Сделай Сам Свою Работу на 5

Кто же они такие «непредсказуемые мальчики»?





Бурный старт

 

Все реальные и потенциальные участники политического процесса из числа областной политической и бизнес элиты с первых дней смены власти заняли выжидательную позицию. Это было легко предсказуемо, Челябинская область за последние полтора десятилетия характеризовалась отсутствием оппозиции на региональном уровне. Элиты предпочитали подстраиваться под действующую власть, договариваться или покупать себе преференции, но не отстаивать свои интересы на «баррикадах».

На этом фоне Юревич с первого дня развернул активную деятельность. В каждом его шаге четко просматривалась амбициозная цель – установление полновластного контроля над областью. Был проведен аудит деятельности прежней администрации (цель - набор материала для «сведения счетов» с бывшими замами Сумина Косиловым и Дятловым), продавлено перенесение даты выборов депутатов ЗСО (для создания преимущества нужным кандидатам и формирования своего большинства, что он планировал еще будучи мэром), отменены всеобщие выборы главы города Челябинска и власть передана «своим» (введена двухголовая система и главой города из числа депутатов избран совершенно не публичный и малоизвестный предприниматель С.Мошаров, а сити-менеджером бывший первый зам. Юревича - С.Давыдов), заменены оба сенатора (вместо собственника ЧТПЗ А.Комарова - проявивший себя в сомнительных РR-акциях молодогвардеец Р.Гатаров, и вместо многоопытного экономиста и муниципального управленца Е.Елисеева - близкий «сподвижник Юревича по загранотпускам», имеющий крайне неоднозначную репутацию эколог из Екатеринбурга К.Цыбко,), заменен председатель исполкома ЕР (вместо «партаппаратчика» С.Козлова - не очень грамотный, амбициозный, рьяный и преданный коммунальщик А.Мотовилов), назначены уполномоченными: по правам человека - преданный Юревичу молодой, беспринципный юрист, депутат гордумы А.Севастьянов, и по правам ребенка - диктор принадлежащей Юревичу телекомпании «31 канал» М.Павлова. А после приобретения Правительством области ТРК «Восточный экспресс» установлен фактический и окончательный контроль над региональными СМИ. При этом всё делалось со свойственной Юревичу и его ближайшим советникам напористостью и цинизмом. «Мы ведь команда непредсказуемых мальчиков», - хвастался первый вице-губернатор О.Грачёв на встречах с журналистами. «Непредсказуемость» была взята на вооружение командой Юревича в виде основного инструмента управления региональными политическими процессами и одновременно декларировалась, как публичное предостережение всем его участникам.





Следует отметить, что на руку Юревичу активно сыграл уходивший с областного политического олимпа Сумин. Получив от Юревича обещание не «ворошить старое» и определившись со своими личными перспективами - начальник отдела администрации по взаимодействию с полпредом Президента РФ в УрФО, он направил свои ресурсы на публичное закрепление Юревича, представляя его, как своего преемника на посту губернатора. Эффектным дополнением к этому были распространяемые командой Юревича заверения относительно «преемственности курса» и «перерождении бизнес-мэра в мирного агнца», который забудет все конфликты с региональной элитой.

Такое позиционирование Сумина еще более деморализовало политическую и бизнес элиту региона, утвердив в мысли о нецелесообразности оппозиционных действий.

 

Сопутствующие назначению нюансы

 

В канун инаугурации Михаила Юревича на должность губернатора области региональными СМИ были игнорированы несколько событий, красочно дополняющих характеристику его команды.

