Сделай Сам Свою Работу на 5

Металл и заготовки для монет





Введение

Глава 1. Производство монет в Римской империи

· Металл и заготовки для монет

· Изготовление штемпеля

· Чекан монеты

· Римские меры веса

· Символы (номиналы) денежных единиц Римской империи

· Символы денежных единиц в письменных источниках

Глава 2. Изображения на Римских монетах

· Типы аверсов римских имперских монет

· Римские персонификации на имперских монетах

· Боги и мифологические персонажи на римских имперских монетах

· Сокращения на римских монетах

· Маркировка монетных дворов поздней Империи

· Сокращенные наименования монетных дворов Римской Империи

Глава 3 Влияние древнеримских символов на современные знаки валют

· Использование знака валюты перед номиналом

· Символы доллара и сестерция

· Символы фунта и семунции

· Символы гривны и димидиа секстулы

· Современные денежные единицы, производные от Римских имперских

Заключение

Используемые источники и литература

Введение

Нумизматика (от лат. numisma — монета), область коллекционирования и исторической науки, предметом которой является изучение монет во всех взаимосвязях с историей, экономикой, политикой, культурой и техникой. Вначале она развивалась именно как коллекционирование, а не как наука. Нумизматика имеет несколько разделов: античная, византийская, восточная, западная, русская. Нумизматика ставит своей задачей:



-разработать принципы и методы изучения монетных кладов, коллекций и описания монет;

-создать классификацию (историческую, территориальную, метрологическую) и определить способы регистрации объектов нумизматического исследования и коллекционирования;

-изучить различные формы и типы монет и других видов денег и выявить исторические факторы, обусловливающие их появление;

-исследовать закономерности и причины возникновения и последствий процесса порчи монет;

-изучить историю техники изготовления монет и формы организации монетного производства, а также историю монетного права.[12,42c.]

Понятие нумизматика также рассматривается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам).



В понятие нумизматики традиционно включается и изучение бумажных денег (бонистика), медалей, жетонов, плакеток (медальерное искусство), орденов, значков (фалеристика). Изучение монеты как средства денежного обращения, государственного документа, произведения ремесла и искусства и эпиграфического источника ведется в тесной связи с исследованиями других исторических источников — письменных и археологических[11, c. 32].

Нумизматика исследует монеты во всех аспектах. Она имеет дело не только с отдельными монетами, но и с монетными комплексами, прежде всего с кладами. Они, как правило, состоят из монет, изъятых из обращения, поэтому их изучение важно для выяснения состава денежного обращения в целом. Важнейшее средство нумизматического исследования — картографирование находок кладов и отдельных монет (нумизматическая топография), которое позволяет проследить изменение области распространения отдельных монетных серий и установить существовавшую систему торговых путей и связей, выяснить место чеканки отдельных монет и т.п [9, c. 44].

Научная нумизматика возникла во 2-й половине 18 в. Основоположником систематического научного исследования в области нумизматики считается австрийский ученый И.Х.Эккель (1737-1798) — автор восьми томного труда "Наука о древних монетах", изданного в Вене в последнем десятилетии XVIII века. Развитие нумизматики началось с изучения античных монет, главным образом в отношении их изображений и надписей. Лишь во 2-й половине XIX в. возник интерес к метрологии монет и к их роли в экономической и культурной истории[6,c.84].



От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет. Коллекционеров интересует, как правило, не научная значимость монеты, а её редкость и художественные достоинства. Коллекционирование монет, начавшееся в Италии с XIV-XV вв., быстро распространилось по другим странам Европы. Тогда же стали появляться первые труды, объясняющие изображения и надписи на монетах. В XV-XVII вв. возникали сотни частных коллекций, преимущественно античных монет, впоследствии вошедших в состав наиболее крупных собраний королей и императоров. В конце XVIII в. оформились важнейшие собрания: мюнцкабинет в Вене, кабинет медалей в Париже, коллекции Британского музея в Лондоне и Эрмитажа в Петербурге, мюнцкабинет в Берлине.

Важнейший источник нумизматики, — прежде всего сами монеты как памятники истории культуры своего времени.

