Сделай Сам Свою Работу на 5

Дополнительные художественные тексты





Планы практических занятий

Тема 1.Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.

 

1. Общественно-политическая ситуации в Греции II половины V в. до н.э. Общая характеристика «эпохи Перикла»;

2. Устройство греческого театра;

3. Жизнь и творчество Эсхила;

4. Новаторство Эсхила-драматурга;

5. Анализ трагедии «Прометей прикованный»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии;

6. Образ Прометея;

7. Идея трагедии.

Литература:

 

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

6. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.

7. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А. Греческая трагедия. – М., 1958.

8. Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.

9. Ярхо В.Н. Эсхил. – М., 1958

10. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М, 1978

11. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М, 1995



12. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986

13. Беляев Д.А. К вопросу о мировоззрении Еврипида. – Казань, 1978

14. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии. – М, 1969. – №2

 

 

Тема 2.В. Шекспир «Гамлет»

 

1. Представить общую характеристики жизни и творчества Шекспира, периодизацию его творчества;

2. Анализ трагедии «Гамлет»:

– легенда о принце Амлете;

– композиция трагедии (обратить внимание на «пьесу в пьесе»;

– раскрыть образ Гамлета;

а) приёмы создания;

б) психологизм;

в) охарактеризовать семантику монолога «Быть или не быть»;

– выявить систему образов в трагедии;

3. Наметить пути решения вопроса: образ Гамлета и проблема «лишнего человека» в литературе нового и новейшего времени.

 

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы английского ренессанса. При анализе «Гамлета» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и что разделяет легенду об Амлете с шекспировской трагедией; какие реалии современности вносит в своё произведение Шекспир; какова в трагедии роль фантастического начала; что может символизировать пере «Розенкранц – Гильдестерн»; сколько лет главному герою; какова идея пьесы? Анализ «Гамлета» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах гуманистов позднего ренессанса. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.



 

Литература:

1. Алексеев М.Л. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М., 1999.

2. Аникст А. Жизнь и смерть короля Джона // Шекспир В. ПСС в 10 тт. Т.1. М., 1994.

3. Аникст А. Шекспир. М., 1914.

4. Аникст А.А. Генрих IV // Шекспир В. ПСС в 10 тт. Т.1. М., 1994.

5. Аникст А.А. Генрих V // Шекспир В. ПСС в 10 тт. Т.1. М., 1994.

6. Аникст А.А. Ричард II // Шекспир В. ПСС в 10 тт. Т.1. М., 1994.

7. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. Учебник. М., 1995.

8. Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1973.

9. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

10. Хрестоматия по литературе Средневековья. В 2-х тт. Т.2. Спб., 2003.

 

 

Тема 3.«Фауст» Гете

 

1. Феномен И.В. Гёте;

2. История формирования образа Фауста в западноевропейской литературе;

3. История создания «Фауста»;

4. Жанровое своеобразие «Фауста», особенности композиции;

5. Роль Прологов к «Фаусту»;

6. Система оппозиций в образной структуре произведения;



7. Основные этапы исканий Фауста;

8. Фаустовский тип личности в европейской культуре;

9. Фаустовский сюжет в русской литературе.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинару следует составить представление об истории формирования образа Фауста, о причинах притягательности этого образа для немецких писателей XVIII века. Необходимо познакомиться с историей создания произведения, подумать над причинами, обусловившими его жанровое своеобразие. При чтении текста следует обратить внимание на особенности композиции, структурной организации обеих частей. Внимательно прочтите Прологи и проанализируйте, как соотносятся они с основным корпусом текста в тематическом и мотивном планах. Постарайтесь выстроить в читательском дневнике героев «Фауста» как систему оппозиций и определить функцию каждого персонажа. Попробуйте сформулировать такое определение личности Фауста, которое может объяснить его репрезентативность для западноевропейской культуры. Выпишите в дневник названия произведений зарубежной и русской литератур XVIII-ХХ вв., в которых интерпретируется фаустовский сюжет.

 

Контрольные вопросы:

1. Как складывался образ Фауста в западноевропейской литературе?

