Сделай Сам Свою Работу на 5

Небольшая пауза для обдумывания сказки.

Н. В. Нищева

Любимые сказки

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

• Методические рекомендации

• Конспект занятия по обучению пересказу детей 4—5 лет

• Материал для коврографа

• Настольный театр

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Москва

«Творческий центр СФЕРА» 2007

 

 

ББК 74.102 Н71

Художники Е. М, Воробьева, А. С. Белов

Нищева Н. В.

Н71 Любимые сказки: Гуси-лебеди. Методические рекомендации. Конспект занятия по обу­чению пересказу детей 4—5 лет. Материал для коврографа. Настольный театр. — СПб.: «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС», 2007.— 12 с., ил., цв. вкл. ISBN 5-89814-357-2

© Нищева Н.В., 2007
ISBN 5-89814-357-2 © Оформление. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007

 

 

Введение

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы пря­мой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу.

Материалы настоящего пособия по русской народной сказке «Гуси-лебеди» предназначены для детей от 4 до 5 лет.

Методические приемы

Вначале с ребенком можно провести занятие по пересказу сказки. Структура занятия по пересказу предполагает следующие этапы.

1. Вводная беседа -- подготовка детей, создание эмоционального фона воспри­ятия произведения, рассматривание иллюстрации, оживление личного опыта людей.

2. Первичное рассказывание сказки педагогом без нацеливания на последующий пересказ с целью обеспечения свободного восприятия, иллюстрирование сказки фигурками на наборном полотне, что усиливает воздействие текста и активизи­рует внимание детей.

3. Беседа по сказке с целью уточнения ее содержания, привлечения внимания детей к ее языку, активной подготовки к пересказу. В ходе беседы взрослый объясняет значение новых и непонятных слов, выборочно зачитывает отрывки - песенки, диалоги, характерные повторы текста, проводит работу над диалогами и, в частности, над интонированием речи разных персонажей.



4. Повторное рассказывание сказки педагогом, суммирующее результат разбора.

5. Пауза для обдумывания сказки и подготовки детей к пересказу.

6. Пересказ сказки одним или несколькими детьми или пересказ по ролям.

7. Оценка работы детей является важным методическим приемом, которым нельзя пренебрегать ни родителям, ни педагогам. Отметив и положительные моменты, и недостатки, взрослый обязательно должен похвалить детей и поощрить их старания.

На следующий день или через несколько дней можно заняться с детьми ин­сценированием сказки. Это может быть театрализованное представление или иг­ра-драматизация. Можно также разыграть сказку в настольном или плоскостном театре.

Отдельные фигурки могут служить для обыгрывания сказки на коврографе, тогда их необходимо снабдить «липучками». Если же их прикрепить к длинным палочкам, то они могут быть использованы для плоскостного театра. Объемные же фигурки предназначены для разыгрывания сказок в настольном театре (наше пособие позволяет делать это).

С детьми необходимо заранее разучить роли, отрепетировать диалоги, поуп­ражняться в интонировании речи персонажей. В театрализованном представле­нии широко используются костюмы, декорации и другие атрибуты. Для усиления воздействия сказки рекомендуем использовать музыкальное сопровождение.

Театрализованные игры, игры на темы прослушанных произведений проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации, самостоятельной переработки материала. Игры-драматизации вос­питывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной, монологической и диалогической речью. В роли ведущего в играх и представлениях на первых порах может выступать взрослый, который помогает распределять роли, подсказывает реплики, объясняет, как можно передать содержание сказки своими словами, как разместить декорации и т. п.

Цветные иллюстрации нашего пособия могут быть использованы педагогами при рассказывании сказки или как разрезные картинки, тогда аналогичные черно-белые иллюстрации станут подсказками для малышей.

Черно-белые иллюстрации могут быть ксерокопированы и использованы как картинки для раскрашивания.

 

Занятие по пересказу русской народной сказки

«Гуси-лебеди»

Образовательные цели.Учить детей пересказывать сказку полно, последова­тельно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного вы­сказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Развивающие цели.Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, зрительный гнозис и кон­структивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением.

Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пан­томимики, ритмической стороны речи.

Воспитательные цели.Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выраже­ния, необходимые для характеристики персонажей.

Оборудование.Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объем­ные фигурки.

Предварительная работа.Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».

Ход занятия

1. Вводная беседа.Создание эмоционального фона восприятия сказки. Ожив­ление личного опыта детей.

Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед коврографом, демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам.

Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нари­сована?

— Кому читали эту сказку?

— Кто видел мультфильм по этой сказке?

— О ком эта сказка?

2. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на на­борном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ.Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе.

