Поэтика и проблематика романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Цель лекции: уяснить основные принципы построения романа и выявить авторскую позицию по важнейшим нравственно-этическим и философским проблемам романа.
Задачи лекции:
1. Рассмотреть эволюцию замыслов изображения художественного времени произведения.
2. Выяснить логику развития характеров главных героев романа («диалектика души»).
3. Изучить проблему «мысли народной» в толстовском понимании.
4. «Мысль семейная» и образы природы в романе.
Содержание лекции.
Причины возникновения романа-эпопеи «Война и мир» в 1860-е гг. Диалог эпох 1812 и 1860-х гг. Замысел романа «Декабристы» и «Война и мир».
«Взлеты» и «падения » главных героев романа – князя Андрея и Пьера Безухова. «Диалектика души» как необходимый фактор формирования и развития личности. Характеры Пьера и Андрея как два типа «поведения декабристов» (Ю.М. Лотман).
Изображение двух военных кампаний (русской и австрийской) как сравнительный анализ «ненародной» и «народной» войн. Сражение под Аустерлицем и Бородинское сражение как принципиально различные военные и духовные данности.
Сравнительная характеристика семейных «кланов» Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых. Природа как фактор «проверки» личности. Образ «лунной ночи», «дуба», «святочного катания» и др. Природа как одно из главных действующих лиц романа.
Роман «Анна Каренина» как вершина творчества писателя .
Цель лекции: рассмотреть направление нравственных поисков Л. Толстого – создателя романа «Анна Каренина».
Задачи лекции:
1. Объяснить, как эпоха 1870-х гг. повлияла на замысел романа.
2. Рассмотреть образ Анны Карениной.
3. Рассмотреть образ Константина Левина, прототипом которого является сам автор.
Содержание лекции.
Роман «Анна Каренина» (1875 - 1877) как следствие перемен в российской действительности пореформенного и послереформенного времени. «Освобождение» общества, ощущение свободы и судьба человека, столкнувшегося с новыми проблемами: ответственностью за свои поступки, желание счастья и чувство долга и т.д.
Образ Анны Карениной как продолжение литературного и общественного диспута об эмансипации женщины, о конфликте чувства и долга, ответственности перед людьми и богом.
Судьба Анны и судьба русской женщины (Анна - Катерина Кабанова и Катерина Измайлова).
Образ Константина Левина и русская действительность. Нравственные искания Левина и Л.Н. Толстого. Религиозные, экономические, семейные, общие этические размышления автора и героя о жизни человека, его предназначении.
Образы второстепенных героев романа (Стивы, Вронского, Долли и др.) в общем замысле романа.
Смысл названия и проблематика романа «Воскресение» .
Цель лекции: показать связь событий эпохи и проблем романа «Воскресение».
Задачи лекции:
1. Рассмотреть главные составляющие общественные данности эпохи создания произведения.
2. Изучить образы главных героев романа и их проекцию на общественные коллизии.
3. Смысл финала произведения.
Содержание лекции:
В романе «Воскресение» (1899) автор рассмотрел самые острые проблемы своего времени – рубежа веков. Толстой хотел сказать современникам о том, что настала пора нравственного возрождения общества, и показал это художник на примере человека своего круга – дворянина Дмитрия Нехлюдова.
Л.Н. Толстой писал свой последний роман около десяти лет и обвинил в нем общество и отдельных людей в нравственных изъянах и уродствах, которых они не замечают, к которым привыкли.
История жизни Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой, с одной стороны, очень простая и обычная: молодой повеса соблазняет простую девушку. Но за этой банальной фабулой стоит судьба народа – жертвы несправедливого отношения и бесчеловечного использования.
Катюшу Маслову судят за страшное преступление, которого она не совершала, и один из судей – барин Нехлюдов, в свое время предопределивший ее будущее, т.е. погубивший ее.
Катюша будет осуждена и отправлена на каторгу, а Нехлюдов переживает настоящее «воскресение»: он отказывается от владения землей, занимается делом погубленной им женщины, пытается помочь другим несчастным арестантам – жертвам несправедливости и недоразумений.
Финал романа очень многозначен, ведь Толстой задумал произведение как «письмо» людям, способным задуматься и одуматься. Нехлюдов читает Евангелие, Катюша отказывается от любимого человека и сближается с революционерами – знак времени! Автор – проповедник полагает, что настало время каждому пересмотреть свою жизнь или даже начать ее сначала.
