Сделай Сам Свою Работу на 5

Портрет леди Креморн (1789, частное собрание)





Биография

13 апреля 1769 Бристоль — 7 января 1830 Лондон

Блестящий портретист, Томас Лоуренс оставил очень заметный след в истории живописи Англии. Его работы приводили в восхищение даже многих его коллег, что во все времена является наивысшей похвалой.

Томас Лоуренс родился в Бристоле на Redcross Street, 6 в семье управляющего акцизами Томаса Лоуренса и дочери священника Люси Рид. Из 16 детей Томаса старшего и его жены Люси выжили после рождения только 5 - Томас был старшим из них. Вскоре после рождения Томаса его отец решил расширить своё дело и купил гостиницу недалеко от места обитания семьи на Broad Street. К сожалению ожидаемого процветания гостиница не принесла и Лоуренс старший решает вместе с семьёй переехать в городок неподалёку - Devizes, место паломничества лондонской аристократии, любившей местные целебные воды - где будет управлять уже другой гостиницей.

Здесь, в Devizes, довольно рано проявился талант Томаса к творчеству - он прекрасно рисовал и читал стихи, чем не замедлил воспользоваться его предприимчивый отец. Всех посетителей гостиницы он часто приветствовал словами : "Господа, вот мой сын - для Вас он будет читать стихи и, если Вы пожелаете, нарисует Ваш портрет?"



Среди тех, кто однажды попал на декламацию Томми, как его все называли, был знаменитый актер Дэвид Гаррик.

Сколько-нибудь системного образования в детстве будущий художник, тем не менее, не получил. Чем он только не занимался до своих 10 лет. Немного французского и латыни, немного танцев, фехтования, бокса и бильярда.

В возрасте 10 лет слава вундеркинда Томаса Лоуренса младшего распространилась настолько широко, что о нём стали писать в газетах как о "таланте, способном самостоятельно, без чьей-либо помощи мастерски копировать исторические картины".

Дела Лоуренса старшего шли плохо, в 1779 году он был объявлен банкротом, и семья переехала в Бат. С этого момента Томми пришлось уже своими, в основном пастельными, портретами зарабатывать для семьи, по 3 гинеи за одну работу.

Среди его моделей были герцогини Девонширские, Сара Сиддонс, Уоррен Гастингс, сэр Генри Харпур. Последний даже предложил родителям Томми отправить мальчика за счёт самого мецената на учёбу в Италию. Но отец это предложение не принял.



Талантливый, обаятельный, привлекательный и, что не менее важно для среды, в которую он попал, удивительно скромный, Лоуренс стал очень популярен. Его поддержали своими советами художники Уильям Хор и Мэри Хартли; многие состоятельные жители города позволяли ему изучать и копировать находящиеся в их коллекциях произведения. Так и получилось, что одна из копий - "Преображение" Рафаэля - получила первый приз от общества искусств в Лондоне "Золотая палитра" и премию в 5 гиней.

Незадолго до своего 18-летия в 1787 году Лоуренс прибывает в Лондон и снимает квартиру на Лестер-сквер, неподалеку от студии Джошуа Рейнольдса. Знакомство со знаменитым соотечественником не заставило себя долго ждать. Рейнольдс посоветовал молодому художнику изучать природу, а не старых мастеров.

Лоуренс снял студию на Jermyn Street, 41 и уже в том же 1787 году выставил несколько работ на выставке Королевской Академии в Сомерсет-Хаусе. Академики без долгих размышлений зачислили молодое дарование студентом Академии, где впрочем он проучился недолго. Отказавшись от бесконечных штудий классических статуй, Томас бросает Академию и решает сосредоточиться на своей портретной живописи и изучении технике работы маслом. На выставке Королевской Академии в 1788 Лоуренс был представлен уже 5 работами в пастели и 1-ой маслом.

В дальнейшем, в период между 1787 годом и годом его смерти 1830-ым, он только 2 раза не будет принимать участия в выставках Академии : в 1809-ом - в знак протеста против порядка размещения его картин на выставке, и в 1819, когда был за границей.



В 1789 году он выставил 13 портретов, почти все маслом. Работы получили благоприятные отзывы в прессе, а один из критиков даже воскликнул "сэр Джошуа, будущее не за горами".

В возрасте всего лишь 20 лет Лоуренс получил свою первую повестку явиться в Королевский дворец для работ над портретами королевы Шарлотты и принцессы Амелии.

Правда королеве работа Мастера, как и он сам, не понравились (она посчитала его довольно самонадеянным; хотя справедливости ради надо сказать, что на принцесс он произвёл неплохое впечатление), поэтому она осталась в студии Мастера и пробыла там до самой его смерти.

