Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 2 глава





Указанные факторы привели к достаточно быстрому росту эллинистических фе­дераций. В исторической науке существует также точка зрения, что интеграционные процессы эпохи эллинизма явились простым продолжением древней традиции пле­менного единства, когда для его возобновления появились благоприятные условия.

Новые политические объединения проводили достаточно активную внешнюю по­литику, взаимодействуя как между собой, так и с крупнейшими эллинистическими монархиями - Македонией Антигонидов, Сирией Селевкидов и птолемеевским Егип­том. Федерации использовали противоречия между ними для укрепления своей неза­висимости. Во II в. до н.э. федерации полисов продолжали играть важную роль в ме­ждународной политике, расширяя свои фаницы, однако в этот период они выступали уже как сателлиты Македонии или Рима, которые использовали их в борьбе друг с другом.

Верховным законодательным органом союзов являлось общесоюзное собрание, выполнявшее примерно те же функции, что и народное собрание в полисе. На собра­ниях решались и внешнеполитические вопросы, касающиеся оказания военной или политической помощи тому или иному государству, объявления войны, заключения мира, ратификации договора и т.д. Собрания также отправляли и принимали посоль­ства, заслушивали отчеты послов, принимали или отвергали дары иностранных пра­вителей, решали судьбу пленных, руководили улаживанием территориальных споров между союзными полисами и т.д.



Внешнеполитическими функциями обладал и стратег (глава исполнительной вла­сти) союза, который имел право своей властью разрешать набеги на территории со­седних государств в случае необходимости, а также мог вести переговоры с ино­странными державами, лично встречаясь с их представителями, отправляя послов или ведя дипломатическую переписку. Кроме того, стратег имел право выступать на общесоюзном собрании с инициативой объявления войны или заключения мира, причем позиция стратега, как правило предопределяла исход голосования. Широта полномочий стратега, в том числе в сфере внешней политики, была ограничена таки­ми должностными лицами, как дамиурги, которые имели право пресекать действия стратега, противоречащие союзному закону.



Каждый полис, входивший в федерацию, также имел право проводить самостоя­тельные внешнеполитические акции, не противоречащие курсу внешней политики союза в целом. Неизвестны и, безусловно, не допускались случаи самостоятельного начала военных действий против иностранного государства одним из союзных поли­сов; с другой стороны, федерации не препятствовали своим членам поддерживать двусторонние отношения с союзными государствами.

В целом, подводя итоги, можно сказать, что именно такой способ интеграции по­лисов в единое целое помог им приспособить свое существование к новым внешним и внутренним условиям и обеспечить возможность сравнительно мирного развития при стабилизации внутриполитической обстановки.

Богатый источниковый материал, свидетельствует о том, что в полисах и союзах античной Греции существовала достаточно развитая дипломатическая практика, по­зволявшая разрешать возникающие между ними конфликты мирным путем при со­действии послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками, в классической — старейшинами. В большинстве греческих полисов послы избирались народным собранием из лиц почтенного возраста (не моложе 50 лет), чем и объясняется появ­ление термина «старейшины».

Обычно послы выбирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторите­том и имевших проксенов в других полисах. Одним из необходимых качеств, учиты­вавшихся при выборе послов, было красноречие кандидатов. Чаще всего посольские поручения давались высшим должностным лицам полисов. Иногда обязанности по­слов возлагались на частных лиц, занимавших ранее выборные должности и сохра­нивших свое влияние на политическую жизнь общины. Известны случаи, когда по­слами назначали ораторов или актеров, чье искусство придавало больший вес и убедительность словам посла, выступавшего перед народным собранием другого города-государства.



Число членов посольской миссии было различным. Все послы считались равно­правными, и лишь позже вошло в обычай выбирать главу посольства - «архистарей­шину», который также выполнял обязанности главы посольской коллегии. На содер­жание послов в период выполнения их полномочий выделялись определенные де­нежные суммы, так называемые «дорожные деньги»; они также имели право на со­держание определенного штата прислуги.