Одно из них можно отнести к разряду шокирующих провокаций: в драмтеатре им. Орлова в ночь перед инаугурацией губернатора нашли коробку с тикающим механизмом. На место немедленно прибыли десятки сотрудников правоохранительных органов (саперы, кинологи и руководство УВД). Находка оказалась муляжом. Саперы установили, что она угрозы не представляет: в ней оказались таймер от стиральной машины и банка из-под кофе. После "разминирования" механизма, были приняты повышенные меры безопасности. До сегодняшнего дня нет официального ответа, что же это было и с какой целью сделано. Зато по истечении времени в окружении замов губернатора О.Грачева и А.Уфимцева появился слух, что инаугурацию М.Юревича 22.04.10г. предполагалось сопроводить масштабной провокацией: перед началом церемонии в одной из кулис театра Драмы должно было быть обнаружено взрывное устройство (муляж). Инаугурация в связи с этим отменялась, а обвинения в срыве важного государственного мероприятия выдвигались «некоторым руководителям» правоохранительных органов, не сумевшим обеспечить порядок и безопасность». Подобные провокации ранее уже были в арсенале людей из окружения Юревича, в частности, минирование машины нынешнего сити-менеджера С.Давыдова во время выборов депутатов ГД, взрыв двери квартиры В.Филичкина, основного обличителя врагов Юревича.



Другие события можно отнести к разряду «бытовых», в большей степени характеризующих «образ жизни» и отношение к бюджетным средствам команды Юревича. Так, фактически в день инаугурации администрация приобрела за счет средств областного бюджета три лимузина «BMW» новейшей 7-й серии за 23 млн. рублей. По информации специализированных изданий, максимальная цена одного автомобиля составляет 6 млн. рублей. Однако заплатили за них соответственно 7312000, 6990000 и 7750000 рублей. Сделка прошла с нарушением закона: машины покупались без конкурса у «единственного» поставщика - компании «М-Сервис». Дополняет картину такой факт - один из купленных автомобилей, предназначался как служебный Сумину, что ярко характеризует наличие договоренностей и сходство подходов к распоряжению бюджетными средствами уходящего партноменклатурного главы региона и нового бизнес губернатора. Впоследствии сделка стала объектом проверок со стороны прокуратуры, проведенных по личному поручению замгенпрокурора Ю.Золотова, но они не имели никаких последствий для областных чиновников.

Еще одно событие из этого разряда, Юревичем 01.06.2010г. был подписан Закон от 27.05.10г. № 581-ЗО. В соответствии с внесенными изменениями, губернатор получал ничем не ограниченное право на получение любой охраны за счет областного бюджета. Изменения противоречили закону «О милиции», а сейчас Закону «О полиции», тем не менее, 28.06.11г. М.Юревич воспользовался своим правом. Администрация губернатора через уполномоченный орган Главное управление материальных ресурсов разместила заказ на оказание услуг по организации защиты высшего должностного лица Челябинской области от неправомерных действий. Источник финансирования контракта — бюджет. С победителем заключен контракт на сумму порядка 24 млн. рублей. 11.11.10г. заказана годовая вооруженная охрана загородной резиденции губернатора -стоимость охраны более 27 млн. рублей (раньше охрана резиденции обходилась дешевле — всего 900 тыс. рублей за 5 месяцев). 14.11.10г. размещен заказ на личную охрану на 2012г. уже стоимостью почти 62 млн. рублей. В общей сложности с июня 2011г. по декабрь 2012г. Юревич в нарушение федерального законодательства потратит из бюджета области на свою охрану более 113 млн. рублей.

Через полгода после вступления Юревича в должность за счет бюджета области приобретается вертолет “Bell-429”, якобы крайне необходимый для борьбы с лесными пожарами и транспортировки пострадавших в ДТП, на который было потрачено 280 млн.рублей из областного бюджета. Навряд ли медики и пожарные вообще знают о том, что он есть.

Подобные подходы к расходованию бюджетных средств к удивлению экспертов оказались для команды Юревича, пришедшей из эффективно работающего бизнеса и далеко не бедными, такой же нормой, как были нормой для окружения Сумина, делавшем бизнес на бюджете (Косилов, Сербинов, Тимашов, Дятлов).

 

Чего достигли

 

Прошло более двух лет с момента наделения ЗСО М.Юревича полномочиями главы региона. Это достаточный срок, чтобы дать оценку деятельности губернатора, переставшего быть «новым».

