Сделай Сам Свою Работу на 5

Об экспериментальных исследованиях памяти человека





Экспериментальные исследования памяти человека в психологии проводятся очень давно. Психологи обнаружили многочисленные феномены памяти, которые иногда успешно исполь­зуются в рекламе. Так, ученица известного немецкого (а позже американского) психолога К. Левина, профессор психологии Б. В. Зейгарник обнаружила интересное явление, которое опытные рекламисты используют для того, чтобы усилить эффект запоминаемости некото­рых рекламных материалов. В 1927 году она обнаружила, что незавершенные (прерванные по каким-либо причинам) действия запоминаются человеком намного лучше, чем завершен­ные, законченные. Например, используя данный феномен в рекламе, потребителям сообща­ют лишь часть интересной для них информации, а затем предлагают следить за рекламой. Суть эксперимента состояла в следующем.

Испытуемым давали ряд задач (от 18 до 22), которые он должен был выполнить. Это были задачи различного типа: нарисовать рисунок, сложить некоторую фигуру из спичек, нанизать бусинки на нитки, написать стихотворение, вырезать из бумаги спираль, склеить коробочку из картона, произвести письменно обратный счет цифр, нарисовать вазу, перемножить трех­значные числа, решить кроссворд и т. д. Половину заданий испытуемый выполнял до конца, а половину экспериментатор заставлял его прервать на середине. В последнем случае экс­периментатор просто предлагал выполнить другую работу. Если испытуемый спрашивал, что делать с незаконченными заданиями, то экспериментатор делал вид, что он не слышал воп­роса или занят протоколом, и испытуемый не получал ответа. После завершения экспери­мента экспериментатор просил испытуемого перечислить те задания, которые тот выполнял. Испытуемый перебирал в памяти задания и называл их. В результате чаще всего испытуе­мые называли те задания, которые они оставляли недоделанными. То есть испытуемые луч­ше запоминали незавершенные действия. Отношение воспроизведенных незаконченных дей­ствий (ВН) к воспроизведенным законченным (ВЗ), как правило, равнялось 1,9. То есть неза­вершенные действия назывались на 90% чаще завершенных.



Ш=19 ВЗ '

Если покупатель, посетивший супермаркет, обратил внимание на место распо­ложения тех или иных торговых секций, то существует вероятность, что он запом­нит также товары на полках, цены, какую-либо дополнительную информацию. Если это произошло, то скорее всего покупатель придет в данный супермаркет еще раз. Вероятно, он также посоветует в случае необходимости сделать то же самое своим знакомым, родственникам, соседям по дому, что позволит расширить ауди­торию посетителей магазина.



Располагая результатами подобных экспериментов, администрация супермар­кета может экономически более эффективно работать с покупателями, оформляя те или иные секции дополнительной рекламной информацией, то есть делая эти секции на время более привлекательными, чем остальные. Если продавцам нужно реализовать какой-то товар как можно быстрее, а секция, где он продается, не при­влекает внимания (не запоминается) покупателей, то может быть проведена сис­тема мероприятий по специальному оформлению этой секции. Например, эффект привлечения внимания (и запоминания) может быть получен использованием


Глава 4. Психические процессы в рекламе 199

такого рекламного приема, как размещение возле данной секции некоего бросаю­щегося в глаза предмета, получившего в практике рекламы название «ай-стоппер».

Данная методика была разработана непосредственно для оценки рекламы, раз­мещаемой в интерьерах супермаркетов с целью изучения факторов, способствую­щих или препятствующих установлению рекламной коммуникации. Однако она может применяться и для оценки эффективности запоминания практически лю­бого рекламного материала (упаковок, этикеток, объявлений, вывесок, витрин, ло­готипов, объектов наружной рекламы и т. д.) (Лебедев А. Н,, Арацкая Н., 2000 г).



