Сделай Сам Свою Работу на 5

О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ, О МИРЕ,





О ВОЙНЕ, О ДОГОВОРАХ и т. д.

ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАРОДОВ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ МЕСТО

ТЕ ЖЕ НОРМЫ МОРАЛИ И ДОЛГА, ЧТО И ВО

ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИВИДОВ

 

Рассмотрев основные цели и принципы, которых должны придерживаться просвещенные политические деятели во внутренней жизни государства и в своем отношении к подданным, исследуем теперь задачи, которые им следует ставить перед собой в отношениях с другими государствами, связи с которыми они поддерживают. Все свидетельствует о том, что общества, на которые разделен человеческий род, можно рассматривать как большое количество индивидов, объединенных в великое всемирное общество. Те же обязанности, какие природа возлагает на каждое разумное общественное существо, она возлагает и на каждый народ. Природа установила такое же равенство между нациями, как и между членами отдельного общества. Народы имеют между собой такие же взаимоотношения как и эти последние, они так же испытывают потребность друг в друге и, следовательно, должны быть подчинены тем же законам. Наконец, во всемирном обществе рода человеческого существуют связи, посредством которых один народ оказывается объединенным с другим, так же как гражданин отдельного общества со своими согражданами. Если отдельный чел имеет определенные обязанности по отношению к другому то и нация имеет таковые по отношению к другим нациям, если природа налагает обязанности на отдельного человека то она налагает их также и на нацию. Жизненный опыт и разум дают возможность понять правила, которые вытекают из такого рода обязанностей, а собрание этих правил составляет универсальный кодекс законов, которым должны руководствоваться все нации мира без исключения. Но, к несчастью этот кодекс находится в забвении, отвергается или произвольно истолковывается большинством государей, которые определяют поведение народов.



Итак, не будем подчиняться извращенным правилам бесчеловечной политики, внушающей нациям и их правителям, будто законы существуют отнюдь не для государей, будто верховных правителей не связывают никакие обязанности, будто единственным правилом их поведения является соблюдение собственных интересов, а единственным мерилом их прав должна быть только сила.[…] Если несправедливый человек порывает нити, связывающие его с обществом, в котором он живет, то несправедливый политический деятель порывает узы, объединяющие его со всемирным обществом.



Если кто-нибудь усомнится в этой истине, пусть он подумает о том, какие чувства вызывают у соседних наций те вероломные государи, те неугомонные воители, те честолюбивые завоеватели, которых судьба слишком часто ставит во главе империй. Не возбуждают ли они у окружающих государств такие же чувства тревоги и подозрения, то же недоверие, тот же ужас, какие внушают к себе преступники гражданам отдельного общества? Разве народы не предпринимают усилий, чтобы обуздать и удержать в определенных границах власть, вызвавшую их недоверие, чтобы пресечь злоупотребления, которые их волнуют, чтобы предупредить намерения, возбуждающие их справедливые опасения. Разве народам, управляемым несправедливыми политиками, не приходится постоянно искупать кровью преступления своих развращенных государей?

 

Беседа девятая

О РАСПАДЕ ГОСУДАРСТВ

I. КАК ГОСУДАРСТВА ПРИХОДЯТ К РАСПАДУ

 

В своем непрерывном развитии природа ведет все существующее к гибели; этому непреложному закону более или менее медленно следуют как физические, так и духовные явления.[…]

Государственные организмы подобно человеческим носят в себе зародыши своей гибели; как и люди, они пользуются более или менее долговременным здоровьем; как и люди, они подвержены острым заболеваниям и кризисам, которые уносят их жизнь очень быстро, или хроническим болезням, которые подтачивают их постепенно, исподволь разрушая основы жизни. Подобно больным людям общества подвержены бредовому состоянию, безумию, революционным переворотам; обманчивая полнота часто скрывает их тайные недуги; смерть наступает неожиданно, следуя непосредственно за самым цветущим здоровьем. Всегда деятельная природа неожиданно создает иногда условия для появления людей, которые оздоровляют государство, избавляют его от недугов и страданий, можно сказать, возрождают его из пепла. Но чаще природа заставляет нации порождать существа, которые способны лишь разрушать, которые губят все вокруг себя и в мгновение ока низвергают общество в пропасть.