При отправлении послов им давались рекомендательные письма («символа») к проксенам города, в который выезжало посольство. Цели посольства и свобода ди­пломатического маневра на переговорах определялись инструкциями, которые вру­чались послам. В Греции существовал установленный порядок оформления инструкций: они представляли собой грамоту, состоящую из двух сложенных вместе наво­щенных дощечек - «дипломата», от чего и произошел сам термин «дипломатия».

Как правило, послы, прибывшие к месту назначения, встречались с проксеном и вместе с ним направлялись к должностным лицам полиса, ведавшим внешними сно­шениями общины. Они предъявляли им свои грамоты и получали от них соответст­вующие указания и советы. Затем через некоторое время послам предоставлялось слово в совете или на народном собрании, где они объясняли цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же вопрос передавался на рассмот­рение специальной комиссии. Как правило, к послам относились с должным почте­нием, обеспечивая им хороший прием, преподносили подарки и приглашали на теат­ральные представления, игры и празднества.

По возвращении в родной город члены посольства отчитывались в народном соб­рании о результатах своей миссии, причем каждому гражданину предоставлялось право, выслушав отчет посла, высказать свою оценку его деятельности и даже вы­ступить с обвинениями в адрес членов посольства. В случае же одобрения результа­тов деятельности послов им выдавались почетные награды.

Одной из главных обязанностей послов в античных полисах было заключение союзов с другими городами-государствами и подписание соответствующих догово­ров. На договор древние смотрели как на нечто священное. Нарушение договора, по их убеждению, влекло за собой кару богов, поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров было обставлено строгими формальностями. Договор­ные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестест­венные силы, освящающие подписанный договор. Клятвы давались обеими сторона­ми в присутствии руководящих лиц того города, в котором подписывался договор. Как правило, к клятве присоединялась еще и угроза проклятия, которое должно было упасть на потенциального нарушителя договора.

После принятия условий договора каждой стороне вменялось в обязанность выре­зать его текст, а также текст клятвы на каменной стеле, которая должна была хра­ниться в одном из храмов. Копии наиболее важных соглашений хранились в обще­греческих святилищах (в Дельфах, Делосе и т.д.). Один из вариантов текста поступал также в архивы подписавших договор полисов. В случае разрыва договора и объяв­ления войны стела с текстом договора разбивалась, что символизировало расторже­ние договора.

Возникавшие на почве нарушений договорных условий споры и столкновения пе­редавались на рассмотрение третейской комиссии, которая налагала на виновников денежные штрафы, которые вносились в казну какого-либо храма (Аполлона Дель­фийского, Зевса Олимпийского и т.д.). Из сохранившихся надписей известны взы­скания, равнявшиеся 10 и более талантам, что в то время составляло достаточно крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда, против непокорных полисов принимались принудительные меры, вплоть до объявления «священной войны».

Указанные дипломатические процедуры с определенными изменениями сущест­вовали и в эллинистическую эпоху.

Таким образом, история межгосударственных связей Древней Греции демонстри­рует примеры достаточно развитой дипломатической практики, позволявшей регули­ровать отношения между полисами мирными средствами. Что же нового в межгосу­дарственную практику отношений внес римский период? Рассмотрим специфику внешней политики Древнего Рима.

§ 3. Рим

Внешнеполитическая деятельность Древнего Рима была достаточно активной на протяжении всего периода существования этого государства. Римляне распространя­ли свое влияние на достаточно обширные территории, включавшие в себя Средизем­номорский регион, страны Благодатного Полумесяца, часть областей Центральной, Южной и Западной Европы, а также некоторые территории во внутренних областях Азии. Исторические источники дают основания утверждать, что римлянами были установлены контакты с некоторыми государствами на территории Индии, а также с Китаем. Ограниченные рамки данного учебного пособия не позволяют осветить все сюжеты, связанные с деятельностью Древнего Рима на международной арене; мы ограничимся лишь изучением основных направлений римской внешней политики, наиболее характерных ее черт, а также рассмотрим те новации, которые были введе­ны римскими дипломатами во внешнеполитическую практику.

