|
Советско-германские отношения в конце 1930-х гг. Пакт Молотова—Риббентропа
Неудачи советской дипломатии в отношениях с Англией и Францией стимулировали поиск диалога с Германией. Видимо предвидя неудачный исход переговоров с британскими и французскими представителями, 10 марта 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП(б), И.В. Сталин заявил, что Советский Союз не намерен «таскать каштаны из огня» для капиталистических государств. Министр иностранных дел Германии Й. фон Риббентроп увидел в этих словах скрытое желание советского руководства пойти на улучшение отношений с Берлином. Й.Риббентроп познакомил Гитлера с содержанием съездовской речи И.В. Сталина и просил дать полномочия на проведение дипломатического зондажа в Москве. Гитлер колебался и занял вначале выжидательную позицию. Дипломатический зондаж велся крайне медленно и приобрел интенсивные формы только летом 1939 г.
В известной мере показателем повышения интереса Москвы к сотрудничеству стало назначение на пост наркома иностранных дел В.М. Молотова и увольнение прежнего наркома М.М. Литвинова, который считался сторонником созидания коллективной системы безопасности в противовес сближению с Германией.
Активизация советско-германского политического диалога последовала в связи с обсуждением двустороннего договора о торговле и кредите. В Москве дипломатические беседы вели германский посол граф В. фон дер Шуленбург и посланник К.Ю. Шнурре, а в Берлине Й. Риббентроп провел важную в политическом отношении беседу с советником посольства СССР Г.А. Астаховым. Поразительно, насколько быстро продвинулся диалог между двумя странами, если еще 20 июня 1939 г. Гитлер заявлял, что «германское правительство в возобновлении экономических переговоров с Россией в настоящее время не заинтересовано». 29 июля советский министр В.М. Молотов направил телефамму временному поверенному в делах СССР в Германии Г.А. Астахову, в которой, в частности, высказал точку зрения Кремля на возможное развитие двусторонних связей. «Между СССР и Германией, — писал В.М. Молотов, — конечно, при улучшении экономических отношений могут улучшится и политические отношения...Если теперь немцы искренне меняют вехи и действительно хотят улучшить политические отношения с СССР, то они обязаны сказать нам, как они представляют конкретно это улучшение...Всякое улучшение политических отношений между двумя странами мы, конечно, приветствовали бы». А уже 2 августа того же 1939 г. Й. Риббентроп имел историческую беседу с Г.А. Астаховым.
В телефамме германскому послу в Москве фафу В. фон дер Шуленбургу министр иностранных дел сообщал об этой встрече: «Я начал с беседы о переговорах насчет заключения торгового договора, которые в настоящий момент, к нашей радости, успешно развиваются, и охарактеризовал такое торговое соглашение как хороший этап на пути к нормализации германо-русских отношений, если она является желательной....Я считаю, что, если у русской стороны наличествует такое же жела-
ние, новое урегулирование наших отношений является возможным при соблюдении двух предпосылок:
А) невмешательство во внутренние дела другого государства (г-н Астахов считает это вполне возможным);
Б) отказ от политики, направленной против наших жизненных интересов. На это Астахов окончательного ответа дать не смог, но высказался в том смысле, что его правительство имеет желание вести с Германией политику взаимопонимания».
Развивая беседу, глава немецкого внешнеполитического ведомства стал более откровенно высказываться о возможном разделе европейских территорий на сферы влияния. «Я сказал, - писал в телеграмме Й. Риббентроп, - что на Балтийском море места хватит для нас обоих и что русские интересы здесь никоим образом с нашими не сталкиваются...я сделал намек, что о судьбе Польши мы можем с Россией договориться». Интенсивные дипломатические контакты, встречи, беседы продолжались. Послы Германии и СССР непрерывно информировали свои министерства о содержании проведенных бесед.
14 августа 1939 г. Й. Риббентроп вновь направил графу Шуленбургу телеграмму. Он просил германского посла посетить советского министра иностранных дел и довести до советской стороны, в частности, следующее.
