|
Общая характеристика начального периода биполярного мира
Планы послевоенного обустройства мира.Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской конференции глав представительств СССР, США и Англии. Она проходила в июле — августе 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская — И.В.Сталиным, американская — Г.Трумэном, английская — У.Черчиллем (после победы лейбористов на выборах делегацию возглавил К.Этли).
В отношении Германии были выработаны единые принципы, направленные на демилитаризацию, денацификацию и демократизацию страны. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда.
СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия добилась затопления большей части немецкого подводного флота.
Очень трудно давалось решение территориальных вопросов. Город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР, фаница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили Польше.
Было также принято решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехославакии и Венфии в Германию.
Был решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венфией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.
При подготовке мирных договоров ряд государств пытались решить свои территориальные проблемы. Так Греция предъявила претензии Болгарии, Вашингтон и Лондон предложили пересмотреть уже принятые решения о границах между Финляндией с Советским Союзом и Венгрии с Румынией. Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границами между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста, где США стремились основать свою военно-морскую базу. Тем не менее было принято решение о придании Триесту и прилегающей территории статуса свободной территории. В 1954 г. эта территория была поделена между Югославией и Италией.
10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу. В исторической литературе имеются разные оценки подписанных договоров. Особенно резкой критике подвергалась позиция Москвы, которая, по мнению ряда исследователей, мешала принятию «справедливых» решений. В отечественной литературе долго господствовала другая точка зрения. Утверждалось, что союзники хотели наложить слишком тяжелые репарационные выплаты на эти страны, что неминуемо сказалось бы на уровне жизни населения. Какие бы оценки не давались, следует отметить, что решения Потсдамской конференции и мирные договоры с пятью странами были последними компромиссными соглашениями бывших союзников, которые работали на мирное развитие стран Европы. После этого началось противостояние, где главная ставка была сделана на гонке вооружения.
Основные направления послевоенной внешней политики США.Официальные американские лица стали серьезно задумываться о послевоенной политике США еще на рубеже 1943-1944 гг. Военные аналитики разрабатывали систему будущих заморских военных баз, которые предстояло создать после завершения войны. Эти базы должны были провести новые «национальные стратегические границы» США. Внутри этих границ американские вооруженные силы должны доминировать и беспрепятственно перемешаться, контролируя ситуацию, в то время как за их пределами США могли использовать силу для нейтрализации угроз национальным интересам, или предотвращать любой акт агрессии со стороны враждебных стран. Эти планы получили одобрение президента Франклина Рузвельта в начале 1944 г.
В основе данного плана лежали две концепции - «глубокой обороны» и «проекции силы». Поскольку угроза безопасности страны могла исходить (по планам военных) из стран Европы или Азии, то США должны создать оборонительное кольцо баз. Географически оно формировалось из Алеутских островов, Филиппин, японского острова Окинава, Азорские или Канарские острова. Военное присутствие здесь обеспечивало достаточное удаление потенциальных противников от американской территории, а также обеспечивало полный контроль за торговыми путями, пролегавшим в Атлантическом и Тихом океанах.
Первая военная база, получившая одобрение, как военных, так и гражданских служащих, была построена в Исландии. Это произошло в октябре 1945 г., позднее военным удалось убедить Белый дом в необходимости создания базы для тяжелых бомбардировщиков на Гренландии. Однако многим планам военных не суждено было сбыться в конце 40-х гг., поскольку начались существенные сокращения военных расходов. Это было связано с прекращением военных действий и началом демобилизации в армии. В конце войны американская армия насчитывала 8 020 000 военнослужащих. За год она была сокращена до 1 889 690 человек. Несмотря на нараставшее напряжение между бывшими союзниками, демобилизация в США продолжа-190 лась. Однако это не означало, что Америка планировала «сократить» свои внешнеполитические амбиции. США однозначно вышли за рамки «традиционного» изоляционизма.
