Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по выявлению уровней нравственно-патриотического развития детей.





Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе художественно-игровой деятельности игрового комплекса «Наследие».

Духовное и нравственно-патриотическое развитие подрастающего поколения – приоритетное направление современной образовательной политики. В программных документах Правительства Российской Федерации, таких как, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального образования, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», Закон РФ «О доблестных днях славы России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года» ставится проблема развития высоконравственной личности, патриота своего Отечества, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации, социально-экономических и политических преобразований, способного твердо и уверенно противостоять внешним вызовам.



Анализ теории и практики духовного, нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, актуализация значимости содействия становлению и развитию нравственных и патриотических представлений, чувств и качеств в период детства и недостаточная разработанность дидактического сопровождения духовного и нравственно-патриотического воспитания, сориентировал нас в необходимости разработки комплекса настольных игр «Наследие».

Разработанный и представленный комплекс настольных игр «Наследие» отразил специфику методического и дидактического сопровождения педагогического процесса в направлении духовного и нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Мировоззренческой и методологической основой игрового комплекса «Наследие» стали, аксиологический, культуроцентрический, культурологический, антропологические подходы. В качестве основополагающей идеи выступает передача культурного наследия, как абсолютно ценного, почитаемого, созданного и запечатленного прошлыми поколениями, через художественно-игровую деятельность.



Духовное и нравственно-патриотическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в художественно-игровой деятельности нами понимается как формирование нравственно-патриотической компетентности ребенка, через воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств и качеств в отношении родной семьи, своего рода, народа, на основе эмоционально-образного, сердечно-чувственного переживания привязанности и принадлежности к культуре, традициям и истории своей семьи, своего рода, народа – к формированию осознанной эмоционально-ценностной позициипо отношению к миру семьи, миру родных людей, миру истории и культуры Отечества, миру родной природы, формирование нравственных и патриотических представлений, через познавательное насыщение художественно-игровой деятельности в контексте христиан­ской философской мысли о человеке, о семье, о мире – к становлению одухотворенного нравственно-патриотического поведения.

Основополагающим принципом комплекса настольных игр «Наследие» является культуросообразность в принятии и освоении педагогами, детьми и их родителями нравственно-ценностных ориентаций, свойственных традиции отечественной культуры и образу жизни, мироощущению русского человека, так называемый, русский домен - «русское жизнечувствие» (Е.А. Князев, Н.В. Микляева, А.Б. Теплова). Знакомство с феноменом русской цивилизации – ДУХОВНОСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ (ценности и идеалы, формы и нормы куль­турных практик), осмысление и сопричастность, присоединение к ментальному «коду» - ДНК отечественной культуры, развитие потенциала внутреннего духовного мира всех субъектов педагогического процесса как результат - осознание себя важными, значимыми и деятельными субъектами сохранения и приумножения культурного опыта своей семьи, своего рода, своего народа, своего Отечества.



Культуроцентричность игрового комплекса «Наследие» предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой растет и развивается современный ребенок. Важно учитывать, чтобы ребенок рос с осознанием того, к какой культуре принадлежит он сам, его семья, его род, его народ. «Ментальное пространство» (Н.В. Микляева), в котором происходит становление личности ребенка, выступает смысловым контекстом для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира. «В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности», - говорит Н.В. Микляева.

Процесс духовного, нравственно-патриотического воспитания старшего дошкольника и младшего школьника осуществляется через приобщение к произведениям русского изобразительного искусства. Ведущей формой познавательной деятельности становится детская игра совместно с взрослым (педагогом, родителем, иным субъектом педагогического процесса), со сверстниками или более старшими детьми. Рассматривая духовное и нравственно-патриотическое воспитание как системно-деятельностный процесс, мы разрабатывали игровой комплекс настольных игр с учетом обязательных компонентов: синтеза искусств (изобразительное искусство, литература, устное народное творчество), вариативности игровых форм, способов и приемов, учета психолого-педагогических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, специфики образовательных потребностей и интересов детей периода детства.