1. Различие идеологий, национал-социалистической и коммунистической, не ис ключает разумных отношений и восстановления сотрудничества между Германией и СССР.
2. Германия не испытывает агрессивных намерений против СССР. Не существует реальных противоречий между интересами двух стран. Напротив, возможно полити ческое сотрудничество в сфере вопросов Балтийского моря, Прибалтики, Польши, Юго-Восточной Европы и др.
3. Имперское и советское правительства должны считаться с тем, что капитали стическое западные демократии являются непримиримыми врагами как Германии, так и СССР.
4. Английская политика обостряет германо-польские отношения. В связи с этим требуется быстрое выяснение германо-советских отношений.
В заключение Й. Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву с кратким визитом, чтобы от имени Гитлера изложить И.В. Сталину позицию Германии. Такая готовность была вполне объяснима, поскольку Гитлер спешил урегулировать «польский вопрос», то есть аннексировать польскую территорию при согласии или даже сотрудничестве со стороны Советского Союза.
В рамках существующей несовершенной системы коллективной безопасности в Европе, в ситуации фактического провала англо-франко-советских переговоров государственное руководство СССР, проанализировав содержание интенсивных дипломатических контактов и бесед в Берлине и Москве, приняло решение о заключении соглашения с Германией о ненападении.
19 августа 1939 г. В.М. Молотов официально передал германскому послу в СССР графу Шуленбургу текст проекта советско-германского пакта о ненападении. Проект содержал несколько пунктов. Прежде всего, стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и от любых агрессивных действий, включая участие в коалиции с другими государствами. Другим важным пунктом было согласие сторон решать спорные проблемы исключительно мирным путем в порядке взаимных консультаций или посредством создания согласительных комиссий. Москва предлагала заключить пакт сроком на 5 лет. Наконец, текст содержал постскриптум, который гласил: «Настоящий пакт действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам заинтересованности Договаривающихся Сторон в области внешней политики» Так официально прозвучала идея особого, секретного протокола как органической части пакта, протокола о разделе европейских и ближневосточных территорий 176 а сферы влияния между Третьим рейхом и Советским Союзом. Этот текст был передан в Берлин для изучения немецкой стороной, а затем были согласованы сроки визита Й. Риббентропа в Москву.
В тот же день в Берлине было подписано Кредитное соглашение между СССР и Германией. Рейхсканцлер А. Гитлер в письме И.В. Сталину искренне приветствовал заключение соглашения. Он также отметил, что заключение в будущем пакта о ненападении означает «закрепление германской политики на долгий срок». Гитлер в целом одобрил текст пакта, врученный В.М. Молотовым графу Шуленбургу, заметив, что считает необходимым «скорейшим путем» решить связанные с пактом вопросы. По мнению Гитлера, дополнительный протокол к пакту может подписать только ответственный государственный деятель Германии. Поэтому фюрер настаивал на скорейшем приезде в Москву, причем не позднее 23 августа, министра Й. Риббентропа, который имел «всеобъемлющие и неограниченные полномочия». Поспешность, с которой Гитлер стремился заключить пакт, объяснялась подготовкой вермахта к вторжению на территорию Польши. До осуществления плана вторжения оставались считанные дни. Гитлер торопил Сталина. Операция по захвату Польши могла быть успешной, как минимум, при условии нейтралитета со стороны СССР.
21 августа 1939 г. И.В. Сталин направил А. Гитлеру ответное письмо, в котором выра зил надежду на то, что «германо-советское соглашение о ненападении создаст поворот к серьезному улучшению политических отношений между нашими странами. Народы на ших стран нуждаются в мирных отношениях между собою. Согласие германского прави тельства на заключение пакта ненападения создает базу для ликвидации политической напряженности и установления мира и сотрудничества между нашими странами». В конце письма И.В. Сталин сообщал, что советское правительство согласно на приезд 23 августа в Москву министра иностранных дел Й. Риббентропа. Письмо И.В. Сталина фактически означало завершение конфиденциальных предварительных консультаций и начало офици ального этапа межгосударственных переговоров.
