Сделай Сам Свою Работу на 5

Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянного совершенствования налоговой системы с учетом перспектив развития национальной экономики.





Подводя итоги, можно выделить основные цели современной налоговой политики государств с развитой рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования :

- затраты на взимание налогов должны быть по возможности минимальными;

- налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Цели и задачи данной работы были достигнуты при анализе налоговых систем развитых стран, на примере США и Республики Беларусь.

Нужно отметить, что системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.

Так, например в США более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги. В прямых налогах большой удельный вес занимают федеральные подоходные налоги -- более 40%, в то время как в Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%.



В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.


Список использованных источников

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, ЭКСМО, 2012г.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 166-3Налоговый кодекс Республики Беларусь: Особенная часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 71-З

4. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004

5. Романовский М.В. «Налоги и налогообложение», Питер, СПб, 2005г.

6. Райзберг Б. А, «Курс экономики», - Инфра-М, Москва 2005г.

7. Черник Д. Г. «Налоги в рыночной экономике», - ЮНИТИ, Москва

8. Закон "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действующей с 1.01.2007 г.) ст.2 п.1 подп.1.1.4



9. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003

10. Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин «Налоговые системы зарубежных стран» учебно-практическое пособие, Москва 2010

11. А.А.Савицкий. Налогообложение: учеб. Пособие. - Минск :2007

12. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. Налоги и налогообложение: учебник/ - 5-е изд., испр. и доп. - Минск: выш.шк., 2008

13. Пикунов Н.И. “Организация работы налоговых органов США”, //Финансы. - 1995. - № 6.

14. Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья: [Мировой опыт]// Вестник ВХС РБ. - 2005. - №9.

15. Налоговая система Республики Беларусь в 2010 году [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalsys2010

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.



Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.


1 Основы и общие положения налоговой системы
1.1 Принципы построения налоговой системы
С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов». Налоговый кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей, которые были приведены ранее. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов.
В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно упрощена и состоят из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет являетсяналоговая система РФ-совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ.

Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в котором было перечислено 22 различных платежа. С 2005 года состав системы налогов и сборов регулируется Налоговым кодексом РФ и включает 15 платежей.

К федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на доходы физических лиц;
· единый социальный налог;
· налог на прибыль организаций;
· налог на добычу полезных ископаемых;
· налог на наследование и дарение;
· водный налог;
· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· государственная пошлина.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ (см. главу 7 «Бюджетная классификация»).

К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа:
· налог на имущество организаций;
· налог на игорный бизнес;
· транспортный налог.

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ.
1.2 Состояние налоговой системы на современном этапе
С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровож­далось значительным ростом числа налоговых правона­рушений. По оценкам специалистов, в результате неис­полнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюд­жетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причи­ной непоступления налогов в государственную казну.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление от­дельных граждан и декларируемыми ими доходами; ста­бильный рост объема денежной наличности, находящей­ся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки.
Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепен­ной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых право­отношений.

Во-первых, было законодательно установлены осо­бые требования, предъявляемые к актам законодатель­ства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о нало­гах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструк­ции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязатель­ны только для своих соответствующих подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий переченьналогов и сборов, взимаемых на территории Российс­кой Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на фе­деральном уровне основных элементов налогообложе­ния по региональным и местным налогам, что призва­но оградить хозяйствующих субъектов от необоснован­ного повышения налоговой нагрузки. С другой сторо­ны, региональные и местные власти могут самостоя­тельно устанавливать по региональным и местным на­логам отдельные элементы налогообложения для про­ведения собственной налоговой политики. Эти положе­ния НК РФ призваны гарантировать стабильность ус­ловий предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирова­ния — комплекса форм и методов осуществления нало­гового контроля, предусмотрен закрытый перечень ви­дов налоговых правонарушений, в целом, с учетом тре­бований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Полнота правового регулирования налоговых отно­шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това­ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи­ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи­заций — были направлены, прежде всего, на то, чтобыотечественная налоговая система стала более справед­ливой и нейтральной по отношению к различным кате­гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме­нения должны были способствовать снижению уклоне­ния от налогообложения.

Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.
2 Анализ налоговой системы РФ
2.1 Тенденции развития и реформирования налоговой системы РФ
Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.07.2008г., указаны в таблицах приведенные ниже.
Из таблицы «Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации». Видно, что задолженность составляет 494000 тыс.рублей. Из них задолженность перед бюджетом по налогам и сборам составляет 493 985 тыс.рублей, в том числе недоимка составляющая 162 181 тыс.рублей, так же задолженность организаций, признанных банкротами 86 000 рублей и задолженность ликвидированных организаций 19 000 рублей.

Задолженность в бюджетную систему РФ:
v налога на прибыль организации составляет - 405 744 тыс.рублей;
v налога на рибыль организации, в том числе в федеральный бюджет – 102 269 тыс.рублей;
v налог на добавленную стоимость – 543 409 тыс.рублей;
v платежи за пользование природными ресурсами – 18 664 тыс.рублей;
v остальные федеральные налоги и сборы – 168 127 тыс.рублей;
v региональные налоги и сборы – 121 497 тыс.рублей;
v местные налоги и сборы – 35 443 тыс.рублей;
v налоги по специальным налоговым режимам – 41 235 тыс.рублей.


Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации тыс.руб. Таблица №1
. Всего в том числе по:
федеральным налогам и сборам региональным налогам и сборам местным налогам и сборам налогам со специальным налоговым режимом
Всего из них
налог на прибыль организаций налог на добавленную стоимость из графы 5 налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ платежи за пользование природными ресурсами из графы 7 налог на добычу полезных ископаемых остальные федеральные налоги и сборы
Всего в том числе в федеральный бюджет
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ - ВСЕГО 493 985 405 660 139 652 34 807 200919 200 919 7 688 3 757 57 401 52 050 17 121 19 064
в том числе:
НЕДОИМКА 162 181 91 987 13 940 2 356 64 019 64 019 4 657 958 9 371 38 497 15 550 16 147
из неё
НЕДОИМКА ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА 11 356 8 750 725 197 4 623 4 623 147 111 3 255 2 318 193 95
НЕДОИМКА ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНКУРСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 9 060 6 865 3 3 3 874 3 874 112 111 2 876 2 041 59 95
РЕСТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ 5 906 4 768 9 2 3 898 3 898 2 0 859 516 622 0
ОТСРОЧЕННЫЕ (РАССРОЧЕННЫЕ) ПЛАТЕЖИ - ВСЕГО 32 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 31
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ПРИОСТАНОВЛЕННАЯ К ВЗЫСКАНИЮ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА 284 392 270 780 114 037 29 775 109 149 109 149 2 972 2 799 44 622 12 603 656 353
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ВЗЫСКИВАЕМАЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ, ПО ПОСТАНОВЛЕНИЯМ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - ВСЕГО 32 865 29 605 8 943 2 161 18 215 18 215 57 0 2 390 434 293 2 533
ПРИОСТАНОВЛЕННЫЕ К ВЗЫСКАНИЮ ПЛАТЕЖИ - ВСЕГО 8 519 8 519 2 723 513 5 638 5 638 0 0 158 0 0 0
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИЗНАННЫХ БАНКРОТАМИ 86 86 9 6 67 67 0 0 10 0 0 0
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЛИКВИДИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 19 18 0 0 5 5 0 0 13 1 0 0
КОНТРОЛЬНАЯ СУММА 494 000 405 784 405 744 102 269 543 409 543 409 18 664 10 535 168 127 121 497 35 443 41 235
                             

 