Монетное дело — комплекс вопросов системы денежного обращения, основу которой составляет полноценная монета, обеспеченная стоимостью содержащегося в ней металла. Термин «монетное дело» выходит далеко за рамки производства самой монеты и включает в себя широкий круг проблем, начиная с обеспечения сырьем монетных дворов и заканчивая особенностями торговых отношений[11, c.55].

Актуальность и значимость данной темы заключается в исключительной степени влияния римской монетной системы на развитие торгово-денежных отношений как в самой Римской империи так и в других странах Средиземноморья и средневековых варварских государств Европы.

Цель работы - изучить технику производства в монетном деле Римской империи, выявить особенности производства монет, для дальнейшей их классификации по определенным признакам.

Задачи работы:

- представить общую характеристику монетного дела Римской империи;

-дать анализ влияния римской мифологии на монетное дело

-определить влияние монетного дела Римской империи (символов и обозначений) на денежные единицы стран современности.

Римская империя представляла собой постреспубликанскую, авторитарную форму правления. В ее состав входили обширные территории Европы, передней Азии и северной Африки [2,с.30].

Глава 1Производство монет в Римской империи

Первые монеты, как известно, чеканились в Греции и Малой Азии из серебра и электра-природного сплава золота и серебра, а в Китае отливались из меди. В дальнейшем применялись главным образом серебро, золото, медь, а также различные сплавы — бронза, латунь, билон. В новое время к ним присоединились никель, алюминий и др. Реже применяются железо, свинец и прочие металлы. При использовании благородного металла к нему обычно добавляется для прочности некоторое количество меди. Эта примесь называется лигатурой, а процент благородного металла в монете — пробой. Она устанавливается государственной властью. Однако иногда практиковалась самой властью т.н. порча монеты, т.е. выпуск монеты пониженной пробы и уменьшенного веса, но прежней номинальной стоимости. Эта операция была одним из наиболее распространённых способов получения дохода государством, особенно в ср. века. Характер монет, надписи на них позволяют судить о форме правления, о смене царствований, династической хронологии, государственных переворотах и т.д. В изображениях и надписях часто отражены события политической и общественной жизни — войны, завоевания, внутренняя борьба в государстве, государственные или религиозные реформы и т.д. Иногда какому-либо событию посвящается специальный выпуск монет (коммеморативные монеты). Всё это делает монеты ценным источником при изучении истории[4,с.30].

Металл и заготовки для монет

Основными металлами, которые использовались в качестве материала в монетном производстве, являются золото, серебро и бронза. Эти металлы удобны, из-за их редкости (больше относится к первым двум), относительной мягкости и пластичности и, наконец, - низкой коррозийности. Не всегда эти металлы использовались в чистом виде, часто они смешивались между собой, это происходило скорее в неприятные для государства времена. В благоприятную эпоху римляне старались использовать как можно более чистые материалы для своих номиналов. На монетный двор металл мог поступать из двух источников - из горной выработки, где добывалась руда и переплавлялась в слитки, или же из отработавших своё старых монет, а также различных предметов быта или культа (чаши, скульптуры, украшения). Каким бы образом металл не попадал в плавильню, там он переплавлялся в крупные слитки весом в один римский фунт, равный 327 граммов (один либр). С целью гарантировать чистоту материала на слиток ставилась печать с именем императора и чиновника ответственного за данную операцию. К счастью об этом мы можем судить определенно, так как до нас дошло несколько таких слитков.

