Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика начального периода биполярного мира





Планы послевоенного обустройства мира.Все основные принципы послево­енного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдам­ской конференции глав представительств СССР, США и Англии. Она проходила в июле — августе 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская — И.В.Сталиным, американская — Г.Трумэном, английская — У.Черчиллем (после победы лейбористов на выборах делегацию возглавил К.Этли).

В отношении Германии были выработаны единые принципы, направленные на демилитаризацию, денацификацию и демократизацию страны. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда.

СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Анг­лия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Германский военно-морской и тор­говый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия добилась затоп­ления большей части немецкого подводного флота.



Очень трудно давалось решение территориальных вопросов. Город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР, фаница между Польшей и Гер­манией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили Польше.

Было также принято решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехославакии и Венфии в Германию.

Был решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венфией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться пробле­мой бывших итальянских колоний.

При подготовке мирных договоров ряд государств пытались решить свои тер­риториальные проблемы. Так Греция предъявила претензии Болгарии, Вашингтон и Лондон предложили пересмотреть уже принятые решения о границах между Фин­ляндией с Советским Союзом и Венгрии с Румынией. Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границами между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста, где США стремились основать свою военно-морскую базу. Тем не менее было принято решение о придании Триесту и прилегающей территории статуса сво­бодной территории. В 1954 г. эта территория была поделена между Югославией и Италией.



10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Ру­мынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Франци­ей они вступили в силу. В исторической литературе имеются разные оценки подпи­санных договоров. Особенно резкой критике подвергалась позиция Москвы, которая, по мнению ряда исследователей, мешала принятию «справедливых» решений. В оте­чественной литературе долго господствовала другая точка зрения. Утверждалось, что союзники хотели наложить слишком тяжелые репарационные выплаты на эти стра­ны, что неминуемо сказалось бы на уровне жизни населения. Какие бы оценки не давались, следует отметить, что решения Потсдамской конференции и мирные дого­воры с пятью странами были последними компромиссными соглашениями бывших союзников, которые работали на мирное развитие стран Европы. После этого нача­лось противостояние, где главная ставка была сделана на гонке вооружения.

Основные направления послевоенной внешней политики США.Официаль­ные американские лица стали серьезно задумываться о послевоенной политике США еще на рубеже 1943-1944 гг. Военные аналитики разрабатывали систему будущих заморских военных баз, которые предстояло создать после завершения войны. Эти базы должны были провести новые «национальные стратегические границы» США. Внутри этих границ американские вооруженные силы должны доминировать и бес­препятственно перемешаться, контролируя ситуацию, в то время как за их пределами США могли использовать силу для нейтрализации угроз национальным интересам, или предотвращать любой акт агрессии со стороны враждебных стран. Эти планы получили одобрение президента Франклина Рузвельта в начале 1944 г.



В основе данного плана лежали две концепции - «глубокой обороны» и «про­екции силы». Поскольку угроза безопасности страны могла исходить (по планам во­енных) из стран Европы или Азии, то США должны создать оборонительное кольцо баз. Географически оно формировалось из Алеутских островов, Филиппин, японско­го острова Окинава, Азорские или Канарские острова. Военное присутствие здесь обеспечивало достаточное удаление потенциальных противников от американской территории, а также обеспечивало полный контроль за торговыми путями, пролегав­шим в Атлантическом и Тихом океанах.

Первая военная база, получившая одобрение, как военных, так и гражданских служащих, была построена в Исландии. Это произошло в октябре 1945 г., позднее военным удалось убедить Белый дом в необходимости создания базы для тяжелых бомбардировщиков на Гренландии. Однако многим планам военных не суждено бы­ло сбыться в конце 40-х гг., поскольку начались существенные сокращения военных расходов. Это было связано с прекращением военных действий и началом демобили­зации в армии. В конце войны американская армия насчитывала 8 020 000 военно­служащих. За год она была сокращена до 1 889 690 человек. Несмотря на нарастав­шее напряжение между бывшими союзниками, демобилизация в США продолжа-190 лась. Однако это не означало, что Америка планировала «сократить» свои внешнепо­литические амбиции. США однозначно вышли за рамки «традиционного» изоляцио­низма.

