Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Военное сотрудничество между США и Грузией.





Военные реформы и перевооружение армии.

Грузию, можно сказать, вооружали всем миром. Непосредственные военные поставки США в Грузии были относительно невелики. Еще во времена Шеварднадзе Тбилиси получил 10 вертолетов UH-1H Iroquois и два патрульных типа Point. Однако, после прихода власти М. Саакашвили, поставки вооружений США существенно выросли. Всего было передано 230 единиц автомобильной техники, 101 радиостанция, технические средства поиска и разминирования устройств, аппаратура обнаружения скрытых камер и подслушивающие системы. В 2005 году Вашингтон выделил на военные нужды Грузии порядка 74 миллионов долларов, что представляло собой более чем двукратное увеличение по сравнению с 2004 годом, когда американцы предоставили Тбилиси 30 млн. долларов. Как утверждает «Зарубежное военное обозрение», за «истекшие 12 лет американцы предоставили помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в размере 1,3 млрд. долларов».

 

Основная помощь из США заключалась из прямых финансовых вливаниях и подготовке военных специалистов. По линии различных американских программ подготовки кадров прошли обучение 8 тысяч грузинских военнослужащих и служащих МО. В 2006-2008 годах США выделил Грузии по программе «Предоставления военной помощи на военные нужды иностранным государствам» безвозвратных кредитов на сумму 30,6 млн. долларов, на подготовку к вступлению в НАТО – 10 млн. долларов. Планировалось передать 15 многоцелевых вертолетов S-70A (экспортный вариант UH-60 Black Hawk). Семь вертолетов намечалось поставить в Грузию в 2010-м году, восемь - в 2011. Сумма официально испрашиваемых на 2009 год безвозвратных кредитов составляла до войны (2008) 11млн. долларов.



 

В период с 2004 по 2008 год силовые структуры и органы внутренних дел ускоренно реформировались. Неимоверно выросли расходы: ассигнования на армию, составлявшие до прихода Саакашвили к власти порядка 30 млн долл. в год, выросли примерно в 30 раз и к 2008 году достигли 1 млрд долл.
Примерно вдвое меньшая сумма была потрачена на укрепление госбезопасности и обеспечение внутреннего порядка; расходы на социальные нужды, образование и здравоохранение росли гораздо медленнее12.
Кроме того, в рамках процесса демократизации и централизации ВС Грузия перешла к новой модели, предусматривающей назначение на пост министра обороны гражданских лиц и принятие их на службу в аппарат МО; управление структурами ВС Грузии было возложено на Генеральный штаб, а в дальнейшем — на Объединенный штаб (ОШ) с разделением функций МО и ОШ.



 

В подчинении ОШ находились: командование ВС (сухопутные войска, ВВС и ВМС), департаменты (Национальной гвардии, тылового обеспечения, образования, разведки и военной полиции), а также некоторые другие структуры. В рамках Плана действий по индивидуальному партнерству с НАТО система высшего военного управления страны была унифицирована со структурами стран НАТО. Численность личного состава ВС Грузии выросла примерно в 3 раза.

 

В период с начала 1998 года до августа 2001 года объем военной помощи, полученной Грузией из США составил 72 млн. долларов.

  • в частности, в сентябре 1999 года на обучение в США были направлены пилоты и авиатехники для 10 вертолётов UH-1H общей стоимостью 9,5 млн. долларов (бесплатно переданных грузинской армии из США в 1999-2000). Кроме того, в 1999-2000 грузинская армия получила США 16 тысяч комплектов военной униформы и 30 тысяч пар ботинок на общую сумму 1,8 млн. долларов.

 

В марте 2002 года США была передана инженерной службе министерства обороны Грузии техническая помощь на сумму около 80 тыс. долларов (4 автомашины УАЗ, современные средства разминирования, спецодежда, компьютерная техника). В 2002—2004 годы по программе «Обучение и оснащение» военные инструкторы США подготовили свыше 2 тыс. военнослужащих грузинской армии (четыре батальона, одну бронетанковую роту и несколько мелких подразделений). Общая стоимость программы составила 64 млн. долларов.



 

В период с марта 2005 до июля 2006 года, в период выполнения первого этапа программы «Операции сохранениястабильности» (GSSOP I) военные инструкторы США подготовили 2 тыс. военнослужащих грузинской армии (3 батальона). Общая стоимость первого этапа программы составила 50 млн. долларов. В декабре 2005 года США передали для МВД Грузии 55 шт. бронежилетов. 19 сентября 2006 года начался второй этап программы «Операциисохранения стабильности» (GSSOP II), который был завершен в июне 2007 года. Утвержденная стоимость GSSOP II составила 40 млн. долларов, планируемое количество прошедших обучение военнослужащих - 1 пехотная бригада.