слиток с именем Лициния

Итак, металлические слитки по одному либру каждый доставлены на монетный двор. Следующий этап - приготовление монетных заготовок для последующего чекана. Римляне никогда не контролировали вес отдельных монет, понимая, что при огромных объемах производства монетной массы это просто технически невозможно. Они нашли элегантное решение - монетные кружки отливались в специально приготовленных формах. Формы, по-видимому, могли быть совершенно разными - все зависело от номинала и веса будущей монеты. В некоторых случаях мы можем сразу сказать о конструкции литейной формы по виду гурта монеты, иногда - нет и нужны дополнительные данные. Например, по виду александрийских гемидрахм можно сказать, что заготовки для них отливались в ванночках со скошенными под углом краями, а по следу двух литников, видимых на гурте напротив друг друга, можно заключить, что канал, по которому тек металл, делил монету на двое. Делалось это для того, чтобы было легко извлекать заготовку из формы путем ее простого опрокидывания. Заготовки для серебряных денариев, по-видимому, отливались в более хитро устроенных формах, потому что следы литника на гурте, как правило, отсутствуют. Этому есть следующее объяснение - слиток нарезался на мелкие кусочки-крупинки, они взвешивались и количество материала, необходимое для одной монеты, высыпалось в углубление, проделанное в массе огнеупорного массива. Массив помещался в печь, где крупинки расплавлялись и под действием поверхностного натяжения объединялись в единую капельку.

В принципе, это достоверное объяснение, почему у денариев нет следов литника на гурте(ребро монет, монетовидных жетонов, медалей и т.д.), с той лишь поправкой, что римляне не могли взвешивать массу крупинок для каждой монеты по отдельности. Хорошо известно, какой ремедиум(нумизматический термин, обозначающий допустимое отклонение от нормативной массы монеты) был у римских денариев - вес монет иногда колебался на 20 и больше процентов. Поэтому процедура видится так: слиток весом в один фунт (тот самый - со штампом императора) крупным напильником превращался в сыпучую смесь, которая без остатка засыпалась в глиняную форму, где были проделаны примерно одинаковые углубления. Количество монет, получаемое из фунта, все время росло, так как вес денария снижался. Разумно предположить, что в литейной форме проделывалось количество выемок, равное стандартному количеству денариев для данного времени. Таким образом, можно было легко контролировать общий расход материала и гарантировать изготовление нужного числа монет из фунта. При этом вес отдельных денариев мог сильно колебаться в зависимости от конкретной лунки, в которой была отлита заготовка. Так как после отливки заготовки имели шарообразную форму, некоторые исследователи предполагают, что перед чеканом слитки предварительно плющились молотком для придания им формы, предотвращающей выскальзывание заготовки из челюстей штемпеля. приведем еще один пример использования сложной литейной формы при изготовлении бронзового дюпондия Августа из города Нима. Это редчайшая разновидность монеты и назначение такой сложной формы монеты до сих пор точно не установлено. Очевидно одно - путем чекана такой изящной свиной ножки не получить принципиально[5,с.60].

Изготовление штемпеля

Проблема выяснения технологических тонкостей при изготовлении штемпеля заключается в том, что римские власти, как, впрочем, и все другие, старались жестко контролировать доступ частных лиц к штемпелям, так как очевидным следствием бесконтрольности в этой области является расцвет деятельности фальшивомонетчиков. Все это привело к тому, что находки штемпелей крайне редки. Более того, каждый раз эти находки случаются в невероятных для производства монет местах. Это вызывает бесконечные дискуссии о подлинности таких штемпелей. Одна из наиболее нашумевших находок случилась в 1789 году в упоминавшемся выше городе Ниме (Франция), когда при перестройке городского фонтана были обнаружены два подлинных на первый взгляд штемпеля для денария и аурея Августа. Никакой информации о том, что именно в этом месте был устроен монетный двор, не было. Не было и других сопутствующих таким находкам вещей. Наиболее распространенная версия объяснения этого феномена заключается в том, что эти штемпеля были украдены из монетного двора, расположенного неподалеку города Лиона (во времена Августа - Лугдунум). Косвенные данные о том, что такие кражи случались, имеются - в четвертом веке один из историков даже предложил расположить монетный двор на острове и запретить всякие сношения его с внешним миром. Кроме того, известно, что такого рода преступления преследовались законодательно. Как бы то ни было, сомнения в том, что найденные штемпеля - подлинные, а не дело рук самих фальшивомонетчиков, будут еще долго преследовать исследователей.

