Сделай Сам Свою Работу на 5

Независимость медиа Северной Европы





Пресса и вещание стран Северной Европы

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 30801

Артемьева О. Ю.

Проверил:

Кандидат исторических наук,

доцент Лебедев А. А.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………………………………………...3

 

История печати северных стран………………………………………………………………….............4

 

Независимость медиа Северной Европы…………………………………….…………………………..5

 

«Свобода выражения»………………………………………………………………………………….....6

 

«Миссия» прессы северных стран………………………………………………………………………..8

 

Коммерциализация телевидения…....…………………………………………….……………………...9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……………………...11

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………….12

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………….......

Введение

Три рассматриваемые нами страны Северной Европы – Швеция, Норвегия и Финляндия – на сегодняшний день представляют собой континенты с активно развивающейся экономикой и динамичной общественной жизнью. Именно эти процессы определяют роль СМИ в северных странах.



Несмотря на национальную рознь, страны Северной Европы схожи своей историей, экономикой, социумом и культурой; они славятся свободой слова, что закреплено в конституциях и законодательных актах. Телевидение, радио и пресса здесь подчинены законам рыночной экономики. Несмотря на экономические развитие стран, здесь имеются два типа газет, где «вторая газета», в отличие от «первой», при всех экономических трудностях препятствует монополизации рынков печатных СМИ, тем самым, сохраняя разнообразие мнений. Что же касается вещательной сферы, отсутствие тоталитарных традиций политической жизни «спасло» северные медиа от абсолютной коммерциализации.

Цельюданной работы является выявление основ моделей СМИ северных стран, анализ функционирования печати и телерадиовещания. Для этого я рассмотрела медиасистему северных стран с двух точек зрения: производство продукта (информации) и отношение с аудиторией (её восприятие содержания и использования СМИ).



Так как одни СМИ в связи с особенностями истории и развитием экономики заменяют другие, они тесно переплетены друг с другом и рассматриваются исследователями последовательно, хоть и существуют обособленно. Для своей контрольной работы мною были выбраны пять публикаций, посвящённых теме печати и вещания в Финляндии, Швеции и Норвегии:

1. «Возникновение и становление норвежской прессы» (Алексей Сельницин);

2. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» (Ирина Макридонова);

3. «Они – люди разные, но все нуждаются в одинаково хорошей профессиональной защите» - о финляндской «свободе выражения» (Журнал «Журналист»)

4. «Медиадискурс при сравнительном рассмотрении образов восточных соседей в репортажах шведских журналистов» (Ян Экекранц);

5. «Гибридные телепрограммы как признак коммерциализации эфира» (на примере основных телеканалов Швеции) (Е. Дегтярева).

История печати северных стран

Е. Л. Вартанова в своей работе «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием» пишет, что история печати в странах Северной Европы не имеет столь глубоких корней, в отличие от многих других европейских стран. Первые газеты начали появляться здесь в середине 17 века, однако их регулярное и повсеместное распространение приходится лишь на рубеж 18-19 вв.

В Швеции предпосылки к возникновению периодической печати сложились в связи с формированием национального рынка, ростом мануфактур и распространением грамотности среди широких кругов населения. Бурное развитие шведская печать получила в 19 в., когда сложились традиции шведского либерализма (Стокгольм, газета «Афтонбладет»). В Финляндии первая газета тоже появилась довольно поздно, по сравнению с другими странами Западной Европы, и вплоть до 19 в. здесь печатались церковные книги для крестян. Но в конце 1809 г. Финляндия последовала примеру Стокгольма в Швеции и выпустила в свет официальную государственную газету «Або аллманна тиднинг».



Остановимся подробнее на Норвегии, изучив публикацию А. Сельницина «Возникновение и становление норвежской прессы».

Зарождение норвежской прессы датируется последней четвертью 18 столетия, история которой характеризуется расцветом «народной журналистики» на фоне официальной. Здесь же стоит отметить тот факт, что у людей возникал интерес к своей народной культуре, благодаря чему пресса приобретала свою «националистичность» (не только в Норвегии, но и в других странах Северной Европы).

В научных исследованиях ранний период истории норвежской прессы практически не освещался и до сих пор остаётся не до конца изученным.

Здесь, как и в Швеции, история журналистского образования связана с историей просвещения. Первая регулярная норвежская печатная газета «Ношке интеллигенс-Седдлер» всячески намекала, что учреждена для пользы широкой публики, а потому большое место здесь занимают экономические штудии, политические вопросы, краткие морали и прочие высокохудожественные соображения, которые могут просветить и развлечь публику. Ради этого и строилась вся медиасистема печати в северных странах. И здесь же зарождаются «вторые газеты» (о которых ранее говорилось во введении), где среди публикаций нет новостных материалов, и они выражают потребность углубить те или иные актуальные темы для горожан. Подобные издания не преследовали и не преследуют сейчас экономических выгод.