Руководство внешней политикой Рима в период республики осуществлял сенат. Именно ему принадлежало исключительное право определения внешнеполитических приоритетов государства, стратегии и тактики Рима во взаимодействии с другими государствами. Сенат принимал решения об отправке посольств, осуществлявших дипломатическую работу за пределами Рима, принимал миссии из других стран, ру­ководил вооруженными силами, а в экстренных случаях назначал диктатора, которо­му временно передавалась вся полнота власти, в том числе и полномочия в сфере внешней политики.

Римское посольство всегда состояло, как минимум, из трех человек. Во главе него стоял легат (посол), кандидатура которого, как правило, выдвигалась консулами или преторами и подлежала обязательному утверждению в сенате. В посольства избира­лись в основном лица из сенаторского сословия. От имени сената и римского народа легаты объявляли войну, заключали мир, подписывали договоры, решали вопросы, связанные управлением провинциями и урегулированием конфликтов и споров. Се­нат обеспечивал посольствам особый статус неприкосновенности, право свободного проезда по территории римских владений и получения в пути всего необходимого для выполнения возложенной на них миссии.

Сенату принадлежало право не только отправлять, но и принимать посольства. Прибывшие в Рим иностранные послы делились на 2 категории - послы враждебных государств и послы дружественных держав. Послы враждебных государств в город не допускались, а размещались за городской чертой, на Марсовом поле. Иным было отношение к послам дружественных государств, которых принимали со всеми подо­бающими почестями. Послов от крупных держав встречал один из высших римских магистратов, который сопровождал их во время поездок по Италии и при отъезде на родину. Послам уделялось большое внимание: в их честь устраивались празднества, театральные и цирковые представления, на которых им отводились почетные места. Отметим также, что в Риме существовал обычай преподносить послам богатые дары; со своей стороны, приезжавшие в Рим послы делали богатые подношения в римскую казну.

В имперский период внешняя политика все более становилась уделом император­ского двора. Функции, связанные с выработкой и осуществлением внешнеполитиче­ского курса стала осуществлять личная канцелярия императора, в связи с чем вопро­сы межгосударственных связей перестают быть предметом обсуждения широкого круга лиц и становятся достоянием группировок, приближенных к императору. По­степенно утрачивает свое значение фигура легата, главным образом в связи с тем, что его общение с главой государства значительно затрудняется.

Внешнеполитические мероприятия (объявление войны, заключение мира и т.д.) обставлялись сложным церемониалом. Обрядовые формальности осуществлялись представителями жреческой коллегии фециалов. На них также была возложена от­ветственность за хранение международных договоров и соглашений.

К должностным лицам, представлявшим римскую общину в сношениях с ино­племенниками, относились и так называемые рекуператоры - выборные судьи, раз­биравшие споры о взаимных материальных претензиях между римлянами и предста­вителями других италийских племен. Впоследствии, в период II - I вв. до н.э., суд рекуператоров стал рассматривать жалобы населения провинций на действия наме­стников.

В связи с развитием международных связей в Древнем Риме появились и элемен­ты международного права. Они содержались уже в фециальном праве (jus fetiale). По мере усложнения взаимоотношений с соседями наряду со старинным «гражданским npaBOM»(jus civile) появляется и «право HapoaoB»(jus gentum), которое регулировало отношения между римлянами и иностранцами.

Дошедшие до нашего времени исторические источники позволяют разделить ис­торию внешней политики Древнего Рима на 4 периода, в целом совпадающие с ос­новными этапами развития римского государства.

Период 509 - 265 гг. до н.э. характеризуется активной политикой Рима в
Италии и созданием Римско-италийского союза.

Период 263 - 201 гг. до н.э. был отмечен противостоянием Рима и Карфаге­
на, которое завершилось установлением римского господства в Западном Средизем­
номорье.

Основной характеристикой периода 200 - 66 гг. до н.э. является борьба Рима
за доминирование в Восточном Средиземноморье и включение данного региона в
орбиту римского влияния.