В 1790 году портрет Королевы Шарлотты был выставлен в Академии и получил очень хорошие отзывы критиков. Этот год был очень удачным в портретном искусстве Лоуренса. Именно тогда он написал один из самых известных своих портретов - актрисы Элизабет Фаррен, будущей графини Дерби.

В 1791 году Лоуренс был избран ассоциированным членом Королевской Академии, а в следующем, в связи со смертью сэра Джошуа Рейнольдса, король Георг III назначил его "художником-медиком его величества". Новый статус заставил художника сменить свою старую мастерскую на новую, более просторную.

В 1794 году он стал действительным членом Королевской Академии. Это вызвало, к сожалению, и дополнительные расходы, к которым художник был совершенно не готов. Пришлось занимать у богатых заказчиков, друзей, причём так много, что расплатиться за эти долги он уже не сможет никогда.

Собственно биографам Лоуренса так и не удалось обнаружить источники его долгов, он был необыкновенный труженик (в одном из своих писем он назвал себя «мельничная лошадь бизнеса»), а, кроме того, не считался уж большим щёголем. Лоуренс сам говорил : "Я никогда не был ни экстравагантным, ни расточительным, не играл в карты и на скачках, не любил дорогие развлечения».

Многие склоняются к тому, что причиной его больших денежных затруднений была щедрость по отношению к своей семье и друзьям, неумелое ведение своих финансовых дел и затраты на покупки работ старых Мастеров живописи.

Не вносила порядка в его жизнь и неразбериха в любовных увлечениях. Сначала Томас влюбился в Салли Сиддонс, затем обратил свой любовный взор на её сестру Марию, затем вновь вернулся к Салли.

Обе сестры имели хрупкое здоровье. В 1798 году умирает Мария, перед смертью вымолив обещание у Салли никогда не выходить замуж за Лоуренса. Салли сдержала свое обещание и отказала художнику в каких-либо свиданиях, до своей смерти в 1803 году.

Лоуренс продолжал дружить с матерью двух своих возлюбленных и даже написал несколько её портретов. Художник так никогда и не женился. В последующие годы у него было ещё 2 страсти - Элизабет Крофт и Изабелла Вольф. Предполагают, что именно Лоуренс был отцом сына Изабеллы Германа.

Работы Лоуренса вне портретной тематики очень редки. Разве что в начале 1790-х годов он выполнил 2 исторические картины : небольшую "Гомер читает свои стихи" и, наоборот, огромную, "Сатана призывает свои легионы" для иллюстрации строк произведения Джона Мильтона "Рай".

1797 год для Лоуренса начался печально - в течение нескольких месяцев не стало обоих его родителей.

Популярность его растёт, количество заказов возрастает так, что приходиться нанимать помощников, некоторые из которых в будущем станут довольно известными мастерами, такие как Уильям Этти и Джордж Генри Харлоу.

В 1810 году, благодаря патронажу английского принца-регента, Томас отправляется за границу для работ над портретами лидеров союзных против Наполеона государств : герцога Веллингтона, генерал-фельдмаршал фон Блюхера и генерала Платова.

22 апреля 1815 года король присвоил Томасу Лоуренсу почётное рыцарское звание.

100-дневная реставрация Наполеоновского режима не остановила Лоуренса - он поехал в Париж и там наконец-то увидел ту картину Рафаэля, которая принесла ему первую славу. "Преображение" Наполеон привёз из Италии.

В 1818 году Лоуренса снова приглашают сделать портреты лидеров стран, победивших Наполеона. Сначала он работал в Ахене, а затем на конференции стран-победителей в Вене. Среди моделей художника были российский царь Александр, император Австрии Франц I, король Пруссии, генерал-фельдмаршал князь Шварценберг, эрцгерцог Австрии Карл и его жена Генриетта, Наполеон II.

В мае 1819 года по просьбе английского принца-регента он выезжает из Вены в Рим для работы над портретами папы Пия VII и кардинал Консалви.

За время отсутствия Лоуренса на родине умер президент Королевской академии Бенджамин Уэст. И в день возвращения художника в Лондон, 20 марта 1820 года, в тот же вечер, художник был избран новым президентом, должность, которую он будет занимать вплоть до своей смерти через 10 лет.

28 февраля 1822 года он был избран членом Королевского общества "за его превосходство в искусстве". Королевские милости продолжалась в течение всех 1820-х годов, в том числе за портреты сестры короля Софии, Вальтера Скотта и короля Франции Карла X.

