Раздел 3. Социальная структура
Учебная программа
Общая социология
Направление подготовки
040400 – Социальная работа
Квалификация выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
ОЧНАЯ
1. Цели освоения учебной дисциплины:
Получить представление о социологии как о науке об обществе, ее месте среди общественных наук, ее предметной области и специфике подхода к изучению общества; основных социологических терминах и категория, теоретических направлениях в социологии; научиться применять полученные знания для анализа социальных процессов и явлений.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социальной работы блока Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»: «История», «Философия», «Человек и общество».
Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение структуры и особенностей современного общества, сущности и форм проявления социальных конфликтов, общенаучных и специальных методов исследования в социальной работе. Данная дисциплина предваряет изучение циклов «Методика исследований в социальной работе», «Статистика и социальная информатика», «Качественные методы», «Социология здоровья», «Этносоциология», учебную практику и производственную практику.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, эволюции психических свойств личности;
Социологические методы исследования в социальной работе;
Структуру и особенности, основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе.
Уметь:
Давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;
Выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования.
Владеть:
Методами социологического анализа социальных явлений и процессов;
Понятийным аппаратом социологии, способами самостоятельной работы с социологической литературой.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа»:
а) общекультурные (ОК):
- способностью использовать основные положения и методы социологии при решении профессиональных задач (ОК-9)
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)
б) профессиональными(ПК)
- быть готовым исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных социальных групп; (ПК-13, часть)
- быть готовым к систематическому использованию результатов социологических исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников (ПК-17, часть)
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часа, из них 64 лекционных, 64 – практические занятия, 232 – самостоятельная работа студентов.
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Семинары
| Практ. з.
| СРС
|
| Предмет социологии
|
| 1 - 2
|
|
|
|
| Работа со словарями, тест
|
| Методы сбора социологической информации
|
| 3 - 6
|
|
|
|
| Эссе, тест
|
| Социальная структура
|
| 7 – 12
|
|
|
|
| Реферат, тест
|
| Социология
личности
|
| 13-16
|
|
|
|
| Тест
|
| Всего за семестр
|
|
|
|
|
|
| экзамен
|
| Основные методологические направления в социологии
|
| 1-8
|
|
|
|
| Эссе, тест
|
| Процессы социальных изменений
|
| 9-16
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
Образовательные технологии
Образовательные технологии
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| ПЗ (или С)
| СР
|
| Предмет социологии
|
|
|
|
| Методы сбора социологической информации
|
|
|
|
| Социальная структура
|
|
|
|
| Социология
личности
|
|
|
|
| Основные методологические направления в социологии
|
|
|
|
| Процессы социальных изменений
|
|
|
|
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции (Л), практические (семинарские) занятия (ПЗ), самостоятельная работа студентов (СР).
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, групповых дискуссий, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
Программа лекций по курсу «Общая социология»
Раздел 1. Предмет социологии
Определение предмета социологии. Объект и предмет науки. Трудности определения предмета социологии. Структура современного социологического знания. Структура и уровни в социологии.
Функции социологии: познавательная, прогностическая, проектирования, технологическая, критическая. Задачи социологии в современном обществе. Трудности и противоречия становления социологии как науки в российском обществе. Социология и актуальные социальные проблемы.
Раздел 2. Методы сбора социологической информации
Принципы научного познания. Специфика социологического познания. Социальный факт – основа социологического знания. Методология и методы в социологии.
Методы сбора социологической информации. Опрос. Основные разновидности, особенности применения. Анализ документов. Виды документов. Содержательный анализ. Контнет-анализ. Наблюдение. Особенности использования метода в социологии. Эксперимент. Виды, границы применения. Использование социологических данных в социальной работе.
Раздел 3. Социальная структура
Социальная общность. Определение. Признаки социальной общности. Функции социальной общности. Общность и общество. Понятие «зрелая общность». Первичные и вторичные социальные общности. Первичные группы как ресурс социальной работы. Понятие референтности. Виды референтных групп. Массовидная социальная общность и закономерности её существования. Понятие «маргинальность».
Социальная структура. Социальное пространство. Понятие «статуса». Критерии структурирования общества. Концепции социальной структуры. 2 часа
Социальная стратификация. Понятие «страта». Определение стратификации. Критерии стратифицирования. Понятие «равенство» и «неравенство». Теории социального неравенства. Значение неравенства в обществе. Типы стратификационных систем. Социальная стратификация в современном российском обществе, подходы и модели, опыт изучения.
Социальная мобильность. Сущность, типы и формы социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. Особенности социальной мобильности в современном российском обществе.
Социальная структура современного российского общества. Характеристика истоков структуры современного российского общества. Динамика развития социальных групп российского общества в 20 веке. Социальные группы современного российского общества. Бедность, её особенности в современной России. Богатые, источники формирования слоя, критерии определения.
7. Социальные институты. Определение и признаки социального института. Классификация социальных институтов. Понятие «институционализация». Развитие социальных институтов, дифференциация и перерегуляция. Кризис и дисфункции социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов современного общества. Семья, образование, собственность, государство, политические движения, гражданское общество. Важнейшие институты гражданского общества. НКО и социальная работа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|