Сделай Сам Свою Работу на 5

Письмо М. В. Ломоносова к И. И. Шувалову.





МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.

О размножении и сохранении российскаго народа.

Г.

 

«Помещаемое здесь произведение великаго русскаго писателя, которое он сам озаглавил: «О сохранении и размножении народа», было напечатано несколько раз: В. Олин поместил его в «Журнале древней и новой словесности» 1819 года, часть V, март, № 6, стр. 52—78; потом г. Погодин издал его в «Москвитянине» 1842 года, № 1, стр. 126—143, с примечанием: «подлинность этого разсуждения засвидетельствована Российскою Академиею: отрывок из него, именно оглавление других предположенных Ломоносовым сочинений, найден г. Федоровым в собственноручном подлиннике Ломоносова». В издание Смирдина — Сочинений Ломоносова, том I, стр. 631-654, разсуждение это перешло в томъ виде, вкаком оно было напечатано в «Москвитянине».

«Надобно думать, что названные издатели имели в своем распоряжении неполные или плохие списки «Разсуждения», так как, при сравнении текста изданий, оказываются между ними разноречия и неполноты: В «Библиографических записках» 1859 г., № 11, стр. 345—348, в статье: «Материал для будущаго издателя сочинений Ломоносова» сделаны дополнения к прежде изданному тексту «Разсуждения». В материалах для биографии Ломоносова, изд. Билярским, есть выписки из протоколов бывшей Российской Академии, касающияся того же «Разсуждения». Редакция «Русской Старины» получила в свое распоряжение список его с такими же выписками, которыя сочла нужным поместить в начале для большей достоверности в несомненной принадлежности этого произведения Ломоносову. Что касается до самого письма, то оно, будучи написано за 110 лет до нашего (1871 г.) времени, само собою разумеется, изображает много таких черт, которыя уже не встречаются более в наши времена; независимо от того, всякая строка такого деятеля в нашей истории, как Ломоносов, должна быть старательно сохраняема в позднейшем потомстве. Кроме того, нельзя не признать, что статья изобилует достоинствами в литературном отношении, — и редакция «Русской Старины» смеет думать, что оказывает услугу русской литературе помещением произведения Ломоносова по списку, более исправному, чем те, с которых оно печаталось прежде».



 



Приведенныя строки принадлежат перу академика П. П. Пекарскаго (f 1872 г.), который в 1871 году доставил нам вместе с ними: «Выписку из журналов Императорской Российской Академии 1830 г.» и «список письма Ломоносова 1761 г.» 1). Мы тогда же предполагали поместить интересное сообщение ныне покойнаго академика, как вдруг в III-м выпуске «Бесед в Обществе Любителей Российской Словесности», вслед за тем в том-же 1871 г. вышедшем в Москве, нашли, что Н. С. Тихонравов поместил это самое письмо Ломоносова, по другому, несколько отличающемуся от академическаго, списку2).

Приостановившись в то время изданием сообщения г. Пекарскаго, мы, печатаем его ныне, как во внимание к важности настоящаго документа, так и потому, что «Беседы в Обществе Любителей Российкой Словесности»,— издание, впрочем, для истории отечественной словесности хотя и весьма полезное, — но к сожалению чрезвычайно мало вестны публике.

Печатаем письмо Ломоносова вместе с помянутою «Выпискою из журналов Российской Академии». Заметим при этом, что мы сочли нужным сохранить неприкосновенною орфографию Ломоносова, по скольку она соблюдена академическим списком, не исправляя даже описок. Изменять характеристическия особенности письма Ломоносова было бы грешно.

Ред.

 

 

Выписки из журналов Императорской Российской Академии.

Мая 2-го дня 1836 года.

«Статья 4-я. Непременный секретарь читал принадлежащую ему копию с письма Ломоносова к Ивану Ивановичу Шувалову от 1-го ноября 1761 года о разных предметах государственной экономии, объяснив при том, что рукопись эту, однако же неподлинную, он получил слишком за 40 лет до сего, что она нигде не напечатана, кроме издаваемаго г. Олениным 3) журнала, под названием: «Древней и Новой Словесности», но в искаженном виде, и что он, непременный секретарь, жертвуя Академии сею бумагою, не ручается за то, чтобы письмо это писано было действительно Ломоносовым. По прочтении, собрание нашло, что письмо могло быть действительно произведением Ломоносова, ибо в нем ясно виден слог его; а поелику оно содержит в себе предмет великой важности и оставалось до сего времени в неизвестности, то для сохранения онаго от совершеннаго забвения, для чести безсмертнаго нашего писателя, тем более достойнаго памяти, что некоторыя из мыслей его, изображенных в сем письме, приведены были в исполнение Великою Екатериною, —



«Определено: с представленной непременным секретарем копии, сняв два списка хорошею рукою, хранить их в Академии в библиотеке, а приносителю изъявить благодарность».

