Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА





СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Понятие и значение товарного знака. 6

1.1. Сущность товарного знака …………………….…………………………….6

1.2. Виды товарных знаков и их преимущество………………………………...9

1.3. Использование наименование места происхождения товара…………….11

Глава 2. Жизненный цикл товарного знака охраны прав.17

2.1. Структура жизненного цикла товарного знака.17

2.2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак.20

2.3. Защита права на товарный знак.27

Глава 3. Механизм регистрации товарного знака.29

3.1. Порядок регистрации товарного знака.29

3.2. Основания для отказа в регистрации товарных знаков.33

3.3. Передача товарного знака.36

Заключение.39

Список литературы...41

Приложение…………………………………………………………………….....43

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Товарный знак – это знак, помогающий отличить продукт одного предприятия от продукта другого предприятия. Под продуктом в данном случае подразумеваются как товары, так и услуги. В современных условиях, когда экономическая роль сервиса значительно возросла, знаки обслуживания становятся все более важными.



В мире практически нет таких стран, где бы товарные знаки не применялись и не защищались. Исключительное право на использование товарных знаков обычно получают посредством их регистрации, в том числе и в России, однако в некоторых странах исключительное право закрепляется после первого использования знака, как, например, США.

Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.

Роль таких средств выполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп - подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота. Эти подгруппы характеризуются особым набором конкретных средств индивидуализации, играющих специфическую роль в общественных отношениях, складывающихся в связи с применением к индивидуализируемому объекту.



Подгруппа средств индивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.

Подгруппа средств индивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Правовые механизмы, положенные в основу регулирования отношений, складывающихся в связи с правовой охраной и использованием указанных средств индивидуализации, аналогичны правовым механизмам, применяемым для целей регламентации отношений, возникающих по поводу правовой охраны и использования иных нематериальных результатов интеллектуальной деятельности.

Используя фирменный знак, компания ставит своей целью подтверждение качества товара, продвижение его на рынок и как следствие увеличение прибыли. Каждое предприятие, выпуская товар на рынок, должно позаботиться о его узнаваемости среди потребителей. Поэтому товарный знак выступает в роли своеобразного указателя, помогающий потенциальным покупателям выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. С помощью товарно-знаковой символики и создается имидж товаров.



Актуальность темы на сегодняшний день в коммерческой деятельности информация о товаре имеет большое значение. С точки зрения коммерческой функции, товарный знак должен способствовать продвижению на рынке товаров конкретного владельца товарного знака, защищать данные товары от подделок и обеспечить увеличение прибыли от реализации товаров.

Целью настоящего исследования являются средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции как объекты гражданских прав.

Предметом исследования являются нормативные акты, доктринальные источники регулирующие средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции.

Объектом исследованияявляется товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.

Задачи работы:

- Раскрыть сущность товарного знака;

- Анализ права на товарный знак и знак обслуживания;

- Рассмотреть использование наименования и места происхождения товара;

- Изучить «жизненный цикл» товарного знака охраны прав;

- Раскрытие использования товарного знака и распоряжения исключительным правом на товарный знак;

- Дать правовой анализ правовой охраны общеизвестного товарного знака;

- Рассмотреть механизм регистрации товарного знака;

- Раскрыть суть порядка регистрации товарных знаков;

- Проанализировать передачу товарного знака.


Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА

1.1 Сущность товарного знака

 

В п. 1 статьи 1477 ГК РФ дается определение товарного знака, под которым понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак.

В соответствии с п. 2 ст. 1481 ГК свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Под товарным знаком понимается зарегистрированное в установленном законом порядке обозначение, присвоенное товару для идентификации и указания производителя (предприятия, фирмы). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел, которые указывают на принадлежность товара определенной фирме. Понимаемый как средство индивидуализации производителя, товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак. Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров индивидуализируются работы и услуги.

Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания. Можно выделить следующие особенности товарных знаков: во-первых, индивидуализирующие, т.е. способные служить ориентиром, показателем при отделении одних товаров от других; во-вторых, рекламные, т.е. распространенные любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованные неопределенному кругу лиц и направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; в-третьих, ограничительные, т.е. запрещающие другим лицам его использование без разрешения.

Товарный знак регистрируется в государственных учреждениях России, в других государствах и пользуется правовой защитой.
Используя фирменный знак, компания ставит своей целью подтверждение качества товара, продвижение его на рынок и как следствие увеличение прибыли. Устанавливая свой знак на новые виды продукции, фирма получает возможность реализации всех преимуществ, хорошо известных потребителю товаров.
Товарный знак предназначен для выполнения двух функций – рекламной и разграничительной. Товарный знак – допускаемое законом обозначение, позволяющее отличать товары разных изготовителей и выполняет функции гарантии качества товара.

Товарный знак (знак обслуживания) является лицом товара, визитной карточкой фирмы, способствует их узнаваемости.

Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. Предпочтение обычно отдает тем товарам, качество которых не вызывает особых сомнений, с товарным знаком которых он знаком и уже покупал.
Сегодня многие знают, что на рынке уже давно нет конкуренции товаров, есть конкуренция товарных знаков. Обусловлено это тем, что сейчас все труднее найти нишу для нового товара, поскольку в любой области существуют компании, выпускающие аналогичную продукцию высокого качества. Поэтому покупатель обращает внимание на известность фирмы, выпускающей товар под конкретным товарным знаком. Однако товарный знак не всегда отражает название фирмы. Например, многим известна видеотехника фирмы «Panasonic», однако немногие знают, что «Panasonic» - товарный знак фирмы «Мацусита Электрик ЛТД».
Таким образом, товарный знак несет большую смысловую нагрузку. Продукция с известным товарным знаком стоит на рынке на 15-30 % дороже немаркированной. Следовательно, нетрудно догадаться, что сам товарный знак обладает реальной стоимостью.