Инновационностькомплекса настольных игр «Наследие» состоит в формировании культурных практик, культуры общения, культуры поведения и культуры деятельности,т.е. принятии и усвоении культурных норм семьи, общества и государства, к которому принадлежит ребенок, принятии общезначимых общечеловеческих образцов деятельности и поведения в традициях отечественной культуры. Таким образом, комплекс настольных игр «Наследие» позволяет организовать процесс духовного и нравственно-патриотического воспитания детей через влияние культурных установок и ценностей, транслируемых в различных жанрах изобразительного искусства. Комплекс настольных игр интегративен,так как позволяет включиться в различные направления и ступени современного основного, вариативного, дополнительного образования в дошкольном и начальном школьном образовании.

Теоретическое моделирование и конструирование, а также структурная и идейно-содержательная линия комплекса настольных игр «Наследие» проектировались нами в логике традиций отечественной педагогической парадигмы, ориентированной на базовые национальные ценности нашего Отечества в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выгодского. Погружение в национальную культуру - это прямой путь к пробуждению внутренних душевных сил ребенка через переживание и осмысление художественных образов, являющихся носителями нравственных ценностей, в ходе чего и происходит процесс духовного, нравственного и патриотического становления человека.

Произведения русских художников раскрывают событийный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений. Обращение к педагогическому потенциалу произведений русских художников связано с духовным, нравственно-эстетическим опытом мировосприятия и мироощущения и может быть направлено на обогащение сердечно-чувственного миросозерцания и развитие интеллектуальных, духовных и душевных сил ребенка.

В данном случае главная задача педагога состоит в том, чтобы при знакомстве детей с шедеврами изобразительного искусства у них проявился эмоциональный отклик на события и явления, изображенные художником, а также возникло желание осмыслить увиденное. Приобщение к искусству через игру – это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме изобразительное искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием, милосердием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, к победам соотечественников, быть чутким к тем, кто рядом. Изобразительное искусство, в самом глубоком смысле этого слова, человечно. Оно творит человека и обращено к человеку, стучится в его сердце, служит единению и сопричастности человеческим взаимоотношениям, указывает направление нравственного поступка.

Познание ребенком духовно-нравственных ценностей через искусство – особый процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт. Поэтому при разработке настольных игр мы подбирали такие произведения, которые были бы ясны и понятны ребенку, доступны его детскому восприятию, а также в которых изображены знакомые и узнаваемые события и явления. В процессе игры ребенок становится активным участником педагогического процесса взаимодействия, он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, интерпретирует, устанавливает причинно-следственные связи, что соответствует целевым ориентирам, результатам освоения федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального образования.

Аксиомой данного метода становится то, что увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной деятельности и поступках человека. Для ребенка на первичном этапе важно увидеть и осмыслить, далее проявить оценочное суждение и попытаться спроецировать на свой личный опыт, через переживание нравственных ценностей, важных событий и поступков людей (воинов, правителей, монахов, простых людей), запечатленных художниками в своих картинах. Познания, обогащенные эмоциями, порождают нравственные чувства, которые закрепляются в игровой деятельности. Напротив, если переживание не случилось, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным, оно останется в памяти, но не оставит следа в характере, поступках, мироощущении ребенка.

Полифункциональность игры обеспечивает активное познание окружающего мира ребенком вместо пассивного «зрителя-потребителя», что крайне необходимо для комфортных условий процесса воспитания и развития. Игра относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого (педагога или родителя), а является полноправным субъектом деятельности. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание, она теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период интенсивного развития, а это период детства. Играя, ребенок развивается, в игровом действии прокладывается путь от чувства к действию, и от действия к чувству. В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны личности. Перенося ценностные образы с картины на реальную жизнь, ребенок сам погружается в ту или иную роль, и тогда в этом сложном психическом процессе расширяется, обогащается, углубляется его личность, сознание и внутренний мир.

Комплекс настольных игр «Наследие» включает в себя ряд дидактических игр: игра «Лото», игра «Бродилки» на основе игрового поля (прохождение по пунктам), познавательные карточки с заданиями, игра по типу «Собери картинку», игра «Реставрирование» и т.д. Разработанный комплекс настольных игр «Наследие» рекомендован к использованию:

- в дошкольных образовательных организациях на занятиях в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Личностно-коммуникативное развитие», а также в свободное время;

- в начальном школьном образовании в образовательных областях «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- в Центрах дополнительного образования, в Центрах развития дошкольников;

- в Воскресных школах при храмах Русской Православной Церкви;

- иных организациях, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры рекомендованы к использованию, как в образовательных организациях разных типов и видов, так и в условиях семьи.

