Сделай Сам Свою Работу на 5

ДОКЛАД ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА США





СОВЕТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

Августа 1948 г.

 

СНБ 20/1.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.

 

Часть 1.

Стало очевидным, что поведение России как ведущей державы и как центра мирового коммунистического движения создает много проблем для американской внешней политики, более того среди наших лидеров нет единого мнения при оценке целей и возможных действий Москвы. Тем не менее основной целью нашего правительства является стремление изменить политику Советов и улучшить международную ситуацию.

Однако до сих пор четко не сформулированы цели и задачи США в отношении России. Это особенно важно сделать сейчас, когда формулируются принципы внешнеполитического курса, которые должны лечь в основу деятельности всех государственных служб.

 

Часть 2.

Существует две концепции в решении вопроса о влиянии факторов войны и мира на характер национальных целей.

Первая заключается в том, что национальные цели объявляются постоянными и неизменными вне зависимости, идет война или нет. Для достижения этих целей могут быть использованы как мирные, так и военные средства. Эта концепция наилучшим образом представлена в работе Клаузевица, который утверждал, что война является продолжением политики другими средствами.



Сторонники другой, наоборот, заявляют о необходимости дифференцировать национальные цели во время войны и мира, ибо в первом случае они более специфичны. Сегодня подобный подход преобладает в США. Главной целью в годы второй мировой войны была военная победа как таковая, политические же аспекты, например, отходили на второй план.

В отношении России ни одна из этих концепций не может рассматриваться в качестве основной.

Во-первых, правительство было вынуждено более четко и жестко определить свою политику в отношении России, чем это было сделано в отношении Германии и Японии, когда уже стали ясны их захватнические цели в 30-е годы.

Во-вторых, последняя война научила нас необходимости приспосабливать чисто военные задачи к долговременным политическим целям, что особенно важно в случае войны с Россией. Трудно ожидать, что она закончится с такими же результатами в военной и политической областях как это было в войне с Германией и Японией...



В конечном итоге мы должны признать, что цели СССР постоянны и остаются без изменений как в военное, так и в мирное время. Например, территориальные устремления России в Восточной Европе имеют глубокие корни, о чем свидетельствует политика царского правительства, а также «мирные» шаги, предпринятые Советами в 1939 и 1940 гг. Чтобы достойно реагировать на подобную политику нам следует противопоставить свою политику, основанную на не менее постоянных и четких задачах, выполнение которых не зависело бы от того, вовлечены мы в войну или нет...

С другой стороны, у демократических государств «мирные» и «военные» цели не могут быть полностью идентичными, ибо применение военных методов во внешней политике несовместимо с принципами демократии, что непременно потребует определенной модификации целей мирного времени, в надежде на то, что они могут быть достигнуты без применения оружия. Если эти надежды не оправдываются и в результате внешней провокации начинается война, демократическая общественность может потребовать формулирования новых задач, существование которых в мирное время почти невозможно. Таким образом, американское правительство не может рассчитывать вести войну, направленную на достижение целей, существовавших исключительно в мирное время.

В то же время необходимо понимать, что чем меньше разрыв между «мирными» и «военными» целями, тем больше вероятность, что успех военных усилий будет сопровождаться политическими дивидендами. Если цели действительно определяются национальными интересами, то они должны быть четко сформулированы и достигаться как в военное, так и в мирное время. Чрезмерные эмоции, которые характерны для военного времени, помешают формулированию долговременных задач, определенных долговременными национальными интересами. Как следствие, правительство должно с полной ответственностью подойти к определению наших долгосрочных целей в условиях мира, и возможных задач на случай войны с Россией, стремясь к уменьшению разрыва между ними.



 

Основные цели.

Основные цели США в отношении России как в мирное, так и в военное время:

а) сократить силы и влияние Москвы до уровня, когда она уже не в состоянии представлять угрозу миру и стабильности;

б) внести кардинальные изменения в теорию и практику международных отношений, как это видится советским правительством.

При достижении этих целей отношения межу США и Россией могут рассматриваться как нормальные...

 

Задачи мирного времени:

а) усилить и расширить применение невоенных средств для последовательного сокращения чрезмерного влияния России в странах, подпавших под ее контроль, способствовать становлению восточноевропейских стран в качестве независимых участников на международной арене;

б) содействовать развитию В Советском Союзе институтов федерализма, что позволит возродить национальную жизнь прибалтийских народов;

в) активно используя средства информации, а так же другие каналы, находящиеся в нашем распоряжении, разоблачать миф, под влиянием которого находятся народы, не испытавшие прямого военного присутствия Советов и помочь миру увидеть истинное лицо Советского Союза, что позволит им занять реалистичную позицию в отношении России;

г) создать ситуацию, которая заставит Советское правительство признать практическую несостоятельность политики, проводимой на основе их понимания концепции международных отношений, проводить, по крайней мере внешне, курс, отличный от того, который считают в Москве верным.

