Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 3. Социальная структура





Учебная программа

Общая социология

 

Направление подготовки

040400 – Социальная работа

 

 

Квалификация выпускника

БАКАЛАВР

 

Форма обучения

ОЧНАЯ

 


1. Цели освоения учебной дисциплины:

Получить представление о социологии как о науке об обществе, ее месте среди общественных наук, ее предметной области и специфике подхода к изучению общества; основных социологических терминах и категория, теоретических направлениях в социологии; научиться применять полученные знания для анализа социальных процессов и явлений.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социальной работы блока Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»: «История», «Философия», «Человек и общество».

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение структуры и особенностей современного общества, сущности и форм проявления социальных конфликтов, общенаучных и специальных методов исследования в социальной работе. Данная дисциплина предваряет изучение циклов «Методика исследований в социальной работе», «Статистика и социальная информатика», «Качественные методы», «Социология здоровья», «Этносоциология», учебную практику и производственную практику.



 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

Основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, эволюции психических свойств личности;

Социологические методы исследования в социальной работе;

Структуру и особенности, основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе.



Уметь:

Давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

Выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования.

Владеть:

Методами социологического анализа социальных явлений и процессов;

Понятийным аппаратом социологии, способами самостоятельной работы с социологической литературой.

 

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа»:

а) общекультурные (ОК):

- способностью использовать основные положения и методы социологии при решении профессиональных задач (ОК-9)

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)

 

б) профессиональными(ПК)

- быть готовым исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных социальных групп; (ПК-13, часть)

- быть готовым к систематическому использованию результатов социологических исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников (ПК-17, часть)

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часа, из них 64 лекционных, 64 – практические занятия, 232 – самостоятельная работа студентов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Практ. з. СРС
Предмет социологии 1 - 2   Работа со словарями, тест
Методы сбора социологической информации 3 - 6   Эссе, тест
Социальная структура 7 – 12   Реферат, тест
Социология личности 13-16   Тест
  Всего за семестр       экзамен
Основные методологические направления в социологии 1-8   Эссе, тест
Процессы социальных изменений 9-16   Реферат
          Экзамен

 



 

Образовательные технологии

Образовательные технологии

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

№п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ (или С) СР
Предмет социологии
Методы сбора социологической информации
Социальная структура
Социология личности
Основные методологические направления в социологии
Процессы социальных изменений

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции (Л), практические (семинарские) занятия (ПЗ), самостоятельная работа студентов (СР).

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, групповых дискуссий, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Программа лекций по курсу «Общая социология»

 

Раздел 1. Предмет социологии

 

Определение предмета социологии. Объект и предмет науки. Трудности определения предмета социологии. Структура современного социологического знания. Структура и уровни в социологии.

Функции социологии: познавательная, прогностическая, проектирования, технологическая, критическая. Задачи социологии в современном обществе. Трудности и противоречия становления социологии как науки в российском обществе. Социология и актуальные социальные проблемы.

 

Раздел 2. Методы сбора социологической информации

 

Принципы научного познания. Специфика социологического познания. Социальный факт – основа социологического знания. Методология и методы в социологии.

Методы сбора социологической информации. Опрос. Основные разновидности, особенности применения. Анализ документов. Виды документов. Содержательный анализ. Контнет-анализ. Наблюдение. Особенности использования метода в социологии. Эксперимент. Виды, границы применения. Использование социологических данных в социальной работе.

Раздел 3. Социальная структура

Социальная общность. Определение. Признаки социальной общности. Функции социальной общности. Общность и общество. Понятие «зрелая общность». Первичные и вторичные социальные общности. Первичные группы как ресурс социальной работы. Понятие референтности. Виды референтных групп. Массовидная социальная общность и закономерности её существования. Понятие «маргинальность».

Социальная структура. Социальное пространство. Понятие «статуса». Критерии структурирования общества. Концепции социальной структуры. 2 часа

Социальная стратификация. Понятие «страта». Определение стратификации. Критерии стратифицирования. Понятие «равенство» и «неравенство». Теории социального неравенства. Значение неравенства в обществе. Типы стратификационных систем. Социальная стратификация в современном российском обществе, подходы и модели, опыт изучения.

Социальная мобильность. Сущность, типы и формы социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. Особенности социальной мобильности в современном российском обществе.

Социальная структура современного российского общества. Характеристика истоков структуры современного российского общества. Динамика развития социальных групп российского общества в 20 веке. Социальные группы современного российского общества. Бедность, её особенности в современной России. Богатые, источники формирования слоя, критерии определения.

7. Социальные институты. Определение и признаки социального института. Классификация социальных институтов. Понятие «институционализация». Развитие социальных институтов, дифференциация и перерегуляция. Кризис и дисфункции социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов современного общества. Семья, образование, собственность, государство, политические движения, гражданское общество. Важнейшие институты гражданского общества. НКО и социальная работа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.