К началу мая 2008 года американскими военными инструкторами было подготовлено 8 тыс. военнослужащих грузинской армии, из США было получено десять вертолётов UH-1H, два патрульных катера (а также запасные части и дополнительное оборудование для них), 15 автомашин HMMWV, 215 иных автомашин, 101 радиостанция, автоматы Bushmaster XM15 производства компании "Bushmaster Firearms International, средства разминирования и иное военное имущество. Также, были построены и оборудованы по стандартам НАТО две военные базы: в городе Сенаки (на 3 тыс. военнослужащих, стоимостью 17 млн. долларов) и военная база в 65 км к западу от Тбилиси (на 4 тыс. военнослужащих, стоимостью 18 млн. долларов).

Помимо американских военнослужащих, в период до начала боевых действий в Южной Осетии подготовкой 80 бойцов сил специального назначения грузинской армии занимались 15 военных инструкторов двух американских частных военных компаний: "MPRI" и "American Systems".

Во время войны в Южной Осетии, начиная с 9 августа 2008 года, самолёты военно-транспортной авиации США совершили 8 рейсов, которыми из Ирака в Грузию были переброшены 800 грузинских военнослужащих 1-й бригады с оружием и боевой техникой.

Непосредственно после завершения боевых действий в августе 2008 года, США выделили Грузии 1 млрд. долларов "на восстановление военного потенциала". 20 января 2009 года помощник главы министерства обороны США по международной безопасности заявил, что США окажут помощь Грузии. В январе 2009 года между Грузией и США была подписана «Хартия о стратегическом партнерстве», в соответствии с которой США взяли на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. Весной 2009 года из США была получена партия бронированных автомашин "хаммер" М1151А1. В июне 2009 года США выделили 20 млн. долларов на обучение сотрудников грузинской полиции и приобретение автомашин, средств связи для грузинской полиции. В июле 2009 года США передали для пограничной полиции Грузии два грузовика стоимостью 280 тыс. долларов. С 1 сентября 2009 года США возобновили обучение грузинской армии. В октябре 2009 года военные инструкторы США провели двухнедельные учения "Немедленный ответ" с военнослужащими грузинской армии - в рамках программы подготовки грузинских военнослужащих для участия в войне в Афганистане.

В 2010 году правительство США в рамках программы военной помощи предоставило министерству обороны Грузии 16 млн. долларов. Согласно данным ООН, правительство Грузии закупило в США 5 000 автоматов M4A3 и 20 крупнокалиберных 12,7-мм снайперских винтовок. В марте 2010 года в селе Гонио начала функционировать радиолокационная станция стоимостью 502 тыс. долларов, построенная на деньги, выделенные правительством США в рамках программы "Охраны границы Грузии и усиления закона". В апреле 2010 года США передали приборы ночного видения и иное снаряжение общей стоимостью 1 млн. долларов для пограничной полиции, спецподразделений и Академии МВД Грузии. В декабре 2010 года США передали МВД Грузии 74 автомашины LC-78 общей стоимостью 2,8 млн. долларов.

Войны с Южной Осетией.

Территории по обе стороны Кавказского хребта, населённые осетинами, вошли в состав Российской империи в конце XVIII — начале XIX вв. Территория современной Южной Осетии вошла в состав Российской империей вместе со всей Грузией, как часть территории. Большая часть современной Южной Осетии входила в состав Грузино-Имеретинской губернии, а с 28 февраля 1847 — в состав вновь образованной Тифлисской губернии. Югоосетинский конфликт (Грузино-югоосетинский конфликт) — этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса(развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей).Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляют этническое меньшинство, трижды (1991 — 1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.

 

Прежде всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии, что, в свою очередь, стало одним из обстоятельств, способствовавших возникновению осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Вторая группа беженцев около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии.

 

Причинами конфликта явились следующие причины :

1.Основное содержание этих противоречий имело объективный характер, формировалось в течение длительного времени и выразилось в противоположных и взаимоисключающих позициях сторон по вопросу этно территориального статуса Южной Осетии. Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.

2.Грузино-осетинские отношения в конце 1980-х гг. оказались в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке своих интересов и конечных целей как несовместимых. В таких условиях стали формироваться конфликтное взаимо-восприятие и закладываться социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации свидетельствовало о протекании внутри обоих сообществ социально-дезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.

3.Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этнонационализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного ввиду идеи унитарного многоэтничного государства как основной концепции грузинского национального строительства. [3]

4.Политическая борьба между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах, явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, в форму вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Фаза вооружённого конфликта (1 фаза) (январь 1991 – июль 1992). 6 января 1991 года внутренние войска МВД СССР отправляются из Цхинвали в казармы, в город входит шеститысячный отряд грузинских боевиков, появляются жертвы среди мирного населения. В ходе военных действий столицу Южной Осетии штурмовали трижды (февраль и март 1991, июнь 1992) [6]. В конфликт вовлекается Северная Осетия (субъект РФ на Северном Кавказе), куда прибыли около 43 тыс. беженцев из самой Южной Осетии и внутренних областей Грузии. При этом североосетинские действия напрямую Кремлем не контролировались. Более того, условием подписания Федеративного договора Владикавказ ставил поддержку (в той или иной форме) Южной Осетии Москвой. В конце мая 1992-го Северная Осетия перекрывает газопровод, ведущий в Грузию. В результате вооруженного противоборства было сожжено 100 сел, убито более тысячи человек.

