Сделай Сам Свою Работу на 5

Женские образы в романе Война и мир.





Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”, ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина.

Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.

Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на “больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)” глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. “В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу” и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может “распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною”, “зареветь, как ребенок”, от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.



В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. “Я не такая дура, чтобы иметь детей”, - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.



Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки и помогает мужу во всем. Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его неоложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья Болконская не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном), Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, - им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью.



Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет. Так, на своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: “и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным”.

Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь.

Родион Раскольников (виновен или нет).

Я считаю, что виновен. Ведь преднамеренное убийство не может оправдать человека. Пусть бы он не убивал старуху-процентщицу, ведь всегда всё возвращается бумерангом и её злодеяния с жаждой денег возвратились ей её же методами. Вот так и Раскольников, убив её, он получает своё наказание на катарге.

Двойники Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - это психологический, философский и криминальный роман. В его основе лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и её постепенное развенчание. Согласно этой теории все люди делятся на две категории: "твари дрожащие" и "сильные мира сего". Последние из них имеют право переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решает проверить теорию на практике и для этого и для этого убивает старушку-процентщицу.

Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми разрушает бесчеловечную теорию. Для этой цели он вводит "двойников". Ими являются Лужин, Порфирий Петрович, Соня, Свидригайлов, студент из распивочной.

Зайдя однажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор. Один из оппонентов говорил, что если бы была его воля, он избавился бы от одной старухи-процентщицы. Он говорил, что убить процентщицу - благое дело, ведь через её смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей.

Те мысли, которые Раскольников вынашивал и которых, возможно, боялся, были сказаны из уст незнакомого, чуждого ему человека. Эта встреча с "двойником" только подтолкнула Раскольникова к убийству.

О Петре Петровиче Лужине впервые упоминается в письме матери Раскольникову. Лужин - "двойник" Раскольникова, а его теория "целого кафтана" аналог теории Родиона. Теория Лужина заключается в том, что любой человек должен стремиться к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Эта теория вполне оправдывает пренебрежение интересами одного человека интересов другого. Поэтому Лужин женится на Дунечке. Ему нужна жена послушная и преклоняющаяся перед мужем. Женившись на бесприданнице, он хочет заставить женщину чувствовать себя в долгу перед ним, хочет превратить её в рабыню. Уверенность Раскольникова в собственной правоте после разговора с Лужиным пошатнулась, но его убеждения остались сильны. Родион старается убедить себя в том, что теория Лужина не похожа на его собственную.

Как это не удивительно, своеобразным "двойником" Раскольникова является его сильнейший противник - Порфирий Петрович. Он старше Раскольникова, но в молодости он тоже создал подобную теорию. Именно поэтому следователь без труда вычислил убийцу. Порфирий Петрович видел перед собой такого же человека, как и он, сам в молодости, а поэтому прекрасно понимал психологию Раскольникова. Главное сходство этих двух людей в том, что они человечны, в отличие от Лужина у них есть совесть и сострадание.

Важную роль в очищении души Родиона сыграла также Соня Мармеладова. Раскольников хотел переступить через человека, но переступил через себя, Соня переступила через себя сознательно ради близких. Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определённый момент они оба совершают преступление против себя, ради достижения более важных, как им казалось, целей. И оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут её переступить.

Существует в романе и ещё один "двойник" Родиона - Аркадий Иванович Свидригайлов. Этот человек - воплощение теории Раскольникова, он живёт по принципу вседозволенности. Он переступил через несколько жизней: Марфы Петровны, девочки, лакея. Свидригайлов пользуется любыми средствами для достижения своих целей. Раскольников презирает его, но в тоже время испытывает страх перед ним и интерес к его личности.

Свидригайлов - самый мучительный "двойник". Раскольников понимает, что для Свидригайлова обратной дороги нет. Он - это предупреждение Родиону о возможной судьбе.

С помощью "двойников" Фёдор Михайлович подводит своего героя к переосмыслению прежних взглядов. С помощью них Достоевский показывает, до какой низости может упасть человек, руководствуясь подобной теорией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.