Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова
  «____»_________________20___г.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

История русской литературы XIX века

Уровень основной образовательной программы:бакалавриат

Направление подготовки:050100.62 Педагогическое образование

Профиль:«Русский язык», «Литература»

Форма обучения:очная, заочная

Срок освоения ООП:очная –5 лет, заочная – 5,5 лет

Кафедра:теории, истории и методики преподавания русского

языка и литературы

Разработчики:

 

Профессор кафедры теории, истории и методики

преподавания русского языка и литературы ______________________ Г.А. Шпилевая

Профессор кафедры теории, истории и методики

преподавания русского языка и литературы ______________________С.В. Савинков

 

Начальник учебно-методического управления ______________________ Т.В. Майзель

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры теории,



истории и методики преподавания русского языка и литературы

от «___» ___________ 2011 г. Протокол № ___

Заведующий кафедрой ______________________ С.И. Доброва

Воронеж – 2011

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

 

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры

от “20”сентября 2011 г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры



от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целямиосвоения дисциплины «История русской литературы XIX века» являются:

1. Ознакомить с главнейшими направлениями и тенденциями литературного движения XIX века.

2. Дать базовые знания по историко-литературным и социально-культурным проблемам на основе выявления связей и взаимодействий между литературой, литературной критикой и публицистикой.

3. Дать представление о творческих индивидуальностях в литературном движении первой половины XIX века.

4. Ознакомить с идейно-образным богатством отечественной словесности.

5. Представить наиболее значимые результаты научно-исследовательской литературы по истории литературы и творческим персоналиям.

5. Обучить приемам и методам анализа художественных и литературно-критических текстов в историко-культурной перспективе.

 

 

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

 

Общекультурные:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

Профессиональные:

– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-2).

Специальные:

– готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-10);



– владеет приемами текстологического анализа (СК-12);

– способен интерпретировать явления литературного процесса в свете проблем национальной идентичности (СК-13).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «История русской литературы XIX века» входит в модуль «История языка и литературы, фольклор» и относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3. В. ОД. 2.2).

2. 2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «Русская литература и культура XI – XIX веков»

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «История русской литературы XX века».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. В результате изучения учебной дисциплины «История русской литературы XIX века» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками.

Знания:

знать исторические закономерности становления русской литературы XIX века,

особенности эволюции русской лирики, этапы эволюции отечественной прозы, особенности интерферирования элементов различных художественных методов (классицизма, романтизма, реализма), основные термины литературоведения, методы и приёмы изучения литературы.

Умения:

уметь соотносить текстовую реальность с реальностью историко-культурного контекста, производить литературоведческие разборы, освещать основные вопросы истории русской литературы XIX века, сопоставлять разные стили, жанры и объяснять причины их появления с историко-социальных и эстетических позиций;работать со справочной литературой.

Навыки:

владеет навыками комментирования литературного текста и его интерпретирования с учетом особенностей эпохи и творческой индивидуальности писателя, владеетнаучной терминологией; самостоятельно работает с литературоведческой и критической литературой.

 

3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1

Знает:

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
владеет культурой мышления знает исторические закономерности становления русской литературы XIX века,   знает особенности эволюции русской лирики, этапы эволюции отечественной прозы,
имеет базовые представления о методах и приёмах изучения литературного произведения   знает об особенностях интерферирования элементов различных художественных методов (классицизма, романтизма, реализма)
знает основные термины литературоведения имеет базовые представления о психологии словесного искусства знает различные методы и подходы к анализу различных форм жанрового художественного мышления
  имеет представление о художественной рефлексии
имеет представление о диалектическом единстве социума и искусства знает основные этапы русского литературоведения XVIII – XIX веков  
знает различные методы исследования биографических и собственно художественных данностей  
  владеет культурой филологического мышления
знает основные научные понятия литературоведения знает основные факты истории литературы понимает сущность художественных процессов и их отражение в различных видах критики XIX века
различает и объ­ясняет основные понятия литературоведения в их сихроническом и диахроническом единстве сочетает различные методы и подходы анализа художественного произведения
адекватно использует основные понятия литературоведения способен рассматривать художественное произведение отдаленной эпохи в контексте развития других видов искусства (музыки, живописи и пр.)