В какой-то степени этому способствовала и политика СССР, который косвенно способствовал ослаблению и распаду системы колониализма, что отвечало долговре­менным интересам США. Однако происходило усиление Советского Союза, расши­рялась сфера его влияния, что противоречило интересам Америки. К осени 1945 г. военные эксперты США подготовили специальные доклады, в которых раскрывались негативные последствия для Америки в связи с возможностью установления совет­ского контроля над большей частью Европы, что позволило бы Москве получить доступ ко многим ресурсам стратегического характера. Безопасность США тесно увязывалась с сохранением свободного доступа к ресурсам Евразии, а также привер­женностью стран региона либеральным капиталистическим ценностям. Причем ин­тересы США не ограничивались только территорией Западной Европы, Германии и Ближнего Востока. Военные эксперты высказывали серьезные опасение по поводу развития ситуации и в странах Юго-Восточной Азии. Примечательно, что именно конфликт в Корее окончательно оформил биполярную структуру конфронтационного содержания.

Несмотря на опасения ведущих экспертов США потерять влияние в Евразии, они не ожидали советской военной агрессии. Делались даже прогнозы о том, что в течение следующих десяти лет после окончания Второй мировой войны СССР не сможет осуществить полномасштабную военную операцию за пределами своих гра­ниц. Эти выводы делались несмотря на факт военного присутствия СССР в Иране. Даже во время обсуждения доктрины Трумэна в конгрессе в марте 1946 г. руководи­тель военной разведки армии США не смог привести фактов готовящейся возможной военной агрессии со стороны Москвы. В сентябре 1947 г. эксперты ЦРУ подтверди­ли, что СССР не будет стремиться к завоеванию Западной Европы. Не изменились оценки военных и разведывательного сообщества даже после того, как коммунисты захватили власть в Чехословакии в 1948 г. В целом ведущие эксперты говорили о слабости СССР по сравнению с потенциалом США, что не позволит советским лиде­рам начать новую войны в Европе.

Тем не менее некоторые американские лидеры настаивали на усилении позиций США в Европе. Дело в том, что они опасались не столько военной интервенции со стороны СССР, сколько победы левых сил в европейских странах. Среди тех, кто настаивал на необходимости осуществлять тайные операции в Германии, Франции, Италии в 1947-1948 гг., были государственный секретарь Джордж Маршалл, глава военного министерства Роберт Патерсон, министр обороны Джеймс Форрестол и директор штаба политического планирования при государственном департаменте Джордж Кеннан. Их цель - не допустить победы чрезвычайно популярных в то время левых партий. Президент Трумэн согласился с их рекомендациями, и все последую­щие президенты уделяли большое внимание именно тайным операциям для противо­стояния деятельности Советского Союза.

Вся политика в отношении СССР в послевоенное время базировалась на пред­ложенной Кеннаном стратегии сдерживания, впервые представленной в знаменитой «длинной телеграмме» Кеннана от 22 февраля 1946 г. Стратегия сдерживания исхо­дила из предположения, что советская политика «помягчает», экспансионистские устремления Москвы ослабнут, если она убедится, что таковые не окупаются. В рам­ках этой стратегии был одобрен «план Маршалла» об экономической помощи стра­нам Европы и решено было - для обеспечения безопасности в Европе - сохранить там присутствие значительного контингента американских вооруженных сил. Наряду с экономической помощью и военным присутствием, существовала некая промежу- точная зона, в пределах которой США прилагали — в добавление к дипломатическим акциям - тайные политические и психологические усилия для противостояния совет­скому влиянию посредством помощи умеренным некоммунистическим группам. Проведение в жизнь этих акций было возложено на ЦРУ июньской 1948 г. директи­вой СНБ 10/2. Тайные акции откровенно предусматривали и квазивоенные операции - наравне с политическими и экономическими мерами.

