Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа по воспитанию культуры здоровья и формированию навыков здорового образа жизни как условие развития творческого потенциала учащихся на примере МОУ СОШ г. Москвы № 428 ул. Амурская д. 60





Формирование мировозрения, основанного на ценности здоровья и ответственности за его сохранение, в «Школе здоровья» осуществляется в ходе реализации воспитательных здоровье сберегающих технологий. Системы мероприятий, целью которых является активизация у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других психоактивных веществ.(рис.1.)

 

 
 

 


Рис.1. Структура воспитания мировоззрения, основанного на ценности здоровья

 

В «Школе здоровья» разработан цикл внеурочных мероприятий, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни. Мероприятия организованы с целью конструирования жизненного опыта ученика, когда ребенок действует с позиций сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья близких, окружающих его людей. Позиция: «Быть здоровым и пропагандировать здоровье, здоровый образ жизни» - главный подход в проведении внеурочных мероприятий в школе. Аксиомой таких мероприятий является воспитание личности как результат саморазвития человека, определенных взглядов, сбалансированного мировоззрения с присущей системой ценности здоровья и здорового образа жизни.



Педагоги «Школы здоровья» рассматривают воспитание учащихся через призму потребности воспитанника в творческой деятельности и потребности быть здоровым. Совершенствуя воспитательную систему, обеспечивают необходимые условия для становления личности, педагоги, создают ребенку такие условия, в которых он мог бы раскрыть свое творчество.

Идея развития творчества - главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, опираясь на их инициативу. Для организации занятий по интересам созданы и работают творческие объединения (клубы, объединения дополнительного образования), секции. Из 704 учащихся – 675 учеников (94 % ) заняты различной внеурочной деятельностью, в школе – 455 человек (63 %), вне школы – 220 (31 %).



Система внеурочных дел школы выстроена в логике комплексно- целевой программы «Здоровье», разработанной в школе, в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно- значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно- мировоззренческой, эмоционально- волевой, практически – действенной. (рис.2.)


 

 

 


Рис.2. Воспитание на принципах ЗОЖ

 

Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений

В различных конкурсах проявляется детская творческая литературная деятельность, результаты объединены в альманахи, сборники, фото и кинопроекты, широко применяются информационные технологии для организации выпуска самодеятельных газет, журналов, проведение фестивалей, акций, недель, праздников Здоровья в школе. В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается социальная активность молодого поколения, в том числе и в сфере профилактики, совершенствуется данная профилактическая работа, основанная на развитии альтернативной употреблению ПАВ активности среди детей и подростков, привлекается внимание властных структур, общественности, родителей к проблемам здоровья подрастающего поколения.



Важным условием обучения и воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется через активные формы и методы деятельности.

Для подростка важно, как относятся его сверстники к проблеме, их – мнение, результат совершаемых действий. Поэтому все воспитательные мероприятия в школе проводятся с участием в подготовке и проведении самих школьников или полностью организованы старшеклассниками. Это проведение уроков «Здоровья» в начальной школе, акций, «Мы против СПИДа», «НЕТ курению!».

Участие в акциях основано на принципах добровольности, гуманности,альтруизма. Участники акций разработали правила деятельности:

· Раскрой себя в каждом деле.

· Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

· Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

· Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

· Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.

В ходе проведения этих мероприятий ученики выражают свое отношение к собственному здоровью, здоровью нации, заявляют о собственной позиции к употреблению алкоголя, наркотиков, курению. Такие конкурсы уже непосредственно в своих названиях определяют цель проведения мероприятия: формирование активной жизненной позиции по отношению сохранения, совершенствования, укрепления своего здоровья. Лучшие работы помещаются в школьный альманах «Мы за жизнь свою в ответе!».

В своих сочинениях ученики школы заявляют свою позицию активного выбора здорового образа жизни, призывают окружающих дарить людям добро и радость:

- «Радость жизни и вдохновенье рождается без алкоголя».

- «Хорошая экология – это мое собственное здоровье и здоровье моей семьи».

- «За безопасность движения на дороге отвечают взрослые».

- «Цените жизнь и свое здоровье – не курите!».