В какой-то степени этому способствовала и политика СССР, который косвенно способствовал ослаблению и распаду системы колониализма, что отвечало долговременным интересам США. Однако происходило усиление Советского Союза, расширялась сфера его влияния, что противоречило интересам Америки. К осени 1945 г. военные эксперты США подготовили специальные доклады, в которых раскрывались негативные последствия для Америки в связи с возможностью установления советского контроля над большей частью Европы, что позволило бы Москве получить доступ ко многим ресурсам стратегического характера. Безопасность США тесно увязывалась с сохранением свободного доступа к ресурсам Евразии, а также приверженностью стран региона либеральным капиталистическим ценностям. Причем интересы США не ограничивались только территорией Западной Европы, Германии и Ближнего Востока. Военные эксперты высказывали серьезные опасение по поводу развития ситуации и в странах Юго-Восточной Азии. Примечательно, что именно конфликт в Корее окончательно оформил биполярную структуру конфронтационного содержания.
Несмотря на опасения ведущих экспертов США потерять влияние в Евразии, они не ожидали советской военной агрессии. Делались даже прогнозы о том, что в течение следующих десяти лет после окончания Второй мировой войны СССР не сможет осуществить полномасштабную военную операцию за пределами своих границ. Эти выводы делались несмотря на факт военного присутствия СССР в Иране. Даже во время обсуждения доктрины Трумэна в конгрессе в марте 1946 г. руководитель военной разведки армии США не смог привести фактов готовящейся возможной военной агрессии со стороны Москвы. В сентябре 1947 г. эксперты ЦРУ подтвердили, что СССР не будет стремиться к завоеванию Западной Европы. Не изменились оценки военных и разведывательного сообщества даже после того, как коммунисты захватили власть в Чехословакии в 1948 г. В целом ведущие эксперты говорили о слабости СССР по сравнению с потенциалом США, что не позволит советским лидерам начать новую войны в Европе.
Тем не менее некоторые американские лидеры настаивали на усилении позиций США в Европе. Дело в том, что они опасались не столько военной интервенции со стороны СССР, сколько победы левых сил в европейских странах. Среди тех, кто настаивал на необходимости осуществлять тайные операции в Германии, Франции, Италии в 1947-1948 гг., были государственный секретарь Джордж Маршалл, глава военного министерства Роберт Патерсон, министр обороны Джеймс Форрестол и директор штаба политического планирования при государственном департаменте Джордж Кеннан. Их цель - не допустить победы чрезвычайно популярных в то время левых партий. Президент Трумэн согласился с их рекомендациями, и все последующие президенты уделяли большое внимание именно тайным операциям для противостояния деятельности Советского Союза.
Вся политика в отношении СССР в послевоенное время базировалась на предложенной Кеннаном стратегии сдерживания, впервые представленной в знаменитой «длинной телеграмме» Кеннана от 22 февраля 1946 г. Стратегия сдерживания исходила из предположения, что советская политика «помягчает», экспансионистские устремления Москвы ослабнут, если она убедится, что таковые не окупаются. В рамках этой стратегии был одобрен «план Маршалла» об экономической помощи странам Европы и решено было - для обеспечения безопасности в Европе - сохранить там присутствие значительного контингента американских вооруженных сил. Наряду с экономической помощью и военным присутствием, существовала некая промежу- точная зона, в пределах которой США прилагали — в добавление к дипломатическим акциям - тайные политические и психологические усилия для противостояния советскому влиянию посредством помощи умеренным некоммунистическим группам. Проведение в жизнь этих акций было возложено на ЦРУ июньской 1948 г. директивой СНБ 10/2. Тайные акции откровенно предусматривали и квазивоенные операции - наравне с политическими и экономическими мерами.
Доктрина Трумэна. 12 марта 1947 г. президент Г.Трумэн объявил о необходимости адекватного ответа со стороны США на события в Греции и Турции (Англия не смогла дальше оказывать финансовую помощь Турции и вынуждена была вывести свои войска из Греции). Президент заявил о том, что Америка должна помочь другим странам сохранить независимость и территориальную целостность, не допуская вмешательства тоталитарных режимов извне. Это было признанием того, что тоталитарные коммунистические режимы стремятся навязать свою волю и ценности свободным народам, что несет угрозу международному миру, а, следовательно, противоречит интересам США. Г.Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 млн. долларов на оказание помощи Греции и Турции. Принятие доктрины Трумэна ознаменовало отказ от традиционной американской внешней политики, которая характеризовалась минимальным вмешательством в дела других стран в мирное время.