При исследовании процессов памяти в рекламе, запоминания, узнавания и вос­произведения информации психологи большое значение придают понятию «ассо­циации». Обычно ассоциации подразделяются на три типа: по смежности, по сход­ству, по контрасту. Ассоциации по смежности — это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени (смежность во времени), или находящихся рядом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве). Ассоциации по сходству возникают в том случае, ког­да в мозгу отражаются связи между предметами, похожими друг на друга. Ассоци­ации по контрасту возникают при отражении в мозгу человека предметов или яв­лений, связанных между собой какими-либо противоположными признаками (вы­сокий — низкий, медленный — быстрый и т. д.). Выделяют также так называемые причинно-следственные ассоциации, которые отражают причинные зависимости между явлениями.

Ассоциации и ассоциативное мышление начали изучать много столетий назад. Однако до сих пор они по-прежнему представляют значительный интерес для раз­личных отраслей и прикладных направлений психологической науки. Здесь пси­хология рекламы не является исключением. Ведь одной из ее задач является уста­новление прочных и однозначных связей между представлениями человека о его потребностях и способах удовлетворения этих потребностей конкретными товара­ми и услугами.

«Задачей рекламы, — пишет К. Т. Фридлендер, — является искусственно выз­вать ассоциации, которые бы усиливали память, соединяя новые факты с прежни­ми представлениями» (Фридлендер К. Т., 1926. С. 73). Автор считал, что реклама запоминается тем сильнее, чем многочисленнее и ярче вызываемые ею в сознании читателя ассоциации идей. К. Т. Фридлендер полагал, что все потребители могут быть разделены на несколько типов по степени преобладания того или иного ана­лизатора в процессе получения рекламной информации. Он выделял зрительный, слуховой и двигательный типы людей. К. Т. Фридлендер считал, что степень уста­новления ассоциаций для каждого психологического типа потребителей оказыва­ется различной и чтобы добиться наивысшего эффекта воздействия рекламы не­обходимо составлять ее таким образом, чтобы она учитывала все известные психо­логические типы потребителей.

Анализируя проблему ассоциаций в психологии, Б. В. Зейгарник указывает в связи с этим на очень важный психологический фактор, который был открыт и детально проанализирован С. Л. Рубинштейном. Б. В. Зейгарник пишет: «Про­цесс актуализации ассоциаций, представлений не является каким-то самодовлею­щим процессом, не зависящим от строения и особенностей личности. Развивая


200 Психология рекламы

сеченовскую идею о детерминации психического, С. Л. Рубинштейн говорит, что внешняя причина преломляется через "внутренние условия". Следовательно, есть все основания думать, что процесс оживления того или иного круга представлений, ассоциаций связан, как и всякий психический процесс, с "внутренними усло­виями", то есть с установками, отношением, потребностями личности» (Зейгар-никБ.В., 1971. С. 19).

Ассоцианизм как направление в психологической науке подверглось критике со стороны многих психологов, особенно тех, кто работал в рамках гештальт-пси­хологии. Однако, несмотря на теоретические расхождения между различными уче­ниями, прикладные аспекты тех или иных разработок и методов все равно до сих пор остаются значимыми для практики рекламы и широко применяются в реше­нии конкретных задач. Поэтому вопрос о том, какие именно ассоциации вызыва­ют те или иные рекламные материалы у потенциальных потребителей, является се­годня основным для многих психологических экспериментов, связанных с памя­тью, проводимых в рамках психологической экспертизы рекламной продукции.

Психологи рекламы провели большое количество исследований по запомина­нию рекламных материалов. Так, для обеспечения хорошего запоминания реклам­ного материала немецкие психологи сформулировали требования к рекламному тексту, обеспечивающие его эффективное запоминание: 1) рекламное предложе­ние необходимо разделять на отдельные части и предлагать последовательно каж­дую особо; 2) паузы между отдельными предложениями не должны быть слишком длинны, чтобы не утратилось впечатление от предыдущего воздействия (Кент Т., 1925).