1) Тетрадь в бумажном переплете в 4-ю д. 76 стр., четкаго письма, без малейшей помарки. Ред.

2) Отличия эти состоят в некоторых отдельных словах и выражениях. Ред.

3) В подлинном протоколе Академии сказано «Оленин», но это описка, надо читать Олин, как и значиться в академическом списке того-же протокола. Ред.

 

Мая 16-го.

Статья 9-я. Член академии Б. М. Федоров представил снимок с собственноручной записки М. В. Ломоносова, в которой записаны следующие предметы:

«1) О сохранении и размножении народа.

«2) О истреблении празднасти.

«З) О исправлении нравов и о просвещении.

«4) О умножении внутренняго изобилия.

«5) О купечестве, особливо со внешними народами.

«6) О ремесленных делах и художествах.

«7) О Государственной-Еканомии.

«8) О сохранении военнаго искусства и храбрости во время долговременнаго мира.

«Ориентальная Академия.

«О лесах.

«Економическая География.

«Олимиическия игры.

«Истребление Раскола.

«Економическая Ланкарта.

«Праздность показать: по местам и по персонам, и по временам. Муж мельницу не зделает а жена весь день мелет».

Сия собственноручная записка выводит из всякаго сомнения достоверность сочинения Ломоносова, читаннаго в собрании 2-го мая сего года

(статья 4).

Собрание, приняв с благодарностью к г. Федорову доставление столь важнаго акта,—определило: снимок с записки Ломоносова приложить к рукописному его сочинению» 1).

 

 

Письмо М. В. Ломоносова к И. И. Шувалову.

Милостивый Государь,

Иван Иванович!

Разбирая свои сочинения, нашел я старыя записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По разсмотрении разсудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их Вашему Высокопревосходительству, яко истинному рачителю о всяком добре любезнаго Отечества, в уповании (что), может оыть, найдется в них что-нибудь к действительному поправлению Российскаго света служащее, что Вашим проницательством и рачением разобрано, расположено и к подлинному исполнению приве-

1) „Согласно сему точный список с собственаоручной записки М. В. Ломоносова приложен к академическому списку письма его к И. И. Шувалову. 1761 г. Ред.

 

дено быть может. Все оныя по разным временам замеченныя порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующия главы:

1) О размножении и сохранении Российкаго народа.

2)О истреблении праздности.

3) О исправлении нравов и о большом народа просвещении.

4) О исправлении земледелия.

5) О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6) О лучших пользах купечества.

7) О лучшей Государственной Экономии.

8) О сохранении военнаго искусства во время долговременнаго мира.

Сии толь важныя главы требуют глубокаго разсуждения, долговременнаго в Государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо.

И так, М. Г., извините мою дерзость, что, не имея к тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени, только из усердия, которое мне непозволяет ничего (хотя бы только и повидимому) полезнаго обществу оставить под спудом. Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российскаго народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего Государства, а не в обширности тщетной без обитателей. Божественное дело и милосердия и человеколюбивыя нашея Монархини кроткаго сердца достойное дело, избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам и достойны были. Сие помилование есть явное и прямо зависящее от Ея материнския Высочайшия воли и повеления. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющаго, коего непосредственно указами, без исправления, или совершеннаго истребления некоторых обычаев и еще некоторых под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно.

1) В обычай вошло во многих Российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худыя обстоятельства: слезныя приключения и рода человеческаго приращению вредныя душегубства. Первыя после женитьбы лета проходят безплодны, следовательно, такое супружество не супружество и сверх того вредно размножению народа, затем, что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчик побуждаем будучи от

 

задорной взрослой жены усиливанием себя прежде времени, портит и впредь в свою пору к детородию не будет довольно способен, а когда достигнет в мужеский возраст, то жена скоро выдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотяж она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако боясь безславия и от мужних родителей попрёку и побоев, легко может поступить на детоубивство еще в своей утробе. Довольно есть и таких примеров, что гнушаясь малым и глупым мужишком, спознавается жена с другим, и чтоб за него выдти, мужа своего отравливает, или инако убивает, a после изобличена предается казни. Итак сими непорядками еще нерожденные умирают и погибают повинные и неповинные. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мужчина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно, и хотя не позволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие недружелюбия, подозрения, безпокойства и тяжеб в наследстве и больших злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно. По моему мнению невеста жениха не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами. Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60-ти лет к плодородию способны: всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет. Хотяж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что ежели кто семью малую, а много пашен, или скота имеет, тот наймуй работников, прими третьщиков или половиньщиков, или продай излишнее другому.

