Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила пользования анкетой





Для определения психологического типа родителя не­людимо подсчитать сумму баллов в каждой из колонок.

Ответы под номерами 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 определя­ют психосоматический тип родителя (П).

Соответственно, ответы под номерами 2, 5, 8, 11, 14, I". 20 выявляют невротичный тип родителя (Н).

Авторитарный тип родителя (А) определяется ответа­ми под номерами: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме положительных баллов (+), получен­ной в одной из колонок. Если во всех трех колонках сумма окажется одинаковой (семь), то это значит, что психоло­гический тип родителя близок к норме.

Инструкция:

В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочти­те каждое утверждение и оцените его как верное или не­верное по отношению к Вам. В том случае, если оно вер­ное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отве­чайте так, как Вы сами думаете.

1. Всю свою жизнь я строго следую принципам, осно­ванным на чувстве долга.

Да Нет

2. Мне часто кажется, что у меня комок в горле. Да Нет



3. Я всегда полон (полна) энергии. Да Нет

4. Я придерживаюсь принципов нравственности и мо­рали более строго, чем большинство других людей.

Да Нет

5. Жизнь с ребенком, имеющим нарушения в развитии, всегда связана для меня с напряжением.

Да Нет

6. Я верю в перспективу развития моего ребенка. Да Нет

7. У меня часто возникают боли в сердце, когда я рас­страиваюсь из-за проблем ребенка.

Да Нет

8. Когда я думаю о ребенке, меня не покидают тревож­ные мысли.

Да Нет

9. Родитель не виноват, если ребенок своим поведением вынудил наказать его физически.

Да Нет

10. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки или меня тошнит.

Да Нет

11. Я всегда стремлюсь ограждать моего ребенка от труд­ностей и обид.

Да Нет

12. Ребенок всегда зависит от родителя и должен его слушаться.

Да Нет

13. Я заработал (заработала) язву из-за постоянных про­блем с ребенком.

Да Нет

14. Ребенок с психофизическими недостатками — обуза для родителя.

Да Нет

15. Все дети должны воспитываться в строгости. Да Нет

16. Считаю, что ребенок с отклонениями в развитии постоянно нуждается в особом уходе и внимании со сто­роны родителей.



Да Нет

17. Моя жизнь изменилась в худшую сторону из-за про­блем развития моего ребенка.

Да Нет

18. Если у ребенка слишком много проблем со здоровь­ем, его можно поместить в учреждение социальной защи­ты (интернат с постоянным проживанием).

Да Нет

19. Родители всегда ответственны за будущее своих детей. Да Нет

20. Мой ребенок всегда берет «верх» надо мной в спор­ных ситуациях.

Да Нет

21. Я не остановлюсь ни перед чем в достижении по­ставленных целей.

Да Нет

Бланк анкеты «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева)

     
Психосоматичный Невротичный Авторитарный
I
 
  Всего Всего

Доминирующий психологический тип

Методика «16—ФЛО—105—С»

(16-факторный личностный опросник, 105 вопросов,

Форма «С») Р.Б. Кеттелла, 1970

Методика представляет собой вариант адаптированного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, предназначен­ного для измерения 16 личностных факторов. Данная ме­тодика дает многогранную информацию об индивидуаль­ных особенностях личности. Черты личности, которые диагностируются с помощью данной методики, Р.Б. Кеттелл называл конституциональными факторами. Факторы обозначаются соответствующими латинскими буквами. Максимальные отклонения в личностных характеристи­ках определяются высокими или низкими оценками, по­лучаемыми по факторам. Низкие оценки соответствуют первой характеристике фактора, а высокие — второй.

Фактор А — «замкнутость—общительность».



Фактор В — «низкий интеллект—высокий интеллект».

Фактор С — «эмоциональная неустойчивость—эмоцио­нальная устойчивость».

Фактор Е — «подчиненность—доминантность».

Фактор F— «сдержанность—импульсивность».

Фактор G — «подверженность чувствам, желаниям— высокая нормативность поведения».

Фактор Н — «робость—смелость».

Фактор I — «жесткость—чувствительность».

Фактор L — «доверчивость—подозрительность».

Фактор М — «практичность—развитое воображение».

Фактор N — «прямолинейность—дипломатичность».

Фактор О — «уверенность в себе—тревожность».

Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм».

Фактор Q2— «конформизм—нонконформизм».

Фактор Q3— «низкий самоконтроль—высокий само­контроль».

Фактор Q4 — «расслабленность—напряженность».

Фактор МD — «адекватность самооценки».

Чем выше оценка по второму фактору, тем в большей степени испытуемый завышает свои возможности и себя переоценивает.

Количественный и качественный анализ приведенных выше базисных факторов1 методики позволяет объединить их в три блока, первый из которых характеризует интеллек­туальные особенности личности. Это факторы: В, М, Q1. Второй блок характеризует эмоционально-волевые особен­ности личности. К нему относятся факторы: С, G, I, О, Q3, Q4. Третий блок раскрывает коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Это направ­ление оценивается факторами: А, Н, F, Е, Q2, N. L.