План Маршалла (1948-1952). Преодолевая мощное сопротивление внутри конгресса и общественности, которая проявляла больший интерес к внутренним проблемам, администрация Трумэна начала в 1948 г. широкомасштабную программу экономической помощи европейским странам. Изначально программа была рассчитана на все страны Европы, пострадавшие в годы Второй мировой войны. Однако СССР и страны Восточной Европы отказались от помощи. В современной исторической литературе имеются разные оценки этого факта. Одни исследователи говорят о верности выбранного решения, другие говорят о серьезной ошибке, допущенной Москвой, отказавшейся участвовать в программе. Одно можно говорить точно, отрицательный ответ Сталина помог Белому дому преодолеть сопротивление правых в конгрессе, которых и так не устраивало все большее вовлечение США в европейские дела и расходование огромных средств на иностранную помощь в то время, как эти деньги, по их мнению, пригодились бы в самих США.
План Маршалла должен был укрепить позиции США и поддержать американскую экономику, поскольку предполагалась реализация тех товаров, которые оставались еще с военных лет. В июле 1948 г. этот план обсуждался в Париже на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР.
События в Чехословакии и блокада Берлина в 1948 г., последовавшие после проведения западными союзниками без согласования с Москвой денежной реформы в американской, английской и французской зонах оккупации Германии, помогли администрации США убедить общественность в реальности коммунистической угрозы в Европе. В 1949 г. произошли еще два события, повлиявших на развитие американо-советских отношений: первые успешные испытания советской атомной бомбы и победа коммунистов в Китае. Таким образом, американское общество было готово принять предложенные администрацией коррективы в военную реформу. Военные требовали привести в соответствие структуру и боеготовность вооруженных сил США с объявленной стратегией сдерживания. Объединенный комитет из сотрудников государственного департамента и министерства обороны получил задание проанализировать военную и внешнюю политику США и представить свои рекомендации по ее изменению в соответствии с новыми реалиями в мире. В докладе, представленном в Совете национальной безопасности в апреле 1950 г., рекомендовалось увеличить численность вооруженных сил, укрепить обороноспособность страны в целом. Особое внимание уделялось укреплению союзнических связей. Документ стал известен как СНБ 68. Впервые после демобилизации чиновники решились говорить об увеличении расходов на военные нужды. Однако Белый дом столкнулся с той же проблемой, как и перед представлением в конгрессе плана Маршалла. Надо было продемонстрировать реальную угрозу безопасности США со стороны коммунизма. В июне 1950 г. началась война на Корее.
Создание новых блоков и союзов. Государства вступают в союзы для того, чтобы совместными усилиями решить общие задачи на заранее оговоренных условиях. Союзы в годы «холодной войны» были призваны отражать национальные интересы сверхдержав, четко фиксируя их внешние границы. Необходимо отметить, что не все коалиции, сформированные по инициативе США или СССР, существовали долго и имели одинаково важное значение. Тем не менее они однозначно выявили тенденцию, направленную на минимизацию роли других (потенциально враждебных) держав в стратегически важных регионах мира.
Поиск надежного союзника становится краеугольным камнем политики национальной безопасности США и Советского Союза. Согласно планам вашингтонских стратегов, такие страны должны являться проводниками американских интересов в регионах, а также способствовать проникновению США на мировые финансовые рынки. «Сильные альянсы имеют важнейшее значение для национальной стратегии, — заявил министр обороны Чейни в 1991 г. — Общие ценности, общие проблемы в области обороны, объединенный экономический потенциал дружественных стран создает прочную основу для коллективной безопасности, обеспечивающей мир и стабильность... Сильные союзы остаются важнейшим элементом постхолодного мира».
Созданные Вашингтоном и Москвой системы, состоявшие из официальных союзов и менее формальных соглашений с дружественными государствами, способствовали «разделу» мира на два лагеря, одновременно создавая механизмы коллективной обороны.
В феврале 1948 г. состоялось совещание США, Англии и Франции по вопросу создания в Западной Европе нового политического блока. В марте 1948 г. Лондон выступил с инициативой создания военно-политического блока, в который вошли бы Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Впоследствии он стал известен как Западный союз.
17 марта 1948 г. в Брюсселе был подписан Североатлантический пакт. Участники пакта взяли на себя обязательство оказывать взаимную помощь и принимать коллективные меры в случае возникновения какой-либо опасности в Европе. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был подписан договор о создании Североатлантического союза. В состав НАТО вошли США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Люксембург и Канада. В 1952 г.к ним присоединились Турция и Греция, в 1955 г. - ФРГ.
