Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая система и ее структура





В системе производственных отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов.

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые отношения – понятие значительно более узкое, чем денежные отношения. В них не входят отношения, связанные с товарным и денежным обращением, с оплатой транспортных, коммунальных и других услуг, с движением денег при наследстве и дарении. Финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

Система финансовых отношений включает денежные отношения, складывающиеся:

· между предприятиями как хозяйствующими субъектами; они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и т.д.;



· между государством и предприятиями (фирмами); они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные государственные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;

· между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредита;

· внутри предприятий (между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятием и его работниками по поводу оплаты труда);

· между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранительных мероприятий и пр.;

· между государством и населением по поводу платежей в госбюджет, получения домашними хозяйствами выплат и льгот и так далее.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений и организаций образует финансовую систему.



Процесс функционирования финансовой системы для достижения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Финансовая политика включает два аспекта. Во-первых, воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных платежей и системы налогообложения. Это направление получило название фискальной политики. Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные целевые выплаты домашним хозяйствам или отдельным гражданам без предоставления с их стороны каких-либо товаров или услуг. Во-вторых, регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Это направление – бюджетная политика[130].

Фискальная политика государства

До начала ХХ века государство фактически исполняло лишь функции управления и обеспечения безопасности, но по отношению к экономике оставалось в целом нейтральным. Доля централизованно распределяемого национального дохода не превышала 10%. В настоящее время в большинстве развитых стран государство во все возрастающей степени берет на себя исполнение социальных программ, соответственно растет и степень государственного влияния на экономику.

Фискальную политику классифицируют:

- по фазам экономического цикла – стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (контрактивная); общее правило государственного вмешательства в экономику таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и/или снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, сглаживая таким образом колебания экономического цикла;



- по методам осуществления – дискреционная и недискреционная (на основе встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величины государственных расходов, трансфертных платежей и налогов в результате выполнения решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции. Поскольку государственные расходы предполагают использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов и налогов в результате колебаний экономической конъюнктуры независимо от текущих решений правительства. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, что сдерживает увеличение совокупного спроса. Одновременно могут снизиться и затраты государства на социальные пособия. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется. Встроенными стабилизаторами также являются изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента.

Обоснование этим видам фискальной политики дали два основных направления экономической мысли: кейнсианство и неоконсерватизм.

Кейнсианцы считают, что в условиях экономических кризисов основным видом государственной экономической политики является фискальная политика. Предлагают снижать налоговые ставки и увеличивать государственные расходы. Воздействие этих мероприятий на объем равновесного национального дохода и по величине, и по направленности точно такое же, как и влияние автономных инвестиций, которое было рассмотрено ранее. Увеличивая объем государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет «инъекции» в экономику. Налоги Т, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения домашних хозяйств, являются «утечками» («изъятиями») дохода. Снижая налоговые ставки, правительство уменьшает «изъятия».

В годы экономических подъемов, напротив, предлагается повышать налоговые ставки и уменьшать государственные расходы. Благодаря такой политике, по мнению кейнсианцев, экономический цикл может быть существенно сглажен.

Меры бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов.

При использовании дискреционной фискальной политики в качестве инструмента стабилизации экономики возникает ряд ограничений в ее применении:

· наблюдается существенный временной разрыв между принятием решения и практическим проведением мер фискальной политики;

· фискальная политика осуществляется преимущественно в условиях неопределенности;

· не всегда известна точная величина мультипликатора государственных расходов и налогов.

Современные неоконсерваторы, не отрицая важность фискальной политики в современных условиях, все же придерживаются мнения, что она должна действовать как встроенный стабилизатор. Они считают, что составляющие этой политики (налоговая политика и политика государственных расходов) должны, оставаясь неизменными, регулировать экономику автоматически, т.е. в самой налоговой системе и в политике государственных расходов нормативы и ставки должны быть зависимыми от реальных экономических показателей. При этом изменение ситуации приведет к изменению ставок без изменения всей фискальной политики.

Встроенные стабилизаторы способны существенно снизить амплитуду циклических колебаний.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.