 

Задачи, которые не будут поставлены в мирное время:

а) сделать основной упор на подготовку к военному конфликту...

б) осуществить правительственный переворот.

 

Задачи военного времени:

а) уничтожить советское военное влияние в странах, граничащих с Россией;

б) разрушить систему взаимоотношений между лидерами Интернационала, посредством которой они осуществляют моральное и дисциплинарное воздействие на людей в некоммунистических странах;

в) не допустить, чтобы после военных действий у коммунистов сохранился достаточный военно-промышленный потенциал на какой-либо части современной территории России для ведения войны с любым соседним государством;

г) добиться того, чтобы любой режим, существующий на территории России после войны:

(1) не имел сильной армии;

(2) экономически зависел от внешнего мира;

(4) не имел большой власти над национальными меньшинствами;

(5) не установил бы новый железный занавес.

 

Задачи, которые не будут поставлены в военное время:

а) достичь каких-либо территориальных изменений без учета политической ситуации, которая сложится уже в ходе военных действий, за исключением прибалтийских государств, где не может быть сохранено коммунистического контроля...

б) гарантировать независимость Украине или любым другим национальным меньшинствам (то же относится и к балтийским государствам);

в) взять на себя ответственность за решение вопроса о том, кто будет управлять Россией в период дезинтеграции Советского режима;

г) самостоятельно вести широкомасштабные мероприятия по декоммунизации освобожденных районов.

 

Источник: A Report To The National Security Council by The Department

of State. NSC 20/1. August 18, 1948. National Security Archive.

File. Pesidential Directives On National Security.

См.: Колобов О.А., Корнилов А.А., Рыхтик М.И., Цхай И.В. Проблемы войны

и мира в ХХ веке. Хрестоматия. Том I. Нижний Новгород, 1995. С.246-250.

 

 

Документ № 16

ДОКЛАД СНБ О ЦЕЛЯХ США В ОТНОШЕНИИ РОССИИ ПО

ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ,

Ноября 1948 г.

 

СНБ20/4.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Угрозы безопасности США.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14. Смертельная угроза национальной безопасности США в ближайшем будущем будет исходить от Советского Союза с его враждебными устремлениями и огромной мощью, от самой сущности советской системы.

15. Политические, экономические и психологические методы, используемые Советским Союзом, могут привести к ослаблению позиций США в современном мире, а также разрушить наши традиционные институты без применения военной силы...

16. Существует риск начала войны с СССР, что требует соответствующей подготовки со стороны США...

17. Установление советского господства в Евразии, вне зависимости от методов (военная агрессия, политическая или подрывная деятельность), политически и стратегически неприемлемо для Соединенных Штатов.

18. Способность США ответить на эту угрозу как в мирное, так и в военное время напрямую зависит от внутренних факторов.

Наибольшую угрозу представляют:

а) Шпионаж и подрывная деятельность, особенно организуемая коммунистами.

б) Долговременная экономическая нестабильность.

в) Политическая и социальная разобщенность внутри страны.

г) Чрезмерные расходы на вооружения или помощь другим странам.

д) Непродуманное использование природных ресурсов в мирное время.

е) Недооценка роли и влияния США на мировой арене или же отход на позиции изоляционизма.

ж) Появление обманчивого чувства безопасности после ложных изменений в

советской тактике.

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21. Способы достижения поставленных целей.

а) В качестве вспомогательного элемента в нашей политической борьбе с СССР поддерживать достаточный уровень готовности вооруженных сил, как источник уверенности нации в способности противостоять советской политической агрессии, и как адекватную основу для немедленного вооруженного отпора военной агрессии и выполнения наших международных обязательств.

б) Обеспечить внутреннюю безопасность США против угроз подрывной деятельности и саботажа...

в) Усилить экономический потенциал, включая развитие гражданского сектора при сохранении возможностей быстрой перестройки на военные нужды.

г) Способствовать переориентации несоветских государств на США и по мере

возможности помочь этим странам внести свой вклад в дело обеспечения безопасности США, укрепить их политическую и экономическую стабильность и усилить их военный потенциал.

д) Вносить напряженность во взаимоотношения между Москвой и ее сателлитами.

е) Всемерно информировать американскую общественность об угрозах национальной безопасности США и подготовить ее к поддержке предпринимаемых нами мер...

 

Источник: Report By The National Security Council On U.S. Objectives With Respect

To The USSR Threats to U.S. Security. NSC 20/4. November 23, 1948. National

Security Archive. File. Presidential Directives On National Security.

См.: Колобов О.А., Корнилов А.А., Рыхтик М.И., Цхай И.В. Проблемы войны

и мира в ХХ веке. Хрестоматия. Том I. Нижний Новгород, 1995. С.252-254.

 

 

Документ № 17

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.