Сделай Сам Свою Работу на 5

Вклад Эсхила в развитие драмы. Проблематика и структура ранних трагедий Эсхила.





От трагедии V в. сохранились произведения трех наиболее значительных представителей жанра — Эсхила, Софокла и Эврипида. Каждое из этих имен знаменует исторический этап в развитии аттической трагедии, последовательно отразившей три этапа истории афинской демократии.

Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедииЭсхил — творческий гений огромной реалистической силы, раскрывающий с помощью мифологических образов историческое содержание того великого переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества.

Биографические сведения об Эсхиле, как и вообще о преобладающем большинстве античных писателей, очень скудны. Он родился в 525/4 г. в Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. В юности он был свидетелем свержения тирании в Афинах, установления демократического строя и успешной борьбы афинского народа против интервенции аристократических общин. являлся сторонником демократического государства. Группировка эта играла значительную роль в Афинах в течение первых десятилетий V в. В борьбе с персами Эсхил принимал личное участие, исход войны укрепил его убеждение в превосходстве демократической свободы Афин. Дальнейшая демократизация афинского государственного строя в 60-х гг. V в. вызывают у Эсхила уже тревогу за судьбу Афин (трилогия «Орестея»). В сицилийском городе Геле Эсхил умер в 456/5 г.



С одной стороны, Эсхил придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности: вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, Эсхил рисует, как божественное возмездие внедряется в естественный ход вещей. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания.



Материалом для Эсхила служат героические сказания. Он сам называл свои трагедии «крохами от великих пиров Гомера», разумея, конечно, при этом не только «Илиаду» и «Одиссею», а всю совокупность приписывавшихся «Гомеру» эпических поэм. «Эсхил первый увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу». Другими словами, трагедия перестала быть кантатой, одной из отраслей мимической хоровой лирики, и стала превращаться в драму. В доэсхиловской трагедии рассказ единственного актера о происходящем за сценой и его диалог с корифеем служили лишь поводом для лирических излияний хора. Благодаря введению второго актера появилась возможность усилить драматическое действие, противопоставляя друг другу борющиеся силы, и характеризовать одно действующее лицо его реакцией на сообщения или поступки другого. Античные ученые насчитывали в литературном наследии Эсхила около 120 драматических произведений (трагедий и драм сатиров); целиком сохранились только семь трагедий, в том числе одна полная трилогия. Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.

Эсхил тенденциозен. Он славит зарождение эллинской демократии, эллинской государственности, эллинский дух. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил – утро эллинского демократизма. Тема патриотического долга. Трагедия «Просительницы» основана на мифах о данаидах – на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса.



Для ранних пьес («Просительницы», «Персы») характерны преобладание хоровых партий, малое использоваиие второго актера и слабое развитие диалога, отвлеченность образов

 

21. Переработка мифического сюжета в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный". Символическое истолкование образа и его судьба в последующей культуре.

Трагедия о Прометее дошла только серединная часть. «Прометей-огненосец» - первая часть.

«Прометей прикованный» - вторая часть. «Прометей освобожденный» - 3 часть.

Прометей, один из титанов, т.е. представителей старшего поколения богов, - друг человечества. В борьбе Зевса с титанами Прометей на стороне Зевса, но когда З, после победы над титанами, вознамерился уничтожить род людской и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни. Письмо и счисление, ремесла и науки – все это дары Прометея людям. Мифологическим подателем благ разума, выводящим человечество к культурной жизни, и является у Эсхила Прометей. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Прометей выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнем, но также открыл им счет и письмо, науку строительтва жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстает не только как олицетворение цивилизации, но также как всеведущий знаток мира. По ходу действия он дает пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность придает образу провидческое начало. Прометей - провидец, и он знал об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно пошел навстречу великой опасности ради людей. Образ Прометея такой, какой он будет в веках: благородный, страдалец. Здесь появл. метафора «огонь знаний». У Эсхила тепло и пища вторичны. Важен огонь знаний: науки, медицина, ремесла. Знание приближает людей к богам. Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути. В этой трагедии есть пролог. Прием «молчания» использует драматург. Гермес издевается над ним, а тот молчит, те молчание – стойкость героя, олицетворение его мощи. Эсхил излагает проблемы, которые связаны с пониманием огня. Мы видим хор океанид, их сочувствие здесь показано. Эсхил любит контраст. Он не выводит Зевса на сцену. Почему? Прометей – великая сила. Раз он так силен, какая же сила должна быть у Зевса, который победил его? Эсхил – верующий человек, считал, что боги праведны, но в этой трагедии он несколько отходит от этой традиции. Кроме Прометея, который считает З.несправедливым, Ио считает его таким же и все свои несчастья связывает с ним. Прометей – справедливый хранитель порядка. Но это герой по сути бездействующий, ничего важного он не предпринимает. Есть лишь разговор о действии, но его самого нет. Перед нами несгибаемый герой, но в нем нет черт, свойственных только Прометею, выделяющих его из ряда других героев.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути.

