Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимодействие потребностей и интересов в экономике.





 

 

Экономические отношения каждого общества проявляются, прежде всего, как интересы, считал Ф. Энгельс. Осознание потребностей и стремления их удовлетворить предопределяют мотивацию поведения человека, побуждая его к определенному целевому действию. В реальной действительности потребности приобретают конкретную форму интересов (рис. 2.4).Интерес (от лат. interesse — иметь важное значение) — форма проявления потребности, осознанное стремление человека к ее удовлетворению.Экономические интересы являются сущностной характеристикой движущих сил формирования и развития экономических субъектов.Экономические интересы — осознанное стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению экономических потребностей, являющееся объективным побудительным мотивом их хозяйственной деятельности.По своей сущности экономические интересы объективны. Они отражают место и роль хозяйствующих субъектов в системе общественного разделения труда и экономических отношений. Вместе с тем экономические интересы являются субъективными и всегда имеют своих носителей.Субъекты экономических интересов — отдельные индивиды, домохозяйства, коллективы (группы) людей, общество в целом.Объекты экономических интересов — экономические блага (вещественные товары, услуги, информация и т. п.).Плюрализм экономических потребностей порождает разнообразие экономических интересов, образующих сложную и динамическую систему, многомерную в фазах воспроизводства, в пространстве и времени, в статике и динамике. Экономические интересы общества могут быть классифицированы по разным критериям, а именно:• по субъектам:— личные;— коллективные, групповые;— общественные;• по насущности, важности:— главные, первоочередные; .— второстепенные• по временным признакам:— текущие;— перспективные;• по объектам:— имущественные;— финансовые;



 

