц регламентируется нормами публичного права, которые охраняются от нарушений преимущественно штрафами, карательными санкциями. Взаимоотношения членов гражданского общества регламентируются нормами частного права, где первостепенное значение имеют правовосстановительные санкции.

6 Структура гражданского общества существенно отличается от механизма государства. Ее составляют негосударственные социально-эко-
номические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); независимые от государства производители (частные предприятия, фирмы, фермеры); общественные организации, партии и движения; сфера негосударственного воспитания и образования; независимые средства массовой информации; церковь; семья.

7 Принципами гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, самоуправляемость, конкуренция, свободно формирующееся общественное мнение и политический плюрализм, многоукладность экономики; жизнедеятельность строится на принципе координации, а не субординации.

Гражданское обществосистема самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных интересов и потребностей.

Гражданское общество в его взаимоотношениях с государством характеризуется следующим:

– становление и развитие гражданского общества основано на утверждении принципа формального равенства;

– частные и иные формы собственности, рыночная экономика, политический плюрализм, высокий уровень общей и правовой культуры населения – базовая основа гражданского общества;

– гражданское общество построено на принципе координации, в основе которого лежат горизонтальные связи между субъектами, самоорганизация и самоуправляемость;

– гражданское общество есть сообщество свободных граждан-соб-
ственников, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

– гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила;

– взаимодействие гражданского общества и государства направлено на формирование демократического, социального и правового государства;

– степень становления и развития гражданского общества характеризует уровень социально-экономической, политической и правовой зрелости населения.

Идея гражданского общества уже органически вплелась в общую культуру человечества как представление о его нормальном, цивилизованном состоянии и как способе реализации общечеловеческих ценностей. Гражданское общество – это один из основных ориентиров наряду с правовым и социальным государством в организации самоуправления, существования и развития человечества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.