Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ





Каков дневной свет для летучих мышей, Таково для разума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего. Аристотель. Метафизика, 1 (А), 1 Необходимо понять, что до сих пор доводы никак не вели к представлениюо каких-то духах или душах, витающих над природой (я вообще избегаю этихслов). Мы не отрицаем, а принимаем многие мнения, которые обычно считаютсядоводами против сверхъестественного. Мы не только можем, но и должны думать,что разумное мышление обусловлено элементом природы (мозгом). Вино или ударпо голове могут приостановить его. Оно слабеет со старостью, исчезает сосмертью. Точно так же нравственная система общества действительно тесносвязана с историей, экономикой и географической средой. Связаны с этим инравственные понятия индивида. Не случайно родители и педагоги твердят, чтовынесут любой порок, кроме лживости; ведь ложь для ребенка -- единственнаязащита. Словом, новой трудности нет, этого мы и ждали. Разум инравственность в нашем сознании -- те самые точки, где внеприродное входит вприроду, используя условия, которые природа предлагает. Если условий нет,оно войти не может; если условия плохие, войти ему нелегко. Разум человекаровно настолько вмещает вечный Разум, насколько это позволяет состояниемозга. Нравственность народа настолько вмещает Вечную Нравственность,насколько позволяет среда, экономика и т. п. Мы слышим диктора, насколькопозволяет приемник; если мы приемник разобьем, мы не услышим ничего. Аппаратне порождает новостей, мы бы их и слушать не стали, если бы там не былочеловека. Различные и сложные условия, при которых являются намнравственность и разум, -- изгибы границы между природным и внеприродным.Потому мы и можем, если захотим, отмахиваться от внеприродного ирассматривать факты только с природной стороны, как, глядя на карту Англии,можно сказать: "То, что мы называем выступом Девоншира, на самом деле --выемка в Корнуолле". И верно; в определенном смысле слова выступ Девоншира иесть выемка в Корнуолле. То, что мы зовем разумным мышлением, и естьмозговой процесс, а в конечном счете -- некое движение атомов. И все жеДевоншир не просто "конец Корнуолла", разум -- не просто биохимия. Встает и другой вопрос. Для многих, длина наших доказательствпоказывает только, что мы неправы. Ведь существуй в мире столь поразительнаяштука, как сверхъестественное, она была бы видна всем, как солнце на небе.Быть не может, чтобы основы всех вещей достигали лишь сложными доводами, накоторые почти ни у кого нет ни сил, ни времени. Мне очень нравится такойвзгляд, но надо отметить две вещи. Когда вы видите сад из вашей комнаты, вы, несомненно, смотрите в окно,но если вас занимает именно сад, можете часами об окне не вспоминать. Когдавы читаете, вы, несомненно, пользуетесь глазами, но пока они не заболят,можете о них не думать. Когда мы беседуем, мы пользуемся грамматикой, ноэтого не замечаем. Крича приятелю "Иду!", вы не думаете о том, чтосогласовали глагол с местоимением первого лица в единственном числе.Говорят, один индеец, изучивший много языков, отказался написать учебниксвоего языка, родного, потому что в нем "нет грамматики". Грамматику,которой он пользовался всю жизнь, он не замечал. Он знал ее так хорошо, чтоничего не знал о ней. Все это показывает, что самые очевидные факты легче всего забыть и незаметить. Так забыли и о сверхъестественном: оно не отдаленно и неотвлеченно, а ежеминутно и близко, как дыхание, и отрицают его порассеянности. Удивляться здесь нечего -- нам и не нужно все время думать обокне или о глазах. Не нужно нам думать и о том, что мы думаем. Лишь когдаотступишь на шаг от конкретных исследований и попытаешься их осмыслить,приходится принять это во внимание, ибо философская система обязанаучитывать все. В изучении же природы об этом нередко забывают. С XVI века,когда родилась нынешняя наука, люди все больше и больше смотрят внутрь, наприроду, и чуждаются широких обобщений. Вполне естественно, чтосвидетельства о внеприродном остаются в стороне. Усеченное, так называемоенаучное мышление непременно приведет к отрицанию внеприродного, если его неподпитывать из других источников. Однако источников нет, потому что за этивека ученые забыли метафизику и теологию. Мы подошли ко второму ответу. С недавних пор и далеко еще не повсюдулюди могут лишь собственным умом дойти до веры в сверхъестественное. Во всеммире всегда авторитет и предание передавали людям то, что узрели и нашлифилософы и мистики; и все, кто не умел сам размышлять, получали необходимоев мифе, ритуале, в укладе жизни. Сто с небольшим лет природоверы возлагаютна людей бремена, которые прежде никто бы на них не возложил: мы должны самиобрести истину или остаться ни с чем. Тут могут быть два объяснения.Возможно, восставая против традиции и авторитета, человечество совершилострашную ошибку, которая стала роковой, как ни оправдана она разложениемтех, кто был облечен авторитетом и передавал традицию. Возможно, Господьпроводит сейчас опасный опыт -- Он ждет, чтобы обычные люди сами, своим умомзаняли высокие посты мудрецов. Тогда исчезнет разница между неразумным имудрым, и ради этого стоит потерпеть. Однако надо помнить, и четко: или мысогласны отступить и снова стать покорными рабами предания, или мы должныкарабкаться вверх, пока не обретем мудрость. Тот, кто не хочет ни того нидругого, обречен на гибель. Общество, где обычные люди подчиняются немногимпровидцам, жить может; общество, где провидят все, живет еще лучше: нообщество, где люди не поумнели, а провидцев уже не слушают, может прийтилишь к пошлости, подлости и смерти. Словом, идти можно только вперед илиназад. Рассмотрим напоследок еще один вопрос. В предыдущих главах я пыталсядоказать, что в каждом разумном человеке есть и внеприродный элемент. Темсамым, по определению главы II, разум -- это чудо. Тут читатель скажет: "А,вот что он понимает под чудом..."-- и вполне естественно, закроет книгу.Прошу еще немного потерпеть. Я говорил о разуме и нравственности не как опримерах чудесного, а как о примерах внеприродного. Называть ли их чудом --чистая условность, дело термина; но в этой книге я пишу о других чудесах,которые всякий назовет чудесами. Если хотите, вопрос ставится так: "Врывается ли внеприродное в нашепространство и время только через мозг, воздействующий на мышцы и нервы, илиеще как-нибудь?" Я сказал "врывается ли", ибо и сама природа -- производное отвнеприродного. Господь сотворил ее; Он постоянно проникает в нее повсюду,где есть сознание; Он не дает ей исчезнуть. Но мы здесь рассуждаем о том,делает ли Он с ней что-нибудь еще. Вот это "что-нибудь" и называют обычночудом. Именно в этом смысле слово "чудо" будет употребляться нами. --------

VII. ЧУДЕСА И ПРИРОДА



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.