Рассмотрим типичный римский штемпеля. Как правило, он состоял из двух частей: нижняя часть (аверс) несла на себе более высокий рельеф - изображение императора-эмитента, верхняя часть (реверс) - определенный сюжет пропагандистского или культового характера. Нижний штемпель делалась более коротким с тем, чтобы при ударе он был устойчивее. Эта часть штемпеля закреплялась в тиски и служила наковальней при ударе. Верхний штемпель имел более вытянутую форму, т.к. при ударе его держали либо рукой, либо специальными клещами. В более позднем варианте обе части штемпеля были соединены в единое целое таким образом, что верхняя часть ездила по направляющим. В этом случае обеспечивалась идеальная центровка будущей монеты. Штемпеля были изготовлены из железа или

бронзы. Однако, общие выводы делать из этого не следует, так как наблюдения за характерными разломами штемпелей, оставленные на монетах, указывают, что возможно некоторые из них были изготовлены из стали или закаленной бронзы. Иногда пользовались какой-то специальной "черной бронзе", секрет изготовления которой якобы утрачен. Из одного штемпеля изготавливались если не тысячи, то сотни экземпляров монет. А это значит, что они были гораздо прочнее, чем считалось раньше. Глядя на пару штемпелей денария Августа, первое, что бросается в глаза - вылизанное до зеркальности поле нижнего штемпеля. Очевидно, что первый этап в работе мастера состоял в тщательном шлифовании рабочей плоскости штемпеля. Таким образом, гарантировалось ровное поле будущей монеты с характерным чеканным блеском[21,22].

Изредка попадаются монеты, которые однозначно говорят, что на штемпеле производилась разметка композиции. В конце всей работы эти детали со штемпеля убирались. Например: 1.-из провинциального чекана . Сирийская тетрадрахма Андриана, специальным циркулем на штемпеле пропроводились две концентрические окружности, специально отчерчивающие место для будущей легенды. Эти манипуляции былоипроизведены еще до работ над орлом, иначе след от циркуля неизбежно оставался в центре монеты. Это косвенно дает нам информацию о последовательности работ - сначала легенда, затем центральная часть композиции. 2. - из центрального чекана. Реверс денария Элагабала с Эквитас. Здесь проведена всего одна окружность - другой язык, другой алфавит. На самом деле такие остатки "строительных лесов" на монетах не такая уж и редкость, часто их считают "особенностью штемпеля" или просто царапиной.

В целом древние мастера старались в конце работы убрать всю разметку, зашлифовывая поверхность до этого состояния. Однако, если разметка была нанесена острым циркулем или с особенным усердием, то в условиях поточного производства на такую доводку штемпеля могло просто не хватить времени.

Техника нанесения изображения на поверхность штемпеля. Провинциальная тетрадрахма Септимия Севера, отчеканенная в сирийском городе Лаодикее на Маре- мастер в своей работе использовал две основные техники: повторяющиеся участки рельефа выбивались пуансонами(Штамп с рельефным изображением цифр (цифирный пуансон), буквы или группы букв (литерный пуансон), применяемый для нанесения на незакалённый штемпель (или маточник) отдельных элементов изображения (надписей, буквенных и цифровых обозначений). Применение пуансонов значительно ускоряло и удешевляло процесс изготовления монетных штемпелей, особенно при массовой чеканке.), а тонкие изогнутые линии деталей вырезались резцом. На легенде представлен сегмент надписи на реверсе "EZ". Здесь мастер применил, по крайней мере, три инструмента в следующей последовательности. Сначала пуансоном правильной треугольной формы набивается костяк каждой буквы. Например, в букве "Е" - это три вертикально расположенных углубления: , затем мастер применяет другой пуансон, который выглядит как длинная узкая борозда: . Эта операция объединяет треугольники в единую букву, но все равно некоторая угловатость деталей остается. Поэтому мастер доводит работу до ума с помощью острого тонкого резца, закругленность буквы достигается несколькими короткими режущими движениями инструмента. Можно сделать вывод о том, что в работе над легендой мастер избегал того, чтобы браться за резец. И это вполне оправдано. С одной стороны работа пуансонами легче контролируется - прицелился кернышком и ударил по нему молоточком. Управление резцом требует более подготовленную кисть руки и значительного напряжения, так как степеней свободы движения инструмента в этом случае больше. С другой стороны, такой стиль работы сказывается на ее скорости - работа с пуансоном гораздо более эффективна. Третья особенность – вся надпись на монете выглядит единообразно, выполненной в одном стиле, не лишенном, кстати, своеобразной угловатой эстетики[36 c.42].