- «Малые дела, направленные на защиту окружающей среды – очень важны»

Закрепление навыков здорового образа жизни, углубление познаний учащихся начальной школы проходит в ходе «Недели здоровья», где в ходе всех проводимых мероприятий, ярких, эмоционально- насыщенных, подводится итог работы в течение года всей внеурочной деятельности младших школьников по формированию здорового образа жизни, пропаганды здоровья.

В ходе этой недели проводятся мероприятия, выбранные самими детьми. Их последовательность стала традицией:

1 день - конкурс рисунков на асфальте, где каждый ученик младших классов создает свой мини-рисунок, вместе все рисунки составляют коллаж на одну из тем программы «Здоровье». Наиболее популярными становятся темы правильного питания, правильного применения лекарственных препаратов, профилактика алкоголизма, курения, наркомании. Лучшие рисунки выбирают родители, учителя, старшеклассники

2 день – «Веселые старты», где команды представляют и где соревнуются не только ученики 1- 4 классов, но и их родители.

3 день – конкурс песен, частушек. В нем принимают участие все классные коллективы 1-4 классов и отдельные ученики школы.

4 день – фестиваль сказок. Ученики 1-6 классов представляют сказки известных писателей, русские народные сказки, в которых рассказывается о здоровье. Ученики 4-6 классов на суд жюри представляют сказки собственного сочинения. Вместе с детьми на сцене выступают родители. Красочные костюмы, сшитые руками родителей, декорации, созданные с помощью старшеклассников, создают яркий эмоциональный фон праздника.

5 день – подведение итогов, награждение.

Такие мероприятия обогащают жизненный опыт школьников, наполняют жизнь ребенка яркими эмоциональными красками, вовлекают каждого в активную деятельность, так как применяемые педагогические формы и методы обеспечивают возможность участия каждого ребенка в проводимых мероприятиях.

В традиционно проводимой акции среди учащихся 5-11 классов, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом, решаются задачи профилактики наркомании, алкоголизма, просветительской деятельности, пропаганде здорового образа жизни. Руководят подготовкой мероприятий психологи школы. В данной акции принимают ежегодно активное участие более 100 учеников школы. Это ученики старших классов, которые проводят семинары, конкурсы плакатов, благотворительный концерт.

В разработке сценария проекта проведения акции приняты предложения участников конкурса, разработчиков проекта по классам:

1. Проведение психологом школы лекций по профилактике борьбы со СПИДом и здоровому образу жизни ученикам 10 -11 классов - самостоятельно изъявивших желание участвовать в акции в роли волонтеров.

2. Проведение этими старшеклассниками семинаров среди учеников

6 - 9классов;

3. Конкурс плакатов «Мы против СПИДа»;

4. Выставка кошек;

5. Финальный концерт, средства от которого ежегодно перечисляются в Фонд помощи детей, больных СПИДом.

Семинары в 6 – 9 классах проводятся заранее подготовленными старшеклассниками - волонтерами и проходят в форме дискуссии между лекторами и учениками. На семинарах затрагиваются различные темы, касающиеся жизни современного школьника. Многие подростки высказывают пожелания чаще проводить такие семинары, т.к. они интересны не только формой своего проведения (дискуссии, ролевые игры, тематические обсуждения), но и своим содержанием, возможностью высказать свою точку зрения перед сверстниками, обратить внимание на себя, других, мир.

Своеобразным продолжением семинаров является конкурс настенных плакатов, проводимый старшеклассниками и учителями школы. Одновременно команды классов создают свой общий плакат на прикрепленных к стене листах бумаги на заданную тему: «Борьба со СПИДом» Не оставляют эту акцию без внимания и самые маленькие ученики школы 1 - 2 классники. Ими, вместе с учителями и родителями организуется благотворительная выставка кошек, поделок, вырученные средства перечислены в фонд поддержки больных детей. Итогом акции является финальный концерт, подготовленный учителями и учениками, на котором ещё раз говорится о проблеме СПИДа, торжестве здоровья, но уже в стихах, песнях, театрализованных представлениях.