Эмоции

Эмоции человека характеризуются широким спектром индивидуальных проявле­ний. Психологи дают разные классификации эмоций. Чаще всего различают эмо­ции и чувства. Собственно эмоции осуществляют сигнальную, регуляторную, по­будительную функции. Они обнаруживаются как у людей, так и у животных. Чув­ства — сугубо человеческие переживания, которые характеризуют отношение к потребностям, удовлетворение которых вызывает положительные или негатив­ные эмоции. Так, К. Изард (1998) выделяет некие основные, «фундаментальные» эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, гордость. Стыд и гордость К. Изард считает своего рода высшими эмоциями и счи­тает, что они присущи только человеку.

Многие психологи отмечают, что для эмоций характерна «амбивалентность», то есть двойственность. Эта характеристика эмоций определяется противоречием между устойчивыми чувствами и ситуативными эмоциями (например, любовь и ненависть могут совмещаться при ревности).

Самой сильной эмоциональной реакцией человека на раздражитель психологи считают «аффект» (от лат. affectuctus — волнение, страсть). Это очень сильное, но достаточно кратковременное эмоциональное состояние. Аффект возникает как реакция на событие, которое уже произошло. Другим типом эмоционального со­стояния является настроение. Оно действует в течение достаточно длительного


Глава 4. Психические процессы в рекламе 201

времени и может быть очень разнообразным (радостным и печальным, спокойным и раздраженным и пр.). С. Л. Рубинштейн (1989,1998) отмечал, что настроение не предметно, а очень личностно, и что оно чаще всего не вызывается каким-то конк­ретным событием, а характеризует общее эмоциональное состояние человека. Пси­хологи выделяют также страсти, то есть сильные продолжительные чувства, кото­рые захватывают человека и могут доминировать над мышлением. Страсти бывают как конструктивными, способствующими духовному развитию, так и деструктив­ными, приводящими к разрушению личности. При этом многие исследователи от­мечают, что даже положительная страсть может привести к негативным послед­ствиям: человек, увлекаясь чем-то конкретным, перестает обращать внимание на другие не менее важные в жизни вещи.

Эмоции делятся на стенические и астенические. Первые усиливают активность человека, стимулируют его к деятельности, вторые — ослабляют активность, дела­ют человека пассивным. Психологи по-разному определяют природу эмоций и их значение для психики и жизнедеятельности человека. Некоторые считали, что ос­новным «элементом» психики является «представление», а чувства и эмоции со­ответствуют связям, которые устанавливаются между этими представлениями. Так, например, образ умершего близкого человека при сравнении с образом живого по­рождает печаль и т. д.

Российский психофизиолог П. В. Симонов (1975) предложил так называемую информационную теорию эмоций. Согласно данной теории, эмоциональные состо­яния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности челове­ка, а также оценкой вероятности ее удовлетворения. Оценка вероятности произ­водится на основе опыта и интуиции. Человек непроизвольно сопоставляет инфор­мацию о времени и имеющихся средствах, необходимых для удовлетворения потребности, которыми он располагает в текущий момент. Так, например, эмоция страха возникает при недостатке сведений, необходимых для защиты от опаснос­ти. Из данной теории следует, что если у человека нет потребности в чем-либо, то и эмоции у него не возникают. Эмоция не возникает также и в том случае, если у че­ловека есть все необходимые условия для удовлетворения потребности.

Немецкий психолог В. Вундт (1912) разработал теорию, согласно которой все эмоции можно представить как многообразие трех измерений, каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга: «удоволь­ствие — неудовольствие», «возбуждение — успокоение», «напряжение — разрядка». По В. Вундту, если характеристика «удовольствие — неудовольствие» определя­ется особенностями окружающих человека предметов, то «возбуждение — успоко­ение» определяется реакцией организма и т. д.

Мнения психологов по поводу функций эмоций в деятельности человека так­же различаются. Если А. Н. Леонтьев (1975) считал, что эмоции выполняют в ос­новном оценочную функцию в психической деятельности, то С. Л. Рубинштейн доказывал, что оценочная функция эмоций тесно связана с побудительной, или стимулирующей, а эмоция уже в себе самой заключает влечение, желание, стрем­ление, направленное к предмету или от него.

Исследования эмоций потребителей или их эмоционального отношения к тому или иному товару либо к его рекламе составляют значительную часть всех психо-


202 Психология рекламы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.