1 Содержание базисных факторов и их подробная интерпре­тация см. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации», 1992; «Альманах психологических тестов».

Тест М. Люшера

Цветовой тест М. Люшера (см. Лучшие психологические тесты, 1992; Собчик, 1990, 2001) предназначен для изуче­ния эмоциональных особенностей отношения человека к Значимым для него людям. Он определяет как сознатель­ный, так и частично неосознаваемый уровень этих отно­шений. Тест М. Люшера базируется на положении о том, «сто существенные характеристики невербальных компо­нентов отношения человека к значимым другим и к само­му себе отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить до­статочно глубокие и частично неосознаваемые характери­стики этих отношений, минуя при этом искажающие, за­щитные механизмы вербальной системы сознания.

В полном тесте Люшера имеется 7 наборов различных цветов, что в общей сложности составляет 73 цветных полоски 25-ти различных цветов. Для достижения быст­рых результатов может быть использован так называемый «Краткий» или «Быстрый» тест, состоящий из 4-х основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого) и 4-х дополнительных (фиолетового, коричневого, серо­го и черного).

«Краткий тест» М. Люшера является вспомогательным орудием диагностики стресса и тревожности. Его приме­нение ограничивается в основном взрослыми. Для прове­дения исследования испытуемого знакомят с инструкци­ей. В начале перед ним на белом листе раскладывают в любом порядке восемь цветных карточек. Испытуемого просят выбрать из восьми карточек ту, цвет, которой больше все­го ему нравится. Карточка с выбранным цветом отклады­вается в сторону цветной стороной вниз. Затем процедура повторяется, а каждая следующая карточка кладется пра­вее предыдущей. Таким образом, испытуемый расклады­вает цветные карточки от наиболее приятной к наиболее неприятной. Предварительно все карточки нумеруются: синяя — 1, зеленая — 2, красная — 3, желтая — 4, фиоле­товая — 5, коричневая — 6, черная — 7, серая — 0. Цвето­вой выбор фиксируется в протоколе.

При оценке результатов тестирования большое значе­ние приобретают следующие параметры выбора. Если ос­новные цвета находятся в первой — пятой позициях, счи­тается, что основные потребности лиц, сделавших конк­ретный цветовой выбор, удовлетворяются. Если основные цвета оказываются на шестой, седьмой или восьмой пози­циях, то имеет место конфликт, провоцирующий тревож­ность или депрессию. Основные цвета в шестой — восьмой позициях рассматривают как отвергаемые, их подчеркива­ют и помечают буквой А.

Дополнительные цвета, занимающие первую, вторую или третью позиции, рассматриваются как компенсирую­щие. Их также помечают знаком «плюс» (+) и буквой С.

Интенсивность стресса определяется количеством вос­клицательных значков (!). Крайние позиции — первая и восьмая — рассматриваются как самые неблагоприятные. Они обозначаются тремя восклицательными знаками (!!!). Вторая и седьмая позиции характеризуют среднюю сте­пень интенсивности стресса. Они обозначаются двумя вос­клицательными знаками (!!). Третья и шестая позиции счи­таются наиболее слабыми, поэтому они обозначаются лишь одним значком (!). Восклицательные знаки ставятся над цветовым выбором.

!!! !! ! ! !! !!!

С С С А А А

+ + + _ _ _

6 0 7 5 2 1 4 3

Чем больше сумма значков, тем сильнее, интенсивнее стресс. Возможное максимальное количество восклицатель­ных знаков равно 12! Процедуру цветового выбора жела­тельно проводить дважды — в начале и в конце психодиаг­ностики. Второй выбор, как правило, характеризует ре­альный уровень тревожности. Он может оказаться ниже, чем первый. Таким образом, с помощью теста М. Люшера тревожность и стресс могут быть определены на самых ранних стадиях развития.

Методика РАRI (Е.С. Шефер и Р. К. Белл)

Методика РАR.1, в буквальном смысле означает «Исследовательский ин­струмент родительских позиций и отношений») предназ­начена для изучения наиболее общих принципов и моде­лей воспитания, используемых родителями, а также внут­рисемейных отношений (см.: Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики американские психологи ЕС. Шефер и Р.К. Белл. За рубежом методика РАR1 широ­коиспользовалась в Польше, Словакии и Чехии. На на­шей популяции данная методика была адаптирована кан­дидатом психологических наук Т.В. Нещерет, а также кан­дидатом психологических наук Т.В. Архиреевой. Последняя датаметодике новое название, более соответствующее ее английскому варианту, а именно: «Измерение родительс­ких установок и реакций».

Методика включает 115 утверждений, касающихся вос­питания детей и семейной жизни. Все утверждения соот­ветствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Сужде­ния расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Общая сумма баллов определяет выраженность признака. Максимальная выраженность признака — 20, минималь­ная — 5. К высоким оценкам относятся 17, 18, 19, 20; к низким — 5, 6, 7, 8. Методика позволяет оценить: 1) спе­цифику внутрисемейных отношений и особенности орга­низации семейной жизни и 2) специфику родительско-детских отношений. В связи с вышеизложенным в методи­ке выделяются следующие аспекты родительских позиций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.