В основном развитие событий происходило в рамках прогнозов, сделанных экспертами в июне 2010 года и предполагавших, что:

- команда нового губернатора возьмет под жесткий контроль и будет активно участвовать во всех значимых для региона политических и экономических процессах;

- в области отсутствуют предпосылки и лидеры способные сформировать оппозицию команде Юревича;

- экономику области ожидает определенное оживление, вызванное бизнес подходами М.Юревича к управлению регионом. Активизируется реальная работа по привлечению инвестиций, созданию условий для диверсификации экономики и развития малого и среднего бизнеса;

- оживление экономики будет сопровождаться созданием неравных условий для участников процесса и максимально учитывать бизнес интересы команды губернатора и их партнеров;

- на фоне происходящих в регионе изменений будут происходить локальные конфликты команды Юревича с отдельными представителями бизнес сообщества и силовых структур;

- коррупция в области примет системные и более изощренные формы;

- пропагандистская машина региональных СМИ, поставленная под флаги нового губернатора, будет обеспечивать выгодное Юревичу информационное сопровождение всей его деятельности.

Периодические оценки деятельности губернатора, сделанные экспертами к 100 дням, году и двум деятельности Юревича во главе региона подтверждают прогноз, за исключением одного момента – оживления экономики. К наиболее ярким и консолидирующим мнениям можно отнести высказывание политолога Подопригоры, который главным итогом работы Юревича называет окончательное формирование модели власти в регионе, построенной на служении не обществу, а корпорации: «В нашем случае это служение корпорации чиновников и близких к ним предпринимателям. Последние пять лет была «клептосоциалистическая» модель управления регионом, когда власть вообще не работала, а только болтала. Теперь же, пусть и в угоду узкой группе людей, реальная работа идет, а от нее перепадает и остальному населению. Очевидно, например, что дороги строятся в области. Но строятся они не ради водителей, и уж точно не для пешеходов. Главная цель – освоение бюджета, продвижение имиджа партии и губернатора, а попутно регион получит дороги».

Следует согласится - в экономике региона за это время не произошло очевидных позитивных сдвигов. Более того, ситуация по-настоящему осложнилась. 2012 год стал первым за последние годы, в который область вступила без бюджетной «подушки» (именно она позволила пережить кризис в 2008-2009) и имеет перспективу формирования крупных долгов. Прибыль предприятий так и не достигла уровня 2006г. и продолжает падать. Статданные по промышленности таковы: общий индекс промышленного производства (январь 2012 к январю 2011) застыл на уровне 100,1%, в предыдущий период было - 117,4% роста. Упали по сравнению с прошлым периодом индексы: обрабатывающих производств региона - со 129,7% до 99,4%, металлургии со 126,9% до 93,9% , химии со 147,2% до 81,8%, строительство упало к уровню 2010г. на 2,8%, а к 2009 - на 20% (это с учетом многомиллиардной «дорожной революции»), грузооборот автотранспортом уменьшился на 37% - это основной индикатор внутриобластной экономической активности, импорт снизился на 27,1%. Среднесписочная численность работников сократилась на 1% (а к 2009 - на 3,5%), что является свидетельством сокращения населения области. Серьезно сократились практически все муниципальные бюджеты.

Ключевым фактором этой стагнации является конечно не деятельность команды губернатора Юревича, а исчерпание «эффекта низкой базы» (в 2011 году сравнения шли с посткризисным 2010) и начало нового этапа финансово - экономического кризиса в стране, который сдерживается сейчас только сверхвысокими ценами на нефть.

Однако то, что губернатор Юревич не смог внести в предпринимательский климат региона (на что были особые надежды) ничего нового – факт.

 

Привлечение инвестиций

 

За истекшее с даты назначения Юревича губернатором время в области не состоялся ни один из анонсированных инвестиционных проектов и нет никаких оснований полагать, что дальше будет по другому. Это, безусловно, провал экономической политики областного правительства, провозгласившего инвестиции в регион своим главным приоритетом. Высоких гостей по-прежнему возят показывать «белую металлургию» на ЧТПЗ, а главными брэндами области остаются могучая металлургия (ММК, ЧМК, ЧТПЗ), Танкоград, УралАЗ, каслинское литье и т.п. Все они имеют ценность полувековой и более давности и уже принесли региону все, что могли.

Вместе с тем у региона были шансы реализовать, как минимум, два реальных масштабных проекта.

