Сделай Сам Свою Работу на 5

Римские персонификации на имперских монетах





Персонификация, зародившаяся в мифологии архаических времен как обожествление сил и образа действий олимпийских богов, уже, начиная с Еврипида, стала аллегорическим изображением абстрактных понятий добродетелей, пороков или названий географических местностей в виде человеческих фигур. При этом большинство персонификаций имеет "стандартные" атрибуты в виде различных предметов, помогающих более полно раскрыть смысл аллегории. В Риме, особенно во времена Империи, изображения персонификаций весьма охотно помещались на реверсы монет, подчеркивая многочисленные достоинства правящего императора или места, которое он посещал. Ниже мы приводим изображения и толкование римских персонификаций, чеканенных на монетах времен Империи [1 c.300].

1. АБУНДАНЦИЯ (ABVNDENTIA), персонификация изобилия. Она изображается в виде стоящей или сидящей на курульном кресле женской фигуры с рогом изобилия в качестве атрибута, обычно с поясняющей надписью. В качестве её атрибутов встречаются также колос и корабль; в этом случае налицо смешение Абунданции с Анноной. Иногда Абунданция изображалась высыпающей содержимое своего рога изобилия, что должно было символизировать распространение благосостояния, как на изображенной монете Деция. Интересна трактовка образа Абунданции на денарии Траяна, где она изображена в виде женщины, ведущей за собой младенца. Это символическое отображение указа Траяна о том, что государство взяло на себя заботу о детях бедных родителей и сиротах.



2. АННОНА (ANNONA), персонификация урожая в натуральном виде, главным образом хлебных злаков. Позднее изображение аллегории урожая трансформировалась в персонификацию обязанности государства снабжать Рим продовольствием. Некоторым образом мы можем рассматривать Аннону как символическое отображение первой части знаменитого требования римского плебса "Хлеба и зрелищ!". На монетах от Нерона до Кара Аннона изображалась в виде стоящей или сидящей женской фигуры со следующими атрибутами: снопом, четвериком (модиусом), корзиной с плодами и рогом изобилия или же с кораблем, якорем и штурвалом как символами урожая зерна или его перевозки водным путем. Ведь именно по воде доставлялся в Рим хлеб, например из плодородного Египта.



3. БОНУС ЭВЕНТУС (BONVS EVENTVS), персонификация хорошего окончания дела в виде женщины. Но данная персонификация допускает и МУЖСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ на изображении. На монетах держит поднос с продуктами и хлебными колосьями. Атрибутом на других изображениях служит рог изобилия.

4. ВИРТУС (VIRTVS), римская персонификация мужественности, особенно военной доблести. В 233 г до н.э. в Риме был освящен общий храм Виртус и Гонос. Головы Виртус и Гонос, как персонификации чести, были изображены на денариях Римской республики Фуфия Калена и Муция Корда. В полный рост, в воинской одежде, с обнаженной, как у амазонок, правой грудью, вооруженная копьём, мечом и щитом, иногда с викториолой или венком в правой руке - такой Виртус встречается на монетах императоров начиная с Гальбы.

5. ВРЕМЕНА ГОДА (TEMPORA FELICIA), очень редко встречающиеся на римских монетах персонификации в виде четырех мальчиков с атрибутами: корзинкой с цветами, серпом (лат. Falx), рогом изобилия и в зимней одежде, например на денарии Каракаллы, представленном на фотографии.

6. ГЕНИЙ (GENIVS), у древних римлян - дух-хранитель отдельных людей, семей, групп лиц, войск, населенных пунктов и государств. На монетах со времени Нерона Гении появляются наряду с уточняющими надписями "GENIVS AVGVSTI", "GENIVS CAESARI", "GENIVS POPVLI ROMANI" и другими, а также на монетах без надписи в виде мальчика в набедренной повязке или юноши с жертвенной чашей над алтарем или сосудом для благовоний и рогом изобилия.

7. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПЕРСОНИФИКАЦИИ, огромное множество персонификаций различных городов и провинций были изображены на монетах. Здесь невозможно перечислить все многочисленные атрибуты каждого изображения. Персонификация провинции ДАКИЯ, держит в руке посох, украшенный головой осла. Персонификация провинции АРАВИЯ сопровождается изображением верблюда, а разделение провинции ПАННОНИЯ на Верхнюю и Нижнюю показано изображением двух женских фигур. Персонификация АФРИКА держит в руках скорпиона, ИСПАНИИ оливковую ветвь, а ЕГИПЕТ изображен вместе с ибисом. Интересен сестерций Траяна с изображением персонификаций двух великих рек Древнего Мира - ТИГРА и ЕВФРАТА, сидящих у ног императора.



8. ГИЛАРИТАС (HILARITAS), персонификация весёлости, античное отображение лозунга "Жить стало лучше, жить стало веселее!". На римских монетах со времени правления Адриана встречается изображение женской фигуры, часто окруженной детьми, с атрибутами: пальмовой ветвью и скипетром, рогом изобилия, чашей или якорем.