Государство распадается, как только пороки его правителей возрастают в такой степени, что лишают его безопасности, сил и нравственных устоев, необходимых для поддержания общественного целого. Установив это, мы можем утверждать, что политическому организму угрожает распад, когда правители пренебрегают заботой о поддержании в гражданах духовного подъема, необходимого для того, чтобы побудить общество к отвечающей его потребностям деятельности; когда, забывая сохранять равновесие сил в государстве, правители допускают, чтобы одна отрасль управления поглотила все остальные; когда из-за какого-либо внутреннего порока нация утрачивает могущество, положение среди других наций и уважение, которым она должна пользоваться в соответствии с дарованными ей природой преимуществами.[…]

Нация находится в состоянии распри, когда принципы, которыми руководствуется ее правительство, порочны, а законы плохи и бессильны; когда к власти относятся с презрением; когда анархия охватывает все сословия государства; когда граждане обособляют свои интересы от интересов Родины и отмежевываются от нее; когда гражданские войны вооружают граждан друг против друга; когда с помощью Насилия изменяют форму правления в государстве; когда Иноземные захватчики вторгаются в страну, чтобы расчленить ее и лишить ее независимости; наконец, когда пружины государственного механизма ослабевают и роскошь делает все умы равнодушными ко всему, что приносит пользу, внушая безразличие к общественному благу и презрение к добродетели. Тогда у государства нет больше граждан, оно заполнено порочными, оторванными от своей родины существами, которых воодушевляет лишь необузданная страсть к богатству, наслаждениям и легкомысленному образу жизни.

 

XXV ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

I. […] Хорошими являются только те законы, которые соответствуют природе общественного человека и обязывают его выполнять свой долг по отношению ко всем другим членам общества; нравственность — это осознание указанных обязанностей, добродетель состоит в том, чтобы приносить пользу обществу, общество должно обеспечить благосостояние тем, кто ему полезен; оказываемая им помощь и доставляемые им преимущества — основа его власти над гражданами; никакая власть не может быть справедливой, если целью ее не является благо людей.

II. Править людьми — значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу, с тем чтобы ] заставить их жить согласно его целям. Правительство действует от имени общества, от которого оно получило власть, или силу принуждать всех членов общественного союза выполнять их общественные обязанности и подчиняться законам, которые представляют собой лишь выражение общей воли. Отсюда следует, что правительство является общественной силой, предназначенной подавлять страсти индивидов, если они противоречат благу общества, и заставлять людей выполнять взаимные обязательства, взятые ими на себя при заключении общественного договора. Одним словом, правительство существует для того, чтобы заставить людей, живущих в обществе, выполнять обязанности, предписываемые моралью. Каждая из форм правления обладает как преимуществами, так и недостатками. Всякая форма правления является хорошей, если правительство точно и последовательно выполняет обязательства общества по отношению к его членам и обязывает последних сообразовываться с целями общества.

III. Государи являются уполномоченными общества, избравшего и утвердившего их для того, чтобы с их помощью осуществлять власть над гражданами; подчиняться государю, который правит в соответствии с убеждениями и целями объединения, — значит подчиняться обществу, от которого исходит суверенная власть. Таким образом, права государя — это права, которые пожелала ему доверить нация; его власть основана на власти нации; причиной оказываемого ему подданными послушания и мерой этого послушания является благо, которое его власть обеспечивает нации, никогда не дающей согласие на то, что нарушает ее благополучие. Справедливость — основная добродетель государя; он не может уклоняться от нее, не подвергаясь опасности.

IV. Государь подчинен законам, являющимся выражением воли всего общества, граждане же подчинены государю, поскольку его повеления соответствуют общему благу. Нет таких групп граждан, интересы которых можно обособить от интересов общества, обеспечивающего преимущества для всех и в силу этого имеющего право подчинять всех общественной власти. Каждый класс по-своему должен способствовать общему благу. Разногласия, разобщение интересов граждан — вот подлинный источник слабости наций и злоупотреблений, от которых они страдают.

V. Деспотизм состоит в противопоставлении общим интересам личных интересов тех, кто находится у власти. Это прихоть одного человека или одного сословия, навязанная в качестве закона всему обществу. Абсолютная власть очень скоро перерождается в тиранию, которая является состоянием войны между государем и всем управляемым народом, основанным на насилии и одинаково пагубным для обеих сторон, состоянием, которое ни один гражданин в своих личных интересах не должен ни поддерживать, ни допускать. Нет ничего более чуждого целям общества, чем деспотизм или своеволие государя; такое своеволие разрывает узы, связывающие граждан, изгоняет из их сердец любовь к родине, стремление к деятельности, трудолюбие и добродетель, приносит счастье всего общества в жертву капризам одного или нескольких людей. Неограниченная власть никогда не может обеспечить нациям возможность пользоваться действительным и долговечным благополучием.