Орел на реверсе монеты. Характерные заветвления в оперении орла выполнены не резцом, а специальным пуансоном! Мастер иногда проворачивал пуансон вокруг оси, меняя силу удара молоточка по инструменту, менял угол наклона пуансона к плоскости штемпеля и т.д. - то есть использовал целый набор движений для придания разнообразия и живости изображению. Перышки так же получены без использования резца - они выполнены путем нанесения характерных однотипных насечек. В нижней части изображения, там, где волнообразное оперение птицы встречается с ее когтями, можно различить ступенчато-образные следы от работы резца. Хотя инструмент этот должен был отличаться от острого резца для выравнивания букв легенды.

Портрет Императора. Нестандартных и неповторяющихся элементов тут гораздо больше, чем на остальной части монеты. Налицо виртуозная работа резцом. Надо отметить, что скорее всего резец для будущего лица выдавливался каким-то специальным пуансоном, после чего вся поверхность отшлифовывалась. Об этом говорит гладкость щек портрета. И только после этого на гладкую поверхность наносились такие тонкие детали как шевелюра, борода, глаза и уши. Если монета изготавливалась коллективно по методу конвейера, то портрет поручался, очевидно, наиболее подготовленному мастеру. По количеству нестандартных виртуозных движений портрет всегда превосходит все остальное.

На основе этого можно сделать выводы. Первое: мастер в своей работе использовал набор разнообразных пуансонов и резцов. Второе: где это возможно, предпочтение всегда отдается пуансонам из-за их большей функциональности и эффективности. Если от усилия повело резец, то остается крайне неприятная царапина. Результат действия пуансона всегда локален - если ударил чуть-чуть не туда, всегда можно подкорректировать изображение дополнительными ударами. Третье: помимо пуансонов примитивной формы для каждого типа монет изготавливается набор нестандартных инструментов. Четвертое: портрет императора приобретает свою выразительность из-за максимального использования резцов при его проработке. Именно поэтому линии лица плавные и легкие. Такую работу мог выполнить только самый опытный мастер с задатками недюжинного художника.

Центральный имперский чекан: - денарий Александра Севера. Кусок надписи "IMP" , все вертикальные палочки выполнялись одним пуансоном - об этом говорит повторяющееся характерное раздвоение в нижней части каждой буквы. Петелька в букве "Р" выполнена другим пуансоном Срединные палочки в "М" - тут мастер мог использовать как новый пуансон с короткой палочкой, так и самый первый инструмент, наклоняя его при ударе молоточком таким образом, чтобы получилась более короткая канавка. Ясно, что и здесь легенда выполнялась с помощью небольшого числа пуансонов.

Портрет Императора. Характерную структуру имеет шевелюра лауреата. Технология ее изготовления очевидна. Сначала на совершенно гладкой, отшлифованной до зеркального блеска поверхности штемпеля крупным пуансоном выдавливалась "болванка" будущей головы Императора, затем голова дорабатывалась. Бритый затылок Александра выполнялся посредством множества последовательных ударов мелким пуансоном. При этом нельзя не удивиться точности руки мастера, - удары настолько выверены, что точки ложатся ровно, словно работает машина, а не человек. Несомненно, что кое-какие детали на монете подправлялись резцом, но основной объем работы ложился на чеканщика, а не на резчика. Таким образом, технология изготовления штемпеля была одинаковой как на востоке страны, так и в столице. Конечно, утверждать, что во все времена римляне использовали одну и ту же технологию, было бы самонадеянно, тут требуется специальное исследование, однако некоторые важные для нас выводы мы сделали.