9. ГЛОРИЯ (GLORIA), персонификация славы. На римских монетах фигура персонификации не изображалась, но упоминалась в надписях к портретам императоров, военным сценам и другим подобным изображениям, начиная с правления Проба, вплоть до византийской эпохи.

10. ГОНОС (HONOS), персонификация чести, особенно воинской, которой в Риме в 233г до н.э. был посвящен храм - общий с Виртус. Голова Гонос в венке встречается на республиканских монетах одна или рядом с головой Виртус. В имперскую эпоху Гонос изображалась в виде стоящей женской фигуры, с атрибутами - рогом изобилия, ветвью или скипетром. Гонос изображена одна на монетах Антонина Пия, Марка Аврелия и Луция Вера, вместе с Виртус на монетах Гальбы и Веспасиана.

11. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (INDVLGENTIA), персонификация снисхождения и милости. Встречается на римских монетах со времени правления Адриана в дополнение к надписям "INDVLGENTIA AVGVSTI", "INDVLGENTIA FECVNDA" (плодородная), "INDVLGENTIA PIA" (благочестивая) в виде сидящей женской фигуры со скипетром или другими атрибутами.

12. ИТАЛИЯ (ITALIA), римская географическая персонификация Италии. На многих монетах римской республики встречается изображение головы Италии, украшенной шлемом, венком или диадемой, а также Италия полностью, в биге, сидящей на щитах, вместе с Ромой.

13. КВИЕС (QVIES). Персонификация Покоя, изображение которой помещались на фоллисах Диоклетиана, после отречения последнего от власти. На этих монетах мы видим парное изображение двух персонификаций - Провиденции и Квиес, как олицетворения заботы императора о государстве и наступившего сеобщего умиротворения.

14. КЛЕМЕНЦИЯ (CLEMENTIA), персонификация снисхождения и милости императора. На монетах встречается, начиная со времени начала Империи, как, например, бюст Клеменции на денарии Божественного Юлия, отличавшегося снисхождением к своим побежденным врагам. Позже персонификация изображалась в виде либо просто стоящей женской фигуры, либо опирающейся на алтарь, и держащей в руках скипетр и патеру. Необходимо также отметить выпуски поздней Империи, на которых Клеменция часто изображалась одновременно с императором, символизируя милость последнего к своим воинам.

15. КОНКОРДИЯ (CONCORDIA), персонификация согласия. Одна из наиболее часто встречающихся на монетах персонификаций, начиная с выпусков Нерона. Конкордия изображалась в виде сидящей или стоящей женской фигуры, держащей в руках патеру и рог изобилия. Иногда левой рукой Конкордия опирается на ребенка. Вместо рога изобилия также встречается скипетр. Интересно изображение Конкордии на монете Проба, где она держит два легионных штандарта, что более подходит персонификации Фидес. Кроме одиночного изображения Конкордии, встречаются сцены с несколькими действующими лицами, призванные отразить согласие между императором и соправителем, членами императорской семьи, императором и войском и т.д. На таких монетах Конкордии может даже не быть, и о достигнутом Согласии напоминает только надпись.

16. КОНСТАНЦИЯ (CONSTANTIA), персонификация постоянства. Данная персонификация встречается только на монетах Божественного Клавдия. Изображалась в виде женской фигуры, одетой в военную одежду, правая рука поднесена к лицу, в левой руке держит копье.

17. ЛЕТЕЦИЯ (LAETITIA), предположительно персонификация радости. Встречаются на монетах римских императоров в виде женской фигуры с атрибутами - венком, якорем, рогом изобилия, рулевым колесом, скипетром и другими.

18. ЛИБЕРАЛИТАС (LIBERALITAS), персонификация бескорыстия и щедрости. На монетах римских императоров изображалась обычно в виде стоящей женской фигуры с атрибутами: рогом изобилия, абаком или скипетром. Либералитас была постоянным персонажем часто изображавшихся на монетах сцен раздачи народу тессер и денег императором, который сидел вместе с ней на высокой платформе.

19. ЛИБЕРТАС (LIBERTAS), персонификация свободы на монетах императоров. Изображается в виде женской фигуры, держащей в руке шапку свободы, пилей, и скипетр. На монетах республики встречается голова Либертас в венке, диадеме или покрывале, например, на монетах убийц Божественного Юлия - Брута и Кассия.

20. МОНЕТА (MONETA), как персонификация монетного дела встречается на монетах со времени Домициана, как правило, в виде женской фигуры со следующими атрибутами - рогом изобилия и весами. Изображение трех Монет, символизирующих монетные металлы: золото, серебро и медь, встречается на монетах и медальонах Коммода и следующих за ним императоров. Монета иногда приравнивалась к персонификации справедливости, видимо из-за сходства атрибутов - весов.

21. НОБИЛИТАС (NOBILITAS), персонификация благородства и великодушия. Изображалась в виде стоящей женской фигуры, опирающейся на посох. В руке держит скипетр и Палладиум.