VI. Свобода является неотъемлемым правом всякой нации и всякого общества, ввиду того что она существенно необходима для сохранения и процветания общественных союзов. Быть свободным — значит выполнять только законы, направленные на обеспечение блага общества и одобренные им. Своеволие так же чуждо общественному благу, как деспотизм или тирания. Свобода невозможна там, где нет добродетели; в свою очередь патриотизм, величие души, честь, любовь к общественному благу могут существовать лишь у наций, пользующихся подлинной свободой.

VII. Политика должна в равной степени следить за всем, что важно для благосостояния и сохранения общества. Законодательство должно способствовать удовлетворении потребностей государства; ему следует побуждать граждан к труду, насаждать в их душах добродетель и любовь к родине, поощрять рост народонаселения, развитие сельского хозяйства и развертывание действительно полезной торговли, подавлять порок, награждать достойную похвалы деятельность и необходимые для общества таланты.

VIII. Человеческий род следует рассматривать как огромное общество, в котором природа установила такие же законы, какие устанавливаются для всех граждан в хорошо организованном отдельном обществе. Народы — это более или менее благоразумные и могущественные индивиды всемирного общества; их связывают с другими народами те же обязанности, какие объединяют всех граждан одного государства. Основой прав человека должны быть нормы морали в применении к условиям жизни всех народов земли. Войны необходимо рассматривать с той же точки зрения, что и насилия и убийства; завоевание — это не что иное, как кража. Союзы и договоры между государствами требуют такой же добросовестности, как и контракты, договоры и союзы между частными лицами.[…]

IX. Несправедливая или пренебрегающая своими обязанностями политика повседневно наносит нациям жестокие раны. Безумства и насилия государей, как и их преступное равнодушие, ослабляют общества и приводят их к гибели.

Таковы истины, которые должны лежать в основе всякой политической системы. Эти истины были достаточно ясно показаны во всех частях настоящего труда, предпринятого единственно в интересах наибольшего блага людей, равно как и тех, кто предписывает им законы.

 

Печатается по: Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1963. С. 380—385, 391, 392, 395—400, 431—433, 449—451, 483—485, 530—534.

 

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Гольбах П.А. Карманное богословие. М., 1961; Он же. Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Он же. Избранные антирелигиозные произведения. Т.1. М., 1923.

См.: Антология мировой политической мысли.

Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки

и эволюция. М., 1997. С. 471-476.

 

 

Документ № 44

КАНТ ИММАНУИЛ

 

(1724—1804)—немецкий философ, социальный мыслитель, родоначальник классической немецкой философии XVIII — XIX вв. Родился в семье шорника в Кенигсберге. В восьмилетнем возрасте был отдан в «коллегию Фридриха», государственную гимназию. В 1740 г. поступил в местный университет на факультет теологии. После его окончания работал домашним учителем; с 1755 г. — приват-доцент, а с 1770 г. — профессор Кенигсбергского университета. Канта по праву называют философом свободы. В своем социально-политическом учении он развивал идею верховной власти народа (народного суверенитета). В «Метафизике нравов» (1797) изложил метафизические начала учения о праве. Кант является одним из создателей концепции «правового государства» и «гражданского общества». Философ решительно выступал против тирании в любых ее формах. Чтобы исключить деспотизм, он настаивал на строгом разделении властей — страной должны править не люди, а законы. В научном творчестве Канта значительное место занимали проблемы мирового исторического процесса, исследования путей достижения свободы, общие и частные вопросы права, государственного регулирования. Всемирную известность получили его взгляды на роль морали в жизни общества («категорический императив»). И поныне актуальны кантовские мысли о соотношении политики и морали, о «честной политике» и т. п. Идеальным политическим состоянием общества Кант признавал мир между отдельными лицами и государством. Он выдвинул также проект установления «вечного мира», который предусматривал полное изживание войн из жизни человеческого общества. «Вечный мир», по мнению мыслителя, может быть достигнут на основе просвещения и воспитания народов, а также удовлетворения экономических и торговых потребностей наций (трактат «О вечном мире», 1795 г. ). Значение Канта как выдающегося мыслителя огромно; его имя известно во всем цивилизованном мире. (Текст подобран Д. Т. Жовтуном. )

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.