Подводя итоги проводимых в школе мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, обучению навыкам оздоровления, педагоги и ученики разработали единую систему мероприятий и их оценки под общим лозунгом, с единой целью - воспитания культуры здоровья: марафон «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!» ( Знай! Друзья, Охваченные Радостью Оздоровления, - Великое Единение! Будь с нами!) Были определены направления и главные мероприятия марафона, их циклограмма, в которую входят и все традиционные дела. Создание такой системы ведет к воспитанию адекватной ей системе отношений, активному участию учащихся, их родителей не только к сохранению и совершенствованию собственного здоровья, здоровья окружающих, но и пониманию здоровья как ценности.

Сроки проведения этапов акции распределены на весь учебный год.

Главный принцип марафона – принцип соревнования. Оценочные критерии, положение о проведении акций разработали ученики школы, учителя и родители. Обязательным условием участия в акции является решение и участие всего коллектива. В баллах, как положительных, так и отрицательных, оценивается участие и результативность всех дел, уровень овладения навыками здорового образа жизни, проектная деятельность всех членов классного коллектива. Определяется лучший классный коллектив как группа лидеров - активных участников воспитания культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни по максимально набранному количеству балов в течение года.

Координация деятельности различных структур школы осуществляется Советом здоровья школы. В его состав входят: директор школы, его заместитель , руководители подразделений, связанных с сохранением здоровья детей, родители, учащиеся школы - представители совета школы ООО (Открытого Общества Оптимистов), почетными членами – представители властных структур Управы. Главное в деятельности совета – координация деятельности всех кооперантов по воспитанию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.

Анализ экспериментальной работы школы в течение 5 лет показал, что в школе созданы условия, способствующие успешной реализации воспитывающей деятельности «Школы здоровья» по формированию культуры здоровья:

· Создание и опора на сложившиеся традиции, их развитие, обогащение с учетом возраста участников, уровня их познания.

· Раскрытие потенциальных возможностей учителей и сотрудников школы, партнеров по коалиции в микрорайоне школы.

· Осуществление взаимодействия с родителями, с выпускниками, со старшеклассниками в работе со школьниками, младшими детьми.

· Организация деятельности органов ученического самоуправления, сотрудничество и сотворчество учителей и учащихся в организации внеурочной жизни.

· Рождение союза единомышленников: родителей, учителей, детей, работников медицинских, культурно-массовых учреждений микрорайона, представителей власти.

· Артистичное, эмоционально – яркое и художественное воплощение идей педагогов и школьников.

Система воспитания навыков здорового образа жизни, формирования мировоззрения, основанного на ценности здоровья, нацелена на развитие личности в целом. Она обеспечивает движение ученика от позиции стороннего наблюдателя к активной деятельности, обеспечивает психологическую комфортность всех субъектов образовательного процесса, открытость, оптимистичность партнерских взаимоотношений, понимания всеми участникам целесообразности своей деятельности

 


Заключение

Приобщение школьников к физической культуре - важ­ное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба школьников взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье школьников, тем продуктивнее обучение, иначе конеч­ная цель обучения утрачивает подлинный смысл ценность. Чтобы школьники успешно адаптировались к условиям обучения, сохранили здоро­вье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всесторонне развитие физических способностей людей с помощью организован­ной двигательной активности помогает сосредоточить все внутренние ре­сурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспо­собность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого учебного дня выполнить все намеченные дела.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здо­ровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факто­ров здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повсе­дневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой спортом, объединенных термином « двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной дея­тельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Организм— слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.


Список использованной литературы

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни.–1997.– № 5.–С.34–37

2. Айванков О.М. Золотые правила ежедневной жизни.–М.: Просвещение, 1993

3. Блонский П.П. Трудные школьники, изд. 2-е, М., 1930, стр. 43.

4. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 2002.

5. Малахов Г.П. Целительные силы. Т.4.–СПб.–Союз, 1995

6. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 1981

7. Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы (материалы к годичному совещанию)–Екатеринбург: ГОУ Центр “Учебная книга”, 2001

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Просвещение, 1965

9. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. – М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997

10. Технология обучения здоровью: Учебн.-метод.пособие / Сост.Н.В.Борисова.–Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2005

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.