22августа советская газета «Известия» информировала читателей о том, что по сле заключения кредитного соглашения «встал вопрос об улучшении политических отношений между Германией и СССР. Происшедший по этому вопросу обмен мне ниями между правительствами Германии и СССР установил наличие желания обеих сторон разрядить напряженность в политических отношениях между ними, устранить угрозу войны и заключить пакт о ненападении. В связи с этим предстоит на днях при езд германского министра иностранных дел г. фон Риббентропа в Москву для соот ветствующих переговоров». Таким образом население Советского Союза и мировая общественность были оповещены о предстоящем событии.
23 августа 1939 г. Й. Риббентроп прибыл в Москву. В 6 часов вечера в Кремле состоялись официальные советско-германские переговоры. С немецкой стороны пе реговоры вели сам министр, граф Шуленбург и советник посольства Г. Хильгер, ко торый выполнял еще и функции переводчика. С советской участвовали И.В. Сталин, В.М. Молотов, его помощник и переводчик В.Н. Павлов.
В начале беседы Й. Риббентроп высказал стремление Германии прийти к политическому компромиссу интересов двух стран и достичь соглашения на длительную перспективу. В ответ И.В. Сталин недвусмысленно показал желание достичь взаимопонимания с Германией. Ответ И.В. Сталина был столь конструктивен, что, по словам Й. Риббентропа, стороны сразу же смогли договориться о разрешении германо-польских противоречий и о разграничении обоюдных интересов в других районах мира. Финляндия, большая часть Прибалтики, а также Бессарабия отходили к советской сфере влияния. На случай германского вторжения в Польшу была согласована особая демаркационная линия, которая проходила по течению рек Висла, Сан и Буг. Переговоры были прерваны лишь на короткий срок. Москва настаивала на включение порта Лиепая в свою сферу интересов. Й. Риббентроп был вынужден запросить со-
гласив фюрера по данному вопросу. Согласие было получено, и в 10 часов вечера переговоры возобновились. К полуночи были парафированы пакт о ненападении и секретный протокол к нему.
Интересно заметить, что пакт был подписан в тот момент, когда в Москве еще находились члены английской и французской военных миссий. Кроме того, пакт, в общем-то, нарушал советско-французскую договоренность 1936 г. о необходимости взаимных консультаций при заключении какого-либо договора с третьей стороной.
Договор о ненападении 1939 г., подписанный министром Й. Риббентропом и наркомом В.М. Молотовым, в основных чертах повторял проект, предложенный советской стороной. В статье 1 стороны обязались воздерживаться от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами. Статья 2 предусматривала неучастие одной стороны в агрессии третьей стороны против стороны другой. Договор обязывал стороны разрешать конфликты и споры исключительно мирным путем. Договор заключался сроком на 10 лет и вступал в силу немедленно с момента его подписания, что отражало лихорадочную подготовку Германии к войне с Польшей.
Дополнительный (секретный) протокол разрешал вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Во-первых, северная граница тогдашней Литвы объявлялась границей сфер интересов Германии и СССР. Протокол говорил о возможности «территориально-политического переустройства» областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва). «Переустройству» подлежала и Польша. Граница сфер в этом районе проходила по линии рек Нарева, Висла и Сана. Следовательно, Берлин и Москва договорились о захвате указанных районов в ближайшем будущем. На юго-востоке Европы в советскую сферу влияния попадала Бессарабия.
