Сделай Сам Свою Работу на 5

Понимания истории К. Маркса.





Социальная философия Платона-древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии. Учение об идеальном государствеБыл фанатиком государства. Главная идея – идея «блага». Создал проект идеального государства:1. Государство есть самое высшее и справедливое из всего существующего. Государство необходимо в силу несовершенства человека. Его цель – забота о благе своих граждан. Частное (интересы человека) должно быть подчинено общественному (интересам государства). Отсюда принцип: «Человек для государства, а не наоборот». Этот вывод следует из соотношения понятий «общее» и «единичное».2. Государство основывается на разделении труда. Для этого Граждане делятся на разряды (классы) в зависимости от типа души (чувственная и разумная). Государством правят философы (разумная душа). Охраняют воины (разумная душа). Остальные – ремесленники, купцы, земледельцы (крестьяне) – чувственная душа. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества. Господствует аристократия.3. Укреплению государства мешает частная собственность и семья.:4. Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия.Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин).



9) Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. Автор геоцентрической системы мира (центр мира – Земля). Перводвигатель – Бог. В природе существует принцип бессознательной целесообразности развития.Учение о материи и форме:Объективная действительность (природа) существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу. Источник познания – чувственный опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления.

Создал учение о категориях:Категории – есть высшие (главные) родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире. Они лежат в основе мира.Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место, отношение, положение, обладание, действие, страдание.Аристотель основатель формальной логики (суждения и умозаключения).Некоторые выводы:1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к совместной жизни;2. Рабство – в природе человека и общества (свойственно им);3. Цель государства – обеспечение счастья свободным гражданам. Счастье – хорошая жизнь;4. Самый полезный класс – земледельцы;5. Управлять обществом должны люди с умеренным достатком, заботящиеся обо всем обществе;Этика АристотеляФактически разработал основные ее положения как философской дисциплины.1. Нравственность есть стремление к благой цели (проявляется только в обществе, в общении). 2. Добродетельное поведение – добрые намерения и поступки, направленные на достижение справедливости. 3. Справедливость – подчинение закону и его соблюдение.



10) Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской

империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая

складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и

аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший

эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинствафилософских систем средневековья диктовалась основными догматамихристианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат оличностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". Вусловиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемогогосударственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", врамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма,В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог – начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло.
В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).
На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому».
Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.
Бог – действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель – блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению – промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.
В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.
Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек – это душа, которую вдохнул в него Бог.

 



11) Аврелий Августин Блаженный (354 - 430) - один из выдающихся мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. В своей подвижнической деятельности с исключительной умственной энергией отстаивал чистоту учения в борьбе с различными ересями, среди которых наиболее опасной считал манихейство, представители которой исповедовали двойственность начал, то есть приписывали дьяволу, или вообще злу, самостоятельное существование наравне с Богом. А. Б. обосновывал единство божественного начала, всемогущество благодати, учение о предопределении. Им написано большое количество богословских сочинений, в главном из которых "О граде Божием" развивается идея церкви как священного института, связующего небо и землю; с этого труда началась христианская философия истории. Оказал большое влияние на богословскую мысль средних веков. Оставил специальный трактат о музыкальной метрике, в котором отразил свой опыт применения во время богослужения так называемого амвросианского церковного пения. Фома Аквинский пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о двух разных видах понятий (божественных и человеческих).

12)Фома (Томас) Аквинский (1225-1274)Выдающийся итальянский богослов, автор официального учения католической церкви – Стремился теоретически обосновать зависимость философии от религии. Они не противоречат друг другу, а находятся в гармонии, т.к.:1. У них много общего, в том числе один и тот же предмет познания – Бог и созданный им мир;2. Они дополняют друг друга, т.к. разум опирается в основном на абстракции, а вера – на чувства, желания и волю. При этом наука объясняет закономерности мира. И хотя познание достижимо, но наука не может охватить и познать все, например, таинства христианской веры (триединство Бога, воскресение и др.). Их может познать только богословие на основе веры.3. И вера и разум, в конечном счете, оба являются созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может.Отнология Аквинского1. Соотношение Бога, мира и человекаВ основе мироздания – Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Но если есть мир, то, следовательно, есть и причина его возникновения – Бог.Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. ЕЕ составные ступени: неживая природа, мир растений и животных, мир людей. Высшая ступень совершенства – Бог, создавший все.Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете.Отличие человека – в наличии бессмертной души. Смысл жизни человека в счастье – познать и созерцать Бога.Теология и философия. Ступени истиныАквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.5 доказательств бытия Бога Фомы АквинскогоДоказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