В заключении отметим еще один нюанс. Работа пуансоном оставляла на поверхности особый след: при ударе часть металла выдавливалась из лунки наружу, образуя вокруг выемки венчик. Если теперь таким штемпелем отчеканить монету, то вокруг букв появляются характерные углубления. Такие структуры оставляют впечатление неряшливости, и древние старались убирать их путем шлифования поверхности штемпеля. Абсолютное большинство монет не имели такой окантовки, но иногда незачищенные экземпляры встречаются. Часто можно встретить такие вещи на денариях Антонина Пия. С чем это связано, трудно сказать, но факт определенного отступления от технологии при этом Императоре налицо [27].

Чекан монеты

Существует неоспоримое доказательство технологии римского чекана - это республиканский денарий Тита Каризия 46 года до н.э. с изображением основных инструментов, использовавшихся при этом процессе. Аверс денария несет изображение римской богини Монеты (Юноны) - покровительницы всех нумизматов. Монетный двор располагался прямо в храме этой богини, и ее имя со временем стало нарицательным во всем, что касается монетного дела. На реверсе приведен весь инструментарий маллеатора (malleator = молотобойца). Во-первых, тут присутствуют обе половинки штемпеля – верхний и нижний, щипцы (слева) и молоток (справа).

Некоторые интерпретируют объект в верхней части как шапочку Вулкана - бога огня и металлургии. Возможно, правда, что древний мастер изобразил верхний штемпель в виде шапочки - любое из этих объяснений подходит. Из этого можно сделать один важный вывод - монеты чеканились из горячей заготовки. Именно поэтому нужны щипцы. Отсюда следует, что все рассуждения о твердости материала штемпеля должны учитывать, что удар приходился по разгоряченной мягкой заготовке. Поэтому вполне вероятно, что бронзовый штемпель мог бить бронзовую монету без значительного износа. Ничего удивительного, что закаленный штемпель мог производить сотни и даже тысячи экземпляров монет. Общая схема чекана, таким образом, выглядит так - в станине-наковальне жестко закрепляется нижний штемпель. Далее разгоряченная заготовка, только что специально слегка расплющенная молотком, кладется на наковальню, накрывается верхним штемпелем, по которому наносится удар молотком. Как видим, для этого процесса необходимо, по-крайней мере, два человека - один держит клещами заготовку, второй держит верхний штемпель и наносит удар молотком. Стоит отметить несколько характерных особенностей процесса. Прежде всего, основная механическая нагрузка приходится на верхний штемпель, по которому ударяют молотком. Он изнашивается в среднем в три раза быстрее. Именно поэтому самую трудоемкую часть штемпеля, несущую изображение Императора, древние клали вниз. В этом случае она жила дольше, и процесс производства был более эффективен.

Другой момент заключается в том, что классическая схема чекана несовершенна и ведет к многочисленному браку. Например, при ударе заготовка может сдвинуться в сторону - в этом случае монета получается плохо центрованной. Заготовка может испытать двойной (или даже тройной!) удар, нанесенный молотобойцем намеренно или по рассеянности. В этом случае поверхность монеты несет несколько однотипных изображений, наложенных друг на друга . Может произойти и совсем уж смешная вещь на вроде брокажа, когда уже отчеканенная монета застревает в верхнем или нижнем штемпеле, а рабочие, не замечая этого, вставляют следующую заготовку и производят удар.

Описанные выше случаи брака, конечно, не покрывают все возможные ситуации. Случается, что по самой монете невозможно определить, как такой брак был получен. По крайней мере часть брака можно исключить путем усовершенствования процесса чекана. И древние занимались таким изобретательством. Ауреи требовали особенное качество изготовления. В золотом сегменте монетного двора работали лучшие мастера и использовались лучшие технологии. Интересно техническое решение, предотвращающее часть видов брака - верхний и нижний штемпеля вставляются соосно друг в друга так, что заготовка оказывается в замкнутой камере. Скорость изготовления монет при такой схеме ниже, но вопрос качества тут перевешивает. [28]

Также известно, что римляне имели опыт чекана биметаллических(композиционный материал, состоящий из двух или более различных металлических сплавов. Теромбиметаллические материалы относятся к группе прецизионных материалов) монет. Особенный всплеск интереса к биметаллу фиксируется во время правления императора Коммода. Тогда было выпущена целая серия крупных монет, отчеканенных на биметаллической монетной стопе. Заготовка состоит из двух частей - внешнее кольцо, очевидно, выполнено из латуни, а середина - из бронзы.