Договор о ненападении, или Пакт Молотова-Риббентропа, безусловно, сыграл свою роль в укреплении безопасности Советского Союза. Неудавшиеся переговоры с Англией и Францией, безудержное шествие Третьего рейха к мировой войне заставило советское руководство пойти на вынужденную меру - подписать договор о ненападении с государством, которое развивало свою экспансию на восток. Необходимо было задержать продвижение германской агрессии в направлении СССР и получить время для реорганизации вооруженных сил, ослабленных в результате массовых «чисток» командного состава, и создания укрепленных районов на западной границе. Правда, следует заметить, что И.В. Сталин переоценил «честность» Гитлера и сроки мирной «передышки». И все-таки с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Красная армия имела возможность наращивать своей потенциал. Можно считать парадоксальным тот факт, что советской дипломатии удалось заключить договор с Германией - государством, подписавшим Антикоминтерновский пакт 1936 г. с Японией, а в 1937 г. с Италией. Договор 1939 г. фактически означал отказ советского руководства от цели совершения мировой пролетарской революции и стремление поставить собственную внешнюю политику на основы Realpolitik.
Наряду с этим следует отметить и негативную сторону договора 1939 г. Ценой соглашения стала судьба независимой Польши. Германия получила «свободу рук» на востоке и могла захватить территорию польского государства. Германия могла без опаски вести военные действия на западе против Франции и Великобритании, поскольку Москва честно соблюдала условия пакта. Следует подчеркнуть, что уступая Советскому Союзу ряд восточноевропейских территорий, Гитлер ничего не терял. Названные территории не имели на тот момент большого стратегического значения. Кроме того, для фюрера не существовало окончательных межгосударственных соглашений, а лишь конкретные интересы рейха по расширению жизненного пространства.
Дополнительный протокол, помимо всего прочего, предусматривал захват Прибалтики, Бессарабии и возможный раздел Финляндии, что кардинальным образом изменяло геополитическую ситуацию в центре Европы и обрекало население захваченных стран на страдания и жизнь под иноземной властью.
§ 3. Эволюция неофициального направления
внешней политики Советского Союза в период 1935-1940 гг.
Изменение статуса СССР на мировой арене, встраивание его в систему европейской безопасности в условиях эскалации международной напряженности потребовало от советского руководства корректировки внешнеполитического курса страны, особенно в неофициальной его части, связанной с деятельностью Коминтерна. В создавшейся ситуации Коммунистический интернационал должен был пересмотреть целый ряд своих фундаментальных стратегических установок и разработать новую тактику воздействия на общественное мнение стран Европы, которая соответствовала бы требованиям текущего момента и способствовала закреплению дипломатических успехов Советского Союза. С этой целью летом 1935 г. в Москве был созван VII конгресс Коминтерна, на котором было принято решение об отказе от конфронтации с политическими партиями и организациями социал-демократического толка и о создании так называемых народных фронтов, представлявших собой блок социалистов и коммунистов, главной целью которого должно было стать предотвращение прихода к власти в странах Западной Европы правых режимов и укрепление антифашистски настроенных правительств.
Наибольшего успеха тактика народного фронта достигла во Франции, где к власти при поддержке компартии Франции пришло правительство, основу которого составили социалисты и радикалы, выступавшие как сторонники франко-советского сотрудничества. Для укрепления внутриполитического положения данного правительства руководство Советского Союза и Коминтерна предприняло ряд мер, направленных на то, чтобы оградить французских лидеров, лояльно настроенных по отношению к СССР от критики слева. Новое французское руководство ратифицировало договор о взаимопомощи между Францией и СССР, что, несомненно, способствовало укреплению позиций Советского Союза на международной арене.
Однако документальные свидетельства, относящиеся к началу 1936 г., дают основания предполагать, что на VII конгрессе КИ (1935 г.), заложившем основы единого антифашистского фронта, не был разработан конкретный механизм претворения в жизнь этих теоретических установок. В ряде документов ИККИ, а также в протоколах выступлений лидеров Коминтерна содержатся указания на кризис демонстративной политики КИ и отсутствие «правильных методов борьбы с фашизмом».
В период 1936-1939 гг. руководители Коммунистического интернационала и отдельных национальных секций предлагали свои варианты концепции народного фронта, определяющей формы и методы борьбы с фашизмом в международном масштабе и в каждой стране в отдельности с учетом специфических, присущих ей черт.