2. Кто из немецких писателей XVIII в. обращался к образу Фауста в своих произведениях?

3. Какое место занимает «Фауст» в творческой судьбе Гете и какова история написания этого произведения?

4. Черты каких жанров можно обнаружить в «Фаусте» Гете?

5. Какие темы развиваются в Прологах к «Фаусту»?

6. Какой принцип можно обнаружить в организации образной системы «Фауста»?

7. Каким искушениям подвергался Фауст на пути своих исканий?

8. Из каких произведений складывалась литературная фаустиана?

 

Литература:

1. Соответствующие теме разделы учебников, указанных в списке рекомендуемой учебно-методической литературы.

2. Аникст А.А. Гете и «Фауст», М., 1983.

3. Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1979.

4. Волков И.В. «Фауст» Гете и проблема творческого метода. М., 1970.

5. Гете в русской культуре ХХ века. М., 2001.

6. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. М., 1981.

7. Ишимбаева Г.Г. Образ Фауста в немецкой литературе ХУ1-ХХ веков. М., 2002.

8. Легенда о докторе Фаусте. М., 1978.

9. Якушева Г.В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998.

10. Якушева Г.В. Фауст в исканиях ХХ века. М., 2005.

 

Тема 4. Романтизм.Творчество Э.Т.А.Гофмана

 

1. Понятие «романтизм»;

2. Особенности «национального» романтизма: Германия. Франция. Англия;

3. Понятие «романтическая ирония»;

4. Творческая биография Гофмана. Периодизация;

5. Особенности эстетики Гофмана: идея синтеза искусств, роль музыки, образы музыкантов-энтузиастов и филистерства, романтическое двоемирие, романтическая ирония, символика, тема двойничества;

6. Жанр новеллы-сказки в творчестве Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек»);

7. Роман «Житейские воззрения кота Мурра»: идеи, поэтика;

8. Эволюция темы искусства и образа художника в творчестве Гофмана;

9. Значение творчества Гофмана для европейской литературы.

 

 

Литература:

1. Художественный мир Гофмана. М., 1982.

2. Э.Т.А.Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. Пер. с нем. /Под ред. К.Гюнцеля/. М., 1987

3. Шевченко Г.А. Э.Т.А.Гофман. М., 1972

4. Сафрански Р. Гофман. ЖЗЛ. М., 2005

 

Тема 5: Постмодернизм

 

1. Общественно-политическая обстановка в Западной Европе после II Мировой войны;

2. Основные литературные явления в Западной Европе во 2-й половине ХХ века.

3. Понятие модернизма и постмодернизма;

4. Постмодернизм как феномен современной литературы и культуры конца ХХ века.

5. Умберто Эко как теоретик и романист.

6. Роман «Имя розы»: жанр, образная система, пастиш;

7. «Записки на полях» У. Эко;

8. «Имя Розы» - «гипертекст» художественной культуры конца ХХ века.

9. Значение постмодернизма и дальнейшие направления развития западноевропейской литературы.

 

Контрольные вопросы:

1. Познакомьтесь с теориями Ж. Дерриды, философией Лиотара и Бодрийяра.

2. Что такое интертекстуальность?

3. Как в постмодернизме изменяются отношения «автор-читатель-произведение» по сравнению с предшествующим периодом развития литературы?

4. Что такое «двойное кодирование»?

5. Как в постмодернистских текстах реализуется принцип ризомы?

6. Приведите примеры игры с историческими, философскими, литературными реминисценциями в романе У. Эко «Имя розы».

7. Спор-дискуссия о смехе и ее значение в традициях европейской культуры (по роману «Имя розы»).

 

Литература:

1. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм – М., 1996.

2. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма – СПб., 2000.

3. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе.

 

 

Художественные тексты для обязательного прочтения:

1. Мифы Древней Греции.

2. Гомер. Илиада.

3. Эллинские поэты (Ал­кей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар).

4. Эсхил. Прометей прикованный.

5. Софокл. Царь Эдип.

6. Еврипид. Медея.

7. Вергилий. Энеида.

8. Сенека. Медея.

9. Ирландские саги. Похищение быка из Куальнге.