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему Таблица №2  
Российской Федерации                           тыс.руб.  
. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  
всего в том числе: федеральным налогам и сборам региональным налогам и сборам местным налогам и сборам налогам со специальным налоговым режимом  
пеней налоговых санкций Всего из них  
налог на прибыль организаций налог на добавленную стоимость из графы 7 налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ платежи за пользование природными ресурсами из графы 9 налог на добычу полезных ископаемых остальные федеральные налоги и сборы        
всего в том числе в федеральный бюджет            
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПО ПЕНЯМ И НАЛОГОВЫМ САНКЦИЯМ - ВСЕГО 360396 287155 73 241 315219 77 836 21 015 158 030 158 030 8 135 1 113 71 218 20 030 16 272 8 875  
РЕСТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ПЕНЯМ И НАЛОГОВЫМ САНКЦИЯМ 19 973 19 526 447 18 444 1 382 897 8 996 8 996 450 0 7 616 505 1 024 0  
ОТСРОЧЕННЫЕ (РАССРОЧЕННЫЕ) ПЕНИ И НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ - ВСЕГО 36 4 32 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 36  
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ПРИОСТАНОВЛЕННАЯ К ВЗЫСКАНИЮ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА 167983 129708 38 275 159701 45 732 12 611 86 130 86 130 2 865 769 24 974 4 249 4 002 31  
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ВЗЫСКИВАЕМАЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ, ПО ПОСТАНОВЛЕНИЯМ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - ВСЕГО 25 979 14 821 11 158 24 265 7 710 1 930 14 304 14 304 22 0 2 229 538 435 741  
ПРИОСТАНОВЛЕННЫЕ К ВЗЫСКАНИЮ ПЛАТЕЖИ - ВСЕГО 3 467 1 860 1 607 3 467 1 265 222 2 101 2 101 0 0 101 0 0 0  
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИЗНАННЫХ БАНКРОТАМИ 44 44 0 44 6 4 33 33 0 0 5 0 0 0  
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЛИКВИДИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 184 184 0 172 0 0 117 117 0 0 55 0 12 0  
КОНТРОЛЬНАЯ СУММА 775527 599695 175832 708745 188638 51 442 372 246 372 246 14 359 2 651 133502 30 109 26 182 10491  
                                           
                                                                           

 


Из таблицы «Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему». Видно, что общая сумма долга составляет 775 527 тыс.рублей. Из них задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям составляет 360 396 тыс.рублей.

Общая сумма задолженности по пеням составляет 599 695 тыс.рублей, а по налоговым санкциям 175 832 тыс.рублей.

Задолженность в бюджетную систему РФ по федеральным налогам и сборам:
v налога на прибыль организации составляет 188 638 тыс.рублей;
v налога на прибыль организации, в том числе в федеральный бюджет – 51 442 тыс.рублей;
v налог на добавленную стоимость – 372 246 тыс.рублей;
v налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемые на территории РФ – 372 246 тыс.рублей;
v платежи за пользование природными ресурсами – 14359тыс.рублей;
v налог на добычу полезных ископаемых – 2 651 тыс.рублей;
v остальные федеральные налоги и сборы – 133 502 тыс.рублей;
v региональные налоги и сборы – 30 109 тыс.рублей;
v местные налоги и сборы – 26 182 тыс.рублей;
v налоги по специальным налоговым режимам – 10 491 тыс.рублей.

Также большая сумма задолженности установлена по задолженности, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства – общая сумма долга, со всеми налогами, составляет 167 983 тыс.рублей.


СПРАВОЧНО тыс.руб. Таблица №3
. Всего Недоимка Задолженность по пени Задолженность по штрафам
  1 2 3 4
Сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, признанных безнадежными к взысканию 13 548 5 146 3 623 4 779
- по юридическим лицам 12 938 5 023 3 550 4 365
- по индивидуальным предпринимателям 610 123 73 414
- по физическим лицам 0 0 0 0
Суммы списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сборам, признанных безнадежными к взысканию 1 408 582 603 223
- по юридическим лицам 1 408 582 603 223
- по индивидуальным предпринимателям 0 0 0 0
- по физическим лицам 0 0 0 0
КРОМЕ ТОГО:
Сумма неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами 1 129 XXX XXX XXX
Задолженность по водному налогу 800 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 113 XXX XXX XXX
Задолженность по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Задолженность по налогу на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений УС 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Задолженность по налогу на добычу газового конденсата из всех видов месторождений УС 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Задолженность по налогу на доходы физических лиц 35 649 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 28 505 XXX XXX XXX
Задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой 4 143 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 1 623 XXX XXX XXX
Задолженность по налогу на имущество организаций 12 802 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 5 038 XXX XXX XXX
Задолженность по транспортному налогу 18 756 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 3 079 XXX XXX XXX
Задолженность по земельному налогу 3 539 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 67 XXX XXX XXX
Задолженность по налогу на добычу нефти 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по водному налогу 608 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 66 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений УС 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на добычу газового конденсата из всех видов месторождений УС 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на добычу нефти 0 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 0 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц 36 460 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 16 623 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой 6 448 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 695 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на имущество организаций 2 692 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 1 160 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по транспортному налогу 3 707 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 703 XXX XXX XXX
Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по земельному налогу 405 XXX XXX XXX
в том числе урегулированная задолженность 28 XXX XXX XXX
КОНТРОЛЬНАЯ СУММА 214 750 11 456 8 452 10 004