В целом многие варианты концепции основывались на сохранении и укреплении (а в тех странах, где победил фашизм, — на восстановлении) институтов и социальных достижений буржуазной демократии в странах Европы, а также на развитии сотрудничества восточноевропейских государств в рамках Малой Антанты, которая, объединяя "малые нации Европы", представляла им определенные гарантии безопасности перед лицом германской угрозы. Усилению позиций Малой Антанты должно было способствовать создание в государствах-союзниках народных фронтов и их активное взаимодействие между собой и французским Народным фронтом.
Особое место в концепции европейской политики Коммунистического интернационала в этот период занимала Чехословакия, игравшая ключевую роль в системе европейской безопасности. В постановлении Секретариата ИККИ по чехословацкому вопросу, принятому незадолго до так называемого «мюнхенского сговора» (25 мая 1938 г.) КПЧ предлагалось "использовать все силы партии для противодействия фашизму и захвату Чехословакии". Руководство Коминтерна считало необходимым "активно реагировать на каждый шаг гитлеровцев против Чехословакии" путем проведения международных кампаний в защиту этой страны. Наиболее сильному пропагандистскому воздействию предполагалось подвергнуть общественное мнение Великобритании и Франции.
Заметную роль в формировании общественного мнения играли специализированные международные организации, созданные Коминтерном и подчиняющиеся его представителям. Ярким примером такой организации можно считать Мировой комитет борьбы против фашизма и войны, который, объединяя достаточно широкий спектр политических сил (включая христианские организации и движения), активно выступал против фашистской идеологии и политической практики, в частности против участия немецких и итальянских войск в боевых действиях в Испании.
Одним из основных достоинств Мирового комитета являлось то, что он не конкурировал с другими миротворческими организациями, а, напротив, привлекал их к своей работе. Необходимо отметить, что формально во главе комитета стояли видные антифашистские деятели из разных стран, представители либеральной буржуазной интеллигенции, никак не связанные непосредственно с Коминтерном.
Значительное внимание руководство КИ уделяло сотрудничеству с Рабочим Социалистическим интернационалом, организуя совместные координированные выступления коммунистических и социал-демократических партий в поддержку испанских республиканцев (включая выступления парламентских и муниципальных фракций), а также пытаясь создать постоянный контактный комитет, координирующий антифашистскую деятельность этих организаций. Инструкции Секретариата ИККИ представителям Коминтерна на переговорах с РСИ настоятельно рекомендуют им избегать разрыва переговоров и добиваться положительного решения хотя бы по отдельным вопросам.
В целом, говоря об итогах деятельности Коммунистического интернационала в предвоенные годы, необходимо отметить, что несмотря на все усилия, данная организация не смогла создать надежную систему противодействия фашистской агрессии в Европе. Многие мероприятия, организованные Коминтерном, не нашли поддержки у приверженцев социалистических партий или были неверно истолкованы ими. Свою роль здесь сыграли хронические противоречия, определявшие отношения между коммунистами и социал-демократами на протяжении почти всего периода существования III Интернационала, а также неприятие общественным мнением Запада репрессивной политики, проводимой в Советском Союзе сталинским руководством и многие другие факторы.
Однако, несмотря на это, меры, принятые международным коммунистическим движением, стали своеобразным идеологическим и организационным фундаментом для последующего сотрудничества коммунистических и реформистских нелегальных организаций в рамках движения сопротивления в оккупированных странах. 4. Международные отношения в годы Второй мировой войны
После вторжения Германии 1 сентября 1939 г. на территорию Польши наступает новый этап в развитии международных отношений XX века. Мир вступил во Вторую мировую войну, которая кардинально меняла сложившуюся к тому времени систему международных отношений. Великобритания, США и СССР стали разыгрывать новую партию, привыкая друг к другу.