Умеет:

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
адекватно воспринимает научную информацию, способен поставить цель и выбрать пути её достижения   умеет соотносить текстовую реальность с реальностью историко-культурного контекста   имеет целостное представление о типологических и генетических связях в литературном процессе
умеет освещать основные вопросы истории русской литературы XIX века, способен сопоставлять разные стили, жанры и объяснять причины их появления с историко-социальных и эстетических позиций; способен определять место художественного произведения на «оценочной вертикали» (классика, беллетристика, массовая литература)
умеет работать со справочной литературой способен к отбору справочного материала различных литературоведческих школ способен критически анализировать достоинства и недостатки различных научных подходов к анализу художественного произведения

 

Владеет:

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Владеет навыками работы с комментариями художественного текста, владеетнаучной терминологией, самостоятельно работает с литературоведческой и критической литературой.   Умеет интерпретировать художественный текст с учетом особенностей эпохи и творческой индивидуальности писателя Способен самостоятельно комментировать художественный текст XIX века (различных жанров) с использованием справочников, энциклопедий, специальной литературы
владеет методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения применяет различные методы и приемы для решения по­ставленной задачи владеет способностью сочетания теоретического мышления с практическими подходами
владеет навыками применения знаний для решения практических профессиональных задач владеет современными методами исследования художественного текста способен применять полученные знания при непосредственной работе с художественными произведениями XIX века

Планируемые уровни сформированности компетенцииОПК-2.

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач имеет целостное представление о происхождении русской литературы как части русской национальной культуры   знает основные этапы развития русской литературы, истории, экономики; разбирается в вопросах происхождения литературных жанров (оды, элегии, поэмы, послания романа, драмы) на фоне историко-социальных процессов; умеет объяснить социально-эстетические связи в литературном процессе; владеет приемами социологического метода

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-10

 

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса   знает основные типологические (жанрово-родовые, стилистические) признаки русской литературы XIX века   имеет целостную систему знаний и представлений о типологических признаках русской литературы XIX века: жанрово-родовые законы, аспекты адресации, стилизации, пародии  
знает основные методы и приемы анализа эпического, лирического и драматического произведения с учетом исторических событий, социальных явлений XIX века имеет целостную систему знаний и представлений о методах анализа эпического, лирического и драматического произведения (культурно- историческом, сравнительном, биографическом, стилистическом)
умеет выполнять анализ литературных произведений умеет выполнять целостный анализ литературных произведений различных жанров с учетом эволюции поэтологических подходов
владеет основными приемами филологической интерпретации литературных произведений: с учетом развития общекультурного процесса XIX века, в связи с влияниями западного искусства и западных социально-исторических изменений; с учетом эволюции художественного сознания писателей, испытавших влияние крупнейших российских исторических событий   владеет приемами анализа литературного произведения, умеет соотносить формальные и содержательные признаки в их синхроническом и диахроническом единстве  
способен объяснить природу литературных явлений с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса: отношений адресата и адресанта в лирическом произведении, динамики развития драматического конфликта в литературе первой и второй половины XIX века, возникновения и актуализации жанров эпических произведений (очерков, циклов очерков, романа-хроники, литературной сказки)

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-12

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Владеет приемами текстологического анализа Имеет представление о различных подходах к осмыслению художественных произведений отдаленной эпохи, понимает особенности поэтологических законов литературы XIX века Умеет анализировать художественное произведение, соотнося его с местом и временем создания, понимает значение и функцию художественных средств, используемых писателями XIX столетия; способен критически оценивать достоинства и недостатки литературоведения и критики XIX века; понимает эстетические, социальные, идеологические импульсы создания художественных, публицистических и критических произведений изучаемой эпохи
Умеет освещать основные вопросы истории литературы XIX века Умеет корректно рассуждать о проблемах традиции и новаторства в русской литературе; правильно представляет течение историко-литературных процессов, умеет изложить их основные положения в устной и письменной форме Умеет сопоставлять различные научные концепции развития литературы, видит связь между процессами, протекающими в естественных, социально-экономических и гуманитарных отраслях
Владеет научной терминологией и основными понятиями научного литературоведческого аппарата относительно изучаемой литературы Свободно владеет литературоведческой терминологией; способен соотносить теоретические данности с вопросами истории литературы, критики Правильно употребляет научные термины, критически осмысляет полученные теоретические знания; способен применить литературоведческую осведомленность в междисциплинарном аспекте

 

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-13.

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Знает: о возможностях интерпретирования явлений литературного процесса в свете проблем национальной идентичности Имеет представление о сходстве и различиях русского и западно-европейского фольклора (в жанрологическом и тематическом аспектах), разбирается в проблемах общеевропейских отношений XIX века (войны, культурные связи) Хорошо разбирается в вопросах заимствования и культурного обмена: сюжетами (бродячие сюжеты), жанрами (общеевропейские жанры путевых заметок, романов в письмах), образами (сентименталистской, романтической, реалистической, «натуралистической» поэтики), имевшими место в литературном процессе
Умеет: соотносить исторические, социальные и общекультурные явления, нашедшие отражение в произведениях русской литературы XIX века Видит в тексте художественногопроизведения отражение исторических и социокультурных процессов Имеет представление о генетических, типологических, социокультурных связях (русско-французских, русско-немецких, русско-английских) в общелитературном процессе XIX века
Владеет терминологией применительно к таким категориям, как народность литературы, национальная самобытность, изображение национального характера в художественном произведении Способен проявить литературоведческую, историческую, общекультурную компетентность при анализе произведений, где изображен национальный менталитет Владеет навыками анализа произведений различных жанров (роман, поэма, стихотворение), пафосов (сатирический, героический), где изображаются события русской национальной истории, черты национального характера