 

 

1.2. Виды товарных знаков и их преимущество

 

В качестве товарных знаков обычно используются следующие обозначения (формы):

- словесные - в свое время пользовались популярностью у населения конфеты «Коровка», это и есть словесный вид товарного знака. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

-изобразительные- с изображением какого-то значка, например, на фасаде здания Казанского завода имеется шестеренка, а в ней сочетание букв «К» и «З». Это не что иное, как изображение товарного знака завода. К изобразительным обозначениям относятся также изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

-объемные - это не просто рисунок, а изображение в объеме, трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

-другие обозначения или их комбинации. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида, изобразительных, словесных, объемных и т.д. К другим обозначениям относятся звуковые, световые и иные обозначения.

Товарный знак может зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Изменение цветов элементов, составляющих знак, может в корне поменять впечатление от знака и его вид. Так, одно и то же изображение в виде разновеликих вертикальных штрихов над горизонталью, выполненное зеленым цветом, будет представлять весеннюю траву, а выполненное алым цветом – языки пламени. Вообще, выбор цветовой гаммы знака является сложным этапом в разработке обозначения. Заявители часто задают вопрос, в какой именно цветовой гамме подавать на регистрацию обозначение. Однозначного ответа на этот вопрос нет: на практике встречается подача в черно-белого так и цветного вариантов, а также подача всех вариантов цветовой гаммы, в зависимости от сфер применения знака.

Каждое предприятие, выпуская товар на рынок, должно позаботиться о его узнаваемости потребителями. Специалисты по маркетингу занимаются и этой областью деятельности, т.е. оформлением индивидуального рыночного «лица» товара. Для этого предназначена товарно-знаковая символика. Выбор потребителем товаров не всегда является рациональным, основанным на характеристиках самого товара, а определяется его ассоциативным восприятием как символика, через который строятся представления о товаре.

Маркетинговые исследования показывают, что примерно 85% промышленных решений о покупке основываются на визуальной информации. Поэтому основной функцией товарно-знаковой символики является индивидуализация товара и возможность его выделения среди других аналогичных товаров, донесения до потребителей информации, что именно этот товар лучше своих аналогов. С помощью товарно-знаковой символики и создается имидж товаров. В товарно-знаковую символику входят: 1. Товарная марка – имя, знак или символ (рисунок или сочетаниерисунков), которые требуются для того, чтобы различить товары различныхизготовителей.2. Фирменное имя (марочное название) – буква, слово, группа букв илислов, которое можно произнести (например, «КАМАЗ», «Интурист»).3. Фирменный (марочный) знак – символ, рисунок, отличительный цвет или иное обозначение. Фирменный знак является частью товарной марки, которую можно опознать, но нельзя произнести (бегущий олень или плывущая ладья на капоте автомобиля позволяют легко узнать, кем произведен автомобиль).4. Товарный знак – товарная марка или любая ее часть, которая защищенаюридически силой закона.

 

 

1.3.Использование наименование места происхождения товара

 

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами.

В соответствии с п. 1 ФЗ от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов"[1] наименования географических объектов - это географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.

Существующие наименования географических объектов выявляются в соответствии с данными официальных картографических и справочных изданий и иных источников, посредством опроса населения соответствующих территорий, а также опроса краеведов и других специалистов.

Порядок выявления существующих наименований географических объектов определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области наименований географических объектов.

Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов.

Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований.

Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования не допускается.

Переименование географического объекта допускается в случаях, если: два или более однородных географических объекта в пределах территориального образования имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности; а также если географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися.

На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара.

При этом законодатель оговаривает, что обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.

Законодатель особо подчеркивает, что наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования.

Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.

Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара регулируется ст. 1522-1534 ГК, а также Приказом Роспатента от 5 марта 2004 г. N 32 "О порядке ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации"[2].

Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со статьей 1229 ГК любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи.

В п. 2 статьи приводится перечень способов использования наименования места происхождения товара, путем размещения этого наименования, в частности:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже (т.е. предпринимаются любые конкретные действия, направленные на реализацию товара, на котором использован товарный знак, однако при этом сама реализация отсутствует), продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот (т.е. использование товарного знака любым не противоречащим закону способом);

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках ив рекламе;

4) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Устанавливается запрет на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).

Аналогичное правило содержится в ст. 3 Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации[3]: "охрана предоставляется против всякого присвоения или имитации, даже если приводится подлинное указание места происхождения изделия или если указание используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "фасон", "имитация" или т.п.

Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ", указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.

Использование знака охраны наименования места происхождения товара является правом, но не обязанностью правообладателя. Отсутствие знака охраны не лишает наименование места происхождения товара правовой охраны, а его правообладателя - соответствующих прав. Знак охраны наименования места происхождения товара подтверждает лишь то, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем соответствующих прав. Подтверждением наличия у лица исключительного права на наименование места происхождения товара является не знак охраны, а свидетельство о государственной регистрации товарного знака.

Знак охраны наименования места происхождения товара наносится исключительно по собственному усмотрению правообладателя и в любой момент может быть снят. При этом знак охраны выполняет рекламную и информационную функции, а также функцию установления факта регистрации товарного знака.

Срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства и при условии представления им заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о том, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Государственном реестре наименований особыми свойствами. В отношении такого наименования, которое является наименованием географического объекта, находящегося за пределами Российской Федерации, вместо заключения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, обладатель свидетельства представляет документ, подтверждающий его право на наименование места происхождения товара в стране происхождения товара на дату подачи заявления о продлении срока действия свидетельства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.