Сделай Сам Свою Работу на 5

История создания и публикации Путешествия из Петербурга в Москву





Создание «Путешествия из Петербурга в Москву» было основным де­лом и воистину героическим подвигом всей жизни Радищева.

Как раз в ту пору, когда у него созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие на юг России — в Новороссию и Крым. Путешествие императрицы, которую сопровождала многочислен­ная свита, совершилось с необычайной пышностью и великолепием.

По приказу всемогущего Потемкина, бывшего тогда новороссийским генерал-губернатором, на всем протяжении пути были сооружены искус­ственные, бутафорские деревни, получившие название «потемкинских». Эти декоративные «деревни» должны были наглядно продемонстрировать, как якобы счастливо и изобильно живет русское крестьянство.

Этому наглому обману Радищев противопоставлял в своем «Путешест­вии из Петербурга в Москву», которое в известной части совпадает с мар­шрутом императрицы, подлинную, неприкрытую картину крепостничес­кой действительности.

В предисловии — обращении к А. М. Кутузову — которым открывается книга Радищева, он так объясняет причину и цель ее написания: « Я взгля­нул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы ».



Радищев понимал, что крепостничество органически связано с само­державием. «Сочинитель не любит царей и где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкою смелостью», — написала Екатерина II в одном из своих замечаний к «Путешествию...». И действи­тельно, самодержавие наряду с крепостным рабством является второй основной мишенью книги Радищева.

В июле 1789 г. Радищев приступил к публикации своего "Путешествия…" - сдаёт книгу под названием "Путешествие" в Управу благочиния. Цензор Никита Рылеев доверившись, видимо, невинному географическому названию книги и невнимательно прочитав её, 22 июля 1789 г. подписал цензурное разрешение. После этого Радищев передает рукопись и цензурное разрешение в типографию, но типографщик, прочитав книгу, отказывается её набирать - Радищев приобретает печатный станок и создаёт собственную типографию.
В 1790 г. "Путешествие из Петербурга в Москву" было напечатано и книга вышла в свет тиражом 650 экземпляров, из которых Радищев успевает продать 25 экземпляров и ещё 7 разослать разным лицам (в том числе, например, Державину). Один экземпляр попал к Екатерине II, реакция её была немедленной: "Тут рассеивание заразы французской…" Против Радищева было возбуждено уголовное дело.
В панике Радищев уничтожает оставшийся тираж книги, но 30 июня 1790 г. Его арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. Следствие было поручено Шешковскому, известному своей свирепостью по делу Емельяна Пугачёва. По слухам, Радищев, узнав об этом, упал в обморок. Главной задачей следствия было выяснить, один Радищев написал книгу или у него есть сообщники. Следствие подозревало в соучастии нескольких человек (П.И.Челищева, А.Р.Воронцова, К.Р.Дашкову, А.М.Кутузова), была версия, что "Путешествие" написано по заказу масонов, но Радищев утверждал, что книгу сочинил он один без сообщников.



Суд признал Радищева виновным в издании книги, которая "наполнена самыми вредными умствованиями, нарушающими покой общественный, умаляющими должное к власти уважение, стремящимися к тому, чтоб произвести в народе негодование против начальников и начальства, наконец, оскорбительными выражениями против сана и власти царской". Приговор - смертная казнь через отсечение головы. Однако вскоре Екатерина помиловала приговоренного Радищева и отправила его в не 10 лет в сибирскую ссылку. Радищев вернулся в Петербург только в 1801 году, за год до своей смерти.
Практически все читатели увидели в книге Радищева "рассеивание заразы французской", идеи революционного преобразования России, мысли о необходимости свержения монархической власти путём народного восстания.
Итак, из 650 отпечатанных экземпляров "Путешествия…" уцелело всего около тридцати. "Между тем в самых разных кругах русского общества произведение вызвало широчайший интерес. Вполне естественно поэтому, что с книги немедленно стали изготовляться списки, затем списки со списков, со списков "списочного происхождения" новые списки и т.д."
Списки имеют существенные различия, расхождения по тексту иногда достигают тысячи случаев, которые касаются не только пунктуации и в целом правописания, но и целых фрагментов глав "Путешествия…", строф оды "Вольность".
Проблема текста обострилась в 1930-е годы, когда сложилась парадоксальная ситуация: "Путешествие…" Радищева, которому большевики первому поставили памятник, как "основоположнику революционного движения в России", за 16 лет существования Советской власти ни разу не было переиздано. Перед советским литературоведением встала задача опубликовать научно достоверный текст произведения Радищева, но, как выясняется, списки были сделаны не только с печатного текста, но и, вероятно, с ранних редакций книги, которых было около шести, чем и объясняются многочисленные разночтения. Изучение всех вариантов "Путешествия…" давало возможность увидеть эволюцию замысла Радищева – а вместе с тем обнаружило новые трудности.
В 1964 г. в журнале "Новый мир" появилась большая публикация Георгия Шторма "Потаённый Радищев", где утверждалось, что Радищев уже после публикации "Путешествия…" продолжил работу над текстом, который остался рукописным, но является самым полным и достоверным текстом "Путешествия из Петербурга в Москву", с которого и делались списки. С мнением Шторма и его аргументами не согласились некоторые авторитетные "радищеведы". Проблема подлинного текста радищевского "Путешествия…" оказалась совершенно запутанной.
Оказалось, что среди списков есть более совершенные и искусные в литературном отношении, чем печатный текст, но с огромным количеством ошибок орфографии и пунктуации; а есть списки, в которых, наоборот правописание соответствует принятой норме, но в художественном отношении текст ослаблен, обеднён – среди списков явно имеются редакторские копии. Возможно, эти списки принадлежат его соавтору или соавторам (не зря такая версия была у следователя Шешковского), однако найти соавторов Радищева не удаётся.



В Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина хранится список "Путешествия…", принадлежавший неустановленному лицу с инициалами Н.Г. Список оформлен очень тщательно: на кожаном переплёте золотом вытиснено "Альбом", внутри два титульных листа, на одном из которых написано "Моё альбом. Книга 7. Н.Г.", на втором - "Путешествие из Петербурга в Москву. Сочинение Радищева" (нет ни эпиграфа, ни посвящения). Этот список содержит несколько тысяч мелких разночтений, а также крупные добавления и сокращения разного характера. Соотнеся данный список с другими книгами альбома неизвестного Н.Г. и по ним видно, что Н.Г. переписывал, но никогда не изменял литературные тексты, следовательно тысячи изменений в "Путешествии…" принадлежат не ему. Характер изменений показывает, что они сделаны в духе Радищева: человек, правивший текст, прекрасно владел фразеологией и интонацией автора.
Последние исследования показывают, что часть поправок действительно принадлежит Радищеву, который в 1801 году собирался переиздать "Путешествие…", другая часть поправок принадлежит сыновьям писателя - Павлу и Николаю Радищевым - которые помогали отцу редактировать текст в соответствии с нормами литературного языка начала XIX века. Таким образом, приходится констатировать, что проблема подлинного авторского и окончательного текста "Путешествия из Петербурга в Москву" до сих пор не решена. Однако совершенно ясно, что Радищев многие годы работал над текстом "Путешествия…" (до его публикации и, предположительно, после) и замысел его претерпел изменения. По этой причине любое однозначное толкование "Путешествия…" без учёта эволюции замысла становится сомнительным; требует корректировки привычное толкование "Путешествия…".


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.