Герои Эсхила молчат столь долго, сколько это возможно. Прометей приносит людям огонь знаний.

Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем, Ио.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

Мифы о смене поколений богов и людей, о Прометее, похитившем с неба для людей огонь, получают у Эсхила новую разработку. Прометей, один из титанов, т. е. представителей «старшего поколения» богов, — друг человечества. В борьбе Зевса с титанами Прометей принимал участие на стороне Зевса; но когда Зевс, после победы над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни.

Письмо и счисление, ремесла и науки — все это дары Прометея людям. Эсхил, таким образом, отказывается от представления о былом «золотом веке» и последовавшем затем ухудшении условий человеческой жизни. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения

 

 

22. Трилогия Эсхила "Орестея" как трилогия. Основная проблематика и об-разы. Истолкование финала.

«Орестея» относится к позднему этапу творчества Эсхила, с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

 

Эсхила занимают масштабные события и явления. Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности. Перипетия – переход от существующего к противоположному. Эсхилу трудно давалось действие – прием – смотр со стены.

 

23. Творчество Софокла и век Перикла. Понятие о трагическом герое и трагическом конфликте.

Софокл (родился около 496 г., умер в 406 г.).

Софокл продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла».

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам

Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила.

Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику.

Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера.

Время Софокла связано с деятельностью Перикла (афинского стратега). Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать. Архаическая комиссия по переустройству Афин – Фидий. Возведен Акрополь. Вид Афин должен был поражать уже с моря. Пропилеи (16-12 вв.) – крытые галереи, чтобы подняться на Акрополь. При Перикле Афины – самый образованный город, грамотны были все свободные жители города. Эстетическим воспитанием граждан занималась другая комиссия – «театральная».

Этико-эстетическое кредо классической Греции сформулировано Периклом – надгробная речь над павшими воинами: «Мы любим красоту, соединенную с простотой, и любим образованность, не страдая слабостью духа». Все должно быть естественно. Простота связана с гармонией, симметрией.

Грекам не свойственна рефлексия. Эллин – существо цельное. Грек эпохи Перикла верил в одну единственную объективную истину – в богов.

Равновесие духа – краткий миг в истории Греции. Софокл занимается не тем искусством, творчество Софокла – вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). До нас дошло около 100 пьес.

Эсхил как и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. В этой трагедии изображались преимущественно столкновения по существенным вопросам социальной жизни и человеческого поведения. Конфликт между отцовским и материнским правом, государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом, противопоставление прямодушия и хитрости, страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениями человека и объективным смыслом его поступков — таков круг тем, охваченных наиболее яркими трагедиями Эсхила и Софокла.

Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отедльный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.

Софокл были убеждены в том, что мир управляется разумными божественными силами, на фоне действия которых трагическое страдание приобретает нравственный смысл. Божества принимали явное или скрытое участие в ходе драмы.

Софокл: хор перестает быть героем, он выразитель общего мнения. Софокл вводит третьего актера (действие уже показывается, а не описывается). Софокл показывает действие. Разрушая таким образом принцип трилогии.

Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.

В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели). Трагический герой - главный протогонист произведения.

Трагический конфликт непосредственно то, что происходит с протогонистом. Его особенность заключается в том, что признается не только социальный идеал, но и необходимость его претворения в жизнь.

