Сделай Сам Свою Работу на 5

Юмор и сатира в современной литературе.(Войнович)





Реалии лагерной жизни в прозе А.И. Солженицына/В. Шаламова

 

Постмодернизм в контексте современной русской литературы.

Три волны:

Кон 60х-70е. становление

Кон 70х-80е. утверждение в качестве лит напр-я.

Кон 80х-90е. легализация.

1 волна. Тогда, когда все изменения происходили в стране после Сталина. Сахаров «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и свободе». Был за сближение социализма и капитализма. ПМ сначал как философское течение. Бродский – движение неоавангардизма. Общество СМОГ (самое молодое общество гениев). Отказ от архаического в литре, от теории жанров. Обновление лит языка. Называли себя антипоэтами. Абрам Терц, Максим Берг, Михаил Харитонов: они пытались дать определение ПМ в литре в своих статьях.

2 волна. Вениамин Ерофеев положил начало стабилизации ПМ, его выходу на официальный уровень. 1986 – концептуалисты (группа поэтов) Ерёменко, Кибиров. 1982, Митьки (группа авторов), метаметафора. Начало 80х – развивается малая проза (Попов, Соколов). Появляются новые типы героев. Маски: гений-клоун, эрудит и лит бандит, эрудит-юродивый, гений-паяц, эрудит-графоман, эстет-инфантил.



3 волна. Возвращённая литра. Запрет к печати. «Москва-Петушки» - одна из первых + «Пушкинский дом» (Битов). Писателей 1ой волны стали называть модернистами. 90е, Михаил Берг (теоретик ПМ) (Эпштейн, Енецкий, курицын). Огромное кол-во периодики: «Вестник новой литры», «Митин журнал». Формируются общие принципы ПМ. Растёт кол-во авторов. Появляются Толстая, Петрушевская, Пьецух, Волоков, Пелевин, Быков, Грусте, Брословский. Рубеж 80-90х – развенчание своетской мифологии. Тайны СССР. 1ая книга – «Сквозь прощальные слёзы», Кибиров. Популярные – «9ый сон Веры Павловны» и «Амон Ра» Пелевина. Писателей стали интересовать история культуры и философии. Лирический ПМ – сер 90х. Галковский «Бесконечный тупик». Конец 90х – меланхоличный ПМ (романы Пелевина). Женский и мужской ПМ. Развитие драматургии (Вампилов, Петрушевская).

Основной чертой современной литературы является ее многогранность и разносторонность. На фоне множества направлений и течений в современном литературном процессе очевидно господство произведений массовой литературы – особого рода повествования, находящегося за рамками методологической отнесенности. Любое произведение сегодня рассматривается не как эстетическое творение, а как экономически выгодный продукт. В современном литературоведении конца ХХ – начала XXI веков проблема массовой литературы представляется наиболее актуальной. Повышенный интерес к массовой литературе рубежа ХХ–XXI веков объясняется, на наш взгляд, тем, что именно в этот период господство от высокой литературы перешло к массовой. И именно массовая литература за небольшой отрезок времени разрушила устоявшиеся каноны и иерархии высокой литературы, выдвинула на первый план повествования не морально-этические социально-философские вопросы, а бытовые проблемы человеческой жизни, примитивизм, одноплановость, упрощенность письма, освещение «вечных» тем в новом ракурсе. Когда-то отчетливая граница между высоким и низким размылась, русское смешалось с западным, старое с новым, возникло множество пограничных жанров. Это – розовый роман, славянское фэнтези, ироничный детектив, триллер, ремейк и т. д. Такое жанровое разнообразие, смешение канонов и отсутствие нравственных границ напрямую связано с приходом постмодернизма, объявившего конец стиля и абсолютную демократию во всех сферах жизни. В отличие от высокой, тривиальная литература коммерчески ориентирована, большое значение в ней имеет пожелание массового читателя.