Раздел № 6. Творчество Ф.М. Достоевского.
Биография писателя и начало жизненного пути.
Цель лекции: изучить поэтику и проблематику романа.
Задачи лекции:
1. Изучить главные вехи биографии писателя.
2. Рассмотреть проблематику романа «Бедные люди».
3. Сделать краткий обзор творчества пмсателя.
Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) родился в семье, по отцовской линии принадлежавшей к старому дворянскому роду. Со старшим братом Михаилом Достоевский учился в частном московском пансионе, а затем они оба поступают в Главное инженерное училище.
В 1844 г.писатель выходит в отставку и пишет свой первый роман «Бедные люди». Некрасов и Белинский были глубоко потрясены этим произведением и объявили о появлении в русской литературе «нового Гоголя». Молодой Достоевский действительно во многом ориентировался на Гоголя – его интересовали «маленькие люди» и их страдания, отношения «маленького» человека и большого жестокого мира.
В апреле 1849 г. писателя арестовывают за участие в кружке Петрашевского, где по пятницам собирались социалисты-утописты. Достоевского заключают в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 22 декабря на Семеновском плацу готовился обряд смертной казни, которая была заменена в последний момент каторгой в Сибири.
Почти 10 лет Достоевский был вырван из литературной и общественной жизни: каторга, солдатчина и пр.
В 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург, и с этого времени начинается новый период его творчества. В 1860 -1862гг. были написаны «Записки из Мертвого дома», в 1861 – «Униженные и оскорбленные», в 1866 – «Преступление и наказание», в 1868 – «Идиот», в 1875 – 1876 г. – «Подросток», в 1879 -1880гг. – «Братья Карамазовы».
Поэтика и проблематика романа «Преступление и наказание» .
Цель лекции: рассмотреть социальные и философские причины преступления Родиона Раскольникова.
Задачи лекции:
1. Изучить социальные условия жизни главного героя.
2. Изучить философию Раскольникова.
3. Рассмотреть систему персонажей романа.
4. Рассмотреть художественный смысл финала романа.
Содержание лекции.
В 1865 г. писатель сообщает редактору «Русского вестника» замысел своего нового произведения – будущего романа «Преступление и наказание».
Жанр нового романа балансирует между детективом и психологическим романом – это новая модель в русской литературе.
Главный герой – бедный студент, из-за недостатка средств вынужденный оставить университет, где он учился на юридическом факультете. Молодой человек живет в нищенской комнате, больше похожей на «шкаф». Раскольников видит бедственное положение семьи Мармеладовых – самого Мармеладова, его дочери Сони, Катерины Ивановны и ее детей.
Достоевский пишет, что письмо матери «измучило» Раскольникова – он понимал, на какие жертвы шли близкие (мать и сестра), чтобы как-то поддержать его.
На этом фоне Раскольникова (и, судя по судебной хронике, не только его) возмущает социальная несправедливость, царящая в современном обществе: материальное неравенство, богатство одних и нищета других. Символом этих социальных перекосов стала старушка-процентщица, которая, не выходя из дома, получает деньги, обирая несчастных людей, попавших в критическое положение.
Итогом этих раздумий, мучительных попыток найти выход из собственного положения стало убийство старухи – это была своеобразная месть обществу.
Однако все не так просто – Раскольников не просто убийца, он убийца-философ. Это видно их статьи, которую написал и опубликовал герой, а также из его рассуждений. Раскольников решил проверить – «тварь» он «дрожащая» или «право имеет»? «Имеют право», по его мнению, Магомет, Ликург, Александр Македонский, Наполеон…
Преступник, убивший одного человека, отправляется на каторгу, убивший тысячи (например, полководец) получает памятник и славу. Таким образом, убийство процентщицы – «проба» героя на прочность.
Вся логика развития сюжета романа показывает бесчеловечность и ложность данной теории, что подчеркивается системой персонажей-двойников. Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Лужин, Разумихин высвечивают разные стороны сложной натуры Раскольникова.
После долгих раздумий и мытарств Раскольников раскаивается в преступлении и его отправляют на каторгу, куда за ним последовала Соня. Широкая сибирская река символизирует воскрешение героев и продолжение их «обновленных» жизней.
Роман «Преступление и наказание» в определенном смысле автобиографичен, т.к. сам Достоевский пережил период «бунта», каторги, а затем христианского смирения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|