В комплекс настольных игр «Наследие» вошли следующие игры:

1. Времена года. Православные праздники.

2. Евангельские сюжеты.

3. Жизнь святых.

4. Лента времени.

5. Князь Владимир.

6. Семейные ценности.

7. Реставрация картин.

8. Уютный дом.

9. По дороге к храму.

В процессе игры дети узнают:

О православных праздниках:

Церковное новолетие – 14 сентября;

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября;

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября;

Праздник иконы Пресвятой Богородицы «Казанская» - 4 ноября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря;

Рождество Христово – 7 января;

Крещение Господне – 19 января;

Сретение – 15 февраля;

Прощеное воскресение (масленица) – последнее воскресение перед Великим постом;

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля;

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим – воскресенье за неделю до Пасхи;

Светлое Христово Воскресенье. Пасха - апрель

Вознесение Господне – конец мая – начало июня

День Святой Троицы – Пятидесятница;

День Петра и Павла – 12 июня;

Преображение Господне – 19 августа;

Успение Богородицы – 28 августа.

Познакомятся с Евангельскими сюжетами:

Чудо в Кане Галлилейской, Христос у Марфы и Марии, Христос благословляющий детей, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Воскрешение Христом дочери Аира.

Узнают о святых земли русской, об их жизни, победах, добродетелях:

О жизни, подвигах и святости князя Владимира-Крестителя Руси, о преподобном Илии Муромце, о князе Ярославе Мудром, о князе Димитрии Донском, о воинах-монахах Пересвете и Ослябе, о преподобном Сергии Радонежском, о князе Александре Невском, об адмирале Феодоре Ушакове, об Императоре Николае II и его семье.

О покорении Сибири Ермаком, о Минине и Пожарском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, маршале К. К. Рокоссовском, и маршале Георгии Жукове.

Познакомятся с произведениями русских, советских художников по разным тематикам:

1. Панов Э. П. «Кижи» 2009 г.

2. Абакумов М. Г. «Идут золотые дожди»

3. Качанов Владимир «Высоко-Петровский монастырь. Осень» 2005 г.

4. Жуковский С. Ю. «Храм Рождества Богородицы. Звенигород». 1904 г.

5. Суриков В. И. «Церковь» 1910 г.

6. Парашечкин В. В. «Сергиево-Казанский кафедральный собор. Курск»

7. Кустодиев Б. М. «Крещенское водосвятие» 1915 г.

8. Юон К. Ф. «В Сергиевом посаде» 1911 г.

9. Кустодиев Б. М. «Масленица» 1920 г.

10. Юон К. Ф. «День Благовещения» 1922 г.

11. Юон К. Ф. «Вербный базар на Красной площади» 1916 г.

12. Первунинский В. «Пасха»

13. Колесников С. Ф. «Вид церкви весной».

14. Кустодиев Б. М. «Троицын день» 1920 г.

15. Кустодиев Б. М. «Крестный ход» 1915 г.

16. Поленов В. Д. «Монастырь над рекой» 1898 г.

17. Юон К. Ф. «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» 1921 г.

18. Нестеров М. В. «Рождество Христово» 1891 г.

19. Ефошкин С. «Христос и дети»,

20. Маковский В.Е. «Чудо в Кане» 1887 г.,

21. Поленов В.Д. «Воскрешение дочери Аира» 1871 г.,

22. Семирадский Г. «Христос у Марфы и Марии» 1886 г.,

23. Иванов А.А. «Явление Христа нороду» 1837-1857 гг.,

24. Юрченко С., «Владимир Великий», 2007 г.

25. «Богатыри», Васнецов В. М., 1898 г.

26. «Ярослав Мудрый», Генкина Н. А., 2004 г.

27. «Богатыри», Васнецов В. М., 1898 г.

28. «Илья Муромец», Климова Н.

29. «Князь Владимир Мономах», Мирошник К. и Кургузова-Мирошник Н., 2000 г.