Главным здесь является «закрученный» сюжет с коллизиями и интригой, обусловленные жанровым своеобразием произведения. Особо отчетливо это наблюдается в жанрах кинематографии: комедия, мелодрама, детектив, триллер, фильм ужасов и т. д. В литературе также представлен характерный жанровый набор – это любовный, приключенческий, мещанский, уголовный роман, шпионский, ироничный детектив и пр..



Современные писатели-постмодернисты также активно используют в своих произведениях интертекстуальные связи с классическими произведениями, перенося их героев в наше время. Это, например, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина, «Чайка», «Пелагия и Черный Монах» Б. Акунина, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Русское варенье» Л. Улицкой и т. д. Иногда же вообще создаются ремейки классических произведений, повествующие о жизни и духовных или материальных исканиях персонажей классики. Это, например, «Накануне накануне» Е. Попова, «Последний коммунист» В. Золотухи, «Новое под солнцем» В. Чайковской.

Юмор и сатира в современной литературе.(Войнович)

18. Юмор и сатира в современной литературе.( Довлатов)
Среди наиболее заметных явлений отечественной сатиры 20 в. – лирика и пьесы В.Маяковского, проза М.Булгакова, М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, драматические сказки Е.Шварца. Сатира советского периода осознается почти исключительно сферой идеологии, по характеру отрицания она распадается на «внешнюю», обличающую капиталистическую действительность (Блек энд уайт, 1926, В.Маяковского), и «внутреннюю», в которой отрицание частных изъянов сочетается с общим утверждающим началом. Параллельно официальной сатире существуют смеховые фольклорные жанры (анекдот, частушка) и не разрешенная к печати сатирическая литература. В неофициальной сатире преобладают гротеск и фантастика, сильно развиты утопический и антиутопический элементы.

Важная место занимает сатира в творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции (Саша Черный, Тэффи, В.Горянский, и др.). В их наследии преобладают жанры сатирического рассказа и фельетона.

С конца 1950-х и в 1960-е, на волне «оттепели», сатира в СССР идет на подъем и берет на себя роль подспудного полемического противостояния господствующей идеологии. Официозная версия советской эпической героики о «руководящей и направляющей силе партии» в годы Великой Отечественной войны сатирически ниспровергается в романе В.Войновича Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (1969).

Наследуя традиции Я.Гашека, автор рисует события отечественной истории глазами «маленького человека», чья нарочитая непосредственность наделяет его правом отстраненно и свободно воспринимать происходящее, вскрывая его внутреннюю несуразность.

Сатирическое творчество представителей «третьей волны» русской эмиграции (Москва 2042 В.Войновича, 1986, Французская Советская Социалистическая Республика А.Гладилина, 1987 и др.) по большей части укладываются в жанровые рамки антиутопии и не выходят на пределы одномерного высмеивания советской действительности.

 

19. Современная женская проза и ее особенности.

В 70-е годы появилась «Новая волна» литературы. Эта литература была неоднородна и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм.

Среди произведений «Новой волны» появились книги, которые стали называть «женская проза». К «женской прозе» стали относить произведения В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой.

Характеристика: имеется простейшая разработка сюжета; симпатии и антипатии автора ясно различимы, поверхностны и необоснованны; разговор происходит на уровне быта, при отсутствии необходимости работать с мыслью и, следовательно, предположительном отсутствии и самой мысли так таковой; для всего повествования характерен более или менее завуалированный сентиментальный психический настрой; обычно наблюдается стилистическая неопределенность и как результат – девальвация слов. Особенностями «женской прозы» являются особенности исследования социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Круг общих вопросов, решаемых «женской прозой» – это проблема отношений между человеком и окружающим его миром.

 

20. Тенденции современной поэзии.

Сформировался в русле постмодернизма в 60–80-е. Из авангарда была заимствована манипулятивность – склонность экспериментировать с прямым воздействием искусства на чела. Из модерна – традиции стилизации, использование цитат. Субъект, порождающий произведение, исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта.