Доктрина Трумэна. 12 марта 1947 г. президент Г.Трумэн объявил о необходи­мости адекватного ответа со стороны США на события в Греции и Турции (Англия не смогла дальше оказывать финансовую помощь Турции и вынуждена была вывести свои войска из Греции). Президент заявил о том, что Америка должна помочь другим странам сохранить независимость и территориальную целостность, не допуская вме­шательства тоталитарных режимов извне. Это было признанием того, что тоталитар­ные коммунистические режимы стремятся навязать свою волю и ценности свобод­ным народам, что несет угрозу международному миру, а, следовательно, противоре­чит интересам США. Г.Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 млн. долларов на оказание помощи Греции и Турции. Принятие доктрины Трумэна озна­меновало отказ от традиционной американской внешней политики, которая характе­ризовалась минимальным вмешательством в дела других стран в мирное время.

План Маршалла (1948-1952). Преодолевая мощное сопротивление внутри кон­гресса и общественности, которая проявляла больший интерес к внутренним пробле­мам, администрация Трумэна начала в 1948 г. широкомасштабную программу эко­номической помощи европейским странам. Изначально программа была рассчитана на все страны Европы, пострадавшие в годы Второй мировой войны. Однако СССР и страны Восточной Европы отказались от помощи. В современной исторической ли­тературе имеются разные оценки этого факта. Одни исследователи говорят о верно­сти выбранного решения, другие говорят о серьезной ошибке, допущенной Москвой, отказавшейся участвовать в программе. Одно можно говорить точно, отрицательный ответ Сталина помог Белому дому преодолеть сопротивление правых в конгрессе, которых и так не устраивало все большее вовлечение США в европейские дела и рас­ходование огромных средств на иностранную помощь в то время, как эти деньги, по их мнению, пригодились бы в самих США.

План Маршалла должен был укрепить позиции США и поддержать американ­скую экономику, поскольку предполагалась реализация тех товаров, которые остава­лись еще с военных лет. В июле 1948 г. этот план обсуждался в Париже на совеща­нии министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР.

События в Чехословакии и блокада Берлина в 1948 г., последовавшие после про­ведения западными союзниками без согласования с Москвой денежной реформы в американской, английской и французской зонах оккупации Германии, помогли ад­министрации США убедить общественность в реальности коммунистической угрозы в Европе. В 1949 г. произошли еще два события, повлиявших на развитие американо-советских отношений: первые успешные испытания советской атомной бомбы и по­беда коммунистов в Китае. Таким образом, американское общество было готово при­нять предложенные администрацией коррективы в военную реформу. Военные тре­бовали привести в соответствие структуру и боеготовность вооруженных сил США с объявленной стратегией сдерживания. Объединенный комитет из сотрудников госу­дарственного департамента и министерства обороны получил задание проанализиро­вать военную и внешнюю политику США и представить свои рекомендации по ее изменению в соответствии с новыми реалиями в мире. В докладе, представленном в Совете национальной безопасности в апреле 1950 г., рекомендовалось увеличить численность вооруженных сил, укрепить обороноспособность страны в целом. Осо­бое внимание уделялось укреплению союзнических связей. Документ стал известен как СНБ 68. Впервые после демобилизации чиновники решились говорить об увели­чении расходов на военные нужды. Однако Белый дом столкнулся с той же пробле­мой, как и перед представлением в конгрессе плана Маршалла. Надо было продемон­стрировать реальную угрозу безопасности США со стороны коммунизма. В июне 1950 г. началась война на Корее.

Создание новых блоков и союзов. Государства вступают в союзы для того, чтобы совместными усилиями решить общие задачи на заранее оговоренных услови­ях. Союзы в годы «холодной войны» были призваны отражать национальные интере­сы сверхдержав, четко фиксируя их внешние границы. Необходимо отметить, что не все коалиции, сформированные по инициативе США или СССР, существовали долго и имели одинаково важное значение. Тем не менее они однозначно выявили тенден­цию, направленную на минимизацию роли других (потенциально враждебных) дер­жав в стратегически важных регионах мира.