Великобритания. В июле 1941 г. премьер-министр Великобритании У.Черчилль подписывает договор с Москвой, направленный против фашистской Германии. Однако, пойдя на этот шаг, Черчилль рассчитывал в долгосрочной перспективе сдержать Сталина на европейском континенте после поражения Гитлера. По мнению британского премьера, Сталин будет продолжать традиционную экспансионистскую политику Москвы в направлении черноморских проливов и Средиземного моря, регион английских интересов. Соответственно с этими убеждениями, Черчилль настоял на вторжении союзнических сил не в Нормандии (предложение Франклина Рузвельта), а на юге Европы. Согласно этому плану, Советская армия не должна быть допущена в сердце Европы. Успешное наступление в Италии и Греции, по мнению Черчилля, остановит продвижение Красной армии на запад и не позволит Сталину оккупировать центральные районы континента.
Наступление союзников началось в Сицилии и Италии в 1943 г. Открытие второго фронта произошло в 1944 г., после высадки англо-американских сил в Нормандии. Однако опасения Черчилля подтвердились, героическое и успешное наступление Советской армии на восточном фронте привело ее на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Германии и Австрии. Встреча союзников произошла на реке Эльбе.
У. Черчилль агитировал Рузвельта не выводить американские войска с континента. Поскольку это привело бы к образованию вакуума на континенте, который был бы моментально заполнен Советским Союзом. Одной из важнейших внешнеполитических целей Лондона стала формализация американского военного присутствия в Европе.
Советский Союз. До начала войны, Сталин не видел больших отличий в политике Чемберлена, Рузвельта и Гитлера. Даже после окончания Второй мировой войны лидер СССР продолжал отрицать какую-либо разницу между либеральной Америкой и фашистской Германией. Для него обе страны представляли противную сторону, лагерь империалистических, захватнически настроенных государств. Идеологическое противостояние оказало заметное влияние на внешнеполитический курс Москвы. Сталин блестяще провел Советский Союз через запутанные дипломатические бои, реализуя стратегию, где четко просматривались три составляющих: геополитические интересы, блеф и дипломатия «разделяй и властвуй».
Соединенные Штаты Америки. Американский внешнеполитический курс, так же как и советский, был чрезмерно идеологизирован. В 1941 г. Рузвельту удалось заполучить подпись Черчилля под документом, которые позднее стал известен как Атлантическая хартия. Рузвельт надеялся, что Лондон искренне разделяет цели войны - защищать суверенитет всех наций и поддерживать свободу мореплавания. Изначально в хартии говорилось о формировании «всеобщей системы безопасности», утверждении справедливых принципов мировой экономики, гарантировании свободного и равного доступа всем странам к мировым богатствам. Таким образом, речь шла о традиционных либеральных ценностях. Только после того как документ был заметно выхолощен, Черчилль поставил свою подпись. Атлантическая хартия, хотя и
явила разногласия между Вашингтоном и Лондоном, воспринималась как неотъемлемая идейная основа антифашистской коалиции.
Часть принципов Атлантической хартии противоречила политике Сталина и вызывала настороженность Кремля: восстановление суверенитета для наций, лишенных его. Таким образом, ставился вопрос о легитимности советских территориальных приобретений в 1939-1941 гг. Однако, как и предвидел Сталин, после войны союзники не стали буквально трактовать столь радикальные принципы. 24 сентября 1941 г. Москва также присоединилась к Атлантической хартии.
Вступление США в войну. 26 ноября 1941 г. Вашингтон предъявил Японии ультиматум, в котором требовалось вывести все японские войска из Китая и Индокитая, а также отказаться от поддержки в Китае любого иного правительства, кроме правительства Гоминьдана. В течение 10 дней США ожидали ответа. 7 декабря японская авиация нанесла сокрушительный удар по военно-морской базе США на Гавайях -Перл-Харбор. Для американского флота это нападение было полной неожиданностью и, как следствие, он понес тяжелые потери. США объявили о вступлении страны в состояние войны с Японией и Германией. 8 декабря 1941 г. Великобритания объявила войну Японии. Мир раскололся на два противоборствующих лагеря. С одной стороны - державы оси: Германия, Япония, Италия и их союзники, с другой - Великобритания, США, СССР и их союзники.