Стереотипы, которыми советская идеология постоянно «бомбардировала» сознание людей, проявилась в поэзии концептуалистов, отстраненной, бесчувственной, механизированной. М.Эпштейн, исследующий постмодерн в России, рассматривает творчество поэтов-концептуалистов как 1 из 2ух основных полюсов современной поэзии: В поэзии каждой эпохи борются 2 направления. В 70-е это же противостояние: метареализм – концептуализм.

Концептуализм показывает мнимость всяких ценностных обозначений, поэтому своими темами он демонстративно приобщен к сегодняшнему, преходящему, к быту и низшим формам культуры, к массовому сознанию. Появление концептуализма в России – явление прогнозируемое и естественное. Соцреализм в изобилии создавал неполноценные образы, иллюстративные по отношению к сверхценным идеям: «молодым везде у нас дорога», «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» и т.д., которые и оказались «питательной средой» концептуализма. Концептуализм не спорит с зажигательными идеями, а раздувает их до такой степени, что они сами гаснут.

Концептуалисты имеют дело с концептами – затертыми речевыми клише –оружием тоталитарных идеологий. Концепт – своеобразный ярлык к реальности, которому она не соответствует. Концепты, какими они предстают в текстах поэтов, – москвичи, «милицанеры», грибоедовы – это образы травмированного сознания, которое, ничего в них не вкладывая, играет ими и таким образом их изживает.

Концептуальное творчество утверждает новый тип свободы – существование человека, не вписанное в идеологические сюжеты. Задача– расчистка пространства от останков предыдущих идеологий, возвращение к изначальной тишине, предшествующей рождению новых смыслов. К 90-м- усталость от этой темы. Возвращаются традиционные формы и сюжеты, стиль прошлого, но при этом крепнет тенденция к более свежему и независимому взгляду на искусство – традиции перестают быть догмой, и в этом немалая заслуга представителей концептуального направления.

1ый период- развитие творчества

2-ой период. Это язык улицы современной эпохи, язык рекламы, плакатов, блатная лексика, мат, словотворчество.

3-ий период. Цитатность. Центоны (строки из других произведений). Для него нет оппозиции ирония-шутка. Для него это может быть вместе.

4-ый период. Конец 90х. развернутые метафоры. Часто нет связи с остальным текстом. Формальный абсурд – на уровне знака, слова.

В современной поэзии нет классификационных черт. Она не разделяется как обычно. Начиналась она в 60-70е. молодая группа писателей «нового молодого поколения» - Евтушенко и вознесенский. Задача – написать то, что нельзя печатать. 70-е – молодые поэты андеграунда преследовали мирные цели – они хотели сделать официальными стихи поэтов 60х. В 80-90е постмодернизм перешел в официальное течение в литературе. Появляются новые поэты.

- московские поэты

- санкт-петербургские поэты (Сорокин, Пелевин)

конец 80х – новая тенденция. Появляется деление на концептуализм и материализм.

Материалисты или метафористы. 40-50е – эпоха андеграунда – Еременко, Жданов. В отдельное направление материализм оформился позже.

Материализм – это новая форма безусловности. Строится на уровне метафоры. Метафора, метафизика, метареальность, метаморфозы – это все однокоренные слова. Метареальность – это реальность, открываемая за метафорой, где метафора открывает свой смысл. Метабола – взаимопроникновение и взаимообъединение образов, это создание новой реальности.

Еременко – центральный автор. У него разнообразное творчество. Идет четкое деление по тематике:

1 период. Ироническая поэзия. Ирония - характерная черта Еременко. Лирика, природа.

2 период. Технологическая поэзия. Он был еще и концептуалистом. («Штурм Зимненго»).

3 период. Центоны. Их очень много.

4 период. Соц поэзия. Ирония!

Попытка создания теории поэзии. Новое понимание мира: мир – есть хаос (также как и у постмодернистов). Впервые в постмодернизме звучит слово Свобода. Оно реально. Хаос можно преодолеть.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.