Сделай Сам Свою Работу на 5

Связь эмоциональных оценок телерекламы с интеллектуальными способностями человека





В Психологическом Агентстве Рекламных Исследований (ПАРИ) было проведено исследова­ние, позволяющее проследить возможную связь эмоциональных оценок испытуемыми типов телевизионной рекламы с мыслительными (интеллектуальными) способностями. (Исследо­вание проводилось Гордяковой 0. В., Гафуровой Г. 3., 1998.) Для этого была сформирована батарея рекламных видеороликов, куда входили: 1) мультипликационный ролик; 2) игровой музыкальный ролик с актерами без дикторского и актерского текста; 3) информационно-рек­ламный сюжет с участием потребителей, уже попробовавших и положительно оценивших рекламируемый продукт; 4) игровой рекламный сюжет с участием актеров и закадровым дик­торским текстом; 5) телетекст на фоне музыки; 6) видовой сюжет без участия актеров с за­кадровым дикторским текстом; 7) информационный сюжете прямым обращением телевизи­онного ведущего к зрителю; 8) игровой рекламный ролик с компьютерными спецэффектами; 9) игровой сюжет, построенный на основе диалога между актерами; 10) рекламное шоу од­ного актера; 11) информационный сюжет с участием экспертов, известных киноактеров, уче­ных и т. д.



Группе испытуемых был предложен блок роликов, которые они просматривали в течение одного часа и каждый из которых оценивали с помощью методики семантического диффе­ренциала Ч. Осгуда. После этого предлагался тест оценки интеллекта по Амтхауеру, который заполнялся ими в течение 1,5 часа.

Исследование установило корреляционную статистическую связь на уровне р < 0,05 (г = 0,697) между интегральной характеристикой интеллекта и эмоциональными оценками рек­ламного видеоролика № 9. Исследование выявило также наличие статистически значимой корреляционной связи между субтестами вербального интеллекта и роликами № 2 (г = 0,62, р < 0,05); № 8 (г = 0,59, р < 0,05); № 9 (г = 0,73, р < 0,05); а также между математическими субтестами и роликом № 9 (г = 0,7, р < 0,05). Результаты свидетельствуют о том, что инфор­мационно избыточные ролики эмоционально оцениваются лицами с более высоким уровнем интеллекта ниже, чем ролики игровые и в которых используются специальные компьютер­ные эффекты.

В настоящее время у психологов весьма популярны идеи социальной природы мышления, мышления как диалога. Здесь возникает важная проблема индивиду­ального и социального: необходимо определить, что в мышлении является резуль­татом индивидуальной деятельности человека, а что — продуктом общения, взаи­модействия с другими людьми. Одни психологи рассматривают мышление как ре­шение задач. Они концентрируются на изучении мышления как процесса, выделяют и изучают его этапы, механизмы, например анализ, синтез, анализ через синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию, систематизацию, сравнение и т. д. Других больше интересует связь мышления с речью. Именно этот фактор они рассматривают как одно из основных доказательств социальной природы мышле­ния. Именно связь мышления с речью, по их мнению, говорит об огромной роли социальной мотивации, ориентации на другого человека. На основе мышления, его главных характеристик и механизмов осуществляется такой важный процесс, как принятие решений. Принятие решения для упрощения часто рассматривают как




Глава 4. Психические процессы в рекламе 207

выбор. Именно это свойство мышления — участвовать в процессе анализа условий, их сравнения и принятия решения — оказывается крайне важным для психологии рекламы, так как проблема сравнения и выбора всегда стоит перед человеком, ко­торый живет в мире разнообразных реклам и товаров.

Воображение

Психологические исследования в рекламе предполагают изучение психических процессов не только потребителя, воспринимающего рекламу, но и рекламиста, который ее делает. Кроме того, рекламная деятельность с точки зрения рассматри­ваемого в данной книге подхода предполагает систему коммуникаций, в условиях которых потребитель, приобретая товар и усваивая психологические установки рекламы, сам в определенных ситуациях выступает в роли рекламиста. Все это за­ставляет проанализировать еще один важный психический процесс, напрямую свя­занный с творчеством человека, — воображение. С точки зрения психологии вооб­ражение — это сугубо человеческий психический процесс, которым не обладают животные. Считается, что он возник и сформировался в процессе труда, однако здесь не следовало бы приуменьшать и роль общения. Прежде чем приступить к ка­кой-либо деятельности, человек, как правило, старается представить себе ее конеч­ный результат. Только в условиях творческого самовыражения результат может быть непредсказуемым следствием случайных ассоциаций, оригинальных находок и пр. Понятие воображения, таким образом, тесно связано с понятиями фантазии, мечты, мифотворчества.



Психологи делят воображение на непроизвольное и произвольное. В основе не­произвольного воображения не лежит специальная цель, например, некие пред­ставления возникают в голове человека под воздействием прочитанной книги или случайно увиденной рекламы. Переживая за близких, человек может представить себе какие-то нереальные опасные ситуации. Решая вопрос о покупке определен­ной вещи, он может вообразить себе, как она будет смотреться в интерьере его дома или когда он будет показывать ее своим друзьям.