Томас Лоуренс скоропостижно скончался 7 января 1830 года, через несколько месяцев после смерти своего самого преданного друга Изабеллы Вольф. В течение нескольких месяцев художник испытывал сильные боли в груди, но продолжал работать и вести активный образ жизни. Во время игры с сестрой в регби, когда у них в гостях были друзья Элизабет Крофт и Арчибальд Кейтли, Томас неожиданно упал. Врачи ничего уже не смогли сделать. Лоуренс был похоронен 21 января в пределе собора Святого Павла в Лондоне. Среди провожающих был Уильям Тёрнер, который позже по памяти нарисовал эскиз сцены похорон своего коллеги - Томаса Лоуренса.

После смерти художника в его мастерской осталось довольно много незаконченных работ. Некоторые из них были завершены помощниками и учениками художника. Вся коллекция и работы Лоуренса были проданы с аукциона, но позднее их лихорадочно выискивал Британский музей, хотя сначала по завещанию мог претендовать на всю коллекцию бесплатно. Отказавшись от дара по завещанию, музею пришлось позже об этом сильно пожалеть.

Друзья Лоуренса попросили шотландского поэта Томаса Кэмпбелла написать биографию художника. Поэт выполнил работу, но, к сожалению, она, выпущенная в 1831 году, грешила довольно серьёзными неточностями. Следующая биография художника руки лорда Рональда Гауэра вышла в свет только почти через 70 лет, в 1900 году.

Одна из работ Томаса Лоуренса - портрет Георга IV - хранится в ватиканской Пинакотеке. И это единственная британская работа в этом знаменитом собрании.

 

 

Творческий путь

Портрет леди Креморн (1789, частное собрание)

В 1789 он представил в Королевскую Академию портрет леди Креморн (1789, частное собрание), что принесло ему заказ на портрет королевы Шарлотты (1789, Лондон, Нац. гал.), показанный в Академии в следующем году.

Несмотря на то, что к тому времени Лоуренс имел уже солидную репутацию светского живописца, портрет мисс Фаррен (1790, НьюЙорк, музей Мерополитен), выставленный в том же году, пленил публику: нервная манера, живость позы модели указывают на новую портретную концепцию, восходящую к Рейнолдсу.

Однако в работах этого периода проявляется ограниченность его искусства. Продолжая создавать портреты высокого качества, такие, как портреты Джона Энгерстейна с женой (1792, Париж, Лувр), Артура Этерли (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), Лоренс стремится писать в Рейнолдса (, 1797, Кор. Академия; эта картина очень близка работам Фюсли). Одновременно он создает театральные портреты, в которых видно, что недостаток традиционного образования препятствует глубине выразительности. Эти черты, а также финансовые трудности, вызванные образом жизни Лоуренса и превышающие его материальные возможности, наносят ущерб качеству его портретов и часто заставляют художника впадать в нарочитую техническую поверхностность.

После 1800 года его стиль приобретает, тем не менее, большую строгость. Отказ от исторической живописи позволяет ему сконцентрировать свои усилия на композиционных возможностях портрета (портреты Френсиса Бэринга, 1807, частное собрание; детей Джона Энгерстейна, 1808, Париж, Лувр).

Лоуренс имел выдающиеся способности рисовальщика, необычные среди его товарищей академиков. Он начинал его портреты с мелкого чертежа в композиции мелом и потом раскрашивал голову и основные направления, как это можно увидеть в двух незавершенных работах в Национальной портретной галерее, представленных портретами Принца Регента и сочувственным изображением Уильяма Уилберфорса в старости.

Одним из ближайших друзей Лоуренса был художник Джозеф Фэрингтон(Farington), который был наставником и консультантом. В 1807 году он выступал в качестве посредника с банкиром Томасом Куттсом, имеющим дело с огромными долгами Лоуренса, составляющими 27 000£, весьма ошеломляющей суммой. В 1820, сразу по возвращению художника с материка, Фэрингтон советовал Лоуренсу не посещать встречу в Королевской Академии, где он был избран президентом в качестве приемника Бенджамина Уэста (Benjamin West).

Другим хорошим другом был сэр Чарльз Стюарт, единокровный брат Castlereagh и генерал-адъютант Веллингтона. Его портрет как лихого гусара в роскошной алой и золотой униформе передаёт очарование военного героя и возможно является самым прекрасным портретом Лоуренса в Национальной Портретной галерее.

Именно Стюарт поощрял Принца Регента оказывать покровительство художнику, что способствовало созданию Лоуренсом парадных портретов государственных деятелей союзнических государств и Англии в победе над Наполеоном. Чтобы закончить этот ряд, Лоуренс путешествовал на материке между 1818 и 1820 годами, посещая Экс, Вену и Рим. Там он, по-видимому, нарисовал свой самый большой портрет Папы римского Пиуса VII, который, как замечали его современники, конкурировал успешно с великими живописцами прошлого, включая Рафаэля и Тициана.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.