— интеллектуальные и т. п.;• по степени осознания:— действительные;— кажущиеся, мнимые;• в зависимости от возможностей реализации:— реальные;— утопические.Хозяйствующие субъекты являются выразителями специфических экономических интересов. В рыночной экономике— экономические интересы домашних хозяйств направлены на максимизацию общей полезности с учетом существующих цен и доходов;— экономические интересы предпринимателей направлены на максимизацию прибыли, снижение затрат и повышение конкурентоспособности продукции;— экономические интересы государства направлены на реализацию нужд общества в целом.По территориальному признаку выделяют такие экономические интересы:— муниципальные;— региональные;— национальные;— объединения государств;— общечеловеческие (глобальные).Территориальный срез системы экономических интересов отдельной страны формируется на основе распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Муниципальные и региональные интересы направлены на реализацию экономического потенциала отдельной территории с целью обеспечения нужд определенного территориального сообщества.Вместе с тем государственные и муниципальные служащие, осуществляющие мероприятия по практической реализации данных интересов, являются носителями личных потребностей, не всегда совпадающих с общественными. Это разногласие порождает коррупцию — отрицательное социальное явление, связанное со злоупотреблением государственной властью, корыстным использованием служащими официальных полномочий, авторитета и возможностей их реализации для получения личных выгод в частных или узкогрупповых корпоративных интересах.Основные формы коррупции: взяточничество, злоупотребление должностным положением, превышение властных или должностных полномочий, разворовывание государственного или коллективного имущества, нецелевое использование бюджетных средств и т. п.Согласно Международной конвенции против коррупции, принятой 29 марта 1996 г., коррупция — это попытка получить прямо или опосредованно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет публичные функции, любого предмета, который имеет денежную стоимость или другую пользу (подарка, послания, обещания, преимущества) в обмен на любое действие или бездеятельность при исполнении служебных обязанностей; предложение либо предоставление прямо или косвенно такой пользы; любые действия или бездеятельность во время выполнения правительственными чиновниками или лицами, которые выполняют публичные функции, своих обязанностей с целью получения незаконного дохода для себя или третьей стороны; мошенническое использование или утаивание имущества, полученного вследствие указанных действий.Практика подтверждает, что основными инструментами преодоления коррупции являются:— контроль за соблюдением законности и обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти;— четкая спецификация прав собственности;— конкурсное размещение государственных и муниципальных заказов, предоставление прав на аренду недвижимости и т. п.;— гласность в вопросах получения и использования бюджетных средств;— внедрение принципа "единого окна", согласно которому все необходимые документы для регистрации субъектов предпринимательской деятельности рассматривает уполномоченный орган управления.Система взаимосвязанных и взаимодействующих интересов общества всегда противоречива. Поэтому перед каждым обществом возникает проблема поиска эффективного механизма их согласования. Единство интересов достигается в процессе их взаимодействия и взаимореализации.Пути объединения экономических интересов:— субординированное подчинение одних экономических интересов другим;— координированное согласование разносторонних интересов всех экономических субъектов.Проблема соотношения и приоритетности интересов экономических субъектов остается дискуссионной.. Механизм их согласования определяется сущностью экономической системы.Командно-административная экономика характеризуется жесткой субординацией экономических интересов (рис. 2.5) на основе приоритетности и абсолютизации государственного интереса, который отождествляется с общественным и противопоставляется коллективным и личным интересам. При этом субординация и подчинение интересов обеспечивается централизованным директивным планированием и идеологической пропагандой.По мере развития общества и усложнения экономических интересов жесткое администрирование, отсутствие обратной связи начинают противоречить принципам функционирования сложных самоорганизующихся систем. Игнорирование роли и значения личного интереса как мощного фактора социально-экономического прогресса, подчинение его государственному в условиях командно-административной экономики приводит к рассогласованности системы экономических интересов, в том числе:— искажению мотивационного поведения экономических субъектов;— угнетению стимулирующей роли потребностей;— снижению ответственности и стимулов к высокоэффективному труду;— потере трудовых ценностей и социальных установок населения;— развитию психологии иждивенчества и экономической зависимости от государства.В отличие от командно-административной системы в рыночной экономике доминирует личный интерес потребителя. Практика успешного развития передовых западных стран подтверждает, что не субординация, а координация интересов является самым эффективным средством их согласования и реализации (рис. 2.6).В условиях экономической свободы и конкуренции хозяйствующих субъектов создаются предпосылки для формирования целостной, органической системы взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических интересов. Их противоречивое взаимодействие основано на принципах обратной связи и самоорганизации, носит творческий характер и оказывает содействие прогрессивному развитию общества.Процесс эволюции современных развитых стран на основе социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики создает предпосылки для координации и гармонического развития системы экономических интересов гражданского общества. Вместе с тем корпоратизация экономической жизни порождает проблему согласования экономических интересов владельцев, менеджеров и наемных работников с целью недопущения их оппортунистического поведения. Важную роль в согласовании индивидуальных и корпоративных интересов в современных смешанных экономиках играет государство.Отстаивание и содействие реализации интересов отдельных групп в современном обществе приобрело форму лоббизма. Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — влияние на законодателей и чиновников, направленное на поддержку отдельных предприятий, областей, социальных групп, слоев населения, путем личной заинтересованности должностных лиц.С точки зрения известного западного исследователя М. Олсона, лоббистская деятельность является своеобразным коллективным благом, нуждающимся в определенном уровне организованности группы. При этом малочисленные и лучше организованные группы часто оказываются более эффективными в отстаивании собственных интересов. Яркий пример такой деятельности — предоставление налоговых льгот отдельным фирмам или областям, следствием чего является увеличение налогового бремени других групп предпринимателей, общества в целом. Как отмечает М. Олсон, "организованные и активные интересы малых групп склонны побеждать неорганизованные и незащищенные интересы больших групп. Часто сравнительно небольшая группа или область добивается таможенного тарифа или налоговых скидок за счет миллионов потребителей или налогоплательщиков, несмотря на якобы доминирующее правило большинства.





1. Рыночная система как воплощение свободной и конкурентной предпринимательской экономики; достоинства и недостатки рыночных систем. Проблема внешних эффектов и теорема Коуза.

(2)Внешние эффекты, или экстерналии, – это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг и связаны с взаимозависимостью функций полезности и производственных функций. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. Приносящие выгоду внешние эффекты называются положительными, они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект является отрицательным, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. связан с издержками. Теорема Коуза-при нулевых трансакционных издержек первоначальное распределение прав собственности не влияет на эффективность окончательного размещения ресурсов и структуру пр-ва. 1)Согласно Коузу, экстерналии (расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности размыты.2) теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав соб-и перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру пр-ва.3) теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких – далеко не всегда экономически оправдано.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.