Мечты, как некая форма представлений, могут быть реальными и нереальны­ми. Для бизнеса неважно, какие именно мечты возникают у человека — это его про­блемы! Но если человек мечтает, то он выступает фактором, способствующим раз­витию бизнеса. Тот, кто ни о чем не мечтает и ничего не желает, для бизнеса не представляет интереса, так как не является потенциальным потребителем.

В силу своего воображения личность обладает способностью создавать образы таких предметов, которых в природе никогда не существовало или не может быть по законам природы в принципе (сфинкс, русалка, ковер-самолет и пр.). Однако какими бы фантастическими ни были образы, возникающие в результате творчес­кого воображения, материалом для них всегда выступает предшествующий опыт человека (Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975).

Воображение тесно связано с мышлением, интеллектом и другими психически­ми процессами. При этом, чем разностороннее человек, чем шире его кругозор, — тем, как правило, лучше развито его воображение. Здесь также важно отметить связь воображения и эмоций. Как правило, более эмоциональные люди обладают


208 Психология рекламы

лучшим воображением. В силу того что воображение — это некий отрыв от реаль­ности, возникают проблемы, связанные с общением, коммуникациями, взаимопо­ниманием людей. Творчество всегда содержит потенциальную опасность быть не­понятым.

В процессе творческого самовыражения часто возникает также феномен «про­екции», когда творец необоснованно полагает, что его работа обязательно будет понята и получит высокую оценку со стороны окружающих. Человек может ис­пользовать в своем творчестве идеи, образы, символы, абсолютно непонятные ок­ружающим, но не замечать этого или не желать себе в этом признаться. Так появ­ляются прожектеры, непризнанные гении, графоманы, самонадеянные амбициоз­ные политики и т. д.

В рекламе слишком развитое воображение может быть и помощником и врагом рекламиста. Поэтому объективную оценку его творчеству выносят потребители или психологи, когда они с помощью специальных методик заранее оценивают рекламу с точки зрения людей, которым она предназначена. Работу психолога здесь можно рассматривать как один из факторов эффективности коммуникации.

Важной психологической проблемой изучения процессов воображения в рек­ламе является анализ творческой деятельности художников, дизайнеров, копи-райтеров, режиссеров и т. д. с точки зрения возможной патологии психических процессов и установления рекламных коммуникаций. Современная отечественная реклама во многом основана на двусмысленности, иносказании, метафорах, пре­увеличениях, мифах, эпатаже и пр. Иногда за некоторыми работами известных рекламистов опытные психологи, психотерапевты и психиатры обнаруживают хорошо известные симптомы широко распространенных психиатрических заболе­ваний, фобий, неврозов (симптомов паранойи, навязчивости, истерии и пр.).

Разумеется, на подобные вещи психологи обязательно должны обращать вни­мание как минимум по двум причинам. Во-первых, это связано с проблемой ком­муникации, взаимопонимания нормальной личности и личности с психической патологией, которая может быть выражена в неявной форме. Во-вторых, появле­ние на рынке рекламной продукции с патологическими признаками обладает оп­ределенным негативным психическим воздействием на население. Ведь опреде­лить такое воздействие, замаскированное под рекламу, не специалисту достаточно сложно. Все это содержит в себе определенную социальную или, точнее, — социо­культурную опасность. В свою очередь, общество должно защитить себя, психи­ческое здоровье своих граждан от подобных деструктивных воздействий, разруша­ющих психику и снижающих ее адаптивные возможности.

Б. В. Зейгарник (1971) отмечала, что нарушение эмоциональных характерис­тик человека должно проявляться в его воображении, а также при описании им графических объектов, изображающих персонажи и лица. Следовательно, выраже­ние лиц персонажей рекламы может содержать в себе признаки явной патологии, но подаваться потребителям и восприниматься ими как творческие, «креативные идеи» рекламистов. В этом случае в обществе в определенных социальных груп­пах могут терять устойчивость и даже разрушаться важнейшие коммуникативные нормы, регулирующие систему эмоциональных отношений между людьми, что небезопасно с точки зрения вопросов психического здоровья граждан.


Глава 4. Психические процессы в рекламе 209

В прикладной психологии широко применяются специальные приемы, стиму­лирующие творческое воображение. Это прежде всего методы группового (коллек­тивного) решения проблем и принятия решений, методы группового творчества, например, известные методы «мозговой атаки», «синектики», фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов и другие. Они позволяют сфор­мулировать задачу, например, поиска некоей креативной рекламной идеи и добить­ся ее практического воплощения в конкретных образах. Решение задачи группой, как показывают многочисленные психологические исследования, повышает ве­роятность нахождений нужной наиболее оригинальной творческой идеи (Зазы-кинВ.Г., 1992).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.