В качестве ответа на активное строительство новых блоков и объединений, страны Центральной и Восточной Европы при бесспорном лидерстве СССР 25 января 1949 г. создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). СЭВ - международная межправительственная организация, объединившая на первом этапе шесть государств - Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Советский Союз и Чехословакию. Позднее в СЭВ вошли ГДР, Монголия, Куба и Вьетнам.
В сентябре 1951 г. США, Австралия и Новая Зеландия создали военно-политический союз (АНЗЮС). 26 мая 1952 г. в Бонне подписывается соглашение об участии ФРГ в Европейском оборонительном сообществе (ЕОС), в которое вошли также Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург.
В сентябре 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины и Таиланд подписывают Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (СЕАТО).
В октябре 1954 г. подписываются Парижские соглашения о ремилитаризации ФРГ и включении ее в Западный союз и НАТО. В феврале 1955 г. создается военный турецко-иракский союз (Багдадский пакт).
В условиях обострения противостояния между США и Советским Союзом, столь активная «блоковая» политика Вашингтона не могла быть оставлена без адекватных мер. 14 мая 1955 г. был оформлен коллективный оборонительный союз социалистических государств - Организация Варшавского договора. Это решение было принято в ответ на включение в НАТО ФРГ. Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Созданная военно-политическая организация стала адекватным ответом на создание НАТО.
Война в Корее (1950-1953).В 1947 г. провалились советско-американские переговоры по Корее. Тогда не удалось договориться о создании независимого демократического государства на Корейском полуострове. Спор о будущем Кореи часто перемещался в ООН, где США имели преимущество, поскольку союзники оказывали поддержку инициативам Вашингтона. Таким образом, США имели моральное преимущество над СССР, инициативы которого не получали одобрения Генеральной Ассамблеи. Несмотря на все попытки ООН в 1948-1949 гг., Корея осталась разделенной. К лету 1950 г. Юг и Север имели свои «независимые» правительства, поддерживаемые США и Советским Союзом соответственно.
5 июня 1950 началась корейская война. Специальная комиссия ООН признала Южную Корею жертвой, а Север — агрессором и порекомендовала Совету Безопасности принять все меры по прекращению боевых действий. Принятая резолюция (СССР бойкотировал заседания по причине отказа ООН положительно решить вопрос о замене представителя Чан Кайши в Совете Безопасности на делегацию коммунистического Китая) запрещала оказывать помощь Северу и требовала вернуть вооруженные силы на линию 38-й параллели. 7 июля Совет Безопасности одобрил англо-французскую резолюцию о передаче военного командования объединенными силами ООН в Корее Соединенным Штатам. СССР с союзниками квалифицировал действия США как поддержку агрессивной политики Юга. Однако было уже поздно, США получили международную поддержку для проведения военной операции на Корейском полуострове.
В начале конфликта вперед продвинулась армия КНДР, но затем американские войска совместно с армией Южной Кореи стали теснить ее. Очень быстро в конфликт вмешался Китай, который направил в Корею отряды добровольцев. Китайские вооруженные силы сумели остановить успешное наступление вооруженных сил ООН и отбросить их к демаркационной линии по 38-й параллели. Война приобрела затяжной характер и закончилась в 1953 г. На политической карте мира появились две Корее.
Создание ООН.21 августа 1941 г. была подписана Атлантическая хартия. Ф.Рузвельт настоял на ее публикации, дабы показать Советскому Союзу, который только что вступил в войну планы западных стран относительно послевоенного обустройства мира. Она также рассматривалась в Вашингтоне в качестве противовеса идеологии национал-социализма. Хартия провозглашала запрет на территориальные изменения без согласия народов, на ней проживающих, свободу выбора «формы правления» на той или иной территории. В экономической сфере страны, подписавшие хартию, провозглашали принцип свободы торговли и доступа к ресурсам. С юридической точки зрения хартия ничего не значила, однако она показала некоторые направления, по которым будут развиваться внешнеполитические инициативы США. 1 марта 1944 г. госсекретарь Хэл издал меморандум «Основы внешней политики США», известный как «семнадцать пунктов». Главные идеи меморандума: внешняя политика должна служить национальным интересам США, которые после победы над фашизмом заключаются в поддержании национальной безопасности и социально-экономическом благополучии страны. Эти интересы могут быть лучше всего реализованы через международную кооперацию, что в свою очередь предусматривает создание новой международной организации, в деятельности которой будет и силовой компонент. Организация, по мнению Хэла, будет способствовать решению политических разногласий через дискуссии, переговоры, консультации, создание международного суда, сокращению вооружений. Предусматривалось также, что государства откажутся от старых принципов разделения мира на сферы влияния, пойдут на либерализацию торговли, ликвидацию барьеров и тарифов, препятствующих свободной торговле между странами. Таким образом, Соединенные Штаты призывали другие страны, ради реализации принципов, заложенных в Атлантической хартии, принять на себя обязательства действовать по единым правилам и нормам.