10. Песнь о Роланде.

11. Данте А. Божественная комедия (ч. 1).

12. Шекспир В. Гамлет.

13. Лопе де Вега Овечий источник. Собака на сене (на выбор).

14. Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве.

15. Мильтон Д. Потерянный рай.

16. Вольтер. Кандид.

17. Гете И.В. Лирика. Баллады. Фауст.

18. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок.

19. Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда.

20. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

21. Ирвинг В. Рип Ван Винкль.

22. Мелвилл Г. Моби Дик.

23. По Э.А. Новеллы. Лирика.

24. Бальзак О. Гобсек.

25. Флобер Г. Госпожа Бовари.

26. Диккенс Ч. Домби и сын.

27. Верлен П., Рембо А., Малларме С. Стихотворения.

28. Метерлинк М. Слепые. Синяя птица (на выбор).

29. Оруэлл Дж. 1984.

30. ЭкоУ. Имя розы.

 

 

Дополнительные художественные тексты

 

1. Эзоп. Федр. Басни.

2. Аристотель. Поэтика.

3. Менандр. Брюзга. Третейский суд. (Одна комедия на выбор).

4. Плутарх. Параллельные жизнеописания. (2 -3 биографии на выбор).

5. Аристофан. Лягушки.

6. Плавт. Горшок (Клад). Хвастливый воин. (Одна комедия на выбор).

7. Теренций. Братья. Свекровь. (Одна комедия на выбор).

8. Катулл. Тибул. Проперций. Лирика.

9. Платон. Пир. Государство.

10. Лонг. Дафнис и Хлоя.

11. Aпyлей. Метаморфозы или Золотой осёл.

12. Овидий. Метаморфозы. Скорбные элегии. Искусство любви.

13. Петроний. Сатирикон.

14. Старшая Эдда.

15. Песнь о Нибелунгах.

16. Песнь о моём Сиде.

17. Тристан и Изольда.

18. Роман о Лисе.

19. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы.

20. Петрарка Ф. Сонеты.

21. Боккаччо Дж. Декамерон.

22. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

23. Вийон Ф. Малое завещание. Большое завещание.

24. Сервантес М. Дон Кихот.

25. Шекспир В. Гамлет. coнeты. Qдна из исторических хроник («Генрих IV», «Ричард Ш»). Одна из комедий («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь»). Макбет. Буря. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир.

26. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

27. Гонгора Л. де. Лирика.

28. Кеведо. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

29. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

30. Расин Ж. Федра. Андромаха.

31. Дидро Д. Монахиня.

32. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза.

33. Корнель П. Сид.

34. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп.

35. Лафайет М. де. Принцесса Клевская.

36. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь (на выбор).

37. Мариво П.К. Жизнь Марианны.

38. Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона.

39. Лафонтен Ж. де. Басни.

40. Донн Д. Лирика.

41. Гриммельсгаузен Х.Я.К. Симплициссимус.

42. Поуп А. Стихотворения.

43. Свифт Д. Путешествия Лемюэля Гулливера.

44. Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско.

45. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

46. Смоллетт Т. Приключения Перигрина Пикля.

47. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена.

48. Бернс Р. Лирика.

49. Скотт В. Айвенго. Пуритане. (по выбору).

50. Шеридан Р.Б. Школа злословия.

51. Голдсмит О. Векфилдский священник.

52. Лесаж А. Р. Хромой бес.

53. Бомарше П.О. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

54. Гольдони К. Трактирщица.

55. Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

56. Новалис. Генрих фон Офтердинген.

57. Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес. Песочный человек. Житейские воззрения кота Мурра.

58. Клейст Г. Разбитый кувшин. Новеллы – по выбору.

59. Гейне Г. Книга песен. Путевые картины (ч.1, 2). Германия. Зимняя сказка.

60. Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

61. Золя Э. Западня; или Жерминаль. (по выбору). (по выбору).

62. Мопассан де Г. Жизнь. Новеллы.

63. Франс А. Остров пингвинов.

 

64. Кольридж С. Поэма о старом моряке.