13)Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическоеЧеловек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.Главной предпосылкой формирования Ф.В. была осуществленная возрожденческой мыслью в целом глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры, своего рода ценностная реформа, затронувшая такие радикальные вопросы, как вопрос о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности и т.п. Падение авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы - все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа - активного, свободного от каких-либо внешних авторитетов, ответственного, инициативного и т.п. Не случайно, что хронологически первым, необычайно плодотворным по своим результатам и очень важным с точки зрения воздействия на всю последующую историю европейской философии этапом или периодом в эволюции Ф.В. стал т.наз. гуманистический период (середина 14 - середина 15 вв.), резко противопоставивший средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку, и, более того, признавший ценность человека как личности с ее правом на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека, принцип равенства, справедливости и человечности стали здесь не просто нормой отношений между людьми, но и главным критерием оценки всего существующего. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего колоссальный переворот в нравственно-мировоззренческом корпусе культурных идей. У истоков гуманизма стояла грандиозная фигура Данте, идеи которого были продолжены и развиты Ф. Петраркой, Эразмом Роттердамским, Мором, М. Монтенем и др. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог, спор в движении к истине. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом мы обязаны разработкой принципиально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное, природное предназначение. Следующим ярким этапом Ф.В. был неоплатонический, связанный с постановкой и разработкой гл. обр. онтологической проблематики. Ф.В. стала чрезвычайно важным этапом в становлении истории философии Нового времени, заложив основы для последующей, еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная ею схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической и математически-выверенной картиной мира Нового времени; ее отличал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей и прежде всего такие, как установка на опытный и экспериментальный характер знания, представление об автономности природы, а также положения о месте человека в мире и его активной роли в познании были активно ассимилированы всей философской и естественнонаучной традицией последующих веков.

14) Философия Нового времени 16-17 вв. – философия Нового времени.1. Причины появления:буржуазные революции 17 века (снижение влияния религии и период гражданского развития Европы), начало промышленного производства, бурное развитие науки, экспериментирования. И, как следствие, – необходимость создания новых эффективных научных методов познания, способных помочь производству, науке. Особенности:1. Появились два универсальных метода познания:- Эмпиризм (лат.: эмпирио – опыт) – есть метод познания на основе опыта (т.е. знания полученного опытным путем, подтвержденного на опыте).

Эмпиризм, как метод познания, противоположен рационализму. Вульгарный эмпиризм недооценивает знание, полученное на основе разума, умозаключений.Например: Земля – диск на воде.
- Рационализм (лат.: рацио – разум) – метод познания, считающий решающим в познании разум, абстрактное мышление и отвергающий значение опыта, эксперимента.2. На смену идеализму Средневековья (и наивному материализму древних греков) пришел метафизический и механистический материализм.2. Представители эмпиризма нового времени:Френсис Бэкон (1561-1628), английский философ, эмпирик, родоначальник материализма Нового времени. Лорд-канцлер, хранитель королевской печати, от должности отстранен. О роли науки-Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но оно может стать силой только тогда, когда истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.Подверг резкой критике идеализм и опору прежних, средневековых философов на «священное писание», на веру. Тогда как в науке следует руководствоваться практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт.Достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений («идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме.