В первую очередь речь идет о строительстве Южно-Уральской АЭС, которое сулило привлечение в область сотни миллиардов рублей (сметная стоимость – 140 млрд.), создание новых рабочих мест, закрепление имиджа «региона, развивающегося по высокотехнологичному пути». Почему же губернатор Юревич, обладающий высоким предпринимательским чутьем и серьезными лоббистскими возможностями, понимающий важность реализации крупных инвестиционных проектов для оживления экономики области и заявивший в первые дни своего губернаторства о целесообразности строительства АЭС, получил отрицательный ответ «Росатома» на свое предложение ускорить начало строительства станции? Существует версия, что так руководство Росатома выразило свое отношение к не вполне чистоплотной суете вокруг будущих инвестиций, созданной людьми с серьезными репутационными проблемами из окружения Юревича, которые были готовы «хоть завтра осваивать атомные миллиарды» - причем в их планы входило даже строительство АЭС без Росатома. В кулуарах говорили о возможности «продавить» в Госдуме отдельное бюджетное финансирование федеральным центром этой стройки. Среди лоббистов называли советника М.Юревича по атомной энергетике (теперь уже бывшего и попавшего под уголовное преследование), владельца компании «ЮУМЗ» В.Косажевского, не вылезавшего из судов с предприятиями Росатома из-за срывов контрактов на десятки миллионов рублей и сенатора К.Цыбко, имеющего связи с зампредом комитета ГД по энергетике В.Язевым. Проект «вели» в Москве, «толкая друг друга локтями» и козыряя поддержкой губернатора. Все это заставило «Росатом» перенести планы строительства АЭС в Челябинской области на отдаленную перспективу.

Команда Юревича поставила крест и на втором реальном инфраструктурном проекте - строительстве скоростной железнодорожной магистрали Челябинск-Магнитогорск (прямые инвестиции – 10 млрд. руб). В официальном ответе инвестору - крупнейшей французской корпорации «Alstom», первый вице-губернатор С.Комяков заявил, что «данное предложение может быть реализовано только при благоприятном инвестиционном климате и за счет внебюджетных источников» и поэтому предложил «прекратить переписку по данному вопросу». В действительности же в данном проекте предполагалось использование только «внебюджетных» источников: средств французской корпорации и отечественных банков. В январе 2011г. в Челябинск приезжала делегация «Газпромбанка» для подтверждения своих намерений финансировать строительство, но вице-губернатор Клепов не пришел на встречу и проигнорировал запрос на эту тему главного федерального инспектора А.Андриянова. История вышла за рамки «кондовых» отношений областных чиновников с иностранными инвесторами. Вопрос даже обсуждался во время разговора Н.Саркози с В.Путиным и французы пошли на беспрецедентную меру – написали обращение за подписью посла Франции в Москве (о том, что готовы строить эту дорогу, но…, согласовав инициативу с российским премьером). Случай в инвестиционной практике уникальный. Но даже при наличии этих обстоятельств команда Юревича не захотела заниматься реализацией перспективного инвестиционного проекта, способного вывести Челябинскую область в лидеры (проект имеет геополитический масштаб, речь о ключевой развязке на Южном Урале, новом глобальном транспортном коридоре из Китая в Европу через Казахстан), правда, при этом реализация проекта доставляла бы конкретным чиновникам много головной боли и приносила бы мало личных выгод, так как серьезные иностранные инвесторы работают без «откатов». Только этим можно объяснить, почему на переговорах специалисты администрации области упорно заявляли представителям «Alstom», что транспортная инфраструктура области, сложившаяся после строительства ММК, в развитии не нуждается и та дорожная сеть, которая создана восемьдесят лет назад - в тридцатые годы прошлого века, полностью соответствует потребностям региона.

Что же сделала команда Юревича для привлечения инвестиций в регион?

В числе первых шагов было принято решение, дополнительно к отвечающим за привлечение инвестиций экономическому вице-губернатору Клепову и реализацию инвестиционной политики Министру экономики Мурзиной ввести должность еще одного вице-губернатора, отвечающего за инвестиционную привлекательность региона, и создать специализированное экспертное управление. На должность нового вице был назначен Д.Овакимян. На сегодняшний день он уже уволен, должность вице-губернатора сокращена, а экспертное управление передано под другого вице - И.Феклина, курирующего сельское хозяйство.