 

24. Сущность конфликта в трагедии Софокла "Антигона".

«Антигона» - одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны.

Герои «Антигоны» — люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта — следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам Софокла. Софокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии “Антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). Ошибка Креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон , т.е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами

 

25. Трагедия неведения "Эдип-Царь" Софокла. Перипетия и трагическая ирония как прием.

Царю Лаю была предсказана смерть от сына. Новорожденному он прокалывает ножки, приказывает нести его в лес. Полиб с женой берут его на воспитание и объявляют наследником. На одном пиру кто-то из присутствующих называет Эдипа последышем, он в силу буйности характера и желая удостовериться в истинности высказывания идет к Оракулу. Та предсказывает, что в будущем он убьет отца и женится на матери. Он уходит из царства(из Коринфа), приходит в Фивы(туда, где родился, где и должно все произойти). Идет по дороге, навстречу ему едет в колеснице старик. Желает толкнуть его, чтоб тот ушел с дороги, но Эдип защищается и убивает отца. По пути в Фивы освобождает жителей от чудовища Сфинкс, разгадав ее загадку. Его делают царем, женят на царице Иокасте (она его мать). 20 лет царствует в Фивах и внезапно на город обрушивается чума(моровая язва). Эдип успокаивает их; оказывается, он уже давно послал своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы бог Аполлон открыл причину эпидемии. Новый эписодий начинается с прихода Креонта. Он принес оракул (ответ) бога: эпидемия послана на Фивы за то, что в стране ненаказанным пребывает убийца царя Лая, прежнего правителя Фив. Эдип клянется разыскать преступника, "кто б ни был тот убийца".

Эдип призывает прорицателя Тиресия, которого хор называет вторым после Аполлона провидцем будущего. Старик, умудренный годами, жалеет Эдипа и не хочет назвать имя преступника. Но когда разгневанный царь бросает ему в лицо обвинение в пособничестве убийце, Тиресий, также вне себя от гнева, заявляет: "Страны безбожный осквернитель - ты!" Но Эдип, а вслед за ним хор, не может поверить в истину прорицания. В мозгу царя возникает новое предположение, логически вполне обоснованное. Ведь после того, как фиванцы лишились своего царя, убитого где-то во время паломничества, законным преемником его должен был сделаться брат овдовевшей царицы - Креонт. Но тут пришел неизвестный никому Эдип, решил загадку Сфинкса и спас Фивы от кровожадного чудовища. Благодарные фиванцы предложили своему спасителю руку царицы и провозгласили его царем. Не затаил ли Креонт обиду, не решил ли он воспользоваться оракулом, свергнуть Эдипа и занять престол, избрав орудием своих действий Тиресия? Эдип обвиняет Креонта в измене, грозя ему смертью или пожизненным изгнанием. А тот, чувствуя себя невинно заподозренным, готов уже броситься с оружием на Эдипа. Хор в страхе не знает, что делать, и тогда появляется жена Эдипа и сестра Креонта, царица Иокаста. Зрители знали о ней только как об участнице кровосмесительного союза. Но Софокл изобразил ее волевой женщиной, авторитет которой в доме признавали все, не исключая брата и мужа. Оба ищут в ней поддержки, а она спешит примирить ссорящихся мужчин и, узнав о причине ссоры, высмеивает веру в предсказания. Желая подкрепить свои слова ссылкой на убедительные примеры, Иокаста рассказывает, что бесплодная вера в них исковеркала ее молодость, отняла у нее первенца, а ее первый муж, Лай, вместо предсказанной ему смерти от руки сына, стал жертвой разбойничьего нападения. Рассказ Иокасты, рассчитанный на то, чтобы успокоить Эдипа, в действительности вызывает у него тревогу. Эдип вспоминает, что оракул, предсказавший ему отцеубийство и брак с матерью, заставил его много лет тому назад покинуть родителей и Коринф и отправиться странствовать. А обстоятельства гибели Лая в рассказе Иокасты напоминают ему одно неприятное приключение времени его странствий: на перекрестке дорог он убил случайно возницу и какого-то старика, подписанию Иокасты похожего на Лая. Если убитый действительно был Лаем, то он, Эдип, только что проклявший самого себя, должен бежать из Фив, но кто примет его, изгнанника, если даже на родину он не может вернуться без риска сделаться отцеубийцей и мужем матери. Разрешить сомнения может лишь только один человек, старый раб, который сопровождал Лая и бегством спасся от смерти. Эдип велит привести старика, но тот уже давно отпросился в дальние пастбища и покинул город. Пока гонцы разыскивают этого единственного свидетеля, появляется новый персонаж, который называет себя вестником из Коринфа, прибывшим с известием о смерти коринфского царя и об избрании Эдипа его преемником. Но Эдип боится принять коринфский престол. Его пугает вторая часть оракула, в которой предсказывается брак с матерью. Вестник наивно и от всего сердца спешит разубедить Эдипа и открывает ему тайну его происхождения. Коринфская царственная чета усыновила младенца, которого он, в прошлом пастух, нашел в горах и принес в Коринф. Приметой ребенка были проколотые и связанные ножки, из-за чего он получил имя Эдипа, то есть "имеющего распухшие ноги".