30. «Князь Александр Невский», Пронтенко О. С., 1987 г.

31. «Успение Святого Александра Невского», Нестеров М.В.

32. «Утро на Куликовом поле», Бубнов А. П., 1947 г.

33. «Иван разрывает ханскую грамоту», Кившенко А. Д., 1879 г.

34. «Покорение Сибири Ермаком», Суриков В. И., 1895 г.

35. «Минин и Пожарский», Скотти М. И., 1850 г.

36. «Портрет А. В. Суворова», Штейбен К. К., 1815 г.

37. «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», Суриков, 1899 г.

38. «Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова», П.Н. Бажанов, 1912 г.

39. «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 года», Блинков А., 1955 г.

40. «Портрет генерал-фельдмаршала М.И.Голенищева-Кутузова», Волков Р. М., 1813 г.

41. «Михаил Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения», Шепелюк А. П., 1951 г.

42. «Конец Бородинской битвы», Верещагин В., 1900 г

43. «Император Николай II», Кустодиев Б. М., 1915 г.

44. «Атака казаков на германскую батарею. Восточно-прусская операция 1914 г.», А. Ю. Аверьянов.

45. «Портрет Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовского», Кириллов В. Н., 2012 г.

46. «Штурм Сапун-горы», П. Мальцев, 1958 г.

47. «Маршал Жуков», К. Васильев, 1974 г.

48. «Победа», Лопухов А. М.

49. «Возвращение с победой», А. Китаев, 1985 г.

50. «Москва зимняя», Разживин И. В., 2010 г.

51. Жуковский С.Ю., «Интерьер», 1917 г.

52. Жуковский С.Ю., «В старом доме (Интерьер)», 1913 г.

53. Жуковский С.Ю., «Интерьер библиотеки помещичьего дома», 1910-е

54. Жуковский С.Ю., «Интерьер», 1910-е.

55. «В Тереме (Мой дом)», 1914-1918 гг., Кустодиев Б.М.

56. «Жнитво (Дети, несущие в поле обед жницам)»,1878 г., Кившенко А. Д.

57. «Крестьянский обед в поле», Маковский К.Е.

58. «В сельской школе», 1883 г., Маковский В. Е.

59. «Голубой домик», 1920 г., Кустодиев Б.М.

60. «Игра в бабки», 1870 г., Маковский В. Е.

Ценность материнства:

61. «Портрет неизвестной с девочкой», 1860-е гг., Макаров И. К.

62. «Мать», 1915 г., Петров-Водкин К. С.

63. Кустодиев, «Утро», 1904 г.

64. «Мать с ребёнком», 1910-е гг., Горюшкин-Сорокопудов И. С.

65. «Жница», 1871 г., Маковский К. Е.

66. «У колыбели», Кугач Ю. П.

Ценность отцовства:

67. «Родительская радость», 1910 г., Лемох Кирилл (Карл) В. (1841—1910).

68. «Отец», 1896 г., Савицкий К. А. (1844 – 1905).

69. «Весна 1945-го», 1989 г., Шумилов В. (20 в.)

70. «В зимние сумерки», 1985 г., Панцырев Ю. Н. (20 в.)

71. «На пашне», Дмитриев-Оренбургский Н. Д. (1837 – 1898).

72. «Портрет неизвестного с сыном», 1780 г., Миропольский Л. С. (1749 – 1811).

Почитание бабушки в семье:

73. «Бабушка и внуки», 1960 г., Баскаков Н.Н.

74. «Бабушка», 2005 г., Брусилов С.

75. «Бабушка с внучкой», 1879 г., Корзухин А.И.

76. «Бабушкины Сказки», 2008 г., Володин Ю. В.

77. «Бабушкин сад», 1878 г., Поленов В.С.

78. «Первые шаги», 1969 г., Кугач Ю. П.

Почитание дедушки в семье:

79. «Дедушка и внучка», Моравов А. В. (19 – 20 в.).

80. «Крестьянин в лесу», Ярошенко Н. А.

81. «Рыбак с мальчиком», 1889 г., Богданов Н. Г.

82. «Гусляр», 1903 г., Богданов-Бельский Н.

83. «Дедушка и внучек», 1871 г., Перов В.Г.