В мае и июне 1942 г. между СССР, с одной стороны, США и Англией - с другой, были заключены советско-английское и советско-американское соглашения. По соглашению между СССР и Англией о союзе в войне против гитлеровской Германии и о сотрудничестве после войны от 26 мая 1942 г., стороны взяли на себя обязательство «оказывать друг другу военную и другую помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе», и не вступать ни в какие переговоры с правительством Гитлера. Предусматривалось также развитие широких политических и экономических контактов после войны.
Согласно советско-американскому соглашению, США обязались снабжать Советский Союз оборонными материалами, а СССР - содействовать укреплению обороны США. Американские поставки в рамках ленд-лиза оказали заметную помощь Советской армии.
Достигнутые в Лондоне и Вашингтоне В.М. Молотовым соглашения стали формальной основой для сотрудничества между союзниками. При этом привезенное Молотовым коммюнике, где констатировалось полное понимание союзниками в вопросе о необходимости открытия второго фронта в Европе в 1942 г., Сталин трактовал как обязательство Вашингтона и Лондона действительно открыть второй фронт. Однако, во время визита Черчилля в Москву, премьер-министр попытался убедить Сталина в невозможности открытия второго фронта в Европе в 1942 г. 8 ноября 1942 г. американские силы высадились в Северной Африке на побережье Марокко, где по-прежнему сохранялась угроза британским владениям на Ближнем Востоке.
Московская конференция состоялась 19-30 октября 1943 г., на ней встретились министры иностранных дел Англии, США и СССР. Конференция предваряла встречу «большой тройки» в Тегеране. В работе конференции принял участие представитель Китая (посол Китая в Москве). Союзники обсуждали вопросы о сокращении сроков войны (об открытии второго фронта), о послевоенном устройстве Германии, о положении в Италии, об Австрии, о создании новой международной организации после войны. Наверно, единственным реальным итогом конференции стало учреждение европейской консультативной комиссии, которая, по замыслу министров иностранных дел, должна была разрабатывать и представлять трем правительствам предложения, связанные с окончанием военных действий в Европе, а также условия капитуляции стран оси.
На Московской конференции был сделан практический шаг к созданию ООН. В «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности» говорилось о намерении сторон продолжать борьбу до безоговорочной капитуляции противника. На конференции министры пытались не раздражать друг друга радикальными предложениями, поскольку понимали, что главные и принципиальные решения должны были приниматься лидерами на встрече в Тегеране. Так, вопрос о послевоенных границах почти не обсуждался. Союзники, в свою очередь, попытались убедить Москву в большой стратегической важности открытия фронта в Италии. Московская конференция стала первой из целой серии конференций союзников с осени 1943 г. по лето
1945 г.
По дороге в Тегеран Рузвельт и Черчилль встретились в Каире 23 ноября 1943 г. Основным вопросом на Каирской конференции было обсуждение будущего Дальневосточного региона. Именно для этого в Каир был приглашен лидер Китая Чан Кай-ши, что вызвало некоторое раздражение у Черчилля. Английский лидер видел, что Рузвельт пытался сформировать новый клуб великих держав, из которого исключались «старые» игроки - Франция и Великобритания. Формальным итогом конференции была декларация по Дальнему Востоку, где заявлялось о полной ликвидации Японской империи. Сталин согласился с Каирской декларацией, поддержал США в их стремлении ввести Китай в клуб великих держав, но при этом потребовал благоприятного решения территориальных вопросов по Сахалину и Курилам в
пользу СССР.
Тегеранская конференция состоялась в столице Ирана 28 ноября — 1 декабря 1943 г. Особенностью этой конференции стало заметное сближение Москвы и Вашингтона, которые после визита в 1941 г. Молотова в США намного лучше понимали друг друга и стремились сохранить единство позиций по принципиальным вопросам будущего мироустройства. Черчилль, напротив, держался стратегии англоамериканского блока.