Эту сцену "узнания" Аристотель считал вершиной трагического мастерства Софокла и кульминацией всей трагедии, причем особо выделил художественный прием, называемый им перипетией, благодаря которому осуществляется кульминация и подготовляется развязка. Смысл происшедшего первая понимает Иокаста и во имя спасения Эдипа делает последнюю тщетную попытку удержать его от дальнейших расследований:

С приходом старого слуги выясняется, что тот действительно был свидетелем гибели Лая, а кроме того, он же, получив от Лая приказание умертвить переданного ему когда-то младенца, пожалел ребенка и отдал его коринфскому пастуху, которого он теперь, к своему смущению, узнает в стоящем перед ним вестнике. Теперь тайное стало явным. К хору выходит взволнованный глашатай, чтобы объявить о самоубийстве Иокасты и о страшном поступке Эдипа, вонзившего себе в глаза золотые булавки с одежд Иокасты. С последними словами глашатая появляется Эдип, слепой и залитый собственной кровью. Он сам осуществил проклятие, которым в неведении заклеймил преступника. С трогательной нежностью прощается он со своими детьми и поручает их заботам Креонта.

Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, а. наоборот, приближается к ней.

Характер Лая во многом предопределяет его судьбу. Виновен ли человек, совершивший поступок по неведению? (Сократ, Платон).

Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.

 

В трагедии “Эдип-царь” разворачивается подлинно человеческая драма, насыщенная психологическими и общественно-политическими конфликтами. В сравнении с другими произведениями Софокла в “Эдипе-царе” проблеме знания уделено несравнимо больше внимания. ”. Софокл противопоставляет ограниченности человеческого знания божественное всеведение. Согласно представлениям Софокла, власть богов не определяется человеческой мерой. Именно борьбе с богами отдает Эдип свою огромную волю и безмерный ум. Многие исследователи рассматривают “Эдипа-царя” как трагедию рока.

В образах богов, противостоящих Эдипу, драматург отразил все то, что не находило объяснения в окружающем мире, а законы этого мира были еще не познаны. Признавая божественное предопределение, против которого человек бессилен, Софокл показывает человека, стремящегося избежать предначертанного. В судьбе его героя происходит самый страшный и неожиданный поворот: человек, пользовавшийся всеобщим уважением, знаменитый своей мудростью и подвигами, оказывается ужасным преступником, источником несчастий для своего города и народа. В то же время Софокл не оправдывает Эдипа неведением или невольным характером его преступлений.Важно здесь отметить первостепенную роль мотива нравственной ответственности, который отодвигает на задний план тему рока, заимствованную поэтом из древнего мифа. Софокл подчеркивает, что Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы. Это энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. Он выходит победителем в этой борьбе, сам назначая себе кару, сам осуществляя наказание и преодолевая тем самым свои страдания.Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Это аналитическая драма, т.к. все действие построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

Перипети́я (περιπέτεια «внезапный поворот») — внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство , один из существенных элементов драматургии, обозначающий всякий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу.