84. «Портрет старообрядца (Старик за чтением)», 1911 г., Куликов.

Дети (братья и сестры):

85. «Надевают венок», 1893 г., Трутовский К. А.

86. «Крестьянские дети», 1894 г., Корзухин А. И. (19 в.)

87. «Юная швея», 1912 г., Харламов А. А.

88. «Воробьи, ребята на изгороди», 1883 г., Прянишников И. М. (19 в.)

89. «Дети, бегущие от грозы», 1872 г., Константин Е. М. (19 – 20 в.)

90. «Виртуоз», 1891 г., Богданов-Бельский Н. П. (19 – 20 в.)

Животные в семье:

91. «Девочка с курами», 1874 г., Журавлев Ф. С. (19 в.)

92. «Девочка с собакой», 1820 - 1830 г., Тропинин В. А. (18 – 19 в.)

93. «Портрет дамы с кошкой», Ярошенко Н. А. (19 в.)

94. «Мальчик с собакой», 1873г., Лемох К. В. (19 – 20 в.)

95. «Девочка с гусями», 1875 г., Маковский В. Е. (19–20 в.)

96. «Девочка с собакой», 1860 г., Макаров И. К. (19 в.)

Полезные семейные традиции - Чтение:

97. «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника», 1866–1869 гг., Крамской И. Н. (19 в.)

98. «Читающая девушка», 1876 г., Репин И. Е. (19 – 20 в.)

99. «Девушки с письмом», 1892 г., Ярошенко Н. А. (19 в.)

100. «Портрет А.Я. Симонович», 1889 г., Серов В. А. (19 – 20в.)

101. «Летом», 1951-1954 г., Лактионов А., Иванович А. И. (20 в.)

102. «Ученицы», Богданов-Бельский Н. П. (19 – 20 в.)

Семейные традиции:

103. «Старинный обряд благословения невесты в г. Муроме», 1909 г., Куликов И. С. (19 – 20 в.)

104. «В жаркий день», 1881 г., Маковский В. Е. (19 – 20 в.)

105. «Три сестры в парке», 1888 г., Мясоедов Г. Г. (19 – 20 в.)

106. «Новый год», 1967 г., Гуляев А. (20 в.)

107. «Игра в шашки», 1980 г., Богаевская О. Б. (20 в.)

108. «Шитье приданого», 1866 г., Максимов В. М. (19 – 20 в.)

Добрая семейная традиция - чаепитие:

109. «За завтраком», 1914 г., Серебрякова З. Е. (19 – 20 в.)

110. «Утренний чай», 1891 г., Маковский В. Е. (19 – 20 в.)

111. «Крестьянское семейство перед обедом», 1824 г., Солнцев Ф. Г. (19 в.)

112. «На террасе», 1906 г., Кустодиев Б. М. (19 – 20 в.)

113. «За чаем», 1914 г., Маковский К. Е. (19 – 20 в.)

114. «Русская изба», 2013 г., Панов Э. П.

Православные праздники в семье:

115. «Канун Пасхи», Кустодиев Б. М. (19 – 20 в.)

116. «Девочки. Вербное воскресенье», 1900 г., Блонская С. И. (19 – 20 в.)

117. «Светлое Воскресение», 2005 г., Каверзнев И. А. (20 – 21 в.)

118. «На молитве», Смирнов А. М.

119. «Вербное воскресенье», 2001 г., Денисенко О. А. (20 – 21 в.)

120. «Приготовление к пасхе», 1910 г., Милорадович С. Д. (19 – 20 в.)

Трудовые семейные традиции:

121. «Вечереет», 1900 г., Пимоненко Н. К. (19 – 20 в.)

122. «Сенокос»,1873 г., Маковский К. Е. (19 – 20 в.)

123. «Страдная пора. Косцы», 1887 г., Мясоедов Г. Г. (19 – 20 в.)

124. «На кухне», 1913 г., Маковский В. Е. (19 – 20 в.)

125. «Варят варенье», 1876 г., Маковский В. Е. (19 – 20 в.)

126. «Прачка», 1889 г., Платонов Х. П.

Полезные семейные традиции - Рукоделие:

127. «За прялкой», Маковский К. Е. (19 – 20 в.)