15)Иммануи́л Кант; 22 апреля 1724 — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический.I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;изучал роль приливов и отливов на нашей планете.II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

16) Гегель Георг Фридрих Вильгельм (1770-1831) выдающийся нем. философГегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. Ее суть: Все в мире есть результат деятельности идеального начала – некоей объективной абсолютной идеи, которая является основой мира.В своем постоянном развитии абс. идея проходит 3 основных этапа своего развития: 1. Развитие в сфере чистого мышления: (кн. “Логика”) Здесь идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, мыслит сама о себе, 2.2. “Инобытие духа”. Абсолютная идея материализуется, переходит в свою противоположность и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц. 3.3. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. Особенности системы Гегеля: 1. Главная движущая сила развития – идея. 2. Бесконечность процесса развития. 3. Роль духовного, идей в жизни общества

Вклад гегеля: - Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:1. Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир) в виде бесконечного, постоянного процесса изменения и развития. 2. При этом, развитие:а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;в) выделил главный источник развития – противоречия (в первую очередь – внутренние, т.е. лежащие в самом предмете, явлении).

- Сформулировал три закона диалектики:

А) закон единства и борьбы противоположностей

(показывает источник развития – противоречия);

Развитие – за счет снятия (разрешения) противоречий.

Б) закон перехода количественных изменений в качественные (показывает механизм развития);

Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимого количества изменений.

В) закон отрицания отрицания (показывает направленность развития);При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). И этот процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно развитие.

Заключение:Философия Гегеля – вершина философии того времени. Философия Гегеля (особенно диал. метод) широко использовался в последующей философии, в т.ч. философией марксизма, русской философией.

 

17) Фридрих Вильгельм Ницше(1844 - 1900) – философ направления иррационализма, создавший свою теорию этики. Сверхчеловек по Ницше.

В одной из своих работ “Так говорил Заратустра”, Ницше приводит весьма любопытный пример, суть которого в следующем. В некоем городе (название и время действия не суть важно, в первоисточнике не указываются) есть две высоких башни. Между ними натянут канат, высоко-высоко над улицами города. В какой-то момент идущий по городу рассказчик замечает, как на вершине одной из башен появляется человек и начинает двигаться по канату к другой башне. Он идет не спеша, опасаясь упасть, и, кажется, ничто не предвещает беды. Но в этот момент появляется новый персонаж – другой человек, вооруженный мечом – который идет следом за первым и догоняет его. “А ну-ка уступи мне дорогу!” – восклицает он, - “Ибо я быстрее и сильнее, и лучше тебя!”. Он взмахивает мечом, и незадачливый его предшественник срывается с каната и падает на улицы города.

Наблюдающего это действие рассказчика увиденное повергает в радость. Но причина тому не жестокость его, но созерцание исполнения некоего важного принципа жизни. “Бог умер!”–говорит Ницше, - ”Я – бог!”. Я – это человек, но не просто человек, а человек особый, по Ницше – сверхчеловек. Так что же это такое?

Ницше рассматривает обычного человека как социальную обезьяну, существо сколь угодно умное, но не свободное в своих действиях, запертое в клетке предрассудков и иллюзий, навязанных ему воспитанием, образованием и всей схемой построения общества. Так определенный человек действительно подобен выдрессированному животному, живущему не своей волей, но некоторыми стереотипами. Тот же, кто сумеет подняться над обществом, навязанными законами, а главное над собой, тот, кто освободится от предрассудков, станет сверхчеловеком и богом среди животных.

Но по Ницше таким сверхчеловеком-богом может стать лишь один. Движение к этому состоянию преодоления себя является собственно говоря смыслом и целью жизни человека. Но на этом пути подстерегают многочисленные опасности. Например, это те, кто, двигаясь в том же направлении, будут идти по канату быстрее…

По Ницше конечная цель – состояние сверхчеловека-бога – не является статически достижимым, находиться в данном состоянии можно, лишь непрерывно двигаясь вперед. Любая остановка на этом пути неминуемо ведет к скатыванию назад. Движение является вечным и бесконечным, цель достигается в процессе, но не в любом конечном пункте.