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов
Очная ФО Заочная ФО
5 сем. 6 сем 5 сем. 6 сем. 7 сем.
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:          
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа студента (СРС)
Контрольная работа       К К
СРС в период промежуточной аттестации  
Вид промежуточной аттестации зачет (З)          
экзамен (Э) Э Э   Э Э
ИТОГО: Общая трудоемкость часов
зач. ед.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Форма текущего контроля
Л ЛР ПЗ СРС всего
  5 семестр            
1. Общая характеристика историко-культурной и литературной ситуации 1/3 XIX века: тенденции и перспективы         контрольная работа
2. Элегическое творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова       тестирование
3. Русская романтическая поэма.       индивидуальное домашнее задание
4. Русская романтическая повесть     эссе, рефераты
5. Пушкин и его эпоха: человек, судьба, история.         эссе, рефераты
6. Проза и драматургия Болдинской осени 1830 г.: Повести Белкина: особенности нарративной структуры.         эссе, рефераты
7. Проза и драматургия Болдинской осени 1830 г.: Маленькие трагедии как смысловое единство.         тестирование
8. Художественное построение романа в стихах «Евгений Онегин».         контрольная работа
9. «Капитанская дочка»: повествовательная и идейная структура       эссе, рефераты
10. Лермонтов и его поколение. Координаты существования лермонтовского «я».           индивидуальное домашнее задание
11. Поэмы Лермонтова «Мцыри», «Демон»         эссе, рефераты
12. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: философия и поэтика         индивидуальное домашнее задание
13. Гоголь и религиозная идея. Тема преображения человека.         тестирование
14. От «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду».     эссе, рефераты
15. «Тарас Бульба»: кризис эпического мира     тестирование
16. Петербургские повести Гоголя: странная реальность.     индивидуальное домашнее задание
17. Общая характеристика историко-культурной и литературной ситуации 2/3 XIX века: тенденции и перспективы       эссе, рефераты
18. Герцен и социально-политическая мысль его времени. Антропология Герцена как жизненная и творческая задача.       индивидуальное домашнее задание
19. Роман «Кто виноват?»: персонажи –структура – идейный план.     тестирование
20. Тургенев и эпоха 1850 – 1870-х гг.     эссе, рефераты
21. Культурно-героические романы Тургенева. «Рудин»     тестирование
22. «Отцы и дети»: любовь – красота – смерть.       индивидуальное домашнее задание
23. Гончаров и традиции русской реалистической школы».     тестирование
24. «Обыкновенная история»: в поисках равновесия.       контрольная работа
25. «Я» и «Ты» в лирике Фета     эссе, рефераты
26. Ночной мир в лирике Тютчева.     контрольная работа
27. А.Н. Островский, и проблемы национального жизненного уклада.     эссе, рефераты
28. «Гроза» и «Снегурочка»: персонажи - структура - идейный план.     контрольная работа
  6 семестр            
29. Н.А. Некрасов – поэт, прозаик, критик: портрет художника и аналитика.   эссе, рефераты
30. Н.А. Некрасов – поэт-новатор (стихотворения, поэмы).     контрольная работа
31. Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.   индивидуальное домашнее задание
32. Жанровое разнообразие творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.   контрольная работа
33. Г.И. Успенский и «переходная» эпоха.     эссе, рефераты
34. Очерковые циклы Г.И. Успенского   тестирование
35. Н.С. Лесков: жанры, стиль, мировоззрение.     индивидуальное домашнее задание
36. Лесковский сказ: «Левша», «Грабеж», «Очарованный странник»   эссе, рефераты
37. Русские «второстепенные» поэты и очеркисты.   тестирование
38. Л.Н. Толстой: творческий путь.   индивидуальное домашнее задание
39. Роман-эпопея «Война и мир»: поэтика и проблематика   эссе, рефераты
40. Отражение проблем эпохи в «малых» романах Л.Н. Толстого   контрольная работа
41. Творчество Ф.М. Достоевского: ранние произведения. «Преступление и наказание».   индивидуальное домашнее задание
42. Отражение эпохи в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы»       контрольная
43. Н Новеллистика А.П. Чехова   индивидуальное домашнее задание
44. Драматургия А.П. Чехова   эссе, рефераты
  Итого    

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Форма текущего контроля
Л ЛР ПЗ СРС всего
  5-6 семестр            
1. Пушкин и его эпоха: человек, судьба, история.   Тест
2. Гоголь и религиозная идея. Тема преображения человека.   эссе, рефераты, отчет по ПЗ
3. Общая характеристика историко-культурной и литературной ситуации 2/3 XIX века: тенденции и перспективы   Эссе, рефераты
  7 семестр            
4. Общая характеристика историко-культурной и литературной ситуации второй половины XIX века: тенденции и перспективы Индивидуальное домашнее задание

4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.