Поиск надежного союзника становится краеугольным камнем политики нацио­нальной безопасности США и Советского Союза. Согласно планам вашингтонских стратегов, такие страны должны являться проводниками американских интересов в регионах, а также способствовать проникновению США на мировые финансовые рынки. «Сильные альянсы имеют важнейшее значение для национальной стратегии, — заявил министр обороны Чейни в 1991 г. — Общие ценности, общие проблемы в области обороны, объединенный экономический потенциал дружественных стран создает прочную основу для коллективной безопасности, обеспечивающей мир и стабильность... Сильные союзы остаются важнейшим элементом постхолодного ми­ра».

Созданные Вашингтоном и Москвой системы, состоявшие из официальных союзов и менее формальных соглашений с дружественными государствами, способ­ствовали «разделу» мира на два лагеря, одновременно создавая механизмы коллек­тивной обороны.

В феврале 1948 г. состоялось совещание США, Англии и Франции по вопросу создания в Западной Европе нового политического блока. В марте 1948 г. Лондон выступил с инициативой создания военно-политического блока, в который вошли бы Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Впоследствии он стал известен как Западный союз.

17 марта 1948 г. в Брюсселе был подписан Североатлантический пакт. Участни­ки пакта взяли на себя обязательство оказывать взаимную помощь и принимать кол­лективные меры в случае возникновения какой-либо опасности в Европе. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был подписан договор о создании Североатлантического союза. В состав НАТО вошли США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Люксембург и Канада. В 1952 г.к ним присоединились Турция и Греция, в 1955 г. - ФРГ.

В качестве ответа на активное строительство новых блоков и объединений, страны Центральной и Восточной Европы при бесспорном лидерстве СССР 25 янва­ря 1949 г. создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). СЭВ - международ­ная межправительственная организация, объединившая на первом этапе шесть госу­дарств - Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Советский Союз и Чехословакию. Позднее в СЭВ вошли ГДР, Монголия, Куба и Вьетнам.

В сентябре 1951 г. США, Австралия и Новая Зеландия создали военно-политический союз (АНЗЮС). 26 мая 1952 г. в Бонне подписывается соглашение об участии ФРГ в Европейском оборонительном сообществе (ЕОС), в которое вошли также Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург.

В сентябре 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зелан­дия, Пакистан, Филиппины и Таиланд подписывают Договор о коллективной оборо­не Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

В октябре 1954 г. подписываются Парижские соглашения о ремилитаризации ФРГ и включении ее в Западный союз и НАТО. В феврале 1955 г. создается военный турецко-иракский союз (Багдадский пакт).

В условиях обострения противостояния между США и Советским Союзом, столь активная «блоковая» политика Вашингтона не могла быть оставлена без адек­ватных мер. 14 мая 1955 г. был оформлен коллективный оборонительный союз со­циалистических государств - Организация Варшавского договора. Это решение было принято в ответ на включение в НАТО ФРГ. Варшавский договор о дружбе, сотруд­ничестве и взаимной помощи был подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Созданная военно-политическая орга­низация стала адекватным ответом на создание НАТО.

Война в Корее (1950-1953).В 1947 г. провалились советско-американские пере­говоры по Корее. Тогда не удалось договориться о создании независимого демокра­тического государства на Корейском полуострове. Спор о будущем Кореи часто пе­ремещался в ООН, где США имели преимущество, поскольку союзники оказывали поддержку инициативам Вашингтона. Таким образом, США имели моральное пре­имущество над СССР, инициативы которого не получали одобрения Генеральной Ассамблеи. Несмотря на все попытки ООН в 1948-1949 гг., Корея осталась разделен­ной. К лету 1950 г. Юг и Север имели свои «независимые» правительства, поддержи­ваемые США и Советским Союзом соответственно.