Здесь, опять же, как и в Швеции, законодательство выступает за сохранение плюрализма мнений в прессе в более широком общенациональном масштабе. С 1969 г. государство поддерживает именно «вторые» газеты, и те, что имеют небольшой тираж, не смотря на партийную принадлежность. В это время в Норвегии издавалось 2 и более газеты в 39 населённых пунктах. Газеты разорялись, государство предоставляло субсидии.

Преимущество норвежской прессы в её разностороннем развитии. Как и Швеция с Финляндией, эта страна предоставляет газеты с материалами различных направлений, взглядов, разнообразием мнений и нескучного содержания. Издания остаются верны традициям своего народа, вплоть до того, что занимаются интересами горожан на локальном уровне, то есть, в пределах своего небольшого района распространения.

Однако есть и общенациональные газеты («Верденс Ганг» соперничает с «Афтенпостен»). Здесь журналисты стремятся сочетать национальные и региональные интересы, при этом отдавая дань проблемам конкретного читателя.

 

Независимость медиа Северной Европы

Здесь свободный рынок никогда не представлял какой-то абсолютной ценности, как, например, в США, где либеральная западноевропейская традиция предполагала вмешательство государственных и политических сил, с целью установления общественного баланса. В северных странах защита интересов общества не представляла большого интереса для государства, скорее, в виду того, что свободные экономические силы были ограничены. Однако континенты развиваются и северные государства пересматривают свою позицию. Так где же находится вся концентрация СМИ и кому принадлежит эта система?

Для этого был рассмотрен материал И. Макридовой «Независимость СМИ: как это делается в Швеции».

Как оказалось, журналисты сами задаются вопросом, «чьи они?». Обычно «некоммерческое, значит – государственное». Но о журналистике Северной Европы так сказать нельзя. В Швеции никогда не было государственного радио и телевидения. Радио, с самого момента его появления, было организовано в виде Акционерного Общества, которое в 1923 г. приняло форму общественного служения, что необходимо для демократического общества, существующего там и по сей день. А это значит, что телерадиовещание не зависит «ни от политических, ни от коммерческих интересов кого бы то ни было». Это называется Public Service.

Стоит отметить, что эти СМИ не существуют сами по себе и бесспорно имеют своих владельцев (это различные общественные организации), и все они гарантируют политическую независимость. Это выгодно сказывается на самих СМИ, поскольку нет необходимости угождать рекламодателям. Кстати, интересный факт: на шведском ТВ и радио вообще запрещена реклама, для них есть только специально отведённые станции.

Жители Швеции трепетно относятся к информации; она для них представляет ценный интерес. С 1956 г. все добросовестные жители платят за имеющийся в доме телевизор, а за радиоприёмник и того раньше. Зато здесь свободно формируется общественное мнение, а шведское радио по рейтингам по степени доверия людей занимает первое место. Речь идёт о независимом радио, другое никто не слушает. На втором месте шведское ТВ. Это говорит о том, что, в какой-то мере СМИ принадлежат обществу взамен на то, что общество доверяет СМИ.

В Швеции существуют лицензии на вещание с требованиями:

- не стоять ни на чьей стороне, не придерживаться чьей-то позиции

- предоставлять слушателям многообразие мнений и взглядов

- столкновение разных точек зрения

Ещё один интересный факт, отличающий Северную Европу от, например, нас: «ни премьер-министру, ни лидеру партии, никакого времени в эфире здесь никогда не даётся».

Кстати, ответственность за сказанное в эфире или написанное в газете несёт ответственный редактор, а не автор, поскольку не он решает, пойдёт или не пойдёт это в эфир – всё это прописано в Статье о свободе печати в Конституции и распространяется на все СМИ Швеции.

Подводя итоги специфики работы журналистов в Швеции, стоит выделить ещё два момента: общеизвестную шведскую прозаичность публичной документации и анонимность источников информации. Здесь прослеживается прямой контакт с аудиторией: по словам автора публикации, каждый человек в Швеции может смело обратиться к журналисту и рассказать ему о чём-то, не думая при этом об анонимности, которая гарантируется законом.

 

«Свобода выражения»

В 1766 г. шведским королём Густавом III был одобрен закон о свободе печати, который стал позже частью принятой в 1772 г. Конституции. Несмотря на то, что действовал этот закон всего несколько лет, он первым в истории мировой печати отменил цензуру, гарантировал свободу выражения мнений и предоставил шведским гражданам свободу доступа к официальным документам. Так на сегодняшний день любой гражданин может спокойно прочитать открытую государственную переписку, поскольку они имеются в свободном доступе в библиотеках.

Не следует забывать, что закон о свободе печати распространялся не только на шведов, но и на финнов, которые также в этот период были подданными шведского королевства. Верность не только Швеции и Финляндии, но и остальных стран Севера Европы принадлежит принципам свободы печати, а открытость информации лежит в основе сегодняшнего отношения северян к прессе, в особенности, к ежедневным газетам.

«Они – люди разные, но все нуждаются в одинаково хорошей профессиональной защите» - в публикации из журнала «Журналист» как раз размышляют о финской «свободе выражения».