Ницше также выделяет несколько (если быть точным три) стадии или состояния развития человеческого существа. Это состояния верблюда, рычащего льва и ребенка. Имеет смысл рассказать немного о каждом из них. Состояние верблюда – обычное для большинства людей. В нем человек наиболее соответствует понятию социальной обезьяны, покорно перенося тяготы и лишения, налагаемые на него обществом и законами. Он живет во власти привычек, требований и мнений, не руководствуясь своей волей и разумом; зачастую даже не осознавая всю незначительность своего места в данной иерархии и не задумываясь над устройством мира. Большинство обывателей, рождаясь или становясь верблюдами, проживают в этом состоянии всю жизнь, не пытаясь что-либо изменить и даже не подозревая о возможности такового изменения. Мало кто оказывается способен преодолеть себя и сделать первый шаг к сверхчеловеку, вступив на канат на пропастью. Но таковые, тем не менее, находятся. Тогда возникает протест против общества и его ограничений, бунт. Это стадия рычащего льва. С горячностью и поспешностью человек избавляется от своих привязанностей и предрассудков и бросает вызов обществу, пытаясь научиться жить своим разумом и волей. Этот протест и бунт, вызов миру, является сложным и опасным шагом. Не сумевший вовремя осознать его промежуточность и недостаточность, как правило гибнет или скатывается назад к стадии верблюда. Те же, кто готов идти дальше, развиваются до состояния ребенка. В нем уже нет агрессии, но есть примирение и компромисс с миром. Подобно тому, как ребенок не связан многими законами, но не пытается бороться с миром, а идет по пути к совершенствованию себя, так и человек, по мысли Ницше, преодолевает себя и навязанное ему, но не пытается уничтожить остальное, а живет в примирении с ним. Движение же к этой цели, без остановок, без оглядки назад на оставляемое прошлое, является конечной и главной целью существования человека.

 

18) Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом.Основой этого метода стало учение о сессознательном в структуре человеческой психики, которое, как утверждал Фрейд, является источником неврозов. Психоанализ как метод лечения в ходе дальнейшего осмысления его исходных позиций превратился в философское учение о человеке и вскоре приобрел широкую известность.

В чем же состоит это учение?

В самых общих чертах его можно изложить так: структура человеческой психики видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала:

1. "Я" - синоним сознания, которое подчиняется принципу реальности,

2. "сверх-Я" - здесь Фрейд усматривал присутствие культуры. моральных норм общества, религии, родительского авторитета, общественного мнения и т.д.,

3. "Оно" - подсознательное или бессознательное - глубинный слой психики, скрытый от сознания, но неизменно присутствующий как бы внутри его.

Бессознательное, является источником и носителем энергии либидо, т.е. энергии сексуального влечения. Либидо имеет характер природного инстинкта, т.е. проявляется вне зависимости от сознания.

В этом состоит принципиальная конфликтность внутреннего мира человека: бессознательное влечение сталкивается с жесткими требованиями культуры и религии. В результате этого возникает агрессия, в ряде случаев она приводит к неврозу.

Рассматривая само подсознательное, Фрейд увидел в нем противоборство двух начал, которое он обозначил символами Эроса и Танатоса. Первое (Эрос) является инстинктом жизни, оно конструктивно и созидательно, второе (Танатос) - инстинктом смерти, разрушения, разложения. Борьба Эроса с Танатосом определяет жизненную линию поведения человека.

Эти начала, по Фрейду, присутствуют в каждом человеке от рождения и сопровождают его в течение всей его жизни. Они не только противоборствуют между собой, но и проявляются друг через друга, т.е .они в равной степени необходимы. Например, инстинкт самосохранения имеет эротическую природу, но он нуждается в известной агрессии для реализации своей цели. Живое существо сохраняет свою жизнь, разрушая чужую - так заведено природой. У человека инстинкт смерти, направленный вовне, становится деструктивным (эта ситуация, кажется, не нуждается в особых пояснениях), но часть этого инстинкта остается внутри психики человека и проявляется в нем в форме совести. Она, как известно, есть внутренний судья и исполнитель своего приговора.

Что же касается энергии либидо, то ее проявление Фрейд иллюстрирует так называемым Эдиповым комплексом, который присущ мальчику с раннего детства, и далее он определяет жизнедеятельность взрослого мужчины - речь идет о влечении мальчика к матери и возникающей на этой основе враждебности к отцу как "конкуренту".