128. «Кружевница», 1823 г., Тропинин В. А. (18 – 19 в.)

129. «Пряха», 1884 г., Журавлев Ф. С. (19 в.)

130. «Пряхи», Куликов И. С. (19 – 20 в.)

131. «Маленькая швея», 1957 г., Пахомов А.

132. «За вышиванием. Портрет Е.П. Нестеровой», 1909 г., Нестеров М. В. (1862—1942)

133. Янулевич Г. А., «В деревне», 2011 г.

134. Карнеев А. Е., «Крестины»

135. Соломаткин Л. И., «Крестный ход», 1882 г.

136. Поленова Е. Д., «Иконописная XVI столетия», 1887 г. (фрагмент)

137. Михайлов Г. К., «Девушка, ставящая свечу перед образом», 1842 г.

138. Богданов-Бельский Н. П., «В церкви»

139. Колесников С.Ф., «На службу»

140. Рябушкин А. П., «Портрет диакона», 1888 г.

141. Маковский А. В., «Пасека»

142. Бруни Ф. А., «Тайная вечеря», 1849 г.

143. Милорадович С. Д., «У исповеди», 1913 г.

144. Пимоненко, «Пасхальная заутреня в Малороссии», 1891 г.

145. Милорадович С. Д., «Монахиня у иконостаса», 1922 г.

146. Суриков, «Лампада», 1881-1882 гг.

147. Жуков Ф., «Пасхальный натюрморт»

148. Кудрин В. П., «Пасха»

149. Топоров Ю. А., «Кижи»

В процессе игр комплекса «Наследие» дети познакомятсясо 149 картинами отечественных художников.

Методические рекомендации по выявлению уровней нравственно-патриотического развития детей.

На основании психолого-педагогических особенностей ребенка в период детства нами были выделены показатели, критерии и уровни нравственно-патриотического развития, которые учитывают и охватывают когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационную, деятельностную сферу ребенка и могут быть диагностированы в процессе педагогических наблюдений и беседы с детьми.

Педагогическое наблюдение – это целенаправленное восприятие, познание проявлений развития ребенка, предоставляющее достаточное количество живых, интересных, говорящих фактов, отражающих его жизнь, мировосприятие, миропонимание и мироощущение.

Беседа – это метод, в ходе которого педагог оперативно получает ответы, задавая вопросы при личном контакте.

Первый показатель нравственно-патриотического развития и его критериикогнитивный, указывающий на наличие и уровень знаний и представлений:

· о базовых национальных ценностях (любовь к Отечеству, к своей малой Родине, к своему народу; служение Отечеству, семья, любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших; трудолюбие и творчество; ценность знания, стремление к истине; представления о культурообразующей религии государства – Православии, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, уважение к людям различных конфессий; гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; мир во всём мире, многообразие культур и народов).

· о мире семьи, о типах семей и функциях семьи, о составе семьи, рода, об внутрисемейных отношениях и иерархичности устройства семьи в традициях отечественной культуры (отец глава семьи, мать первая помощница, дети всегда рядом в послушании у родителей, особое почитание и уважение к старшим членам семьи);

· о духовно-нравственных семейных ценностях, о духовно-нравственных качествах семьянина (доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, чуткость, послушание, уважение к старшим, помощь, внимательность к близким и ближним и т.д.);

· о развитии семьи (семья приумножается, рождаются дети), о семейных ролях (отец «защитник», «добыдчик», «опора», мама хозяйка, дети в помощь родителям, о преемственности поколений в семье и роде (семейные связи, семейное родословная);

· об истории и культуре семьи, рода, о ее прошлом и настоящем, о семейных праздниках и традициях, обрядах и обычаях (в т.ч. религиозных) своей семьи, рода, народа в традициях отечественной культуры, о значимости, важности, осознание абсолютной ценности семьи, о знаменитых семьях России;

· умение воспринимать, анализировать, понимать художественные произведения изобразительного искусства, литературы, музыки по семейной тематике, находить в художественном образе произведения похожие жизненные ситуации, осуществлять связь с событиями и явлениями, изображенными в сюжете картины, со своими собственными или своей семьи, задавать вопросы в ходе беседы по произведениям русской живописи.