За две недели до конца войны в Сан-Франциско проходила конференция по созданию Организации Объединенных Наций и выработке ее Устава. На нее прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован и 26 июня 1945 г. состоялось его подписание. Устав обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права». В уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов.
ООН имеет шесть главных органов - Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.
Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Сама Генеральная Ассамблея является совещательным органом. Каждый член ООН имеет только один голос. Ее решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам -простым большинством.
С первых лет своего существования ООН участвовала в разрешении конфликтных ситуаций между государствами. Первая серьезная проблема появилась в 1946 г., когда Советский Союз отказался вывести войска с территории северного Ирана. Иран добился рассмотрения этого вопроса на Совете Безопасности. Впервые ООН была использована как инструмент аккумуляции международного давления на государства. Несмотря на все попытки Москвы, ей все-таки пришлось вывести войска.
В 1947 г. обострился кризис между Индонезией и Голландией. Совет Безопасности призвал прекратить боевые действия, начатые Голландией и создал специальную комиссию, работа которой завершилась признанием независимости и суверенитета Индонезии. Вооруженные силы Голландии покинули территорию своей бывшей колонии.
В дальнейшем, с той или иной степенью успеха, ООН принимала участие в разрешении конфликтов в Греции (1946 г.), в Палестине, Кашмире, Корее. Решение Берлинского кризиса 1948 г. в Совете Безопасности было заблокировано Советским Союзом. Найти выход удалось лишь после прямых двусторонних переговоров между Москвой и Вашингтоном.
Анализируя деятельность ООН в первые годы существования, можно сделать вывод о том, что ООН, как и Лига Наций 30-х годов, стала лишь еще одним инструментом национальной политики наиболее влиятельных членов международного сообщества. В этом, по сути, и заключался скрытый смысл организации. Суверенные государства получили дополнительные рычаги для решения своих внешнеполитических задач. Однозначно можно говорить о том, что ООН не стала выразителем интересов того или иного идеологического лагеря. Ни США, ни Советскому Союзу не удалось добиться постоянного преобладания в организации. Право вето, которым обладали члены СБ, серьезно препятствовало той или иной стороне проводить бескомпромиссные решения. Исключение составила резолюция по Корее, когда Москва, приняв недальновидное решение, бойкотировала работу Совета Безопасности.
Геополитические концепции мироустройства. Геополитическое обоснование послевоенной внешнеполитической стратегии США было заложено в трудах А.Мэхэна, Г.Маккиндера, Н.Спайкмена, И.Северского, С.Коэна.
В начале XX века, будучи известным военно-морским историком, Мэхэн разработал концепцию, где обосновал необходимость установления контроля Соединенными Штатами над океанскими просторами. Этот вывод адмирал сделал, изучая историю военно-морского могущества Великобритании. Его основной тезис: контроль над морским пространством — доминирующая форма политической силы и важнейший фактор в межгосударственных отношениях1.
Именно используя и контролируя моря, страны аккумулируют богатства. Мэхэн разработал простую форму сверхдержавы: военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество и сверхдержавность. Он настоятельно рекомендовал Соединенным Штатам начать строительство флота и создавать базы, которые являются непременным условием морского контроля над океаном. Более того, Мэхэн рекомендует приобрести Гавайи, установить контроль за бассейном Карибского моря и соорудить Панамский канал.