26. Софокл о трагизме бытия человека в трагедии "Эдип в Колоне". Личность и судьба, герой и рок в трагедиях Софокла.

Ослепленный Эдип уходит из Фив. В странствии его сопровождает Антигона. Приходят в Колон (небольшой пригород Афин). Встает вопрос о виновности человека, который совершил преступление по неведению. Эдип наказывает себя. Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным и сойдет в Аид живым. Эдип умрет рядом с Афинами. В связи с этим восхваляются человеколюбие и справедливость афинского полиса и его царя Тесея, оказавшего гостеприимство скитальцу. Вернувшись к сюжету Эдипа, Софокл снова выводит на сцену героев своих прежних фиванских трагедий. Снова дан яркий образ Антигоны, на этот раз она представлена как любящая дочь, верная спутница слепого отца. Рядом с ней менее яркая, но также преданная отцу Исмена, суховатый и склонный к насильственным действиям Креонт. Антигона сообщает отцу, что к ним приближается Полиник. Он говорит, что может еще искупить свои грехи, спрашивает отца, почему тот молчит, Антигона спрашивает, зачем он пришел, Полиник рассказывает, что изгнан из страны родной, просит смирить гнев отца на сына, говорит, что хочет отомстить меньшому брату за изгнание. Эдип говорит, что он повинен, потому что отец его скитается на чужбине, а теперь почувствовав это на себе сын плачется. Проклинает его, прогоняет. Антигона просит Полиника вернуть войска в Аргос, так он спасет и себя и город, она говорит, что пророчество отца свершится, и братья сгубят друг друга. Полиник говорит, что небо все решит, желает сестрам не знать бедствий.

Эдип видит знаменья смерти, сообщает Тесею. Тот спрашивает в чем они выражаются. Эдип говорит, что это раскаты грома, блеск молнии. Эдип просит не говорить Тесея, где будет прах его упокоен, когда Тесей придет на то место, он сам поймет всю тайну

, когда Тесей подойдет к пределу жизни, пусть он передаст эту тайну наследнику, и никогда город его не разрушат. Эдип просит дочерей в последний раз коснуться его, просит помнить его. Вестник сообщает, что Эдип скончался.

Искупление мук – когда карает человек себя сам. В Фивах происходит борьба за власть. Креонт также просит Эдипа вернуться, тот отказывается и Креонт похищает Антигону и Исмену. На помощь приходит Тесей. Он произносит знаменательную фразу: завтрашний день мне неизвестен столько же, как и тебе.

Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним.

На судьбу человеческую Софокл смотрит трагически. В трагедии усиливается действие, пьеса становится динамичнее, изящно сделанной, в пьесе появляются характеры. Усиливается перипетия катастрофы. Герои все же возвышаются над обычными людьми. Аристотель: «У Софокла люди такие, какими должны быть».Ар.считал Софокла и его драмы высочайшим достижением античности.

 

 

30. Жанровые разновидности трагедий Еврипида. Драма "Алкеста".

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида. Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти.

Театр Еврипида – энциклопедия умственного движения Греции пятого века. Более ни один драматург не обращался к этому. Философские взгляды даются в развитии. Его называют «философом на сцене», «самым трагичнейшим» - это приводит к изменению характера конфликта в трагедиях Еврипида. Тот всегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений и объективных закономерностей, то есть богов. Перипетия – переход от настоящего к противоположному, вызвана волей богов. Интрига – ведется самим человеком в своих интересах, обусловливается его желаниями. Интриг может быть много. Иногда в финале трагедии Еврипида невозможно было прийти к какому-либо итогу, поэтому в конце часто появляется какой-либо бог, который просто объявляет свою волю. Пример: Кастор и Полидевк. Но новаторство не только в этом. Изменение трагического конфликта сказывается на изменении жанровой природы произведений Еврипида. Прежде всего, он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы». Второе – социально-бытовые или семейные драмы: «Алкеста», «Елена», «Ион». Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер.