5 июня 1950 началась корейская война. Специальная комиссия ООН признала Южную Корею жертвой, а Север — агрессором и порекомендовала Совету Безопас­ности принять все меры по прекращению боевых действий. Принятая резолюция (СССР бойкотировал заседания по причине отказа ООН положительно решить во­прос о замене представителя Чан Кайши в Совете Безопасности на делегацию ком­мунистического Китая) запрещала оказывать помощь Северу и требовала вернуть вооруженные силы на линию 38-й параллели. 7 июля Совет Безопасности одобрил англо-французскую резолюцию о передаче военного командования объединенными силами ООН в Корее Соединенным Штатам. СССР с союзниками квалифицировал действия США как поддержку агрессивной политики Юга. Однако было уже поздно, США получили международную поддержку для проведения военной операции на Корейском полуострове.

В начале конфликта вперед продвинулась армия КНДР, но затем американские войска совместно с армией Южной Кореи стали теснить ее. Очень быстро в кон­фликт вмешался Китай, который направил в Корею отряды добровольцев. Китайские вооруженные силы сумели остановить успешное наступление вооруженных сил ООН и отбросить их к демаркационной линии по 38-й параллели. Война приобрела затяж­ной характер и закончилась в 1953 г. На политической карте мира появились две Ко­рее.

Создание ООН.21 августа 1941 г. была подписана Атлантическая хартия. Ф.Рузвельт настоял на ее публикации, дабы показать Советскому Союзу, который только что вступил в войну планы западных стран относительно послевоенного обу­стройства мира. Она также рассматривалась в Вашингтоне в качестве противовеса идеологии национал-социализма. Хартия провозглашала запрет на территориальные изменения без согласия народов, на ней проживающих, свободу выбора «формы правления» на той или иной территории. В экономической сфере страны, подписав­шие хартию, провозглашали принцип свободы торговли и доступа к ресурсам. С юридической точки зрения хартия ничего не значила, однако она показала некоторые направления, по которым будут развиваться внешнеполитические инициативы США. 1 марта 1944 г. госсекретарь Хэл издал меморандум «Основы внешней полити­ки США», известный как «семнадцать пунктов». Главные идеи меморандума: внеш­няя политика должна служить национальным интересам США, которые после побе­ды над фашизмом заключаются в поддержании национальной безопасности и соци­ально-экономическом благополучии страны. Эти интересы могут быть лучше всего реализованы через международную кооперацию, что в свою очередь предусматрива­ет создание новой международной организации, в деятельности которой будет и си­ловой компонент. Организация, по мнению Хэла, будет способствовать решению политических разногласий через дискуссии, переговоры, консультации, создание международного суда, сокращению вооружений. Предусматривалось также, что го­сударства откажутся от старых принципов разделения мира на сферы влияния, пой­дут на либерализацию торговли, ликвидацию барьеров и тарифов, препятствующих свободной торговле между странами. Таким образом, Соединенные Штаты призыва­ли другие страны, ради реализации принципов, заложенных в Атлантической хартии, принять на себя обязательства действовать по единым правилам и нормам.

За две недели до конца войны в Сан-Франциско проходила конференция по созданию Организации Объединенных Наций и выработке ее Устава. На нее прибы­ли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован и 26 июня 1945 г. состоялось его под­писание. Устав обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные ме­ры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принци­пами справедливости и международного права». В уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и са­моопределения народов.

ООН имеет шесть главных органов - Генеральную Ассамблею, Совет Безопас­ности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю сово­купность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и избирае­мых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Сама Генеральная Ассамблея является совещательным органом. Каждый член ООН имеет только один голос. Ее решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам -простым большинством.