Ярким подведением итогов работы вышеназванной группы чиновников администрации Юревича по привлечению инвестиций может служить публикация агентства «Урал-пресс-информ» от 7.03.12г.: «В 2011 году по сравнению с 2010 предприятия и организации Челябинской области увеличили свои зарубежные вложения в 2,3 раза – с 2 млрд. 350,415 млн. долларов до 4 млрд. 789,965 млн. Из официальной информации Федеральной службы госстатистики по Челябинской области следует, что большую часть выведенных из региона средств – 2 млрд. 510,19 млн. долларов – составили торговые кредиты, 1 млрд. 694,87 млн. долларов - прямые инвестиции за рубежом.

При этом объём иностранных инвестиций в экономику области увеличился лишь на 7,8% - до 2,7 млрд. долларов. Большая часть – 99% поступивших инвестиций направлена в металлургию, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования (собственники металлургических гигантов «сидят» в оффшорах и с большой долей вероятности это возврат ранее выведенных из региона денег)». Немногим ранее официозные СМИ сообщили, что прямые инвестиции в экономику области составили 43 млн. 829 тыс. долларов, таким образом получается, что по итогам работы команды Юревича по привлечению в регион инвестиций в 2011 году на каждый доллар прямых иностранных инвестиций, вложенных в Челябинскую область, за границу вывезено 40 долларов.

По мнению специалистов увеличившийся отток инвестиционного капитала за рубеж связан в первую очередь с недостаточно эффективной работой команды Юревича по созданию благоприятных условий для местных и зарубежных инвесторов.

Следует отметить, что несмотря на это, «бурная деятельность» по привлечению инвестиций в регион активно сопровождалась областными СМИ в характерном для команды Юревича пафосном стиле вещания о достижениях.

В качестве примера можно привести сообщение Минэкономразвитием области в мае 2012 года новости о договоренности с «китайскими инвесторами» из Синцзян - Уйгурского автономного района об инвестировании 1,2 миллиарда долларов в строительство в Увельском районе «логистического центра». При этом инвестор остался «неназванным», как и подписавший соглашение китайский районный чиновник. Фактически просто сообщалось, что министр Е.Мурзина, один раз съездив в самый бедный район Китая, привезла проект на миллиард с лишним долларов, что дороже Стана-5000 ММК, «белой металлургии» ЧТПЗ и рельсо-балочного стана МЕЧЕЛа. Таких разовых прямых инвестиций не удавалось получать даже Президенту страны.

На проходившем в мае этого года в Москве «Российско-китайском торгово-инвестиционном форуме» не было сказано ни единого слова про Южный Урал, а первый вице-премьер И.Шувалов ответил китайскому представителю, задавшему вопрос об увельском проекте, что «ему ничего неизвестно о китайских инвестициях в Челябинской области». То же самое ответил руководитель Department of Special Investment Сhina investment corporation.

Другой пример, в августе 2010г. областная пресса была полна сообщений о суперпроекте по разработке Медведевского месторождения: «В области откроется уникальное для России производство. Власти вышли с предложением к зарубежным инвесторам, в результате представители Чешского банка сообщили о намерении вложить в Медведевское месторождение около 200 млн. евро и открыть завод по производству диоксида титана… Юревич в интервью заявлял: «... В области благодаря реализации проекта появится дополнительно две-три тысячи новых рабочих мест. Даже один этот проект серьезно продвинет вперед экономику двух муниципалитетов – Златоуста и Кусинского района».

Прошло два года и выясняется, что Медведевский ГОК – банкрот, открыто конкурсное производство, задолженность перед кредиторами - 250 млн. рублей. Никакие объекты на Медведевском месторождении не строятся.