Отличительной чертой последнего периода (внешняя политика Римской им­
перии) является активизация отношений римлян с Парфией на фоне общего сниже­
ния внешнеполитической активности Рима, а также укрепление границ империи.

Период 509—265 гг. до н.э. характеризуется в основном развитием связей Рима с другими полисами Средней Италии. К концу так называемого «легендарного перио­да», к моменту становления Римской республики основным элементом системы меж­государственных связей в Лациуме были союзы городов-государств, характерные для полисной организации общества и необходимые для совместного противодействия агрессии в условиях слабости отдельного полиса перед лицом внешней угрозы. Од­нако источники дают основания полагать, что такие союзы были непрочными и но­сили временный характер. К концу VI в. до н.э. Рим входил в союз 30 латинских го­родов, распавшийся в результате Первой Латинской войны (508 г.). Результатом вой­ны стало создание новой, Арицийской федерации, в состав которой вошли 8 латин­ских полисов, в том числе и Рим. В соответствии с договором, заключенным между полисами, все члены федерации считались равноправными, обязывались не вмеши­ваться во внутренние дела друг друга, оказывать военную помощь своим союзникам и поровну делить военную добычу. Договор предусматривал, что руководство феде­рацией должно осуществляться выборным диктатором.

Арицийская федерация просуществовала чуть более ста лет и фактически распа­лась в 390 г. до н.э. в период галльского нашествия. В этих сложных условиях вер­ность своим союзническим обязательствам, предусмотренным договором, сохранили только Рим и Туе кул. Однако с течением времени расширение экспансии галлов в Средней Италии и определенные успехи, достигнутые римлянами в борьбе с противником, заставили бывших членов федерации возобновить союз с Римом и возродить утратившую силу Арицийскую федерацию (358 г. до н.э.)

Необходимо отметить, что новое союзное объединение качественно отличалось от своего предшественника. Характерной чертой возобновленной федерации стало безусловное преобладание Рима в вопросах внешней и военной политики. Показате­лем этого является хотя бы тот факт, что в 348 г. до н.э. Рим заключил дружествен­ный договор с Карфагеном от своего имени, а не от имени федерации.

Указанный договор в значительной степени изменил систему межгосударствен­ных отношений в регионе Западного Средиземноморья, с одной стороны, подняв престиж римской дипломатии и усилив позиции Рима в Лациуме, а с другой - разде­лив сферы влияния в регионе между Римом и Карфагеном — двумя наиболее активно развивающимися государствами. Отметим также, что данный договор, определивший сферу интересов римлян на юге Италии стал своего рода отправной точкой для раз­вития экономической и военной экспансии этого динамично развивающегося полиса, а также своего рода дипломатическим прикрытием войны Древнего Рима с так назы­ваемой Самнитской федерацией (объединение городов-государств южной части Ла-циума), обеспечив невмешательство в конфликт Карфагена. В 341 г. до н.э. римские войска одержали победу над самнитами и установили свое господство в области Кампания. Такое усиление римского влияния всерьез обеспокоило его союзников. Члены Арицийской федерации, ссылаясь на заключенный между ними договор, по­требовали избрать половину римского сената и одного из консулов из представите­лей латинов. Римляне ответили категорическим отказом.

Противоречия между Римом и союзниками привели к развязыванию Второй Ла­тинской войны, закончившейся в 338 г. до н.э. победой римлян над коалицией лати­нов, вольсков и кампанцев. Эта победа имела для Италии далеко идущие последствия политического характера, изменив структуру межгосударственных связей в стране. Арицийская федерация была распущена и заменена системой двусторонних догово­ров, условия которых Рим продиктовал своим союзникам и побежденным противни­кам в зависимости от того, какую позицию они занимали во время войны. Таким об­разом, в Лациуме (Средняя Италия) сложилась новая система межполисных отноше­ний, ключевым звеном которой стал Рим. В рамках этой системы полисы получили различный правовой статус по отношению к Риму. Данная система была достаточно гибкой, позволяя Риму регулировать отношения между союзниками, используя про­тиворечия между городами-государствами, вытекающие из различий в их статусе.

