Сделай Сам Свою Работу на 5

Борьба одного сообщества против другого. Крысы.





Существует тип социальной организации, характеризующийся такой формой агрессии, с которой мы еще не встречались, а именно -- коллективной борьбой одного сообщества против другого.

Нарушения именно этой, социальной формы внутривидовой агрессии в самую первую очередь играют роль "Зла", в собственном смысле этого слова. Именно поэтому социальная организация такого рода представляет

собой модель, на которой наглядно проявляются некоторые из опасностей, угрожающих нам самим. В своем поведении с членами собственного сообщества животные, о которых пойдет речь, являются истинным образцом всех социальных добродетелей. Но они превращаются в настоящих извергов, когда им приходится иметь дело с членом любого другого сообщества, кроме своего. Сообщества такого типа всегда слишком многочисленны для того, чтобы каждое животное могло персонально знать всех остальных; принадлежность к определенной группе узнается по определенному запаху, свойственному всем ее членам.

На опыте было показано как смешивали разных крыс, разных семейств, сначала они боялись друг друга, а потом началась настоящая грызня за территорию и пищу. Уничтожение чужих семейств.



Самое интересное внутри семьи крысы не трогают друг друга, а только заботятся и защищают. Агрессия и ярость крыс по истине ужасна и отвратительна. У крыс сильна конкуренция между кланами за существование.

Союз или узы любви.