Одним из главных вопросов конференции стал вопрос об открытии второго фронта. К этому времени наступил коренной перелом на восточном фронте. Красная армия перешла в наступление, и союзники видели перспективу появления советского солдата в сердце Европы, что отнюдь не входило в планы союзников. Особенно сильно это раздражало лидера Англии, который не верил в возможность сотрудничества с Советской Россией. На конференции Черчилль и Рузвельт дали согласие на открытие второго фронта. «Большая тройка» обсуждала также и будущие границы в Европе. Самым болезненным вопросом был польский. Сталин предложил передвинуть польскую границу на Запад, к Одеру. Советско-польская граница должна была проходить по линии, установленной в 1939 г. Тогда же Сталин заявил о претензиях Москвы на Кенигсберг и новые границы с Финляндией. Союзники решили согласиться с территориальными требованиями Москвы. Сталин, в свою очередь, пообещал вступить в войну против Японии после поражения Германии. В Тегеране было также объявлено о том, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами, действующими под эгидой международной организации, Устав которой вырабатывался представителями СССР, США и Великобритании в сентябре 1944 г. в Дум-бартон-Оксе, США. Неофициальная конференция завершилась принятием «Предложений относительно создания Всеобщей международной организации безопасности». В Думбартон-Оксе были согласованы цели, принципы, членство и структура
будущей организации.
4-11 февраля 1945 г. «большая тройка» собралась в Ялте. Перед приездом в Крым лидеры США и Великобритании провели предварительные консультации на
Мальте. Однако западным лидерам не удалось снять противоречия, которые проявились в ходе переговоров в Крыму. Рузвельт намеревался продолжить курс на сотрудничество с Москвой, надеясь с помощью Советского Союза завершить демонтаж колониальной системы. Черчилль же настаивал на сохранении атлантической солидарности, тем более что лидеров США и Англии связывала тайна атомного проекта, реализация которого началась в Соединенных Штатах.
Основным вопросом конференции была судьба Германии. Были согласованы планы и сроки окончательного разгрома немецкой армии. Было принято решение об образовании трех оккупационных зон на территории Германии и создании специального контрольного органа главнокомандующих трех держав с местопребыванием в Берлине. Несмотря на протесты Сталина, стороны договорились пригласить и Францию занять определенную зону и принять участие в работе контрольного органа. Рузвельт убедил Сталина, что это позволит смягчить позицию де Голля. Союзники согласились и по вопросу о репарациях, хотя окончательно сумма не была определена.
В центре внимания участников конференции опять был польский вопрос. Черчилль и Сталин по-разному видели польско-германскую границу. Восточная граница должна была пойти по линии Керзона.
Советскому Союзу удалось получить согласие на членство двух советских республик в ООН. Учредительная конференция была запланирована на апрель 1945 г.
По предложению американской стороны был согласован вопрос и вступлении СССР в войну против Японии не позднее чем через три месяца после капитуляции Германии при следующих условиях: сохранение существующего положения Монгольской Народной Республики; восстановление принадлежащих России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором (1905 г.); передача Советскому Союзу Курильских островов. По всем этим вопросам инициатива уступки Москве принадлежала Франклину Рузвельту, который ради реализации своих идей, заложенных в Атлантической хартии, хотел добиться поддержки Сталина.
На конференции была обсуждена судьба малых стран Европы. Сталин по многим вопросам пошел на уступки, понимая, что за согласие решить территориальные проблемы в пользу СССР надо платить. Греция оставалась в сфере британских интересов, в Италии сохранялся британо-американский контроль, в Югославии пока сохранялся паритет. По сути, решения Ялтинской конференции отдали страны Восточной Европы под советское влияние. В Крыму «большая тройка» начертила будущую карту мира, которая в итоге приняла несколько иные очертания, чем это представлялось Франклину Рузвельту, Уинстону Черчиллю и Иосифу Сталину.
25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась учредительная конференция Организации Объединенных Наций. Конференция приняла решение об ответственности Совета Безопасности за поддержание мира, ограничив полномочия Ассамблеи. Несмотря на многочисленные противоречия в позициях великих держав, главное было сделано. Была создана новая международная организация, ответственная за мир и безопасность человечества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|