В этот же ряд событий попадают и многочисленные мероприятия, типа «Международного бизнес-форума «Шелковый путь», проведенного в конце мая этого года в Челябинске. Из анонса: «Мероприятие подобного формата впервые проходит в России. Бизнесмены, руководители крупных предприятий , представители органов госвласти РФ и республики Казахстан обсудят перспективы межрегионального партнерства, развитие инвестиционных программ». На самом деле все проходило так: открыл форум зам. главы Минэкономразвития области И.Лашманов презентацией области - запустил ролик, сообщил, что ролик без звука и ушел. После этого он появлялся лишь для объявления очередного выступающего. Единственный выступивший иностранец – г-н Бекниязов, директор союза работодателей Актюбинской области, доложивший о своих успехах. В зале присутствовал Себастьян Пиета, аналитик ЕБРР из Екатеринбурга, но не произнес ни слова, он был сильно впечатлен «новым форматом» презентации, калибром и разнообразием международных деловых партнеров Челябинской области.

Стоит внимания и принятая с большой помпой областным Правительством в августе 2012 года «Дорожная карта Внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Челябинской области». Она является выдающимся образцом того, как дела и конкретные планы по привлечению инвестиций заменяются словоблудием. В соответствии с Дорожной картой одной из главных задач правительства области определено «формирование проекта Плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры». То есть Правительством области принят документ, целью которого является подготовка ПРОЕКТА ПЛАНА другого документа. А так как пока «план создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в регионе не разработан» в качестве «канала прямой связи инвесторов и руководства субъекта для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов» назван блог губернатора Юревича.

Естественно, что этими примерами «бурная инвестиционная деятельность» команды Юревича не ограничивается. Фактически реальная работа по привлечению инвестиций в области заменена бесконечными мантрами про инвестиции, а также незамысловатым пиаром в стиле «новости в будущем времени» - «у нас будет, у нас появится, у нас построят».

В принципе, ожидать чего-то другого от Клепова и Мурзиной - чиновников, которые длительное время точно такими же методами и с такими же результатами «привлекали инвестиции» в регион в составе администрации П.Сумина, было маловероятно. А Овакимян, всего лишь год проработавший в администрации, с его ресурсными возможностями - экспертным управлением, постоянной занятостью на разборах конфликтных ситуаций на ЧТЗ, АМЗ, «Электромашине» и сбором для правоохранителей компромата на Косилова просто физически не успел ничего сделать.

Но это не сильно смущало команду Юревича, проявив креативность, они нашли малозатратный и эффективный способ улучшать имидж региона и делать его привлекательным для инвесторов, банально "оптимизируя" результаты поисков в системах Яндекс и Google. Начали с экологии области и разместили соответствующий тендер на сайте госзакупок. По его условиям материалы, выданные в первых десяти ссылках поисковых систем Яндекс и Google по 15 запросам - «ПО Маяк - авария», «река Теча», «радиация в Челябинске», «Кыштымская авария», «самый грязный город планеты» и т.п. - должны содержать положительные или нейтральные оценки экологической ситуации в регионе. При этом содержание негативных материалов не должно быть более 20%, т.е. не более 30 строк из 150 выданных каждой из поисковых систем. Цена коррекции имиджа региона оказалась невысокой - 359 167 руб.

Однако, надо признать, что есть и другие - «положительные» примеры реализации инвестиционных проектов в Челябинской области, правда, они не афишируются командой Юревича и не являются объектами пиара.

2 февраля 2011г., во время посещения находящегося в процедуре банкротства ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш» губернатор Юревич заявил о создании на его площадках технопарка по обработке металла и машиностроению. Уже на следующий день на предприятии побывали специалисты крупнейшей в сфере металлургического машиностроения компании Danieli (Италия), с целью определения возможности размещения на «Станкомаше» современного металлургического производства. По словам М. Юревича, именно Danieli должна была стать первым предприятием, которое разместит свое производство на территории "Станкомаша" (Danieli успела зарекомендовать себя на металлургическом рынке области. Она поставляла оборудование для ЧТПЗ, принимала участие в реализации проектов строительства рельсобалочного стана на ЧМК и станов "5000" и "2000" на ММК). Ни с технопарком в целом, ни отдельно с литейным производством ничего не получилось. Зато, как утверждают инсайдеры из ближайшего окружения Юревича, активно идет проектирование и подготовка к реализации другого инвестиционного проекта - строительства на «Станкомаше» крупного торгового комплекса по заказу и на полном финансировании французской кампании «Ашан». Примечательно, что строительство будет вести специально созданное Юревичем для подобных проектов ООО «Родник», а земля под строительство уже выведена на другие аффилированные губернатору структуры. По итогам реализации данного проекта Юревич получит в личную собственность порядка 25% торговых площадей, стоимостью, по оценке тех же инсайдеров, около 4 млрд. рублей.