Именно Финляндия является мировым лидером в реализации свободы слова (США по этому рейтингу входит в четвёртую десятку, а Россия – в четырнадцатую). Предпосылка к соблюдению свободы выступлений по словам самих финнов – это демократия западного стиля, основанная на широких свободах граждан и многопартийной системе. Здесь очень серьёзно относятся к таким понятиям, как: авторское право, открытость общества, честность в позиции изданий, этические принципы журналиста.

В исследуемом интервью Пеке Лайне – президент Союза журналистов Финляндии – по поводу нарушений свободы слова сказал, что свобода, несомненно, даёт журналисту возможность ежедневного эффективного труда и за этим нужно строго следить, но в Финляндии с этим проблем не наблюдалось.

Кстати, помимо свободы слова, здесь с давних времён существуют и законы о клевете; ограничивается свобода журналистов, защищая права на репутацию и личную честь. В повседневной работе журналисты обязаны соблюдать право граждан на невмешательство в частную жизнь. Запрещено использование оскорбительных выражений в отношении групп лиц по их расовой и этнической принадлежности, национальности, цвету кожи, вероисповеданию.

Также в Финляндии с самого начала становления прессы сильна самоцензура; журналисты стараются не создавать такие ситуации, которые могут поставить их редакцию в трудное положение.

Говоря о других странах Северной Европы, Норвежская конституция 1814 г. впервые провозгласила в стране свободу печати. С 1936 г. у газет Норвегии существует орган саморегулирования – Совет Прессы, который рассматривает жалобы по любым материалам, опубликованным в изданиях.

Возвращаясь к авторскому праву, в Норвегии был подписан в 1953 г. «Редакторский Кодекс», где определялись права и обязанности редакторов. В норвежской прессе главный редактор – лицо уважаемое и ответственное. Если в целом ряде стран издатель активно вмешивается в содержание публикаций, то здесь это случается крайне редко, хотя редактор обладает всеми полномочиями. (В 1897 г., когда издатель «Моргенбладет» без согласия редактора изменил первую страницу газеты, весь редакторский состав уволился по собственному желанию).

В Законе о свободе печати Швеции написано: «Для содействия свободному обмену мнениями и всестороннего освещения каждый шведский гражданин должен иметь право знакомиться с официальными документами». Здесь речь идёт и о свободе информирования, что означает право государственных служащих разговаривать с журналистами, писать письма и статьи в дискуссионные газеты. Действующий ныне Закон о свободе печати был принят в 1949 г. и основывался на законе 1812 г.; позднее в него вносились некоторые поправки. Одна из них касается изданий, которые печатались при помощи специфических средств: ротапринта, фотокопирования и т.д.

 

«Миссия» прессы северных стран

Специфика жанра новостей состоит в том, что они показывают не норму общественной жизни, а её отклонения. Конфликты всегда стоят в центре внимания журналистов. Так и Швеция, не смотря на то, что работает в Public Service, здесь не так много положительных новостей.

Для того, чтобы понять, как работает шведский журналист, я рассмотрела публикацию шведа Яна Экекранца «Медиадискурс при сравнительном рассмотрении образов восточных соседей в репортажах шведских журналистов из Балтийского региона».

Журналист считает, что большая ошибка репортёров состоит в том, что они видят только то, что хочет видеть редакция, концентрируются на деятельности элит или, наоборот, на состраданиях обездоленных и т.д. Поскольку северные страны Европы славятся преданностью своему «этнонационализму», часто журналисты, особенно приехавшие из других стран, дают волю этноцентрическим предрассудкам. Публикации же текстов следует воспринимать не как ряд репортажей о последних событиях, а как зеркало и ретранслятор культурных и политических состояний. Задача национальных СМИ состоит в том, чтобы воссоздавать образ геокультурных инфраструктур и менталитетов народа. В тематическом же спектре 24 процента материалов иллюстрируются совпадением интереса к деятельности институтов политической и административной власти, остальной процент приходится на другие темы, не касающиеся непосредственно государства.

В число шведских приоритетов входили с самого становления прессы художественная культура, охрана окружающей среды, медицина и здравоохранение. В отличие от модернизации и интернационализации государственной экономики, технологии и т.п. в публикациях, в шведских СМИ отсутствуют социальные и культурные изменения в образах. В этом отношении ведущие СМИ представляются по-настоящему консервативной силой общества. При этом шведскую журналистику можно определить как «факты с комментариями», хотя в большинстве случаев это только факты. Господствовавшая партийная пресса в Северной Европе стала ослабевать из-за появления и усиления сектора независимой прессы в 50-60-х гг. Газеты с этих пор стали называть себя «несоциалистическими», что означало появление политических взглядов только в редакторских разделах газеты. В конечном счёте это привело к переструктуризации прессы в странах Северной Европы: с 1960-х гг. здесь появляются три группы прессы, каждая из которых несёт свою «миссию», содержащуюся в определении: печать буржуазных партий, пресса социалистических партий и «неприсоединившаяся» (независимая) печать.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.