Кроме того известно, что римляне в первом веке до нашей эры время от времени выпускали так называемые серратные серии денариев. Зачем римляне делали это до конца не совсем понятно. Тацит пишет, что серраты высоко ценились среди окружающих варварских племен. Но следует ли из этого, что именно для варваров Римское государство инициировало этот проект? Вряд ли. Тем не менее, весь республиканский период Рим ведет беспощадную войну с подделками, идя при этом на немыслимые методы контроля за чеканом. Остановимся на том, как технологически эти серраты были получены. Тут существуют две основные версии. Первая заключается в том, что зубчатая форма монеты достигалась путем пропила этих зубцов напильником. Вторая версия - углубления были высечены в заготовке с помощью специального ножа-зубила. Однозначного ответа, пригодного для всех случаев, видимо, нет - можно встретить доводы за и против каждого способа. Однако, большинство склоняется ко второй версии. Технологически это выглядело, видимо, так. Насечки делались еще на заготовке: один из рабочих захватывал ее специальными щипцами и прокатывал, а другой в это время зубилом наносил насечки. Уже после этого заготовка шла под штемпель. При чеканном ударе поверхность монеты деформировалась, и зубцы деформировались вместе с ней. Именно поэтому они имеют разную форму и глубину, как будто бы каждая выполнена своим зубилом. Удевляет тот факт, что, как известно, фальшивомонетчики быстро научились плакировать и серратные денарии [ 42 c.36].

В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами к введению денежного обращения главным средством платежа был скот. Память об этом времени сохранилась в римском названии денег «пекуниа» (от «пекус» - скот). В дальнейшем за товары стали расплачиваться медными брусками прямоугольной формы, весом около полутора килограммов, а те в свою очередь уступили свое место настоящим монетам, появившимся в Риме в середине 5 века до н.э. Основной денежной единицей был медный асс - слиток меди, весивший 1 римский фунт, или 1 либру (327,45 г), что составляло 12 унций по 27,3 г каждая. Надо сказать, что первоначально в разных областях Италии существовали определенные различия в системе мер и весов. Так называемому окскому фунту, или либре ( примерно 273 г), соответствовал по весу, как это видно и из его названия , «ас либралис». Постепенно на всей территории Италии главной мерой веса стала римская либра, поэтому асс, весивший 327,45 г, обозначали буквой «L». Шло время, и римский асс становился всё легче: вес его снизился до 2/2 и даже 1/6 фунта [30,c10].

Лишь с IV века до н.э. в Риме начали чеканить серебряную монету. Ее появление было связано с растущими контактами между Римом и греческими колониями на юге Италии, где деньги из благородных металлов давно были в ходу. Около 340 года до н.э. в Капуе начали выпускать для Рима серебряную монету по греческому образцу. Это были дидрахмы -двухдрахмовые монеты весом в 7,58 г, позднее в 6,82 г. Формальная организация монетного дела в Республике произошла в 289 году до н.э. с учреждением особой коллегии в составе 3 человек. Их первой задачей был выпуск ассов и еще находившихся в обращении медных слитков с выбитой на них официальной печатью («сигнаты»). Серебряные монеты- денарии и сестерции- начали чеканить в Риме в 269 или 268 году до н.э. В ту пору денарий весил 4,55 гили 1/72 либры. В эпоху 2 Пунической войны получила распространение первая золотая монета- скрупул, равнявшаяся 20 серебряным сестерциям. В Риме мастерская, где чеканились деньги, находилась вблизи Храма Юноны Монеты («Предостерегающей»). Отсюда вошедшее в европейские языки слово «монета».Ценнейший источник по истории монетного дела в Риме «Естественная история» Плиния Старшего. Он рассказывает, что до вынужденного ухода войск царя Пирра из Италии в 275 г до н.э. римский народ пребывал в счастливом неведении денег из драгоценных металлов. Не было ни золотых, не серебряных монет, а в обращенье был только медный асс, весивший 1 фунт. При всех расчетах деньги отмерялись по весу, поэтому жалование воина называлось «стипендиа» (от «пендо»- взвешиваю). И впоследствии весы оставались одним из атрибутов оформления торговой сделки [37 c.32].