2-е) Неравному супружеству много подобно насильное: ибо где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, чтобы они услышав где о невольном сочетании, онаго не допускали и не венчали под опасением лишения чина. Жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в Церковь к венчанию, но несколько прежде.

3-е) Хотя больше одной жены вдруг имет в нашем законе не позволяется, однако четвертая после третьей смерти в наших

 

узаконениях незаказана, кроме того, что некто Арменопул, судья Солунской, заказал приватно, положась, как уповаю, на слова Назианзиновы: „первый брак — закон, вторый — прощение, третий — пребеззаконие". Но сие никакими соборными узаконениями не утверждено затем что он сие сказал как оратор, как проповедник, а не как законодавец; и не взирая на слова великаго сего святителя Церковь Святая третий брак благословляет, а четвертаго запрещение пришло к нам из Солуня, а не от Вселенских соборов, или Монаршеских и общенародных узаконений. Сие обыкновение много возпрещает народному приращению. Много видал я вдовцов от третьей жены около 30-ти лет своего возраста, и отец мой овдовел в третий раз хотя 50-ти лет, однако еще в полной своей бодрости и мог бы еще жениться на четвертой. Мне кажется, было-б законам не противно, если бы для размножения народа и для избежания непозволенных плотских смешений, а от того и несчастных приключений, четвертой, а по нужде и пятой брак был позволен, по примеру других христианских народов. Правда, что иногда не без сомнительства бывает, всели произходило натурально, когда кто в третий, и притом в немногие годы овдовеет, и не былоли какого потаеннаго злодейства? Для сего лицо, требующее четвертаго, или пятаго брака, должно представить в свидетели соседей, или еще лучше, родственников по первым супружествам, что в оных поступки его были незлобны и беззазорны, а у кого окажутся вероятные знаки неверности, или свирепости, а особливо в двух, или во всех трех супружествах, тем лицам непозволят четвертаго брака.

4-е) Вошло в обычай, что натуре человеческой противно, (противно-ли законам на соборах положенным не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасенью дается повод, и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею, или еще и мужеложцу Литургию служить и всякия Тайны совершать дается воля. Возможноли подумать, чтобы человек молодой, живучи в Монашестве, без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками, и по всему внешнему виду здоровой, сильной и тучной, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить вторый брак и не постригать прежде лет пятидесяти, или сняв чин

 

священства позволить быть мирскими чинами. Сюдаж надлежит и пострижение молодых людей прямо в Монахи и Монахини, которое хотя в нынешния времяна и умалилось пред прежними, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при Синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что Монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатной ущерб размножению человеческаго рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45-ти лет.

5-е) Вышеписанное касалось больше до обильнейшаго плодородия родящих, следующее надлежит особливо до сохранения рожденных. Хотя запрещением неравнаго и насильнаго супружества, позволением четвертаго и пятаго брака, разрешением к супружеству вдовых попов и дьяконов и непозволением до указных лет принятия Монашескаго чина, несомненно воспоследовать может знатное приумножение народа и нестолько будет беззаконнорожденных, следовательно, и меньше детскаго душегубства, однако по разным случаям и по слабости человеческаго сложения быть тому невозможно, чтобы непозволенным сластолюбием, или и насильством обременная женщина нехотя быть обезславлена, неискала бы способов утаить своего беззакония и несчастия, от чего иногда в отчаянии матери детей своих убивают. Для избежания столь ужаснаго злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев, надобно бы учредить нарочные богоделенные домы для невозбраннаго зазорных детей приему, где богоделенныя старушки моглиб за ними ходить вместо матерей, или бабок; но о сем особливо в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6-е) Следуют сему младенческия болезни, изнуряющия и в смертная челюсти повергающия начинающуюся жизнь человеческую, из которых первое и всех лютейшее мучение есть самое рождение. Страждет младенец не менее матери и тем только разнится их томление, что мать оное помнит, непомнит младенец. Коль же оно велико, изъявляет Давид Пророк, ибо, хотя изобразить ужасныя врагов своих скорби, говорит: тамо болезни, яко рождающия (сиречь женщины). Проходя болезненной путь в прискорбной и суетной свет, коль часто нежной человек претерпевает великия повреждения, а особливо в голове, тем что в самое свое рождение лишается едва начатия жизни и в первые почерпнутой дух,