Первый проблеск личных отношений мы видели уоседлых самцов хаплохромисов из Гафзы, которые заключают с соседями пакт о ненападении и бывают агрессивны только с чужими. Однако при этом проявляется лишь пассивная терпимость по отношению к хорошо знакомому соседу. Еще не действует никакая притягательная сила, которая побуждала бы следовать за партнером, если он поплыл куда-то, или ради него оставаться на месте, если он остается, или же активно искать его, если он исчез. Однако именно такое поведение характеризует ту объективно определимую личную связь, называемая союзом или узами. Совокупность существ, связанную этими узами, можно обозначить термином группа. Таким образом,4 группа определяется тем, что она - как и анонимная стая -объединяется реакциями, которые вызывают друг у друга ее члены; однако, в отличие от безличных сообществ, групповые объединяющие реакции тесно связаны с индивидуальностью членов группы. Группообразование характеризуется как раз своей независимостью от места. Роль, которую каждый член группы играет в жизни каждого другого, остается одной и той же в поразительном множестве самых различных внешних ситуаций; одним словом, предпосылкой любогогруппообразования является персональное узнавание партнеров в любых возможных обстоятельствах. Таким образом, образование группы не может быть основано только на врожденных реакциях, как это почти всегда бывает при образовании анонимных стай. Само собой разумеется, что знание партнеров должно быть усвоено индивидуально.Тинберген и Лоренц выделили термин переориентированное действие. Некоторое действие вызывается каким-то одним объектом, но на этот объект испускает тормозящие стимулы, и потому оно направляется на другой объект, как будто он и был причиной данного действия. Например, как рассердившийся на кого-либо человек стукнет кулаком по столу, а не по лицу другого человека. Ярость выплескивается на стол. Этот термин используется тогда, когда присутствуют сопернические побуждения.В книге выделяется знаки приветствия и знаки нападения. В свою очередь Лоренц научился их различать. Лоренц наблюдал ''триумфальный крик гусей", когда гусь чувствует внутреннюю тревогу от внешних обстоятельств, и тем самым вызывает агрессию внутри вида. Так же крики служат для объединения семей и подружившихся между собой птиц. Этот крик как ритуал умиротворения, но и еще предложение к спариванию. Поскольку жесты приветствия и угрозы почти одинаковы, очень труднозаметить эту редкую и не совсем нормальную примесь побуждения к атаке в самом движении как таковом. Насколько похожи эти дружелюбные жесты на мимику угрозы -несмотря на коренное различие мотиваций, - видно из того, что их можно перепутать. Незначительное отклонение "угрозы" хорошо видно адресату спереди; но сбоку - в профиль -это отклонение совершенно незаметно, и не только наблюдателю-человеку, но и другому дикому гусю. По весне, когда семейные узы постепенно слабеют и молодые гусаки начинают искать себе невест, -- часто случается, что один из братьев еще связан с другим семейным триумфальным криком, но уже стремится делать брачные предложения какой-нибудь чужой юной гусыне. Выражаются они отнюдь не в приглашении к спариванию, а в том, что он нападает на чужих гусей и затем, с приветствием, торопится к своей избраннице. Если его верный брат видит это сбоку - он, как правило, принимает сватовство за начало атаки на чужую гусыню; а поскольку все самцы в группе триумфального крика мужественно стоят друг за друга в борьбе, он яростно бросается на будущую невесту своего брата и начинает ее колотить. Сам он не испытывает к ней никаких чувств, и такое избиение вполне соответствовало бы выразительному движению брата-жениха,если бы то несло в себе не приветствие, а угрозу. Когда самка в испугеудирает, ее жених оказывается в величайшем смущении.Интересно, что гусенок вылупившийся из яйца, своим писком предлагает дружбу любому кто к нему приближается, думая, что это его родители.Прочность семьи и триумфального крика зависит от уз и особой сплоченности семьи.Влюбленная самка никогда не бегает за самцом, она как бы случайно находится в том месте, где и он. И когда самец совершает подвиг, она делает вид, что не видела, и смотрит в другую сторону. У человека нередко бывает так, что любовь переходит в ненависть, тем самым вызывая агрессию. Любовь противоположность агрессии. Как в присказке "от любви до ненависти один шаг".Такой тип характерен для высших животных, с высоким выражением своей агрессии.Книга Лоренца заканчивается выводами о том какие правила нужно соблюдать при устранении агрессии, что в первую очередь надо понять, чтобы предотвращать это чувство.Первое правило "познай себя" основывается на том чтобы погрузиться внутрь себя, и понять причины собственного поведения. Сюда входит понимание поведение и следовательно разрядка агрессии.Второе правило метод психоанализа, который тоже помогает в разрядке агрессии.Третье правило заключается в устранении этого инстинкта, хотя это очень плохо, т.к агрессия лежит во многих поведенческих актах человека и животных.Самым простым способ ослабить агрессию является переориентирование на другие объекты, а не на объект изначальной агрессии.Так же спорт можно использовать для погашения агрессии.Примерно в это же время были написаны другие его известные книги "Кольцо царя Соломона", "Человек находит друга","Год серого гуся".Конец 60х годов.В конце шестидесятых годов Лоренц по приглашению Австрийской академии наук возвратился на родину. Академия организовала для него Институт сравнительного изучения поведения.
В последние годы жизни Лоренц, как всегда, много работал. Сознавая свою ответственность перед людьми, ученый выступал по венскому радио с популярными лекциями о биологическом положении в современном мире, опубликованными затем под названием «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Лоренц с тревогой говорил о перенаселении, опустошении жизненного пространства, генетическом вырождение и разрыве с традициями…
В 1973 году вышла в свет окончательная редакция уже упомянутой «Оборотной стороны зеркала» – главной книги Лоренца. В ней он последовательно рассматривает жизнь как процесс познания, сочетая широкий обзор поведения животных и человека с общей картиной современной биологии и выходя на проблемы когнитивной деятельности, формирования и развития культуры как живой системы. Это произведение содержит исключительный по глубине обзор поведения животных и человека и вместе с тем и общую картину современной биологии. Ученый выдвинул интересные гипотезы. Так, в книге изложена гипотеза о происхождении человеческого мышления, а значит, и самого человека. Само происхождение жизни Лоренц также рассматривал как естественное событие, допускающее научное объяснение. Теперь о философском содержании книги. "Оборотной стороной зеркала" Лоренц называет познавательную способность человека. Об этой способности с незапамятных времен говорили философы: предполагалось, что есть особая часть философии, "гносеология", занимающаяся этим предметом и даже лежащая в основе всей философии вообще. Поэтому книги по философии начинались с описания процессов, совершающихся в человеке: "ощущения", "восприятия", "представления" и, наконец, "мышления". Все эти явления были известны философам из самонаблюдения или, как они говорили, "феноменологическим путем". В течение средних веков философия не имела других методов, кроме "феноменологии" и того, что она заимствовала у Аристотеля под названием логики. Со времен Платона в человеческом мышлении укоренился предрассудок, враждебный объективному исследованию природы. Средневековые схоласты считали, что человеческий разум – "микрокосм" – есть точное отражение внешнего мира – "макрокосма" – со всеми его связями и закономерностями. Поэтому, как они полагали, наблюдение за деятельностью собственного разума может доставить едва ли не все необходимое знание о мире. Спекулятивная система мышления сохранилась в "немецкой классической философии ", важнейшим представителем которой считается Гегель. В XX веке этот подход был полностью скомпрометирован – с немалым ущербом для престижа философии. Естественные науки энергично теснили философские "системы". Лоренц говорил о предмете своего исследования: «Этология как отрасль науки возникла тогда, когда при исследовании поведения животных и человека начали применять постановки вопросов и методы, самоочевидные и обязательные со времен Чарлза Дарвина во всех других биологических дисциплинах. Причины такого удивительного запоздания заключаются в истории изучения поведения. Этология рассматривает поведение животных и человека как функцию системы, обязанной своим существованием и своей особой формой историческому ходу ее становления, отразившемуся в истории вида, в развитии индивида и, у человека, в истории культуры. На вопрос о причине: почему определенная система обладает такими, а не другими свойствами, – правомерным ответом может быть лишь естественное объяснение этого хода развития. Лоренц всегда был солидарен с Дарвином в его взглядах и говорил: В возникновении всех органических форм наряду с процессами мутации и рекомбинации генов важнейшую роль играет естественный отбор. В процессе отбора вырабатывается то, что мы называем приспособлением: это настоящий познавательный процесс, посредством которого организм воспринимает содержащуюся в окружающей среде информацию, важную для его выживания, или, иными словами, знание об окружающей среде».

В 1973 году Лоренцу совместно с Тинбергеном и Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных».
Лоренц всегда был оптимистом, он верил в человеческий разум и в человеческие инстинкты, контролируемые разумом. В последней главе книги «Так называемое зло» Лоренц писал: «Я верю… в силу человеческого разума, верю в силу отбора и верю, что разум осуществит разумный отбор».
Умер Лоренц в Альтенбурге 27 февраля 1989 года.





Важнейшей составной частью философии всегда были размышления о природе человека, о его месте в мире, о судьбах человечества. Эти вопросы больше всего волновали и Лоренца, и он подходил к их исследованию не с умозрительных, а с естественнонаучных позиций, используя данные эволюционной теории поведения и эволюционной теории познания – новых биологических дисциплин, созданных им самим. Невозможно переоценить значение открытых им новых путей в исследовании природы человека и человеческой культуры – таких, как объективный анализ соотношения инстинктивных и запрограммированных культурой побуждений в человеческом поведении, подход к культуре как к живой системе, подчиняющейся общим закономерностям развития живых систем и в принципе доступной изучению научными методами. В наше время, когда дальнейшее существование человеческой культуры оказалось под угрозой в результате процессов, к которым привело ее собственное развитие, такие пути особенно актуальны.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.