Для девочек подобная ситуация описана Фрейдом как комплекс Электры, в котором выражается враждебность чувств дочери к матери как к своей сопернице в ее отношении к отцу.

Подобные истолкования внутренней жизни человека придают ей некий трагический оттенок. Однако у Фрейда говорится о трансформации энергии либидо в определенные формы высшей деятельности человеческого духа. Это явление получило название сублимации. В этой возможности Фрейд увидел общий источник высоких творческих потенций человека, приведших к созданию им науки, искусства, религии и др. Этим же Фрейд объяснял истоки гениальности личности.

Учение Фрейда получило начало новому направлению в философской антропологии и вместе с тем поставило перед человечеством новые проблемы. Прежде всего, оно перечеркнуло идею о безраздельном господстве разума в жизни человека и в истории, тем самым была продолжена линия, идущая от С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др.

Фрейд как бы вернул природу в лице ее инстинктов на ее законное место. Вместе с тем он опроверг и другую идею, а именно об исключительно благотворном влиянии культуры на человеческую личность, указав при этом на репрессивный характер культуры, что в ряде случаев выражается в утрате людьми и народами психического здоровья.

Культура должна не конфликтовать с природой в человеке, а войти в состояние гармонии с ней.

Кроме того Фрейд полагал, что природные корни войны и агрессии могут быть "обузданы", если все люди придут к идентификации своих интересов через усиление жизнелюбивой тенденции подсознательного, хотя, как он отмечал, практически добиться этого будет трудно.

Как и каждый мыслитель значительного масштаба, Фрейд был подвергнут критике учениками и последователями его учения - это касается истолкования ими Эдипового комплекса, а также той исключительной роли, которую Фрейд придавал индивидуальной сексуальности личности, а также по другим вопросам.

 

19)Критика идеализма и разработка материалистического

понимания истории К. Маркса.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) совместно с Фридрихом Энгельсом создал принципиально новое философское учение, которое определяется как диалектический и исторический материализм.

Отвергнув вслед за Фейербахом абсолютный идеализм Гегеля,он преобразовал его диалектический метод из идеалистического

в материалистический, согласно которому, диалектика мышления есть отражение диалектики вещей. Принцип материалистического понимания природы К.Маркс распространил на общество: первично общественное бытие – материальные условия жизни людей, среди которых важнейшим является производство материальных благ, вторично общественное сознание, которое в

конечном итоге определяется общественным бытием. Движущей силой истории К.Маркс считал классовую борьбу. Ленинский этап в развитии марксистской философии связан с

творчеством В.И. Ленина (1870-1924 гг.), последовательным продолжателем учения К.Маркса. Этот этап характеризуется:

1) бескомпромиссным отстаиванием философии марксизма в новых условиях – империализма и пролетарских революций;

2) систематизацией философского наследия основоположников марксизма;

3) философским обобщением новейших достижений естествознания, прежде всего – физики;4) дальнейшей разработкой и уточнением основных понятий и категорий марксистской философии (материя, категории диа-

лектики и др.);5) критикой идеалистических философских учений конца

ХIХ- начала ХХ вв.

Однако, догматизация важнейших положений марксистской философии и их упрощенное понимание И.В. Сталиным и рядом

философов-марксистов отрицательно сказались на развитии философской мысли в Советской России.

 

20) Философия новейшего времени17 в. открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма. В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей роль науки. Наука не самоцель, ею нужно заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна нести пользу человеческому роду, увеличивать его власть над природой. Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит "очищение" философии от гуманистической ориентации, направление ее на "чистую" (без специфически человеческого, социального аспекта), объективную природу. Стремление философов 17 в. к совершенствованию философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создало предпосылки для утверждения философского материализма в собственном смысле слова. Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др. Развитие науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно согласовывать свои представления и умозрения с данными и методами, принятыми в точном естествознании. Философско-методологические работы принадлежат к числу главных трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии . И если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и стиль мышления, и принципы, и методы, и идеалы, и ценности.

 

21) Русская философия: общая характеристика.

Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно авто

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.