К 290 г. до н.э. покорение Средней Италии было в целом завершено. Следующим объектом римской экспансии стали греческие колонии, расположенные в южной час­ти Апеннинского п-ова. Поводом к активизации римского проникновения в этот рай­он Италии стало обращение города Фурии, который попросил у Рима поддержки в войне с племенем луканов. Взаимодействие римлян с Фурием позволило Риму рас­пространить свое влияние на часть ионического побережья Италии. В сложившейся ситуации борьбу с Римом возглавил город Тарент, создавший сильную коалицию греческих городов и пригласивший известного в те времена полководца, эпирского царя Пирра, для руководства боевыми действиями. Полководческий талант Пирра позволил коалиции на первом этапе противостояния одержать несколько побед над римскими легионами.

В этих условиях Рим активизировал свои отношения с Карфагеном, который так­же был обеспокоен усилением греков на юге Италии, и особенно в Сицилии. Резуль­татом переговоров стало заключение военного союза против Пирра, который, однако, не помешал последнему провести удачную экспедицию на остров Сицилия и подго­товить десантную операцию против африканских владений Карфагена. Развить свои военные успехи Пирру помешали его нескрываемые притязания на создание крупной эллинистической империи в Западном Средиземноморье, оттолкнувшие от него со­юзников, которые предпочли договориться с Карфагеном или сдаться Риму. Не по­следнюю роль в развале антиримской коалиции греческих колоний сыграла римская дипломатия, использовавшая в своих целях противоречия в лагере противника.

В целом, говоря об итогах Пирровой войны, можно отметить, что она способство­вала дальнейшему закреплению влияния Рима и Карфагена в Южной Италии и раз­делу сфер влияния между ними, причем в Сицилии эти сферы непосредственно со­прикасались друг с другом, что создавало ситуацию, чреватую развертыванием кон­фликта между двумя государствами в ближайшей перспективе.

В 265 г. до н.э. римляне покорили последний независимый город - Вольсиний в области Этрурия. Еще некоторое время оставалась непокоренной альпийская область Италии с долиной реки По, заселенная галлами, но в 219 г. до н.э.и эта территория была захвачена Римом.

Как уже отмечалось выше, покорение Италии Римом сопровождалось созданием системы союзных отношений, основным элементом которой был Рим, а его союзни­ки находились в неравных отношениях как с Римом, так и друг с другом. Данная сис­тема сложилась к середине IV в. до н.э. и просуществовала с определенными измене­ниями практически в течение всего периода римских завоеваний. В созданном в те­чение IV - III вв. до н.э. Римско-италийском союзе можно выделить 6 основных пра­вовых категорий:

Муниципии высшего ранга (древние полисы Лациума и римские колонии,
вынесенные на стратегически важные участки Апеннинского п-ова), получившие
полное римское гражданство.

Муниципии низшего ранга (латины, этруски и т.д.), получившие неполное
римское гражданство без права голосования, но с правом внутреннего самоуправле­
ния.

Префектуры - города, получившие римское гражданство без права голосова­
ния с частичным самоуправлением, ограниченным римским префектом.

Большинство городов и колоний внутренних областей Италии получили ла­
тинское гражданство, которое, при определенных обстоятельствах (переселение в
Рим, заключение брака с римским гражданином), могло трансформироваться в рим­
ское гражданство.

Неполное латинское гражданство получили греческие города Южной Ита­
лии. Данный статус не позволял им стать полноправными римскими гражданами.

К последней категории принадлежали города - члены бывшей Самнитской
федерации и галлы, не получившие практически никаких прав и управлявшиеся рим­
скими чиновниками.

Все союзники лишались права проведения самостоятельной внешней политики и были обязаны поставлять в римское войско вооружение, военные контингенты и экипажи судов.

Указанная система договорных отношений просуществовала в Италии до 88 г. до н.э., когда все жители Апеннинского п-ова получили права полного римского граж­данства.