Увеличение налогового бремени в МНС объясняют опережающим ростом налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. — 113,4%) по отношению к росту ВВП (темп роста — 108,2%). При этом наибольший удельный вес в ВВП по-прежнему имеют косвенные налоги, доля которых составила 16,5% в ВВП. К слову, высокая доля косвенных налогов из-за более стабильного характера их поступления характерна для большинства стран с переходной экономикой. Собрать в казну такие налоги куда легче, чем прямые, поскольку они практически не зависят от финансового положения предприятий. Да и уровень доходов граждан в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, что позволяет рассчитывать на высокие поступления подоходного налога. Тем не менее удельный вес косвенных платежей в прошлом году снизился по сравнению с предыдущим на 1,3 п.п.

Причину такого снижения налоговики также видят в отставании темпов роста поступлений косвенных налогов (100,7%) от динамики ВВП. Традиционно наибольший удельный вес в ВВП занимает НДС, на который приходится 54,6% всех поступлений косвенных налогов. В результате увеличения экспорта, по которому применяется нулевая ставка НДС, удельный вес НДС в ВВП снизился на 0,3 п.п. и составил 9%.

Сократилась также и доля акцизов до 3,2%. Эту ситуацию налоговики объясняют снижением поступлений акцизов на автомобильное топливо из-за сокращения объемов импорта нефтепродуктов.

Удельный вес в ВВП платежей из выручки от реализации снизился с 3,7% в 2006 г. до 3,1% в 2007 г. Уменьшение поступлений произошло прежде всего за счет освобождения от этих платежей субъектов предпринимательства в малых и средних городах. А поскольку с 2008 г. отменен налог с пользователей автодорог, который уплачивался в размере 1% от выручки, данные платежи в текущем году снизятся еще больше.
Одна из новых тенденций для белорусской налоговой системы — увеличение, пусть и незначительное, всего на 0,1 п.п., доли прямых налогов. Тем не менее их удельный вес составляет 9,3% в ВВП и по-прежнему существенно ниже, чем по косвенным налогам.

Примерно 80% прямых налогов занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. По сравнению с 2006 г. их поступление выросло почти на 9%, а удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и достиг 7,4%. Повышение значимости прямых налогов в значительной мере обусловлено положительной динамикой прибыли субъектов хозяйствования и денежных доходов населения. И все же доля прямых налогов у нас ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

А вот удельный вес смешанных налогов уменьшился в 2007 г. до 2,9%, что в первую очередь связано с отменой единого платежа от фонда заработной платы, который еще в 2006 г. обеспечивал почти 1% ВВП. Кроме того, снизились нормативы отчислений в инновационные фонды для организаций Минэнерго и Минпрома. В результате удельный вес этих отчислений в ВВП также уменьшился на 0,2 п.п., до 1,8%.

Еще одна из интересных тенденций — существенный рост доли прочих налоговых доходов, сборов, пошлин. К ним относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, госпошлины, от поступлений по отмененным налогам прошлых лет, регистрационных и лицензионных сборов. В 2007 г. их удельный вес в ВВП увеличился на 4 п.п. и сложился на уровне 6,9%, тогда как в 2006 г. — лишь 2,9%.
Такие значительные изменения объясняют ростом в 2,7 раза доходов от внешнеэкономической деятельности, которые среди прочих налоговых доходов занимают 95%. При этом удельный вес доходов от ВЭД в ВВП возрос с 2,6% в 2006 г. до 6,5% в 2007 г. в основном за счет таможенных пошлин, прежде всего — на нефть и нефтепродукты, которые были подняты до уровня российских.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.