 

 

Характеристика уровней нравственно-патриотического развития детей по когнитивному показателю

Высокий уровень. Ребенок знает и называет базовые национальные ценности, самостоятельно и правильно опреде­ляет, что такое семья, малая Родина, Отечество. Называет членов своей семьи: родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестер, других родственников и называет, кто входит в состав своей семьи, устанавливает родственную связь между ее членами, может назвать несколько поколений. Проявляет положительное, радостное эмоционально-чувственное отношение к членам своей семьи, доброжелательность. Ребенок имеет представление о прошлом, настоящем и будущем своей семьи, своего рода, Отечества. Знает ее обычаи и традиции, называет ценности своей семьи (бытовые, культурные, религиозные и т.д).

Понимает, что у Отечества есть своя история, и у семьи есть тоже своя история, что семья может развиваться, называет, за счет каких членов семьи проис­ходит ее увеличение, знает о том, что мы теряем родственников, сожалеет и переживает, ценит и уважает память о них. Свободно и с интересом характеризует родословную семьи. Ребенок самостоятельно называет любимые вещи членов своей семьи и, характеризуя связь вещей с интересами их хозяев, опреде­ляет себя как члена семьи, понимает важность семьи для себя, для человека. Инициативен, радостно устремлен к познанию.

Ребенок видит и осознает эстетические качества художественных произведений, которые делают для него картину привлекательной, понятной и интересной. Ребенок способен получить от обращения к художественным произведениям элементарные эстетические переживания, впечатления при оценки произведения: цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, форму и композиционные приемы, а также красиво или некрасиво, понятно и доступно или сложно и непонятно. Ребенок способен воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого объекта, явления или события. Ребенок владеет начальными навыками эмоционально-образного восприятия и наглядно-образного мышления, способен улавливать внутреннюю характеристику художественного образа. Самостоятельно осмысляет и осознает живописный образ, дает оценки, высказывает нравственно-эстетические впечатления и суждения, связывает изображенное на картине с событиями в своей семье, сопоставляет и интерпретирует в соответствии со знакомыми и узнаваемыми явлениями, событиями из повседневной жизни, как собственной, так и своей семьи, своего рода, народа.

Средний уровень. Ребенок с помощью наводящих, уточняющих вопросов педагога определяет, что такое Родина, семья, род. С помощью педагога называет базовые национальные ценности, традиции семьи своей, семейные ценности, и те, которые видит в произведениях русской живописи или в описании литературных произведений. Понимает, кто входит в состав семьи, перечисляет членов своей семьи и говорит о составе традиционной семьи, устанавливает связь между всеми родственниками. Характеризует некоторые признаки семьи (любят друг дру­га, заботятся друг о друге, помогают друг другу, уважают и почитают старших членов семьи и т.д.). С помощью дополнительных комментариев и объяснений педагога называет исторические события Отечества, семейные обычаи и традиции своей семьи, рассказывает родословную своей семьи. Описывает последовательность основных событий в семье, перечисляет членов семьи. Ребенок только с помощью педагога выделяет и называет не­которые любимые вещи членов своей семьи, частично устанавли­вает связь вещей с интересами их хозяев, определяет себя как члена семьи и важность семьи для себя, для человека.

Ребенок затрудняется в эстетической оценке художественных произведений живописи. Затруднено эмоционально-образное восприятие, возможно лишь посредством наводящих вопросов и дополнений педагога, способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Не может самостоятельно осмыслить и осознать живописный образ, высказать нравственно-эстетические впечатления и суждения, связать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом или опытом семьи, постоянно требуется педагогическое сопровождение и поддержка педагога.

Низкий уровень. Ребенок не определяет, что такое Отечество, семья, род. Не знает признаков семьи, не может понять родственную связь меж­ду членами семьи даже при помощи педагога. При назывании состава своей семьи ограничивается перечислением отдельных ее членов. Не может назвать и охарактеризовать нравственные качества человека, обычаи и традиции своей семьи, не имеет представлений о родословной семьи; не устанавливает последовательность событий в развитии своей семьи.

Ребенок даже с помощью педагога не выделяет связь между миром семьи и миром предметов; не определяет свою сопричаст­ность к миру семьи; не понимает важность семьи для человека. Не понимает и не осознает свою причастность к истории и культуре своего Отечества.