 

 

Освоение бюджетных средств

 

Маловероятно, что Челябинская область кардинально отличается в этом вопросе в лучшую или худшую сторону по сравнению с другими регионами, но бесспорно имеет свои нюансы.

«Дорожная революция». На этом направлении схемы у Юревича были выстроены еще в бытность мэром Челябинска. На фоне «коммерческих интересов» он очень быстро подружился с Ю.Карликановым, близким другом бывшего главы города В.Тарасова, основного врага Юревича в областном центре до избрания мэром. Впоследствии Карликанов усилиями Юревича вырос до первого зампреда ЗСО - Председателя Комитета по строительной политике. Хотя для Юревича не характерно «водить дружбу» с бывшими оппонентами, в данном случае наличие у Ю.Карликанова настроенных еще при В.Тарасове готовых «механизмов» по освоению средств в дорожном строительстве, легко сняли этот «психологический» барьер. Естественно, что сторонние предприятия были изолированы от получения бюджетных заказов, в том числе, посредством прямых запретов администрации Челябинска, на покупку материалов у недружественных (читай – не делящихся) поставщиков. В дальнейшем вновь образовавшийся тандем исполнительной и законодательной ветвей власти в лице Юревича и Карликанова, достаточно четко будет контролировать и регулировать доступ участников на областной строительный рынок.

Строительство. Бурными темпами продолжилось строительство коммерческих объектов Юревича («Родник» на не бесспорно оформленной муниципалитетом земле, комплексы «Проспект» в наиболее выгодных местах Челябинска, гостиница на землях Центрального стадиона «Динамо» и др.). Режим благоприятствования получили приближенные к губернатору бизнесмены (яркий пример, строительство Б.Видгофом в центре города «Гранд-отеля Видгоф»). А вот «недружественные» губернатору строители (Е.Рогоза, Ю.Федоров, А.Никитин и др.) вынуждены были покинуть челябинский строительный рынок, так как не имели шансов ни на получение земли, ни на получение разрешений на строительство. Наиболее выразительным примером построения отношений с «неугодными» является владелец КПДСК Ю.Федоров. Юревич в буквальном смысле слова запретил местным строителям покупать у него панели, а в качестве альтернативы предложил миасский завод КПД, с недостаточными для покрытия существующих в регионе потребностей производственными мощностями. В основе решения наличие у Федорова деловых отношений с Косиловым, в бытность того замом Сумина и нежелание при строительстве учитывать «коммерческие интересы» Юревича. Прогнорировал Юревич и одобренное Минрегионразвития РФ предложение Ю.Федорова строить в Челябинске «Арендные» или так называемые «Доходные дома» за счет финансирования, привлекаемого КПДСК. Это давало возможность упорядочить рынок арендного жилья областного центра, снять проблему «дорогих ипотечных кредитов» для малообеспеченных семей, но не предполагало «откатов».