Гарольд Маккиндер, современник Мэхэна, тоже признавал важность морской силы, способной иметь глобальный эффект. Однако Маккиндер считал, что куда важнее основать свою силу на ресурсах континентов. В 1904 г., выступая с докладом "Географическая ось истории", Маккиндер определил в качестве таковой Восточную Европу и сибирские просторы, содержащие огромные ресурсы и, как следствие, тот, кто контролирует этот район, займет центральные стратегические позиции. В 1919 г., отвечая на события I мировой войны, он писал: "Кто контролирует Восточную Европу — контролирует Хартленд, кто контролирует Хартленд — контролирует мировой остров, кто контролирует мировой остров — тот контролирует весь мир".
После войны представления Маккиндера подверглись определённой трансформации, и в 1943 г. он отказывается от абсолютизации своего известного изречения. Он признает, что объединение потенциалов Западной Европы и США может создать мощную силу, соединенную прочными морскими и воздушными средствами коммуникации. Этот район он назвал "срединным океаном", который и будет противостоять возрастающему влиянию Советского Союза, оккупировавшего Хартленд. В идеях Маккиндера мы можем найти теоретическую базу развития концепции "атлантизма", предусматривавшей создание "Амероевропы" для противопоставления России, которая рано или поздно будет оказывать серьезное давление на "мировой остров".
1 Ciccolo W. Geograhy and Strategy //Military Strategy: Theory and Application. Ed. by Lykke, Jr. A. Carlisle Barracks, PA.: U.S. Army War College, 1989. P. 72-73.
Н.Спайкмэн, бывший профессор международных отношений в Йеле, определил несколько слабых мест в концепции Маккиндера. Спайкмэн, выступая с позиций американской геополитики (Маккиндера традиционно считают выразителем британского видения картины мира), ключом к контролю над миром считал не Хартленд, а евразийский пояс прибрежных территорий, охвативший морские страны Западной Европы, Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии. Спайкмэн назвал этот регион Римлэндом и определил в качестве главной внешнеполитической задачи США — не допустить контроля над Римлэндом какой-либо одной силы. Его гипотеза выглядит следующим образом: "Кто контролирует Римлэнд — управляет Евразией, кто управляет Евразией — контролирует судьбы мира".
Спайкмэн был против противопоставления континентальной и морской силы. Используя морскую силу, морские державы эффективно противодействуют континентальным государствам, контролирующим Римлэнд. Политика сдерживания, проводимая США после II мировой войны, — пример успешного применения теории Спайкмэна. Заключение серии союзнических договоров, а также создание сети военно-морских баз позволило Соединенным Штатам "окружить" Евразию и создать условия для эффективного реагирования на события в Корее, Малайзии, Вьетнаме, Сомали, Ираке, Ливии, Панаме, Боснии.
После Второй мировой войны в США предпринимались активные усилия по разработке нового американского видения структурирования мира, связанные с именами Г.Уайджера, Р.Страуа-Хюпе, В.Стефансона, О.Лотимора и др. Отправная точка всех исследований этого периода — тезис об особой роли Америки в мире. Для реализации этой роли обосновывалась мысль о необходимости разработки особой американской геополитики. Как считал Р.Страус-Хюпе, "геополитика представляет собой тщательно разработанный план, предусматривающий, что и как завоевать, указывая военному стратегу самый легкий путь завоевания". Три крупных центра мировой мощи определили американские геополитики — атлантическое побережье Северной Америки, европейское побережье и Дальний Восток Евразии. Допускалось появление четвертого центра — Индии.
Успехи, достигнутые в области развития военных, транспортных, коммуникационных технологий потребовали внесения определенных корректив в прошлые геополитические концепции. Появились новые конструкции, учитывающие, что с появлением авиации и особенно ядерного оружия и средств его доставки традиционные модели, в основе которых лежал географически-пространственный детерминизм, устарели и нуждаются в серьезной корректировки. Наиболее обоснованные аргументы были представлены в работах А.Северского. В его геополитических построениях мир был разделен на два огромных круга воздушной мощи, сконцентрированных в индустриальных центрах США и СССР. Для этого периода характерно двухполюсное видение мира, что соответствовало духу «холодной войны».
