Сделай Сам Свою Работу на 5

Советской внешней политики в начале 20-х гг.





Необходимо отметить, что устанавливая отношения со странами Востока и пред­принимая усилия по налаживанию контактов с развитыми капиталистическими дер­жавами Запада по официальным дипломатическим каналам, советское руководство интенсивно развивало другое направление своей внешней политики - неофициальное, осуществлявшееся, в частности, через нелегальный аппарат Коминтерна. Данное на­правление советской внешней политики позволяло оказывать влияние на политиче­скую обстановку даже в тех странах, с которыми у РСФСР еще не были установлены дипломатические отношения.

Необходимо также отметить, что в самом начале своего существования Коммуни­стический интернационал ориентировался в основном на развитие революционного движения в странах Запада, которое, по мнению основателей данной организации, должно было привести к изменению мирового порядка практически в мировом мас­штабе, однако, после поражений революционных выступлений в Германии и Венг­рии, Коминтерн вынужден был переориентироваться на активизацию восточного на­правления своей политики, ограничив свою работу в развитых индустриальных стра­нах обработкой общественного мнения в пользу признания РСФСР, прекращения военной интервенции и т.д.



Вопрос о развитии неофициального направления советской внешней политики на Востоке был поставлен на II конгрессе Коминтерна в 1920 г. Это было связано как с затруднениями, испытываемыми революционным движением на Западе, так и с наме­тившимися успехами восточной политики Советской России. Залогом успеха подоб­ной политики считалось создание параллельно с восточными компартиями массовых непартийных организаций, которые должны были стать опорой советского влияния в регионе.

Важность восточной политики Коминтерна в общем контексте внешней политики РСФСР в нач. 20-х гг. определялась главным образом тем, что страны Востока - «не­полноправные нации и колонии с их сырьем, топливом и продовольствием, громад­ным запасом человеческого материала» (И.В. Сталин), являлись тылом, резервом стран Запада, враждебно относившихся к Советскому государству. В то время, когда идея мировой революции еще казалась осуществимой, руководители Советской Рос­сии и Коминтерна считали, что для того, чтобы выиграть революционную войну, «нужно не только победить на фронте, но и революционизировать тыл противника... Поэтому победу мировой революции можно считать обеспеченной лишь в том слу­чае, если пролетариат сумеет сочетать свою собственную борьбу с освободительным движением неполноправных наций и колоний».



В целом, в процессе осуществления своей восточной политики, Коммунистиче­ский интернационал активизировал и вовлек в сферу своей деятельности практически все социальные слои как капиталистических стран Запада, так и зависимых стран Востока, а также многочисленные национальные меньшинства, религиозные общины и движения. Деятельность неофициального направления советской внешней политики способствовала оформлению и сравнительно быстрому развитию политических и общественных организаций, в большинстве случаев лояльно настроенных по отноше­нию к Советской России, которые получили реальную возможность оказывать влия­ние на развитие политических процессов в регионе. Правящая элита и колониальные (мандатные) власти уже не могли не принимать в расчет тех социальных импульсов, которые исходили от новых субъектов политического процесса и вынуждены были строить свою политику с учетом этого фактора.

Необходимо обратить внимание на высокую степень централизации восточной политики Коминтерна и близких к нему организаций, выразившуюся в попытке уста­новления строгого контроля над всеми сферами жизни и деятельности коммунисти­ческих партий и других подчиненных ему организаций, для чего практически с мо­мента основания Коммунистического интернационала начала создаваться система специализированных подразделений. Эти подразделения, имевшие на разных этапах своего функционирования и аналитические и исполнительские функции, опиравшие­ся в своей работе на штат квалифицированных экспертов и надежные каналы связи, были способны заниматься разработкой тактики и программных документов комму­нистических и националистических партий, подготовкой пропагандистских кампа­ний, руководством их повседневной деятельностью с учетом специфики отдельных стран и регионов. Подобная централизация помогала высшим органам управления Коммунистическим интернационалом определять линию поведения коммунистов и воздействовать на политические процессы в разных странах даже в условиях слабо­сти коммунистических организаций.



Тактика Коминтерна в различных странах и регионах и характер деятельности его региональных секций напрямую были связаны с близостью той или иной страны к границам Советского государства, а также с тем, насколько лояльно относился пра­вящий в этой стране режим к новому руководству России. Особенно ярко эта черта проявилась в первые годы существования Коммунистического интернационала, когда данная организация демонстрировала самые различные подходы, стремясь обеспе­чить безопасность РСФСР, - от организации и вооруженной поддержки крупных антиправительственных выступлений (Иран, Германия), стимулирования религиозно-политических движений (арабские страны), организации антивоенных выступлений и выступлений в поддержку «родины мирового пролетариата» (Великобритания, Фран­ция, США) до ограничения коммунистической пропаганды и поддержки существую­щего режима (Турция). В дальнейшем, используя тактику единого (в колониях и по­луколониях - антиимпериалистического) фронта, умело манипулируя националисти­ческими или пацифистскими настроениями и умело маневрируя между различными политическими группировками стран Европы, Ближнего, Среднего и Дальнего Вос­тока, Коминтерн сумел добиться создания благоприятных условий для советского проникновения в страны, представлявшие интерес для внешней политики РСФСР, и укрепления в ряде стран правящих режимов, лояльно настроенных по отношению к Советскому государству.

Необходимо обратить внимание также на то, что как в начале 20-х гг., так и в те­чение всего периода существования Коминтерна массовые движения в Европе, Аме­рике и на Востоке практически нигде не возглавлялись коммунистическими партия­ми. В то время как социал-демократические и националистические группировки про­должали укреплять свои позиции, компартии оставались сравнительно небольшими организациями с достаточно узким кругом приверженцев. Выступления коммунистов не носили массового характера, а их реакция на многие события политической жизни своих стран была во многих случаях запоздалой. Однако несмотря на это, нельзя не отметить, что коммунистические организации обладали определенным потенциалом развития, который мог быть использован Коминтерном в случае изменения полити­ческой обстановки и прихода к власти в той или иной стране режима, негативно от­носящегося к Советской России. В этом случае Коминтерн, активизировав деятель­ность соответствующей секции, мог использовать политические или экономические трудности этого режима для его дестабилизации. Кроме того, коммунистические пар­тии, представлявшие собой во многих случаях небольшие и достаточно хорошо за­конспирированные организации, могли служить в качестве канала оперативного по­ступления информации о событиях, происходящих в мире, что позволяло советскому руководству строить свою внешнюю политику, максимально учитывая настроения и симпатии различных социальных слоев и политических группировок различных стран и регионов.

Таким образом, несмотря на то что ни в одной стране в рассматриваемый период коммунистические партии или группы не смогли прийти к власти, деятельность Коминтерна на международной арене нельзя назвать безуспешной. Политика, проводи­мая этой организацией, способствовала развитию просоветских настроений в странах Европы и Америки и антизападных настроений в колониальных и зависимых странах Востока, а также проникновению советского влияния даже в те страны, с которыми РСФСР еще не имела официальных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.