Если «дорожную революцию» и регулирование строительного рынка по российским меркам можно отнести к стандартным и несложным чиновничьим схемам, то освоение федеральных средств, выделяемых на «Модернизацию здравоохранения Челябинской области на 2011-2012 годы» потребовало от команды Юревича гораздо больших усилий. Маневры начались фактически сразу с назначением Юревича губернатором и сопровождались обсуждением в его окружении вопроса о выделении на следующий год регионам на модернизацию здравоохранения значительных федеральных финансовых средств - речь шла о возможности получения областью более 10 млрд. рублей. Оценив ситуацию, команда Юревича решила использовать благоприятно складывающиеся обстоятельства: супруга выходца из Челябинска Министра промышленности В.Христенко Т.Голикова, ключевое звено в распределении средств по регионам, а М.Лейвиков, с которым у М.Юревича есть опыт взаимовыгодных договоренностей по бизнес вопросам, является «кошельком» Христенко и, однозначно, будет искать варианты «выгодного» освоения федеральных средств по этому проекту. Итогом состоявшихся, по оценке экспертов, договоренностей стало назначение остававшегося в области члена команды Христенко П.Рыжего заместителем Юревича по социальным вопросам и передача неформального контроля за распределением финансовых потоков в регионе сыну партнера Лейвикова по бизнесу С.Вайнштейну, который получил официальный статус - советника губернатора по медицинским вопросам. Свои личные позиции Юревич дополнительно укрепил, добившись назначений «своих людей»: руководителем областного ФОМС - М.Вербитского, федерального кардиоцентра - О.Лукина, главврачом облбольницы М.Бавыкина, уговорив при этом бывшего главврача А.Журавлева стать депутатом ЗС на освобожденной основе и возглавить комитет по социальной политике. В дальнейшем под предлогом борьбы с очередями в больницах, Юревичу удалось добиться смены авторитетного в медицинских кругах руководителя областной онкологической больницы А.Важенина. Нет особого смысла называть фамилии, назначенных Юревичем чиновников администрации, на долю которых возлагалась техническая работа по организации конкурсов по закупкам медицинского оборудования и услуг в интересах «нужных» поставщиков при освоении федеральных средств.

Каковы же последствия такой тщательной подготовки команды Юревича к освоению «медицинских» федеральных средств?

И так, в рамках федеральной программы модернизации здравоохранения России на 2011-2012 годы Челябинской области было выделено более 13,5 млрд. рублей. Огромная сумма, способная радикально решить большую часть проблем отрасли в регионе. Из общей суммы чуть более 2 млрд. рублей предназначено на проведение капитального ремонта медицинских учреждений, почти 3, 5 млрд. рублей - на приобретение медицинского оборудования.

Очевидно, сначала нужно отремонтировать больницы, а затем устанавливать там медицинское оборудование. Но областной Минздрав приоритетной делает именно закупку медоборудования и получает легко прогнозируемый результат - значительная часть закупленного оборудования простаивает на складах и в коридорах больниц, приходя потихоньку в негодность.

На 31.12.11г. Минздравом области проведено 48 аукционов на сумму 2,813 млрд. рублей и заключено госконтрактов на сумму 2,761млрд. Сэкономлено всего 51 175 млн. рублей т.е. около 1,6 % выделенных средств, хотя, по мнению экспертов, экономия могла быть в 10-15 раз больше – проводи Минздрав конкурсы на реальной конкурентной основе. Коррупционную составляющую проводимых аукционов заставляет предполагать также и то, что из 48 аукционов в 36 было по одному участнику. В 12 оставшихся участников было больше, но и там они фактически не конкурировали друг с другом. Среднее снижение цен в результате этих «ожесточенных» торгов на 1,6% , наводит на мысль, что торговались «свои» для создания видимости открытости торгов. Подтверждением вышесказанному может служить и 12 решений и предписаний ФАС РФ об устранении нарушений законов при размещении госзаказов Минздравом на сумму более 970 млн. рублей. Более того, первый же в 2012 году аукцион (порядка 120 млн. рублей) состоялся и по нему даже исполнен госконтракт, несмотря на решение ФАС об его отмене.

Анализ жалоб, внесенных в реестр ФАС, на действия Минздрава области приводит к выводу о том, что налицо систематические, многочисленные и однотипные нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров для госнужд и антимонопольного законодательства. При этом основные нарушения сводятся к тому, что вся аукционная документация формируется под конкретные модели оборудования и сводится в один огромный лот, который может поставить только поставщик, участвующий в предварительных договоренностях с заказчиком.

Таким образом Министерство здравоохранения Челябинской области проводит на миллиарды рублей аукционы по закупке медицинского оборудования путем написания «точных» технических заданий, создающих условия для победы в аукционах заранее известных поставщиков. Последние, в результате, получают сверхприбыль и щедро ее распределяют. Федеральные миллиарды считаются «освоенными», а модернизация здравоохранения области - завершенной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.