Необходимо также отметить, что кроме использования противоречий, основанных на различиях в правовых статусах, римляне использовали для разделения своих со­юзников так называемое «Римское поле», т.е. земли, отданные союзниками в собст­венность римлянам. «Римское поле» было сформировано таким образом, что земли, входившие в него, тянулись вдоль западного побережья полуострова и пересекали Апеннинский хребет посредине от одного моря до другого, отделяя северных союз­ников Рима от южных.

Как уже отмечалось, почва для возникновения конфликта между Римом и Карфа­геном начала формироваться еще в период Пирровой войны, когда обе стороны фак­тически заявили о своих претензиях на преобладание в Западном Средиземноморье. Переход от дружественных, союзнических отношений к конфликтным обозначился в 272 г. до н.э., когда карфагеняне предприняли попытку овладеть Тарентом, который в создавшихся условиях предпочел сдаться Риму. Своего апогея конфликт между Ри­мом и Карфагеном достиг в период Пунических войн.

Поводом к 1-й Пунической (Сицилийской) войне, продолжавшейся с 264 по 241 гг. до н.э., стало обращение города Мессана, осажденного Сиракузами и Карфа­геном к Риму с просьбой о помощи. Сенат удовлетворил просьбу и послал войска в Сицилию.

Уже на первом этапе войны (264 - 255 гг. до н.э.) инициатива принадлежала рим­лянам. В 263 г. до н.э. им удалось вывести из войны Сиракузы - главного союзника Карфагена — и занять большую часть Сицилии. Карфаген сумел удержать только западное побережье острова, где размещались его морские базы. Удача сопутствова­ла римлянам и в морских сражениях

Развивая достигнутый успех, римские легионы высадились в Африке и осадили Карфаген, но несмотря на сложившееся тяжелое положение осажденные отказались принять условия мира. Для руководства обороной города был приглашен спартан­ский полководец Ксантипп. В 256 - 255 гг. до н.э. ему удалось создать боеспособную армию и снять осаду. В результате этого военно-стратегическое положение Рима ухудшилось и военные действия снова были перенесены на Сицилию.

Второй этап войны (255 - 241 гг. до н.э.) был отмечен примерным равенством сторон, но постепенно римским войскам удалось исправить положение, и опираясь на завоеванные на Сицилии территории, переломить ситуацию в свою пользу. В 241 г. между двумя государствами был заключен мирный договор, согласно которому Карфаген эвакуировал свои морские базы с острова Сицилия, возвращал римских пленных, а также обязывался выплатить Риму большую контрибуцию. Судя по все­му, договор ослабил позиции Карфагена настолько, что римляне сочли возможным занять острова Сардиния и Корсика. В 227 г. до н.э. Рим объявил эти острова своими провинциями, а в 226 г. до н.э. Рим и Карфаген закрепили свои новые территориаль­ные границы, заключив договор о пределах экспансии.

Однако 1-я Пуническая война не разрешила всех противоречий между двумя го­сударствам и доминирование Рима в Западном Средиземноморье еще не было абсо­лютным.

Решающее столкновение двух соперников произошло во время 2-й Пунической войны, известной также как Ганнибалова война. К этой войне Карфаген начал гото­виться еще в 237 г. до н.э., когда его войска в соответствии с планом, разработанным полководцем Гамилькаром Баркой, высадились в Иберии (Испания). Данный план, учитывавший уязвимость североафриканского побережья с военной точки зрения, предусматривал ведение войны в Европе, используя Пиренейский п-ов в качестве плацдарма.

Вторая Пуническая война может быть условно разделена на 4 этапа. Первый этап (219 - 216 гг. до н.э.) характеризуется преимуществом Карфагена в военной сфере, реализовавшимся в ряде убедительных побед над Римом и его союзниками. На вто­ром этапе сочетание военных и дипломатических успехов Карфагена привело к тому, что положение Рима становится критическим. В 215 г. до н.э. Ганнибал и македон­ский царь Филипп V заключили договор о разделе Средиземноморья в случае победы над Римом. Вскоре к этой коалиции присоединились Сиракузы и Сирия.