Значительное место занимают у него образы самоотверженных героинь, отдающих свою жизнь ради спасения близких или для блага родины. К их числу принадлежит Алкестида, добровольно жертвующая жизнью ради жизни мужа (трагедия «Алкестида») Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – «Алкеста». Сюжет открывал поистине большие возможности для создания классической трагедии. В прологе мы узнаем историю Адмета, у которого служил Аполлон, тот разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо него. Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху. Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Трагикомическая сцена над трупом. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот понимает жертву Адмета, хочет ему помочь, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, все заканчивается хорошо. Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.

 

 

31. Особенности психологической трагедии Еврипида "Медея".

Любимый образ Еврипида – Медея. Пьесы о ней успех не имели. Еврипида занимала динамика страсти и чувства. Женский образ, считал Еврипид, дает больше материала. Женщины живут естественно и искренне. Впервые такой образ появляется в поэме «Пелиады»

Действие происходит сразу после того, как Медея помогает Ясону добыть золотое руно. Медея – особый образ, непонятно ее происхождение – восточное, иногда даже предполагается арийская ветвь, с точки зрения греков она – варварка. Она в родстве с Гелиосом, родственница Гекаты. Мстит – вручает Пелиадам 12 кинжалов, чтобы они убили своего отца. Ее изгоняют. Живет вместе с мужем в Коринфе. Ясон не добивается в Коринфе власти, об этом вторая трагедия «Медея» - 431 год. Эта трагедия вызвала бурю протеста. Во-первых, в ней Медея сама убивает своих детей, в то время как считалось, что их убили коринфские жители – теперь коринфян обвинили во взятке для того, чтобы Еврипид обелил их перед потомками. Это трагедия не о ревности – а такого греки понять не могли. В прологе – кормилица и педагог пытаются сказать, что предчувствуют беду в доме Медеи. Затем появляется сама Медея, но она не охвачена ревностью. Она уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Идея мести рождается не сразу. Греки считают домом семью. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Появляется царь Эгей, тогда Медея понимает, что главная ценность для мужчины – это дети. Поэтому она убивает Главку (невесту Ясона) и детей. Финал: Медея на колеснице с драконами спасается, а Ясон повержен.

Большое внимание уделяет Эврипид вопросам семьи. В афинской семье женщина была почти затворницей: При таких условиях'брак был бременем, обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую приходилось выполнять».[4] С разложением полиса и ростом индивидуалистических тенденций это бремя стало ощущаться очень остро. Персонажи Эврипида размышляют о том, следует ли вообще вступать в брак и стоит ли иметь детей. Особенно резкой критике подвергается система греческого брака со стороны женщин, которые жалуются на свое замкнутое и подчиненное состояние, на то, что браки заключаются по сговору родителей, без знакомства с будущим супругом, на невозможность уйти от постылого мужа. («Медея»). Женщины заявляют о своих правах на умственную культуру и образование («Медея», фрагменты «Мудрой Меланиппы»). К вопросу о месте женщины в семье и обществе Эврипид неоднократно возвращается в различных трагедиях, вкладывая в уста действующих лиц самые разнообразные мнения. Наряду с традиционными выпадами против женских недостатков, у него можно встретить и новый для греческой литературы образ жены, как подруги мужа, готовой разделить с ним и радости и невзгоды жизни.

к образу Медеи и дал трагедию страстно любившей, но обманутой женщины.

И как носительница нового отношения к браку, Медея произносит перед хором коринфянок речь о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали, требующей верности от женщины, но не распространяющей этого требования на мужчину. Ясон, вторичный брак которого продиктован стремлением создать «опору дома» и обеспечить будущность детей, следует традиционным взглядам на задачи семьи, но Эврипид не щадит красок для того, чтобы изобразить его низость, малодушие и ничтожество. Ответ Ясона на упреки Медеи в неблагодарности — образчик софистического искусства «доказывать» любое положение и защищать неправое дело.

«Медея» показательна для драматургии Эврипида во многих отношениях. Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада — то новое, что Эврипид внес в аттическую трагедию. Наряду с этим — многочисленные рассуждения о семье, браке, отцовстве, о гибельности страстей: рассуждает не только Медея, но и хор, и даже старуха-кормилица.

 

32. Новаторство Еврипида-драматурга. Анализ трагедии "Ипполит".

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» - 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не вс

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.