С первых лет своего существования ООН участвовала в разрешении конфликт­ных ситуаций между государствами. Первая серьезная проблема появилась в 1946 г., когда Советский Союз отказался вывести войска с территории северного Ирана. Иран добился рассмотрения этого вопроса на Совете Безопасности. Впервые ООН была использована как инструмент аккумуляции международного давления на госу­дарства. Несмотря на все попытки Москвы, ей все-таки пришлось вывести войска.

В 1947 г. обострился кризис между Индонезией и Голландией. Совет Безопас­ности призвал прекратить боевые действия, начатые Голландией и создал специаль­ную комиссию, работа которой завершилась признанием независимости и суверени­тета Индонезии. Вооруженные силы Голландии покинули территорию своей бывшей колонии.

В дальнейшем, с той или иной степенью успеха, ООН принимала участие в раз­решении конфликтов в Греции (1946 г.), в Палестине, Кашмире, Корее. Решение Берлинского кризиса 1948 г. в Совете Безопасности было заблокировано Советским Союзом. Найти выход удалось лишь после прямых двусторонних переговоров между Москвой и Вашингтоном.

Анализируя деятельность ООН в первые годы существования, можно сделать вывод о том, что ООН, как и Лига Наций 30-х годов, стала лишь еще одним инстру­ментом национальной политики наиболее влиятельных членов международного со­общества. В этом, по сути, и заключался скрытый смысл организации. Суверенные государства получили дополнительные рычаги для решения своих внешнеполитиче­ских задач. Однозначно можно говорить о том, что ООН не стала выразителем инте­ресов того или иного идеологического лагеря. Ни США, ни Советскому Союзу не удалось добиться постоянного преобладания в организации. Право вето, которым обладали члены СБ, серьезно препятствовало той или иной стороне проводить бес­компромиссные решения. Исключение составила резолюция по Корее, когда Москва, приняв недальновидное решение, бойкотировала работу Совета Безопасности.

Геополитические концепции мироустройства. Геополитическое обоснование послевоенной внешнеполитической стратегии США было заложено в трудах А.Мэхэна, Г.Маккиндера, Н.Спайкмена, И.Северского, С.Коэна.

В начале XX века, будучи известным военно-морским историком, Мэхэн разра­ботал концепцию, где обосновал необходимость установления контроля Соединен­ными Штатами над океанскими просторами. Этот вывод адмирал сделал, изучая ис­торию военно-морского могущества Великобритании. Его основной тезис: контроль над морским пространством — доминирующая форма политической силы и важней­ший фактор в межгосударственных отношениях1.

Именно используя и контролируя моря, страны аккумулируют богатства. Мэхэн разработал простую форму сверхдержавы: военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество и сверхдержавность. Он настоятельно рекомен­довал Соединенным Штатам начать строительство флота и создавать базы, которые являются непременным условием морского контроля над океаном. Более того, Мэхэн рекомендует приобрести Гавайи, установить контроль за бассейном Карибского моря и соорудить Панамский канал.

Гарольд Маккиндер, современник Мэхэна, тоже признавал важность морской силы, способной иметь глобальный эффект. Однако Маккиндер считал, что куда важ­нее основать свою силу на ресурсах континентов. В 1904 г., выступая с докладом "Географическая ось истории", Маккиндер определил в качестве таковой Восточную Европу и сибирские просторы, содержащие огромные ресурсы и, как следствие, тот, кто контролирует этот район, займет центральные стратегические позиции. В 1919 г., отвечая на события I мировой войны, он писал: "Кто контролирует Восточную Евро­пу — контролирует Хартленд, кто контролирует Хартленд — контролирует мировой остров, кто контролирует мировой остров — тот контролирует весь мир".

После войны представления Маккиндера подверглись определённой трансфор­мации, и в 1943 г. он отказывается от абсолютизации своего известного изречения. Он признает, что объединение потенциалов Западной Европы и США может создать мощную силу, соединенную прочными морскими и воздушными средствами комму­никации. Этот район он назвал "срединным океаном", который и будет противосто­ять возрастающему влиянию Советского Союза, оккупировавшего Хартленд. В идеях Маккиндера мы можем найти теоретическую базу развития концепции "атлантизма", предусматривавшей создание "Амероевропы" для противопоставления России, кото­рая рано или поздно будет оказывать серьезное давление на "мировой остров".