Фаза вооруженного конфликта (2 фаза) 8–19 августа 2004 года в Южную Осетию пришла вторая война. В этом военном противоборстве использовалось не только стрелково еоружие, но и артиллерия. И хотя к концу месяца стороны удалось на несколько дней разъединить, август (роковое время в конфликте) 2004-го стал началом новой волны обстрелов, нападений, провокаций и перекрытий жизненно важных коммуникаций. С тех пор тактика «мелкого военного фола» стала в Южной Осетии повседневной реальностью.

Фаза вооруженного конфликта (3 фаза) – В ночь на 8 августа (00.15 МСК.) грузинские войска подвергли Цхинвали (Цхинвал) обстрелу из реактивных установок «Град», а примерно в 03.30 МСК начали штурм города с применением танков. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. Более десяти российских военнослужащих было убито, несколько десятков — ранено. Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. В течение 5 дней продолжался обмен артиллерийским огнём и удары российской авиации по территории Грузии. 10 августап роизошло российско-грузинское военно-морское столкновение. Российские миротворцыза няли грузинское село Хурча в зугдидском районе. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

После завершения военных действий противостояние сторон приобрело преимущественно политический и дипломатический характер, в значительной мере перейдя в сферу международной политики.

Вооружённый конфликт 2008 года в Южной Осетии привел к резкому изменению обстановки в регионе. Независимость обеих республик (Абхазия и Южная Осетия) была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Кубой и некоторыми другими странами. В ответ парламент Грузии принял постановление «Об оккупации Российской Федерацией территорий Грузии»: «Парламент объявляет территорииЮжной Осетии и Абхазия оккупированными Россией территориями Грузии». А главы МИД семи членов «Большой восьмёрки» (Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, Канады и США) не поддержали инициативу России и заявили, что «решение России заставляет сомневаться в её приверженности миру и безопасности на Кавказе».

Миротворческие силы Росси в Южной Осетии в итоге приобрели статус агрессора: защищая южно-осетинский народ, встав на их сторону, они стали непосредственными участниками войны. Наблюдатели увидели в этом превышений полномочий и в результате российские миротворцы были выведены с территории Кавказа, замен были введены независимые миротворческие силы Европы.

12августа Михаил Саакашвили заявил, что Грузия выходит из состава Содружества Независимых Государств (СНГ). 14 августа это решение утвердил грузинский парламент — Грузия вышла из СНГ. Отношения на Кавказе остались напряженными. Говорить можно только об очередной «заморозке» конфликта. Любая провокация противоборствующих сторон может привести к возобновлению кризиса. Позже и США признала, что Грузия начала войну в Южной Осетии.

Заключение

1. За последние 500 лет в Грузии сложилась очень четкая, неоднократно повторяемая и циклическая модель политического поведения. Данная модель применяется грузинским государством и обществом с очень высокой степенью неизменности и преемственности.

2. Нет причин считать, что эта модель меняется и сейчас, и в будущем

3. В настоящий момент Грузия находится в середине основного цикла модели. Такое положение характеризуется устойчивыми и крепкими связями с покровителем, высокой степенью зависимости от него и значительным объёмом, получаемых льгот.

4. Покровитель Грузии – США – уже прошел пик своего политического могущества, если таковым считать однополярный мир, отсутствие геополитических вызовов со стороны ближайших конкурентов – Европы, Китая и России, а также однозначное экономическое лидерство, и медленно, но неуклонно сдает позиции.

5. Простое математическое вычисление показывает, что длина нынешнего грузинского цикла будет около 25-30 лет. При этом 10 лет уже пройдено. Значит, при естественном ходе событий лет через 15-20 Грузия неминуемо отвернется от США и начнет звать нового покровителя. Вероятность этого не измеряется в процентах. Она – абсолютная, на мой взгляд. Никакого другого выбора история Грузия ща последние 500 лет не предоставит в мире. Возможно, в дальнейшем тот же Саакашвили отвернется от Запада, присланным им когда то в 2003.

На мой взгляд, Грузия ждала бескорыстной помощи и считала, что США ее очень «любит», да и вся Европа. Однако, грузинские лидеры очень сильно ошибались. Мало того, что страна увязла в кризисах и ее руководитель прозападный Саакашвили оставил ее в политической «разрухе», она также осталась не с чем, как и была при Шеварднадзе, как бы ни стала хуже.

 


[1] Геополитический потенциал - это политико-правовое положение государства или иного политического субъекта в рамках глобальной геополитической системы, которое характеризует его военно-политическую и экономическую мощь, возможности в решении возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений.

 

[2] Официальный сайт Парламента Грузии // www.parliament. ge

[3] Лари — денежная единица Грузии, состоит из 100 тетри. Введена в 1995 году в период правления Эдуарда Шеварднадзе.

[4] ТРАСЕКА (ТRACECA – Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – это единственный проект евроазиатского транспортного коридора по направлению Запад–Восток из Европы, с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший значительную финансовую, организационную и техническую поддержку международных структур, в первую очередь Евросоюза.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.