Гуси-лебеди

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша (На наборное полотно выставляется фигурка Маши.} посадила братца (На наборное полотно выставляется фигурка Ванюши.} на травку под окном и побежала к подружкам.

Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, поса­дили на крылья и унесли. (На наборное полотно выставляется изображение стаи гусей-лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши.}

Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ва­нюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бро­силась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. (На наборное полотно выставля­ется изображение печки.} Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. (Изображение печки ото­двигается на задний план, а в центр наборного полотна выставляется яблоня.} Маша к ней:

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка-кисельные берега. (Изображение яблони переносится на задний план, а в центр наборного по­лотна выставляется речка с кисельными берегами.} Маша к ней:

— Молочная речка-кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша - - стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет. (В центр наборного полотна выставляется избушка на курьих ножках.} А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (Выставляется фигурка Ванюши.}

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула Баба Яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню. (Изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр наборного полотна не­обходимые персонажи.}

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке-кисельным берегам:

— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружи­лись, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге.

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

3. Подвижная игра «Лебеди учатся летать».Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, мед­ленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делает­ся глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

4. Беседа по сказке.Развитие памяти, диалогической речи. Уточнение и рас­ширение глагольного словаря.

Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и затем задает детям вопросы.

• С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой интонацией он должен говорить? (Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

• Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

• Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбро­сить в нее дров и показала ей дорогу.)

• Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

• Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные бе­рега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.)

• Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окош­ком сидел Ванюшка.)

• Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.)

• Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

• Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.)

• Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

• Что значит ни с чем! (Значит без всего, с пустыми руками.}

Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и привезли им подарки.)

• Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась родителей; поняла, что гуси-лебеди унесли братца; побежала искать его, под­бросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела избушку на курьих ножках, схватила братца, побежала, спряталась с Ванюшкой под бережком, поблагодарила речку, побежала, укрылась под яблонькой, поблагодарила яблоньку, побежала, спряталась с братцем в печке, вылезла из печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) • Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног! (Побежала очень быстро.)

5. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на после­дующий пересказ.

Педагог еще раз рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.

6. Сообщение педагогом плана пересказа или распределение ролей для пересказа по ролям.Развитие планирующей функции речи.

Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напо­минает о правильном интонировании речи, использовании словосочетаний и выраже­ний, толкованием которых занимались во время беседы.

Небольшая пауза для обдумывания сказки.

Педагог предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу.

8. Пересказ сказки несколькими детьми по частям или пересказ по ролям.Раз­витие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

Дети рассказывают сказку или разыгрывают ее по ролям, инсценируя с помощью плоскостных фигурок на коврографе или с помощью объемных фигурок в настольном театре.

9. Работа с пазлами «Гуси-лебеди».Развитие зрительного гнозиса и конструк­тивного праксиса.

Педагог заранее изготавливает пазлы из цветной иллюстрации к сказке. Теперь он предлагает детям всем вместе собрать картинку. В качестве основы можно использовать черно-белую иллюстрацию.

10. Окончание занятия.Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказ­чика.

Имея несколько пособий из серии «Любимые сказки», педагоги могут провести с детьми разнообразные игры и литературные викторины.

Игра «Из какой я сказки?»

Цели.Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.

Оборудование.Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Люби­мые сказки».

Ход игры.Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовив­ший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой.

Игра «Кто лишний?»

Цели.Развитие зрительного внимания.

Оборудование.Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры.Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и опре­делить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?»

Игра «Четвертый лишний»

Цели.Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи. Оборудование.Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры.Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он — не человек, а животное.

Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно фигурки медведя, лисы, зайца и Машеньки. Дети смогут объяснить, что девочка — чело­век, а все остальные герои — животные.

Затем педагог помещает на наборное полотно фигурки медведя, петуха, волка и лисы и вновь предлагает детям найти лишнего героя. Дети должны объяснить, что лишний петух, потому что он — домашняя птица, а все остальные герои — дикие животные.

Поместив на наборное полотно все избушки из пособия, можно предложить детям подумать, которая из них лишняя. Дети объяснят, что лишняя ледяная избушка, потому что все остальные избушки «деревянные». Дети могут сказать, что лишняя избушка на курьих ножках, потому что у остальных избушек нет ножек.

Игра «Будь внимательным»

Цели.Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование.Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры.Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней — яблоки, закрепляет речку, а в ней - - камень, печку, а перед ней -- дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он пред­лагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится:

— Лебеди надяблоней.

— Яблоки подяблоней.

— Дети возле (около)яблони.

— Камень в речке.

— Дрова передпечкой.

Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п.

Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке: - Лебеди летят надпечкой.

— Дрова лежат запечкой.

— Дети стоят возле (около)речки. И т. п.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.