1 Ciccolo W. Geograhy and Strategy //Military Strategy: Theory and Application. Ed. by Lykke, Jr. A. Carlisle Barracks, PA.: U.S. Army War College, 1989. P. 72-73.

Н.Спайкмэн, бывший профессор международных отношений в Йеле, определил несколько слабых мест в концепции Маккиндера. Спайкмэн, выступая с позиций американской геополитики (Маккиндера традиционно считают выразителем британ­ского видения картины мира), ключом к контролю над миром считал не Хартленд, а евразийский пояс прибрежных территорий, охвативший морские страны Западной Европы, Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии. Спайкмэн назвал этот регион Римлэндом и определил в качестве главной внешнеполитической задачи США — не допустить контроля над Римлэндом какой-либо одной силы. Его гипотеза выглядит следующим образом: "Кто контролирует Римлэнд — управляет Евразией, кто управляет Евразией — контролирует судьбы мира".

Спайкмэн был против противопоставления континентальной и морской силы. Используя морскую силу, морские державы эффективно противодействуют конти­нентальным государствам, контролирующим Римлэнд. Политика сдерживания, про­водимая США после II мировой войны, — пример успешного применения теории Спайкмэна. Заключение серии союзнических договоров, а также создание сети воен­но-морских баз позволило Соединенным Штатам "окружить" Евразию и создать ус­ловия для эффективного реагирования на события в Корее, Малайзии, Вьетнаме, Со­мали, Ираке, Ливии, Панаме, Боснии.

После Второй мировой войны в США предпринимались активные усилия по разработке нового американского видения структурирования мира, связанные с име­нами Г.Уайджера, Р.Страуа-Хюпе, В.Стефансона, О.Лотимора и др. Отправная точка всех исследований этого периода — тезис об особой роли Америки в мире. Для реа­лизации этой роли обосновывалась мысль о необходимости разработки особой аме­риканской геополитики. Как считал Р.Страус-Хюпе, "геополитика представляет со­бой тщательно разработанный план, предусматривающий, что и как завоевать, ука­зывая военному стратегу самый легкий путь завоевания". Три крупных центра миро­вой мощи определили американские геополитики — атлантическое побережье Се­верной Америки, европейское побережье и Дальний Восток Евразии. Допускалось появление четвертого центра — Индии.

Успехи, достигнутые в области развития военных, транспортных, коммуника­ционных технологий потребовали внесения определенных корректив в прошлые гео­политические концепции. Появились новые конструкции, учитывающие, что с появ­лением авиации и особенно ядерного оружия и средств его доставки традиционные модели, в основе которых лежал географически-пространственный детерминизм, устарели и нуждаются в серьезной корректировки. Наиболее обоснованные аргумен­ты были представлены в работах А.Северского. В его геополитических построениях мир был разделен на два огромных круга воздушной мощи, сконцентрированных в индустриальных центрах США и СССР. Для этого периода характерно двухполюсное видение мира, что соответствовало духу «холодной войны».

Но уже в 60-х гг. заметен переход к полицентричной трактовке мироустройства. Дж.Кроун, Б.Рассет, Л.Контори являются представителями данного направления. Характерные для этой группы геополитиков идеи представлены в работах С.Коэна, который делил мир на геостратегические и геополитические регионы. Различие меж­ду ними — это различия между глобальным и региональным пространственно-политическими масштабами. Геостратегический регион сформировали Англия, США, Южная Америка, страны Карибского бассейна, Западная Европа, страны Маг-риба, островная Азия. Все они ориентированы на торговлю и зависят от свободы пу­тей сообщения. Геополитический регион составили Восточная Европа и Восточная Азия, каждый регион имеет свои особенности, но они объединены континентальной спецификой. В самостоятельный регион была выделена Индия. Анализируя события, характеризующие начало «холодной войны», неизбежно задаешься вопросом влияния идеологии на поведение сверхдержав после 1945 г. По справедливому заключению У.Карлснэса, невозможно измерить удельный вес этого фактора, по сравнению с другими. Нельзя не согласиться с мнением многих амери­канских и отечественных исследователей, которые сомневаются в существовании четких доказательств стопроцентно рационального поведения человека в политиче­ской сфере. Трудно найти подтверждения прямой связи идей и поведения индивидов. Однако внешняя политика не может быть полностью свободна от идеологии, равно как и «идеологизированной».

