Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
Комаров Сергей Анатольевич
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 45.03.01«Филология».
Профиль подготовки - русский язык и литература
(очная форма обучения)
Тюменский государственный университет
Комаров С. А. История литературоведческой науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 45.03.01 Филология. Форма обучения – очная. Профиль – русский язык и литература. Тюмень, 2015. 27 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История литературоведческой науки [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено директором Института филологии и журналистики.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы
© Тюменский государственный университет, 2015.
© Комаров С. А., 2015.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История литературоведческой науки» входит в состав литературоведческих дисциплин, изучаемых студентами филологического направления. В ходе изучения дисциплины делается акцент на освоение студентом основных этапов развития литературоведческой науки, их преемственности, понимании им значимости нравственно-ценностных ориентиров ученого-гуманитария.
1.1. Цели и задачи дисциплины
Основная цельпреподавания дисциплины – развитие у студентов личностных
качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки. Частная цельдисциплины – познакомить студента с основными вехами истории литературоведческой науки, тенденциями и закономерностями ее развития. Данные цели обусловливают необходимость решения последовательного ряда задач:
1. дать представление о литературоведческой науке как особом институте гуманитарной культуры, имеющем свои закономерности развития;
2. очертить вехи истории литературоведческой науки, значимые имена и идеи внутри этих вех;
3. акцентировать вопросы методологии литературоведческой науки в качестве механизма преемственности и динамики ее функционирования;
4. показать взаимосвязь путей рефлексии литературных явлений с системностью понятийного аппарата ученых, лидеров научных школ;
5. выявить достижения отечественного литературоведения на фоне мирового научного опыта.
Теоретико-литературный курс призван разрешить ряд взаимосвязанных, но при этом вполне самостоятельных задач:
1. Задачи познавательного, эвристического характера. Изучение творчества
писателей позволяет закрепить у студентов знания о литературе как эстетическом феномене, имеющем большую культурную и социальную ценность и занимающем особую нишу в национальном искусстве.
2. Задачи обучающие. Дисциплина учит студента корректной работе с художественным произведением, с точки зрения аналитического подхода. В дальнейшем это позволяет выпускнику быть максимально успешным в процессе самостоятельной педагогической деятельности: в осуществлении им поиска, подбора и оценки новой информации, в предвидении и интерпретации символических этико-эстетических смыслов художественного текста.
3. Задачи развивающие. Курс помогает сформировать навыки компетентной работы с научными и литературно-критическими текстами, освоить жанры устной и письменной речи (доклад, сообщение, реферат, рецензия, обзор и др.); развить память благодаря чтению наизусть корпуса поэтических текстов; обогатить культурный и социальный опыт студента.
4. Задачи воспитательные. Изучение наследия крупных ученых позволит студенту точнее понять собственные профессиональные ориентиры, испытать гордость за величие человеческого духа, ответственнее относиться к собственным профессиональным усилиям и достижениям.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «История литературоведческой науки» расположена в разделе Б.1.В.ДВ.15.2, дополняет литературоведческое образование словесника. Этот курс синтезирует знания, которые получены студентом в ходе освоения таких предшествующих дисциплин, как «Введение в литературоведение», «Практикум по русскому стихосложению», «Практикум по стилевому анализу литературы народов России», «Основы филологии».
Таблица 1
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1.1
| 1.2
| 1.3
| 1.4
| 2.1
| 2.2
| 2.3
| 2.4
| 3.1
| 3.2
| 3.3
| 3.4
| 3.5
| 1.
| История русской литературы
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Мифопоэтика русской литературы
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Производственная практика
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями (по ФГОС):
– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
– стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
– умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);
– способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10);
– способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);
– способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
– владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);
– свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5);
– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
– владением базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (ПК-9);
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Знать: 1) этапы развития литературоведения, их типовые особенности; 2) имена выдающихся отечественных и зарубежных ученых, их основные работы; 3) понятийный аппарат принятых в современной науке путей изучения литературных явлений;
Уметь: 1) различать по понятийному аппарату пути изучения литературных явлений; 2) характеризовать науку о литературе как систему институций; 3) обосновывать необходимость развития литературоведческой науки в современной культуре;
Владеть: 1) навыками различения путей научной рефлексии литературных явлений; 2) умениями строить законченное высказывание о достижениях литературоведческой науки на различных этапах ее истории.
СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 академических часов), из них 10,8 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (10 ч. практические занятия, 0,8 ч. иные виды работ), 25,2 часа, выделенных на самостоятельную работу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 2
№
|
Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме, в час
| Итого количество баллов
| Практические занятия
| *Самостоятельная работа*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Академические школы русского литературоведения второй половины XIX века (сравнительно-историческая, культурно-историческая)
|
|
|
|
|
| 0-10
| 2.
| Психологическая и социологическая школы в русском литературоведении второй половины XIX – начала ХХ веков
|
|
|
|
|
| 0-20
|
| Всего
|
|
|
|
|
| 0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| | 3.
| Философско-эстетическая школа в русском литературоведении середины ХХ века
| 5, 7
|
|
|
|
| 0-30
|
| Всего
|
|
|
|
|
| 0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
| | 4.
| Мифологическая школа в русском литературоведении середины ХХ века
|
|
|
|
|
| 0-40
|
| Всего
|
|
|
|
|
| 0-40
|
| Итого (часов, баллов):
|
|
|
|
|
| 0-100
|
| из них часов в интерактивной форме
| |
| |
|
|
| *Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|