Сделай Сам Свою Работу на 5

Образная система, проблематика, композиция романа И.А. Гончарова «Обломов»





Роман «Обломов» писался в течение более чем десяти лет. Работа над произведением началась в 1846 году, «Сон Обломова» был опубликован в 1849, закончен роман в 1858, а напечатан в 1859. Первая его часть создавалась в 40е годы, вторая и последующие две – в 50е. В первой части романа Гончаров делает основной акцент на изображение обломовщины как определенной социальной среды. Дальнейшая эволюция творческого замысла привела к тому, что автор приходит к сознательному усложнению темы: личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем, представленная на широком социально-историческом фоне, становится основным объектом исследования Гончарова.

Характер Обломова потребовал от автора особой организации действия, построения сюжета. Писатель воспользовался структурным принципом – отрывочное, эпизодическое строение частей с хронологическим смешением событий. Личность героя дается в эволюции – с детства до преклонных лет и смерти, но в центре внимания автора только те эпизоды биографии Обломова, которые необходимы для расстановки идейных акцентов. Четыре временные вехи выделены у Гончарова: детство – жизнь на Гороховой улице – любовь – Выборгская сторона –смерть. Причем основную нагрузку в объяснении характера героя несут воссозданные в романе детство и отрочество, а о молодости, времени, когда окончательно формируется личность, ничего практически не говорится. Каждая из этих временных частей – самостоятельная единица повествования, с особым внутренним строением. Каждая автономна, замкнута, герой помещен в определенное время и пространство, окружен кругом локальным персонажей, которые затем как бы отпадают от него. Такая структура создает впечатление эпизодической отрывочности жизни, лишенной развития, целостности.



Действие Обломова охватывает время с 1819 по 1856 год. В первой части почти нет движения сюжета, это своеобразное введение к роману. Необычайно важное место в романе занимает «парад гостей» Обломова. Явно внесюжетные персонажи, они появляются, в строгом порядке сменяя друг друга. Гости необходимы автору как средство характеристики главного героя и как необходимый атрибут среды, в которой живет Обломов. Все они – своеобразные «двойники» героя, и каждый представляет тот или иной вариант возможной судьбы Обломова, но он отвергает все: не прельщает его ни светский успех, ни карьера, ни игра в отличительство. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга: Петербург светский (Волков), Петербург бюрократический – канцелярский и департаментский (Судьбинский), Петербург литературный (Пенкин).



Автор подробно прослеживает тот путь, который привел Обломова на его знаменитый диван: университет, юношеские увлечения поэзией и искусством, светская жизнь и, как итог, - разочарование во всем. Та жизнь, которой герой живет сейчас, не удовлетворяет его, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он барин, он «не такой,как все», он имеет право ничего не делать. Осознавая однако ущербность своего бытия, Обломов мучается над вопросом: «Отчего я такой?» «Сон Обломова» - ответ на этот вопрос.

«Обломов» - центростремительный по своему типу роман. Образная система построена по принципу радиусов, где в центре - Обломов, а по радиусам к нему расположены другие персонажи. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Используя такой прием, автор добивается максимальной объективации героя, который как бы освещен непрерывно с разных сторон разными источниками света.

В романе за Обломова борются две силы: деятельное интеллектуальное начало, которое воплощают Ольга и Штольц, и старая Обломовка. Штольц все надежды на будущность Ильи Ильича связывает с малым кругом деятельности (навести порядок в деревне, сменить старосту, ехать за границуольц все надежды на будущность Ильи Ильича связывает с малым кругом деятельности ()лощают Ольга и Штольц, и старая Обломовка.), а Ольге, для которой «жизнь – долг, обязанность», хочется, чтобы Обломов занялся общественно-полезной деятельностью.



Назначение Штольца в романе – быть антиподом Обломову, социальным и психологическим. Поэтому в личности его акцентируются такие качества, как трезвость, рационалистичность, скептическое отношение к чувству, расчет. Штольц – деятель, труд для него – «образ, содержание, стихия и цель жизни». Но чем больше нагнетается подобных качеств, тем больше Штольц проигрывает Обломову с его мягкой душой, гуманностью, чистотой и бескорыстием. Автору ясно одно: будущее не в сфере практицизма и буржуазного предпринимательства.

Главная сюжетная ситуация – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой. Ольга Ильинская, личность глубокая, самобытная, - единственный в романе персонаж, равнозначный Обломову. Любовь, охватившая героев, обнаружила все самое лучшее в натуре каждого, дала сильнейший импульс для духовного развития. Ольга становится для Обломова «путеводной звездой», он с радостью выполняет «программу перевоспитания», приготовленную ему Ольгой, не замечая, что своей жизнью он просто «дублирует» жизнь избранницы – читает то, что читает она, ездит туда, куда ездит Ольга, выполняет все ее поручения. Разрыв неизбежен: возвышенная, идеальная, романтическая любовь Обломова не может составить счастье женщины, подходящей к жизни с позиций сильной личности.

Глубоко перестрадав, оба героя навсегда сохраняют в душе любовь друг к другу, хотя Обломов вскоре женится на своей квартирной хозяйке Агафье Пшеницыной, в Ольга выйдет замуж за Штольца.

Смерть Обломова в финале романа представлена как естественное завершение той драмы, которая началась еще в детстве: от неумения надевать чулки до неумения жить.

Захар – одно целое с Обломовым, через весь сюжет проходят они неразлучной парой. Гончаров связывает героев принципом дополнительности: оба не умеют жить, оба никогда не совершали самостоятельных поступков, обоих опустошила привычная обыденность жизни. К драматическому финалу оба идут противоречиво связанной парой. Умирает Обломов – нищета, паперть и голодная смерть ожидает Захара.

Роман “Обломов” явился вершиной творчества Гончарова. С большой художественной силой заклеймил он в нем крепостничество, которое, по мнению его, неизбежно шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм поместного дворянства и показал “обломовщину” как зло и бич русской жизни. Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причиной расставания Ольга и Обломова стала совокупность нескольких факторов. Во-первых, несовпадение мироощущений героев. Апатия, равнодушие героя – это не только природная лень и сила привычек, но и своеобразный протест против бессмысленной, суетной петербургской жизни. Однако, отвергая этот образ жизни, Илья Ильич мечтает об иной, осмысленной деятельности. Жизнь для Обломова – это не только любовь. Личностный потенциал героя гораздо шире того, что может предложить ему счастливая любовь. Ольга же, мечтая возродить Обломова, погружает его в ту же «тину мелочей». Вместо личностной реализации в широком жизненном плане героя погружают в заботы о личном благополучии (устройство имения в деревне). Ольга – натура яркая, незаурядная, мечтающая о благородной деятельности, однако в действительности ее мечтательные порывы утихают в маленьком семейном мирке. Отношения с Ольгой не дают герою всей полноты счастья, ощущения гармоничности жизни. Кроме того, Обломов – романтик, и любовь для него – это необыкновенная мечта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.