Так начинался процесс складывания уникального миропорядка, существовав­шего удивительно долго как раз тогда, когда скорость изменений в мире была необы­чайно высокой. Несмотря на мощный конфликтный потенциал международных от­ношений 40—60-х годов, можно говорить и о существовании элементов конструк­тивности. Карибский кризис заставил СССР и США выйти за рамки мышления кате­гориями грубого силового давления. В начале 60-х прямая военная конфронтация стала уступать место опосредованному проецированию мощи на региональном уров­не. Вьетнамская война вывела Москву и Вашингтон на новый уровень взаимоотно­шений, ключевым содержанием которых стал «стратегический паритет».

Формирование новой политической карты мира. После окончания Второй мировой войны на политической карте мира появились новые игроки, заявившие о своих правах на самостоятельное участие в международных процессах. Страны Юго-Восточной Азии в процессе борьбы с японской армией сформировали структуры и институты, которые возглавили процесс обретения независимости.

В августе 1945 г. лидер национально-освободительного движения Индонезии Сукарно провозгласил независимость Индонезии и стал ее первым президентом. По­скольку японская армия была деморализована, а колониальные армии Голландии отсутствовали на островах архипелага, провозглашение независимости прошло спо­койно. Однако вскоре Англия попыталась восстановить старые порядки, назначив временного генерал-губернатора. 10 ноября 1945 г. в Индонезии началась вооружен­ная борьба за свободу и независимость республики. Конфликт бушевал 9 лет. В тече­ние этих лет ООН пыталась разрешить его, но соглашение удалось достичь только в 1954 г., когда был расторгнут голландско-индонезийский союз. В мае 1956 г. Сукар­но подписал закон о его упразднении.

В 1948 г. добивается независимости Бирма. Английское правительство под дав­лением национальных сил вынуждено было пойти на проведение выборов в Учреди­тельное собрание, которое и принимает Конституцию, провозглашающую создание новой республики — Бирманского Союза.

15 августа 1947 г. получает независимость Индия. Соглашаясь на это, Англия пошла на раздел территории своей бывшей колонии на два государства — Индию и Пакистан. Границы были проведены таким образом, что на протяжении всех после­дующих лет возникают конфликты и противоречия, доходящие до военных действий.

Территория Пакистана была разделена на две части — восточную и западную. На суше они отстояли одна от другой на 1500 км, а по воде вокруг полуострова путь между ними составлял около 5000 км. В ходе войны восточная часть — Бенгалия — становится независимым государством Бангладеш. С самого начала раздела террито­рии Индии происходят погромы и столкновения на религиозной и этнической почве. Индусы вынуждены были покинуть территорию Пакистана, мусульмане уходили с территории Индии. Борьба из-за княжеств Джамму и Кашмир, а также Хайдарабад и Джунатарх продолжается до сих пор.26 июня 1950 г. Учредительное собрание принимает новую конституцию Ин­дии, которая, оставаясь в Британском содружестве, тем не менее становиться суве­ренной демократической республикой.

В феврале 1948 г. английское правительство вынуждено было предоставить

право доминиона острову Цейлон.

4 июля 1946 г. Филиппинская Республика стала суверенным государством, хотя

США оставили здесь свои военные базы.

В августе 1957 г. независимость получила Малайа. В 1951 г. Непал становится суверенным государством с конституционной монархией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.