 

в последнее испускает, либо несколько часов или дней только лишь с настоящею смертию борется. Сие первое страдание, которыми нередко из рожденных живых на весь век здравие повреждается. Сего иначе ничем не можно отвратить, или хотя несколько облегчить, как искуством повивальных бабок и осторожностью беременных. Потом следует болезнь при выходе зубов, младенцам часто смертоносная, когда особливо падучую болезнь с собою приносит. Так же грыжи, оспа, сухотка, черви в животе и другия смерти детской причины, все требуют знания: как лечить нежных тех болезни. Для умаления толь великаго зла, советую в действие произвести следующее: 1-ое) выбрать хорошия книжки о повивальном искустве, и самую лучшую положив за основание сочинить наставление на Российском языке, или сочинив на другом перевесть на Российской, к чему необходимо должно присовокупить добрые приемы Российских повивальных искусных бабок, для сего, созвав выборных долговременным искуством дело зияющих, спросить каждую особливо и всех вообще и что за благо принято будет внести в оную книжицу. 2-ое) Для излечения прочих детских болезней положив за основание великаго медика Гофмана, который упражнявшись через 60 лет в Докторском звании, при конце жизни писал наставление о излечении младенческих болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, и присовокупив из других лучшее, соединить с вышеписанною книжкою о повивальном искустве, при том не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют. 3-ое) В обеих совокупленных сих искуств в одну книжку, наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большой части не трудно было сыскать везде в России, затем что у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне неустроены, о чем давно бы должно было иметь попечение, но о сем особливо представлено будет. 4-ое) Оную книжку напечатав в довольном множестве разпродать во все Государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать. По изчислению умерших по приходам, учиненному в Париже, сравнив их лета, умирают в первые три года столько же почти младенцов, сколько в прочия до ста считая. Итак положим, что в России мужеска полу до 12-ти миллионов, из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина, или еще по здешнему небрежению и

 

больше, так что на всякой год достанется смерти в участие по сту тысяч младенцов, не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть, 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?

7-ое) Доселе о натуральных обстоятельствах младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях от суеверия и грубаго упрямства произходящих. Попы, нетокмо деревенские, но и городские, крестят младенцов зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без применения и вменяют теплоту за примешенную материю, а недумают того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению, смешенною. Итак, сами себе прекословят, а особливо по своему недомыслию, незнают, что и в самой холодной воде еще теплоты очень много. От замерзания в лед принимает вода на себя стужу до 130 гр., да и тут можно почесть ее горячею, затем, что замерзающая ртуть несравненно большее, разстояние от сего градуса имеет, нежели вода от кипетка до замерзания. Однако невеждам попам Физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою летней в разсуждении теплоты равною, затем, что холодная изшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпел в рождении. Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается, (а когда рот и ноздри запирает поп рукою, тогда пресекается дыхание, которое недавно лишь получил младенец). Когда-ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякой младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится. Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15-ти детей родили, а в живых ни единаго не осталось? 8-ое) Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающия на здравие человеческое впрочем оныя течения. И во-первых певоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времен пожирают у нас Масляница и Св. Неделя великое множество народа одним

 

только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассудить можно, что готовясь к воздержанию Великаго Поста, во всей России много людей так загавливаются, что иговеть времени неостается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частыя похороны доказывают то ясно. Розговенье томуж подобно. Да и дивиться не для чего? Кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь В. Пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно, и так себя до чистаго понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубыя постныя пищи, которыя и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленныя от человеков и от других животных, бывшия во всю зиму заключенными от мррозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цинготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческаго тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оныя в больных и смерть ускоряют втех, кои бы еще могли пожить долее. После того приближается Светлое Христово Воскресение — всеобщая христианская радость, — тогда, хотя почти безпрестанно читают и многократно повторяются страсти Господни, однако мысли наши уже на Св. недели. Иной представляет себе приятныя и скоромныя пищи: иной думает поспеет-ли ему к празднику платье; иной представляет как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописныя яица и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться. Наконец Заутреню в полночь начали, и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самыя малейшия скважины все наполнены. Как с привязу спущенныя собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри,— рвут, ломят, валят, опровергают, терзают: там разбросаны разных мяс раздробленныя части, расбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О истинное Христианское пощение и празднество! не на таких ли Бог негодует у Пророка: „Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть предо Мною!" Между тем бедной желудок привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать

