|
Советской внешней политики в начале 20-х гг.
Необходимо отметить, что устанавливая отношения со странами Востока и предпринимая усилия по налаживанию контактов с развитыми капиталистическими державами Запада по официальным дипломатическим каналам, советское руководство интенсивно развивало другое направление своей внешней политики - неофициальное, осуществлявшееся, в частности, через нелегальный аппарат Коминтерна. Данное направление советской внешней политики позволяло оказывать влияние на политическую обстановку даже в тех странах, с которыми у РСФСР еще не были установлены дипломатические отношения.
Необходимо также отметить, что в самом начале своего существования Коммунистический интернационал ориентировался в основном на развитие революционного движения в странах Запада, которое, по мнению основателей данной организации, должно было привести к изменению мирового порядка практически в мировом масштабе, однако, после поражений революционных выступлений в Германии и Венгрии, Коминтерн вынужден был переориентироваться на активизацию восточного направления своей политики, ограничив свою работу в развитых индустриальных странах обработкой общественного мнения в пользу признания РСФСР, прекращения военной интервенции и т.д.
Вопрос о развитии неофициального направления советской внешней политики на Востоке был поставлен на II конгрессе Коминтерна в 1920 г. Это было связано как с затруднениями, испытываемыми революционным движением на Западе, так и с наметившимися успехами восточной политики Советской России. Залогом успеха подобной политики считалось создание параллельно с восточными компартиями массовых непартийных организаций, которые должны были стать опорой советского влияния в регионе.
Важность восточной политики Коминтерна в общем контексте внешней политики РСФСР в нач. 20-х гг. определялась главным образом тем, что страны Востока - «неполноправные нации и колонии с их сырьем, топливом и продовольствием, громадным запасом человеческого материала» (И.В. Сталин), являлись тылом, резервом стран Запада, враждебно относившихся к Советскому государству. В то время, когда идея мировой революции еще казалась осуществимой, руководители Советской России и Коминтерна считали, что для того, чтобы выиграть революционную войну, «нужно не только победить на фронте, но и революционизировать тыл противника... Поэтому победу мировой революции можно считать обеспеченной лишь в том случае, если пролетариат сумеет сочетать свою собственную борьбу с освободительным движением неполноправных наций и колоний».
В целом, в процессе осуществления своей восточной политики, Коммунистический интернационал активизировал и вовлек в сферу своей деятельности практически все социальные слои как капиталистических стран Запада, так и зависимых стран Востока, а также многочисленные национальные меньшинства, религиозные общины и движения. Деятельность неофициального направления советской внешней политики способствовала оформлению и сравнительно быстрому развитию политических и общественных организаций, в большинстве случаев лояльно настроенных по отношению к Советской России, которые получили реальную возможность оказывать влияние на развитие политических процессов в регионе. Правящая элита и колониальные (мандатные) власти уже не могли не принимать в расчет тех социальных импульсов, которые исходили от новых субъектов политического процесса и вынуждены были строить свою политику с учетом этого фактора.
Необходимо обратить внимание на высокую степень централизации восточной политики Коминтерна и близких к нему организаций, выразившуюся в попытке установления строгого контроля над всеми сферами жизни и деятельности коммунистических партий и других подчиненных ему организаций, для чего практически с момента основания Коммунистического интернационала начала создаваться система специализированных подразделений. Эти подразделения, имевшие на разных этапах своего функционирования и аналитические и исполнительские функции, опиравшиеся в своей работе на штат квалифицированных экспертов и надежные каналы связи, были способны заниматься разработкой тактики и программных документов коммунистических и националистических партий, подготовкой пропагандистских кампаний, руководством их повседневной деятельностью с учетом специфики отдельных стран и регионов. Подобная централизация помогала высшим органам управления Коммунистическим интернационалом определять линию поведения коммунистов и воздействовать на политические процессы в разных странах даже в условиях слабости коммунистических организаций.
Тактика Коминтерна в различных странах и регионах и характер деятельности его региональных секций напрямую были связаны с близостью той или иной страны к границам Советского государства, а также с тем, насколько лояльно относился правящий в этой стране режим к новому руководству России. Особенно ярко эта черта проявилась в первые годы существования Коммунистического интернационала, когда данная организация демонстрировала самые различные подходы, стремясь обеспечить безопасность РСФСР, - от организации и вооруженной поддержки крупных антиправительственных выступлений (Иран, Германия), стимулирования религиозно-политических движений (арабские страны), организации антивоенных выступлений и выступлений в поддержку «родины мирового пролетариата» (Великобритания, Франция, США) до ограничения коммунистической пропаганды и поддержки существующего режима (Турция). В дальнейшем, используя тактику единого (в колониях и полуколониях - антиимпериалистического) фронта, умело манипулируя националистическими или пацифистскими настроениями и умело маневрируя между различными политическими группировками стран Европы, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Коминтерн сумел добиться создания благоприятных условий для советского проникновения в страны, представлявшие интерес для внешней политики РСФСР, и укрепления в ряде стран правящих режимов, лояльно настроенных по отношению к Советскому государству.
Необходимо обратить внимание также на то, что как в начале 20-х гг., так и в течение всего периода существования Коминтерна массовые движения в Европе, Америке и на Востоке практически нигде не возглавлялись коммунистическими партиями. В то время как социал-демократические и националистические группировки продолжали укреплять свои позиции, компартии оставались сравнительно небольшими организациями с достаточно узким кругом приверженцев. Выступления коммунистов не носили массового характера, а их реакция на многие события политической жизни своих стран была во многих случаях запоздалой. Однако несмотря на это, нельзя не отметить, что коммунистические организации обладали определенным потенциалом развития, который мог быть использован Коминтерном в случае изменения политической обстановки и прихода к власти в той или иной стране режима, негативно относящегося к Советской России. В этом случае Коминтерн, активизировав деятельность соответствующей секции, мог использовать политические или экономические трудности этого режима для его дестабилизации. Кроме того, коммунистические партии, представлявшие собой во многих случаях небольшие и достаточно хорошо законспирированные организации, могли служить в качестве канала оперативного поступления информации о событиях, происходящих в мире, что позволяло советскому руководству строить свою внешнюю политику, максимально учитывая настроения и симпатии различных социальных слоев и политических группировок различных стран и регионов.
Таким образом, несмотря на то что ни в одной стране в рассматриваемый период коммунистические партии или группы не смогли прийти к власти, деятельность Коминтерна на международной арене нельзя назвать безуспешной. Политика, проводимая этой организацией, способствовала развитию просоветских настроений в странах Европы и Америки и антизападных настроений в колониальных и зависимых странах Востока, а также проникновению советского влияния даже в те страны, с которыми РСФСР еще не имела официальных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|