22. ПАКС (PAX), в римской мифологии персонификация мира. Культ ее был введен Августом, посвятившем Пакс по решению сената в 9 году до н.э. алтарь на Марсовом поле в знак установленного им на земле мира и благоденствия. Изображения персонификации с различными эпитетами в виде женщины с оливковой ветвью мира, кадуцеем и рогом изобилия часто встречаются на римских монетах.

23. ПАТИЕНЦИЯ (PATIENTIA), римская персонификация терпения. Изображается в виде женщины со скипетром. К огромному сожалению, мне не удалось найти ни одной монеты с ее изображением.

24. ПЕРПЕТУИТАС (PERPETVITAS), персонификация вечности, изображение которой встречается на денариях Александра Севера в виде женской фигуры, опирающейся на колонну, она держит в руках скипетр и глобус.

25. ПИЕТАС (PIETAS), персонификация верности долгу. Изображается в виде женщины у алтаря, в руке держит патеру, чашу для жертвоприношений, а другой поддерживающей свои одежды.

26. ПРОВИДЕНЦИЯ (PROVIDENTIA), римская персонификация предвидения, божественного провидения, заботы императора о троне и империи. На изображении мы видим женскую фигуру с атрибутами: скипетром, земным шаром, факелом, рогом изобилия и другими.

27. ПУДИЦИЯ (PVDICITIA), персонификация стыдливости и целомудрия. Встречается главным образом на монетах римских императриц в виде женской фигуры в длинной одежде, всегда закрывающей лицо покрывалом.

28. САЕКУЛО ФРУГИФЕРО (SAECVLO FRVGIFERO), персонификация Плодородного Века, которая проникла в римскую монетную типологию из Гадрумета, родины Клодия Альбина. Эта персонификация была тесно связана с культом африканского божества плодородия. Его атрибуты схожи с атрибутами Меркурия, мифы о них также очень похожи.

29. СЕКУРИТАС (SECVRITAS), персонификация общественной и личной безопасности. Она встречается на монетах, начиная с Нерона, в виде женской фигуры, имеющей различные атрибуты: кадуцей, алтарь, чашу, рог изобилия, пальмовую ветвь и глобусом.

30. СПЕС (SPES), персонификация надежды, встречается на монетах в виде делающей шаг женщины, держащей в правой руке цветок, а левой поддерживающей свою "юбку". Встречаются также изображения, на которых Спес стоит лицом к Фортуне или императору.

31. ТРАНКВИЛЛИТАС (TRANQVILLITAS), персонификация покоя. Она встречается, например, на монетах Адриана и Антонина Пия в виде женской фигуры с атрибутами: скипетром и колосьями.

32. ТУТЕЛЫ (TVTELA), это близкие Гениям-хранителям низшие божества, которые в период Поздней Империи придавались городам, селам или просто отдельным местам, практически сливаясь по значению с географическими персонификациями.

33. ФЕКУНДИТАС (FECVNDITAS), персонификация плодородия. Она изображается в виде женщины с ребенком или несколькими детьми; прочие атрибуты - скипетр, ветвь, кадуцей, рог изобилия. Фекундитас встречается исключительно на монетах императриц от Фаустины, жены Марка Аврелия, до Салонины, жены Галлиена.

34. ФЕЛИЦИТАС (FELICITAS), персонификация счастья и успеха. Часто встречается на монетах императоров от Гальбы до Севера II в виде сидящей или стоящей женской фигуры с атрибутами: коротким или длинным кадуцеем, рогом изобилия, четвериком, патерой и скипетром.

35. ФИДЕС (FIDES), персонификация верности. На монетах изображалась в виде матроны с рогом изобилия, корзиной с плодами, колосьями и другими атрибутами или же символически в виде двух переплетенных рук. На монетах позднеримской империи изображалась военная Фидес с различными штандартами числом от двух до четырех, в сценах присягания войска на верность императору или в связи с другими сценами с участием императора.

36. ЭКВИТАС (AEQVITAS), персонификация справедливости. Изображалась на монетах со времени правления императора Гальбы до конца 3 века в виде стоящей или сидящей женской фигуры. Главным атрибутом, который Эквитас держит в правой руке, служили весы, являющиеся в настоящее время непременной принадлежностью богини правосудия Фемиды. Левая рука держит рог изобилия или скипетр.

37. ЭТЕРНИТАС (AETERNITAS), персонификация вечности. На монетах изображается стоящая или лежащая женская фигура с различными атрибутами: скипетр, рог изобилия, земной шар с сидящим на нем фениксом, чаша и факел.

38. ЮБЕРТАС (VBERTAS), римская персонификация плодородия. Изображается в виде женщины. Атрибутами являются рог изобилия и кошелек, мешок с деньгами, который она держит в правой руке.

39. ЮСТИЦИЯ (IVSTITIA), персонификация правосудия. Изображается в виде сидящей на троне женщины, держащей в руках патеру, глубокий или плоский сосуд для жертвенного вина, и опирающейся на посох.

Таковы краткие характеристики римских персонификаций и их изображений на монетах имперского времени[17].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.