 

тучныя и сальныя брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы, и неимея требуемаго довольства жизненных соков, несваренныя ядения по жилам посылает: оне спираются, пресекается течение крови и душа в отворенныя тогда райския двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сем можно справиться по церковным запискам, около котораго времени в целом году у попов больше меду на кутью изходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и круто переменное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгик постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на Масленице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно, и говеет больше духом, нежели брюхом, на Св. Неделе радуется о препровождении В. Поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и Богу любезных, а не в том, что дожил до разрешения на вся, — тот конечно меньше почувствует припадков от нездороваго времени, а особливо, когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без крутых скочков и пригорков. Но здесь, в Севере. сие по концам тучное, а в середке сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне неимеют никакой большой работы и только посеянныя, пожатия, измолоченныя и смолотыя плоды полевые доедают. Купцам, за испорченными дорогами и распутицами, почти нет проезду из города в город с товарами: нет кораблям плавания и морским людям довольнаго движения; военные люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома, то для морозов, то для слякости не могут быть удобно экзерциций. Итак, большая часть народа должна остаться в праздности, которая в заговенье и розговенье дает причину к необузданной роскоши, а в пост с худыми прошлогодними пищами и с нездоровым воздухом соединенная, портит здоровье и жизнь коротит. Многие скажут: „да проживают же люди! отцы наши и прадеды жили долгие веки!" Правда! живут и Лопари, питаясь почти одною только рыбою; да посмотритеж, коль они телом велики и коль многолюдны и сравните их с живущими в том же климате Семоядами, питающимися по большой части мясом. Первые ростом мелки, малолюдны, так что на 700 верстах в длину, а в ширину на 300, Лопарей толь мало, что и в большие солдатские наборы со всей земли по два солдата с числа душ наймают из нашего народа, затем что из них весьма редко, чтобы кто и по

 

малой мере в солдаты годился. Семояды, напротив того, ростом не малы, широкоплечи и сильны, и в таком множестве, что если бы междуусобныя частая кровавыя сражения между многими их князьками не случались, то бы знатная Восточно-Севернаго берега часть ими населилась многолюдно. Посмотрите, что те Российския области многолюднее, где скотом изобильнее, затем, что во-многих местах, где скотом скудно, и в мясоед по большой части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом. Еслиб наша Масленица положена была в Мае месяце, то В. Пост был бы в полной весне и в начале лета, а Св. Неделя около Петрова дня то бы кроме новых плодов земных и свежих рыб и благораствореннаго воздуха: 1-ое) поспешествовалобы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахатною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами. 2-ое) Ради исправления таких нужных работа, меньше бы было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравнаго жития и прерывнаго питания, надрывающаго человеческое здравие. А сверх того, хотя бы кто и напился, однако возвращаясь домой не замерз-бы на дороге, как о Масленице бывает, и не провалился бы под лед, как случается на Св. Неделе. Я к вам обращаюсь великие учители и разположители постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю вашу святость, что вы в то время о нас думали, когда Св. Великий Пост поставили в сие время? Мне кажется, что вы, по своей святости, кротости, терпению и праводушию, милостивый ответ дадите, и не так, как Андреевской Протопоп Яков делал, — в церкви матерно не избраните, или еще, — как он с Морским Капитаном Яньковым в Светлое Воскресение у креста за непоцелование руки поступил: в грудь кулаком не ударите. Вы скажите: „Располагая посты и праздники жили мы в Греции и в земле обетованной; Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешняго солнца земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами. Поспевают ранние плоды в пищу, в прохлаждение и в лекарство купно служащие. Пению нашему для славословия Божия соответствовали журчащее ручьи, шумящие листы и воспевающия сладкогласная птицы; а про ваши полуночныя стороны мы разсуждали, что не токмо там петъ и не будет Христианскаго закона, но ниже единаго словеснаго обитателя, ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и пить добраго виноград-

 

наго вина по Красоуле, чего у вас не родится? Расположите, как разумные люди, по вашему климату; употребите на пост другое способнейшее время, или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Есть у вас духовенство, равную нам власть от Христа имеющее вязати и решити. Для толь важнаго дела, можно в России Вселенской собор составить: сохранение жизни толь великаго множества народа того стоит. А сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цинготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества, что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближняго повредитель, прощения не сыщет, хотя бы он, вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов. Чистое покаяние есть доброе житие, Бога к милосердию, к щедроте и к люблению нашему преклоняющее. Сохрани данныя Христом заповеди, на коих весь закон и Пророки висят: „Люби Господа Бога твоего всем сердцем (сиречь не кишками) и ближняго как сам себя", (т. е. совестию, а не языком). Исправлению сего недостатка ужасныя обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов, и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой Месяц! Российской народ гибок!