65. Шелли П.Б. Восстание Ислама. Освобожденный Прометей.

66. А. де Виньи А. Сен – Мар.

67. Мюссе А. Исповедь сына века.

68. Санд Ж. Индиана. Консуэло (по выбору).

69. Купер Ф. Шпион. Последний из могикан. (по выбору).

70. Готорн Н. Алая буква. Новеллы.

71. Дикинсон Э. Стихотворения.

72. Шатобриан Ф. Атала. Рене.

73. Стендаль Ф. Расин и Шекспир. Красное и черное. Пармская обитель. Ванина Ванини.

74. Мериме П. Хроника царствования Карла IX. Новеллы.

75. Бодлер Ш. Цветы зла.

76. Остен Д. Гордость и предубеждение; или: Эмма (по выбору).

77. Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Оливер Твист. Дэввид Копперфилд. Тяжелые времена; или Холодный дом. Большие ожидания.

78. Бронте Э. Грозовой перевал; или: Бронте Ш. Джейн Эйр (по выбору).

79. Келлер Г. Новеллы.

80. Драйзер Т. Сестра Керри. Финансист (на выбор).

81. Роб-Грийе А. В лабиринте.

82. Уитмен У. Листья травы.

83. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.

84. Золя Э. Западня; или Жерминаль. (по выбору). Чрево Парижа; или Нана. (по выбору).

85. Мопассан де Г. Жизнь. Милый друг. Новеллы.

86. Золя Э. Западня; или Жерминаль. (по выбору). Чрево Парижа; или Нана. (по выбору).

87. Мопассан де Г. Милый друг. Новеллы.

88. Роллан Р. Жан-Кристоф (кн. 1, 4, 5). Кола Брюньон.

89. Манн Т. Будденброки. Новеллы (Тонио Крегер. Смерть в Венеции).

90. Манн Г. Учитель Унрат. Верноподданный. (по выбору).

91. Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей.

92. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. (Собственник).

93. Уэллс Г. Человек-невидимка

94. Киплинг Р. Стихотворения. Книга джунглей. Новеллы (1-2 - по выбору).

95. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

96. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Геккельберри Финна. Принц и нищий; или: Янки при дворе короля Артура. (по выбору). Рассказы (2-3 - по выбору).

97. Джеймс Г. Дэзи Миллер. Письма Асперна

98. Апдайк Дж. Кентавр. Кролик, беги.

99. Миллер А. Смерть коммивояжера.

100. Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание».

101. Павич М. Хазарский словарь.

102. Кортасар X. Игра в классики.

103. Карпентьер А. Концерт барокко.

104. Луис Борхес X. Рассказы. Эссе.

105. Хеллер Дж. Поправка - 22.

106. Гарднер Дж. Осенний свет.

107. Моррисон Т. Любимая.

108. Бютор М. Изменения.

109. Ионеско Э. Лысая певица. Носорог.

110. Ажар П. Жизнь впереди.

111. Белль Г. Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна.

112. Носсак Г. Дело д' Артеза.

113. Вольф К. Кассандра.

114. Фриш М. Ноmо Фабер.

115. Дюренматт Ф. Визит старой дамы.

116. Грин Г. Суть дела. Сила и слава. Тихий американец.

117. Осборн Дж. Оглянись во гневе.

118. Мердок А. Под сетью. Колокол. Дикая роза. (по выбору).

119. Кундера М. Невыносимая легкость бытия.

120. Фаулз Дж. Женщина французского лейтенанта.

121. Хемингуэй Э. Старик и море.

122. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи.

123. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.

124. Ибсен Г. Пер Гюнт.

125. Гауптман Г. Перед восходом солнца. Потонувший колокол (на выбор).

126. Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца (на выбор).

127. Уайлд О. Портрет Дориана Грея. Драматургия (1 пьеса по выбору). Баллады.

128. Лондон Д. Мартин Иден. Рассказы (2-3 - по выбору)

129. Саррот Н. Вы их слышите. Золотые плоды. (по выбору).

130. Беккет С. В ожидании Годо.

131. Грасс Г. Жестяной барабан.

132. Голдинг У. Повелитель мух.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.