Сделай Сам Свою Работу на 5

Сходство и различая характеров Тихона и Бориса.





Смысл названия пьесы Островского «Гроза».

Пьеса «Гроза» А. Островского – одно из его лучших произведений, которое как было, так и осталось актуальным спустя многие годы после выхода в свет.

Гроза-символ протеста, вызова старым порядкам не только в Калинове, но и в России того времени в целом. Пьеса была написана в 1859 году. Тогда главными темами произведений писателей были крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский же поставил перед собой задачу обличения тирании в купеческом быту, но при этом он работал глубже и показал возникновение протеста против вековых традиций в купечестве (да и не только там) и начало их разрушений под влиянием меняющейся жизни.

В центре пьесы — конфликт представителей «темного царства» с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства.

В пьесе, все событие приплетаются с состоянием природы. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий. В момент, когда в жизни Катерины наступает «гроза» происходит и природное явление-гроза. Самоубийство Катерины происходит во время грозы, это апогей, кульминация всего, что нарастало против старого, отжившего в обществе города Калинова.



«Гроза» - это олицетворение переломного момента в жизни общества всей России, заключающегося в возникновении недовольства и вызова существующим порядкам, не только социальным. Ведь не даром уже через два года после написания драмы в стране была проведена Крестьянская реформа. Люди того времени жаждали перемен. Вот почему пьеса и названа именно «Гроза».

Особености конфликта в пьесе Островского «Гроза».

Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Если рассматривать поведение Катерны как протест против своей свекрови, против её принципов то, можно определить пьесу как социально-бытовую драму. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия — это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын.
Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить.



пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

 

Город Калинов - пространство самодурства и страха.

Город Калинов- основное место действия драмы.
Город отгорожен от внешнего мира. Внутренней границей для городского обывателя являются ворота и заборы: «У всех давно ворота...заперты и собаки спущены». Пространство Город отгорожен от внешнего мира, но и внутри ограничено, предельно сжато.
Власть в Калинове принадлежит Дикому и Кабанихе. Оба любят куражиться над теми, кто под их началом. Фамилии этих героев, только подчеркивают их самодурство.
Город Калинов стоит на страхе, который испытывают горожане. Большая часть из них невежественны. Только Кулигин пытается избавить калиновцев от страха, но его мечты не сбываются. Калинов можно назвать "темным царством", в котором царит угнетение.



Дикой и Кабаниха в пьесе Островского «Гроза».

Дикой и Кабаниха — это представители старшего поколения. Согласно домостроевским порядкам, старших нужно уважать и слушаться. Именно так и поступают по отношению к Дикому и Кабанихе все окружающие. Впрочем, если быть более точным, то все их просто опасаются и стараются держаться подальше. Дикой и Кабаниха отвратительны, в них нет ни единого положительного качества. Они жестоки, лицемерны. Они прикрываются ханжескими словами, а на самом деле сеют вокруг себя злобу и ненависть. Дикой жесток даже по отношению к своим родным, которые живут в атмосфере страха и бесправия. Ничем не отличается от него Кабаниха. Ей свойственно стремление даже в мелочах вмешиваться в жизнь окружающих.

Дикой и Кабаниха никого не уважают и не боятся, и никто из окружающих не осмеливается им перечить. Купцы-самодуры чувствуют себя в патриархальном обществе настоящими хозяевами жизни. Островский рисует купеческую среду, мягко говоря, достойной осуждения. Мы испытываем неподдельное отвращение, узнавая все новые и новые подробности о Диком и Кабанихе. Кабанова и Дикой очень похожи. Дикой никогда не сдерживает себя, если речь идет о возможности показать власть над кем-либо. Кабанова также не упускает случая продемонстрировать, кто в доме хозяин, вернее, хозяйка. Богатая купчиха, вдова, Марфа Игнатьевна Кабанова является полноправной хозяйкой дома, и все члены семьи вынуждены выполнять ее распоряжения. Дикой наслаждается атмосферой вседозволенности.

Кабанова благочестива и религиозна, покровительствует нищим и странникам. Но что скрывается под маской такого человеколюбия? Только ханжество и лицемерие. Кабанова не дает жизни никому: ни своему сыну, ни дочери, ни невестке.

Дикой открыто показывает свое отношение ко всем окружающим, он сознательно оскорбляет всех вокруг. Кабанова открыто никого не оскорбляет, она действует намного более изощренно. Она подчиняет себе всех, кто оказывается на ее пути. Кабаниха постоянно напоминает о том, что все живут и действуют неправильно, не соблюдают неведомо кем придуманные законы.

Сходство и различая характеров Тихона и Бориса.

Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Тихон Кабанов – муж Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всегда всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить, как резко меняется он, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его матери. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб. Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку.

Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня...». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии - гибели Катерины Кабановой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.