9-ое) Кроме сего впадает великое множество людей и в другия разныя болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений, как вышеупомянуто, и только по большой мере простыл, безграмотныя мужики и бабы лечат на угад, соединяя часто натуральныя способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти. Правда много есть из них, кои действительно знают лечить некоторыя болезни, а особливо внешния, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек,

 

удовольствованных лекарствами, хотяб только по нашему климату пристойными, чего не токмо нет и сотой доли, но и войско Российское весьма не довольно снабжено медиками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо чтобы всякаго осмотреть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тем страждущих успокоить. От такого непризрения, многие, коим бы ожить, умирают. Сего недостатка ничем не можно скорее наполнить, как для изучения докторства послать довольное число Российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри Государства университетам, дать между прочими привиллегиями власть производить достойных в доктора. 2-е) Медицинской канцелярии подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников Российских, коих бы они в определенное время своему искуству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики Российскаго народа, будучи по десяти и больше лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять неумеют, а ради чего? Затем, что аптекари держат еще учеников Немецких, a русские при иготе, при решете и при уголье, до старости доживают и учениками умирают, a немецкими всего государства ненаполнишь. Сверх того, недостаточное знание языка, разность веры, несходные нравы и дорогая им плата много препятствуют.

10-е) Смертям от болезни следуют насильственныя, натуральный и случайныя обстоятельства, как причины лишения жизни человеческой, т. е., моровыя язвы, пожары, потопления, морозы. Поветрия на людей хотя по большой части в Южных пределах здешняго государства случаются, однако всякие способы против того употреблять должно. Оные состоят в истреблении уже начавшагося, или в отвращении приходящаго. К первому требуются известныя употребительныя против такого несчастия средства и для того лучшие должно выбрав из авторов сочинить Медицинскому факультету книжку и напечатав распродавать по государству. Ко второму надобно с бывших примеров собрать признаки, из которых главный есть затмение солнца, причиняющее почти всегда вскоре падеж на скот, а после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающияся люди от астрономов и могут предостеречся не выпуская скота из дому и не давая травы того дня снятой, — так в других Государствах остерегаются два, или три дни, после и сами никаких плодов в то время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечнаго затмения, падают ядовитыя росы. Главная причина быть кажется, по моему

 

мнению, что во время затмения закрывается солнце луною, таким жетелом, как и земля наша пресекается круто электрическая сила, которую солнце на все ростения во весь день изливает, что видно на травах ночью спящих, и тоже страждущих в солнечное затмение. Время научит, сколько может электрическая сила действовать в разсуждении поветрия. Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать, и что требуется, повелеть указами, по примеру как водится в других государствах. Для избавления от огненной смерти, служит предосторожность о утолении частых и великих пожаров, о чем покажется пространно в письме о лучшей государственной экономии. Потопления суть двояки: от наводнения и от неосторожной дерзости, особливо в пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретив, чтоб при великих реках на низких местах, вешней особливо воде подверженных, никаких жилищ не было. Сие делается от одной лености, чтоб вода и сено и всякая от воды удобность была близко, однако часто на высоких местах живущие видят весною, сами будучи в безопасности, как скот и люди и целые домы неприступной лед несет в отчаянии всякаго спасения. Вторых потоплений ничем отвратить нельзя, не умалив много гощения и пьянства, для коих люди дерзают переезжать чрез реки в бурную погоду, перегрузив суда множеством, или переходить через лед осенью и весною, когда он весьма ненадежен и опасен. В главе о истреблении праздности предложатся способы, равно как и для избавления померзания многих зимою.

11-е) Не малой ущерб причиняется народу убивствами, кои бывают в драках и от разбойников. Драки произходят вредныя можду соседями, а особливо между помещиками, которых ничем, как межеванием, утушить не можно. На разбойников хотя посылаются сыщики, однако чрез-то вывести сие зло, или хотя знатно убавить, нет почти никакой надежды. Ос

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.