Так, при манципации - формальной процедуре передачи какого-либо имущества или рабов в собственность нового владельца, покупатель в присутствии свидетелей ударял по весам кусочком меди о весы и затем вместе с необходимой суммой денег вручал продавцу. Сервий Туллий, один из древних римских царей, ввел, по словам Плиния, обычай помечать кусочки меди специальным государственным знаком. Современные исследователи относят возникновение этого обычая уже к эпохе Республики, к 5 веку до н.э. На медных монетах чеканили изображения скота. Серебряные монеты, сообщает Плиний, начали выпускать лишь за 5 лет до 1 Пунической войны. Было установлено, что денарий должен весить 10 фунтов, квинарий 5, а сестерций -2с половиной. Нехватка средств на ведение войны с Карфагеном вынудила римские власти прибегнуть к порче монеты, пустить в обращение ассы, вес которых был в 6 раз меньше прежнего. Эта мера оказалась успешной и принесла немалые выгоды оскудевшей казне. При помощи штемпеля на медных монетах изображали с одной стороны голову двуликого Януса, а с другой - носовую часть корабля, на мелких же монетах - триентах и квадрантах - помещали целиком. На серебряных монетах были выбиты двуконные или четвероконные упряжки, отсюда названия монет «бигата» и «квадригата».

Наконец, в 104 до н.э, добавляет Плиний, Рим познакомился с новой денежной единицей «викториатом», украшенным изображением богини Виктории. Однако Плиний ошибается: чеканить викториаты римляне начали еще в 268 г до н.э, а спустя 40 лет открыли специальный монетный двор на острове Коркира. Там выпускали эти монеты, равнявшиеся по весу 2 денария. Использовались они главным образом в торговых отношениях с греческими государствами, ибо были эквивалентны греческой драхме и поэтому облегчали взаимные расчеты. На внутреннем денежном рынке Римской державы викториаты долго не получали распространения и рассматривались скорее как иностранная валюта. Лишь на рубеже 2-1 веков до н.э. викториат был приравнен к половине денария и должен был отныне войти в обращение и на внутреннем рынке. Говоря о чеканке монет в провинциях, отметим, что некоторые греческие города в составе империи сохраняли право выпускать собственную монету, и это было для них важной привилегией, дарованной им или самим императором, или его наместником в провинции. Привилегия эта означала признание видной политической, экономической и административной роли города и давала ему большую самостоятельность в его внутренних делах. Кроме того, разрешение городу иметь собственный монетный двор помогало обеспечить провинцию необходимым ей количеством разменной монеты. К моменту падения Республики римская монетная система была в значительной мере расшатана экономическим и политическим кризисом. Основной единицей денежного счета по-прежнему был сестерций, который сохранил эту роль до 3 века включительно. Наиболее распространенным номиналом оставался серебряный денарий, весивший 3 2/3 скрупула. Реже встречались его фракции: квинарий, викториат и сестерций (sestertius nummus). Золотая монета выпускалась лишь случайно, например, Цезарь выпустил в 46-44 до н.э. золотые монеты на сумму 20 млн. денариев для раздачи армии и гражданам. Из бронзовых номиналов преобладал асс. Антоний чеканил сестерции, трессисы, дупондии, ассы и семисы. В целом, римская республиканская монетная система базировалась на серебряных и бронзовых номиналах[10 c.28,].

Римские меры веса

В эпоху античности не существовало единой системы мер. В разные периоды в государствах Древнего Востока, греческих городах-полисах и Римской империи значения мер неоднократно менялись, соотношения же частей оставались постоянными. Первоначально, видимо, возникли меры длины[10,c 15].

Принятые в эпоху античности наименования мер массы широко применялись для обозначения монет. Причем их номинальное значение обозначало преимущественно вес серебряных монет. Наряду с этим оно также обозначало вес медных (римский асс) и золотых (ауреус) монет [10 c. 21].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.