В создавшейся сложной ситуации Рим активизировал свои дипломатические уси­лия, направив их на то, чтобы оторвать Македонию от антиримской коалиции. К Филиппу V была послана миссия Тиберия Семпрония Гракха, который сумел убедить македонского царя в том, что союз с Карфагеном невыгоден для него. Одновременно с этим римские представители вели активную работу среди греческих государств, пытаясь спровоцировать конфликт между Этолийским союзом и Македонией. Эти усилия увенчались успехом, и конфликт разгорелся в 212 г. до н.э., обеспечив не­вмешательство Македонии во 2-ю Пуническую войну. Отход Македонии от союза с Карфагеном был умело использован римлянами. Диктатор Фабий Максим разделил римскую армию на несколько сравнительно небольших отрядов, сковавших силы Ганнибала в Сицилии, Иберии и Италии, что придало войне затяжной характер.

На третьем этапе войны (211 - 204 гг.) успешные дипломатические усилия Рима привели к распаду антиримской коалиции: от Ганнибала отошли прежние союзники и часть наемных отрядов. Численность карфагенской армии сократилась, коммуни­кации были растянуты. Сложившееся положение было эффективно использовано римскими военачальниками, захватившими инициативу в свои руки. В 211 г. до н.э. легионы осадили Капую и захватили Сиракузы, а в 209 г. до н.э. овладели портом Тарент. Войска карфагенян, спешившие на помощь Ганнибалу из Иберии были раз­биты в 207 г. до н.э.

В 204 г. до н.э. в соответствии с решением сената римский полководец Сципион подготовил и осуществил десантную операцию в Северной Африке и начал развивать наступление на Карфаген, полагая, что это заставит Ганнибала уйти из Италии. В этот период римлянам удалось заручиться поддержкой нумидийского царя Масинис-сы, которому они помогли в борьбе за власть. В решающем сражении при Заме (202 г. до н.э.) нумидийцы оказали серьезную военную помощь римским легионам, что и предопределило исход битвы.

В результате нанесенных ему военных поражений, лишенный практически всех союзников, Карфаген капитулировал в 201 г. до н.э., согласившись на условия, про­диктованные Римом: отторжение всех заморских владений, отказ от ведения само­стоятельной внешней политики, отказ от права иметь собственный военный флот и т.д. Карфагеняне должны были также в течение 50 лет выплачивать Риму большую контрибуцию.

Говоря о результатах 2-й Пунической войны, необходимо отметить прежде всего то, что после победы над Карфагеном доминирование Рима в регионе Западного Средиземноморья стало практически абсолютным. Завоеванные территории были объявлены римскими провинциями, которые должны были платить в римскую казну взнос, размер которого фиксировался в двустороннем договоре в виде постоянной суммы или установленного процента от общей суммы доходов, а также были обяза­ны содержать находившиеся на их территории римские войска и административный аппарат наместника.

Разрешив в свою пользу противоречия с Карфагеном и укрепив свои позиции в Западном Средиземноморье, Рим счел возможным активизировать свою политику в восточной части Средиземноморского региона и начал вмешиваться во внутренние дела эллинистического мира наравне с такими государствами, как Македония и дер­жава Селевкидов. В противодействии этим двум влиятельным соперникам Рим поль­зовался поддержкой второстепенных эллинистических государств, таких, как Родос и Пергам, боровшихся за свою долю влияния.

При поддержке Рима в 200 г. до н.э. был создан Родосско-пергамский военно-политический союз, который сыграл важную роль в ослаблении Македонии и Сирии Селевкидов. В том же году Рим союзу оказал военную помощь в конфликте с Маке­донией, благодаря которой македонцы потерпели поражение. Между союзниками и Филиппом V был заключен договор, согласно которому Македония признавала неза-

висимость греческих городов, сокращала свои вооруженные силы до 5 тыс. чел., а также отказывалась от права проводить самостоятельную внешнюю политику.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.