Сделай Сам Свою Работу на 5

В группах старшего возраста





К новым формам вовлечения родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением относится «Математическая игротека».

Цель работы:

-побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада;

-формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком и навыки партнёрской деятельности;

-помогать родителям через «включенное» наблюдение увидеть процесс математического развития собственного ребенка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить его затруднения;

-познакомиться с содержанием образовательной работы по математике и с методами опосредованного обучения;

-закреплять и обогащать математические представления, дошкольника, развивать умения взаимодействовать с партнером в новой для него ситуации.

«Математическая игротека» организуется в каждой группе детского сада. В ней собраны настольно-печатные игры (лото, домино, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки и др.), игрушки, наглядные материалы для проведения разнообразных игр. Использование дидактических игр позволяет уточнять и закреплять представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах совершенствовать временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, формированию логически) операций, совершенствованию представлений о сравнении» классификации, символическом изображении и знаках.



«Математическая игротека» используется в практике работы дошкольного учреждения как форма опосредованного обучения детей. Предлагаем два ее варианта, взаимодополня­ющие друг друга.

1-й вариант

В режиме дня выделяется специальное время для организации «Математической игротеки» (например, четверг« вторая половина дня), когда все дети в течение 20 мин могут поиграть в разные игры с товарищами и педагогом. В игровые группы дети объединяются по желанию. Целесообразно каждую игротеку оживлять внесением новой иг­ры. Игра может быть изготовлена руками детей, родите­лей, приобретена детским садом или кем-то из родителей в подарок группе.

С правилами игры воспитатель заранее знакомит неболь­шую группу детей (2—3 детей, каждую неделю разных), ко­торые в свою очередь будут объяснять игровые правила остальным.



2-й вариант

Два раза в месяц на «Математическую игротеку» при­глашается несколько родителей (не более 3 человек). Появление новых партнеров, которые не знакомы с правилами математических игр, создает условия, при которых даже хорошо известные детям игры приобретают некоторую но­визну, так как им приходится знакомить новых партнеров с правилами игры и выступать в роли ведущих. Особенно важно (а в игре новая позиция для робких, застенчивых, медлительных детей. В играх со сверстниками им реже приходится быть в роли ведущих, а здесь предоставляется такая возможность.

В 1-м и 2-м вариантах игротеки происходит развитие объяснительной речи, игровых умений. Детям приходится упражняться в придумывании правил и заданий, выбирать партнеров, согласовывать с ними свои действия, учиться раз­решать спорные ситуации.

Важной в играх остается оригинальность заданий, вариа­тивность вопросов, что побуждает детей совершенствовать свои формулировки, расширять словарь.

Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает распределить игровые роли, обостряет внимание, надстраивает на активность, создает атмосферу предвосхище­ния удовольствия от интересного общения.

Дошкольникам предоставляется возможность побывать в роли наставника, учителя, ведущего, что они делают весьма охотно. Дети стараются показать свои умения, при­думать оригинальные варианты заданий, проявить лов­кость и находчивость, оценить игру участников. Новая для них роль помогает накапливать опыт общения с незнако­мыми собеседниками, преодолевать волнение. Взрослые, включаясь в игровое общение, имеют возможность увидеть собственных детей как бы со стороны, на фоне других сверстников, познакомиться с их достижениями, понаблю­дать приемы и методы руководства или участия в играх дошкольников.



Обновление содержания «Математической игротеки» происходит благодаря, установленной традиции «Игры в гости к нам»: каждый четверг, в день, когда проводится игротека кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую игру и помещает ее в игротеку, знакомит, с нею товарищей. Целую неделю игра «гостит» в группе. Все желающие могут в свободное время поиграть в нее, после чего она возвращается владельцу. Так каждому воспитаннику предоставляется возможность своеобразной презентации своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт. Целесообразно, чтобы ребята приносили игры по очереди, тогда каждую неделю появляются одна - две новые игры. Сменяемость игр разнообразит; «Математическую игротеку» и постоянно поддерживает интерес детей к ней;

Кроме того, игротека выходит за пределы детского сада. Этому способствует еще одна традиция — «Игра на прокат». Каждый ребенок в пятницу берет из детского сада»домой по одной игре из «Математической игротеки», а в понедельник возвращает. Домашнее задание состоит в следующем: научить кого-то из близких играть в игру. Таким образом, в выходные дни у ребенка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в придумывании заданий и выполнении игровых действий. Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребенка поиграть с близкими, объяснить им правила. Фактически во время игры с домашним партнером, закрепляются математические представления и умения ребенка, налаживается непринужденное общение с родителями и другими близкими.

В обучении математике используются не только настольные, но и словесные игры, обогащающие лексику, развивающие внимание и сообразительность детей. Например, игры «Наоборот», «Летает — не летает», «Бывает — не бывает», «Назови числа больше (меньше) данного», «Кто знает пусть, дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близ­ко» и др.

«Математическая игротека» не единственный способ включения родителей в педагогическую работу дошкольного, учреждения. В каждой группе есть дети, с которыми планируется индивидуальная работа. Целесообразнее проводить ее в форме игрового взаимодействия дошкольников с родителями. В этом случае педагог организует, направляет и корректирует такое сотрудничество взрослых и детей, помогает выбрать эмоционально верный тон, поощря­ет усилия обеих сторон. Такие игры можно рассматривать как игры-тренинги, где родители учатся игровому об­щению со своими детьми, знакомятся с содержанием математического материала, которым овладевают дошколь­ники.