Ребенок не способен к эстетической оценке художественных произведений живописи. Затруднено эмоционально-образное восприятие, даже посредством наводящих вопросов и дополнений не способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Не может самостоятельно осмыслить и осознать живописный образ, высказать нравственно-эстетические впечатления и суждения, связать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом или опытом семьи, даже при педагогическом сопровождении процесса восприятия.

Второй показатель нравственно-патриотического развития,мотивационно-потребностный указывает на устойчивый интерес к познанию своей Родины, своей семьи, своего рода, к истории семейных традиций, желание узнавать о культуре своей семьи, своего рода, народа. Нами были выделены критерии по данному показателю, позволяющие диагностировать уровень мотивации у детей к познавательной, художественно-игровой деятельности. Критерииданного показателя:

· желание рассказывать о прошлом и настоящем своего Отечества, своей семьи, своего рода, стремление гордиться достижениями, подвигами своей Родины, семьи, рода;

· желание поддерживать семейные традиции и рассказывать о них (духовно-нравственные, спортивные, культурные, трудовые, и т.д.), привносить в рассказ о семье или членах семьи творческие дополнения;

· умение и желание устанавливать причинно-следст­вен­ные связи между событиями в истории своей семьи, рода, народа, гордиться и рассказывать об успехах и достижениях своей семьи, своего рода, народа;

· стремиться проявлять любовь и заботу о членах своей семьи, задавать вопросы о родственниках, о героях Отечества, рассказывать об интересных случаях, рассказывать о духовно-нравственных семейных традициях, обычаях, реликвиях своей семьи (опираясь на увиденное в произведениях живописи, услышанное при анализе произведений);

· умение и желание анализировать события и ситуации, происходящие в семье, в роду, в Отечестве, стремление участия в делах семьи, рода (трудовых, планировании и т.д.);

· проявление устойчивого интереса к истории и культуре своей семьи, рода, народа;

· проявление активности в отношении ценностного выбора в процессе художественно-игровой деятельности при анализе произведений русской живописи;

· формирование мотивации к работе с художественными произведениями изобразительного искусства.

Характеристика уровней мотивационно-потребностного показателя нравственно-патриотического развития детей

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивое желание рас­сказывать о прошлом, настоящем своей семьи, о семейных традициях, обычаях, своего Отечества. Это выражается в наличие речевых конст­рукций: «Я могу рассказать», «Я расскажу», «Я знаю и хочу рассказать». По собственной иници­ативе рассказывает о значимых и интересных семейных событиях, исторических и культурных событиях Отечества, охотно делится своими впечатлениями, связанными с семейными традициями; проявляет заинтересованное отношение к членам своей семьи, самостоятельно обращается с вопросами к педагогу. Проявляет устойчивое стремление устанавливать причинно-следственные свя­зи между членами семьи, между интересами и любимыми веща­ми членов семьи; проявляет внимание, любовь к членам своей семьи, своего рода и заботу о них.

Ребенок проявляет активность и заинтересованность в обращении к художественным произведениям живописи, с радостью дает нравственно-эстетическую оценку картине, стремится высказаться первым. Ребенок воспринимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого объекта, явления или события. При эмоционально-образном восприятии сразу улавливает внутреннюю характеристику художественного образа. У ребенка наблюдается потребность в осмыслении и осознании живописного образа, ребенок задает педагогу много вопросов. Активно высказывает нравственно-эстетические впечатления и суждения, связывает изображенное на картине с событиями в своей семье, сопоставляет и интерпретирует в соответствии со знакомыми и узнаваемыми явлениями, событиями из повседневной жизни, как собственной, так и своей семьи, рода, народа.

Средний уровень. Ребенок при побуждении со стороны педагога проявляет желание рассказывать о семейных событиях, о прошлом, настоящем семьи, о семейных традициях, обычаях, о своей малой и большой Родине. Проявляет интерес к жизни членов своей семьи, к установлению причинно-следственных связей между членами своей се­мьи и миром предметов, событиями, происходящими в истории и культуре своего Отечества. Однако эти проявления характеризуются неустойчивостью, ситуативностью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.