Но уже в 60-х гг. заметен переход к полицентричной трактовке мироустройства. Дж.Кроун, Б.Рассет, Л.Контори являются представителями данного направления. Характерные для этой группы геополитиков идеи представлены в работах С.Коэна, который делил мир на геостратегические и геополитические регионы. Различие между ними — это различия между глобальным и региональным пространственно-политическими масштабами. Геостратегический регион сформировали Англия, США, Южная Америка, страны Карибского бассейна, Западная Европа, страны Маг-риба, островная Азия. Все они ориентированы на торговлю и зависят от свободы путей сообщения. Геополитический регион составили Восточная Европа и Восточная Азия, каждый регион имеет свои особенности, но они объединены континентальной спецификой. В самостоятельный регион была выделена Индия. Анализируя события, характеризующие начало «холодной войны», неизбежно задаешься вопросом влияния идеологии на поведение сверхдержав после 1945 г. По справедливому заключению У.Карлснэса, невозможно измерить удельный вес этого фактора, по сравнению с другими. Нельзя не согласиться с мнением многих американских и отечественных исследователей, которые сомневаются в существовании четких доказательств стопроцентно рационального поведения человека в политической сфере. Трудно найти подтверждения прямой связи идей и поведения индивидов. Однако внешняя политика не может быть полностью свободна от идеологии, равно как и «идеологизированной».
Так начинался процесс складывания уникального миропорядка, существовавшего удивительно долго как раз тогда, когда скорость изменений в мире была необычайно высокой. Несмотря на мощный конфликтный потенциал международных отношений 40—60-х годов, можно говорить и о существовании элементов конструктивности. Карибский кризис заставил СССР и США выйти за рамки мышления категориями грубого силового давления. В начале 60-х прямая военная конфронтация стала уступать место опосредованному проецированию мощи на региональном уровне. Вьетнамская война вывела Москву и Вашингтон на новый уровень взаимоотношений, ключевым содержанием которых стал «стратегический паритет».
Формирование новой политической карты мира. После окончания Второй мировой войны на политической карте мира появились новые игроки, заявившие о своих правах на самостоятельное участие в международных процессах. Страны Юго-Восточной Азии в процессе борьбы с японской армией сформировали структуры и институты, которые возглавили процесс обретения независимости.
В августе 1945 г. лидер национально-освободительного движения Индонезии Сукарно провозгласил независимость Индонезии и стал ее первым президентом. Поскольку японская армия была деморализована, а колониальные армии Голландии отсутствовали на островах архипелага, провозглашение независимости прошло спокойно. Однако вскоре Англия попыталась восстановить старые порядки, назначив временного генерал-губернатора. 10 ноября 1945 г. в Индонезии началась вооруженная борьба за свободу и независимость республики. Конфликт бушевал 9 лет. В течение этих лет ООН пыталась разрешить его, но соглашение удалось достичь только в 1954 г., когда был расторгнут голландско-индонезийский союз. В мае 1956 г. Сукарно подписал закон о его упразднении.
В 1948 г. добивается независимости Бирма. Английское правительство под давлением национальных сил вынуждено было пойти на проведение выборов в Учредительное собрание, которое и принимает Конституцию, провозглашающую создание новой республики — Бирманского Союза.
15 августа 1947 г. получает независимость Индия. Соглашаясь на это, Англия пошла на раздел территории своей бывшей колонии на два государства — Индию и Пакистан. Границы были проведены таким образом, что на протяжении всех последующих лет возникают конфликты и противоречия, доходящие до военных действий.
Территория Пакистана была разделена на две части — восточную и западную. На суше они отстояли одна от другой на 1500 км, а по воде вокруг полуострова путь между ними составлял около 5000 км. В ходе войны восточная часть — Бенгалия — становится независимым государством Бангладеш. С самого начала раздела территории Индии происходят погромы и столкновения на религиозной и этнической почве. Индусы вынуждены были покинуть территорию Пакистана, мусульмане уходили с территории Индии. Борьба из-за княжеств Джамму и Кашмир, а также Хайдарабад и Джунатарх продолжается до сих пор.26 июня 1950 г. Учредительное собрание принимает новую конституцию Индии, которая, оставаясь в Британском содружестве, тем не менее становиться суверенной демократической республикой.
В феврале 1948 г. английское правительство вынуждено было предоставить
право доминиона острову Цейлон.
4 июля 1946 г. Филиппинская Республика стала суверенным государством, хотя
США оставили здесь свои военные базы.
В августе 1957 г. независимость получила Малайа. В 1951 г. Непал становится суверенным государством с конституционной монархией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|