Проводить такие встречи может воспитатель группы или старший воспитатель; Организуются они в зале или в групповой комнате, куда приглашаются одновременно несколько пар родителей и детей. Они размещаются за отдельными столиками, на стульях или на ковре.

Ниже приводятся игры, которые педагог может использо­вать в работе «Математической игротеки».

• Игра «Наоборот»

Цель. Обогащать словарь ребенка, расширять использо­вание детьми специальных терминов при определении пара­метров величины и других свойств объектов окружающего мира.

 

Материал. Мяч (если игра проводится с подгруппой, а дети находятся на расстоянии более метра друг от друга) или небольшая мягкая игрушка (если играющие размещаются настолько близко друг к другу, что могут передавать иг­рушку).

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель берет в руки мяч, бросает кому-то из детей и говорит: «Низкий». Ребенок ловит мяч и возвращает его: «Высокий» и т. д. Используется достаточно большое количество антонимичных пар слов. Примерные варианты: длинный — короткий; широкий—узкий; горячий - холодный: смелый - трусливый; узкий — широкий; низкий — высокий; быст­рый — медленный; темный — светлый; грустный — веселый и т. д.

• Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Цель. Совершенствовать представления о последователь­ности чисел первого десятка.

Материал: Мяч.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.

• Игра «Проверим внимание»

Цель. Развивать память и внимание.

Материал: Геометрические фигуры, игрушки и предметы разной величины и цвета.

Ход игры.

Водящий раскладывает на столе несколько предметов. Игрок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий считает (про себя) до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Игрок перечисляет предметы, которые были на столе. Если названы все предметы, он становится ведущим. Игра повторяется вновь. При каждом новом ходе игры меняется часть атрибутов.

• Игра «Убираем цифры по заданию»

Цель. Учиться давать вариативные характеристики, ис­пользуя количественные и пространственные отношения, со­держательные и зрительные образы.

Материал. Карточки с цифрами от 0до10, разложен­ные по порядку.

Ход игры. В игре могут принимать участие от 2 до 5 игроков. Игра заключается в том, что дети должны убрать карточку с той цифрой, которая загадана. Задания даются одно за другим до тех пор, пока не остается последняя цифра. Играющие сверяют результаты. Если у всех осталась одна и та же цифра, значит, играющие верно вы­полняли задания.

Примерные задания-загадки

Уберите цифру, которой обозначается число, большее, двух на один.

Уберите цифру, показывающую, сколько раз в году у че­ловека бывает день рождения.

Уберите цифру, которая находится между цифрами 4 и 6. Кто про эту цифру и число сможет загадать другие загадки?

Уберите число, которое записывается двумя цифрами.

Уберите цифру, показывающую самое маленькое число в нашем числовом ряду.

Уберите цифру, показывающую, сколько сторон у квадрата.

• Игра «Что сначала, что потом»

Цель. Совершенствовать умения устанавливать последовательность по заданному признаку.

Материал: Наборы карточек с изображениями различ­ных объектов, имеющих общий признак. На обратной стороне карточек условные символы расположены по возрастающей (числа, количество кружков, разные по длине полоски, деревья разной высоты).

Примерная тематика карточек:

Различные виды транспорта: самолет, поезд, автомобиль, велосипед (скорость передвижения).

Яйцо, цыпленок, молодой петушок, петух (развитие птицы).

Росток, саженец, деревце, дерево (развитие растения).

Набухшая почка, распустившаяся почка, молодой листо­чек, густая листва (развитие листьев).

Равные по высоте дома (высота).

Разные по толщине деревья (толщина).

Дедушка, мужчина, подросток, ребенок, младенец (воз­раст).

Ход игры.

Играющий выбирает набор карточек, рас­сматривает их и раскладывает в определенной последовательности по возрастающей (или по убывающей), ориентиру­ясь на общий признак. Выполнив задание, игрок переворачивает карточки. Если верно выполнено задание, то условные символы будут расположены строго по порядку по возрастающей (или по убывающей). Например, количество кружков: один, два, три, четыре и т. д.

• Игра «Найди сокровище»

Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.

Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.

X о д и г р ы.

В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предла­гает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играю­щие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и на­чинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориен­тира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через, сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребе­нок двигается в заданном направлении.

Для проведения индивидуальных тренинговых занятий, можно подобрать множество игр, которые соответствуют воз­можностям детей, помогают постепенно преодолевать пробе­лы в знаниях и трудности в общении, понимании заданий, объяснении выбранных действий и представлении результа­тов своей деятельности. Доброжелательный и терпеливый партнер, спокойный тон, возвращение к тем действиям и со­держанию, которые вызывает у ребенка трудности, приводит к положительным результатам. Ребенок добивается успехов, а развлекательные игры-соревнования они смотрели, но телевизору, какие им нравятся, трудные ли вопросы задают время этих игр, как ведут себя игроки во время продумывания ответа, при правильном и неправильном ответе. Объясняет, детям, как произошло слово «викторина» (от имени римской богини победы - Виктория; викторина — игра, которой определяют победителя).

Воспитатель предлагает детям провести викторину, вопросы которой будут связаны с математикой. Ребята готовятся к ней, дома придумывают с родителями интересные вопросы (каждый ребенок подготавливает по два-три таких вопроса).

Возможен и такой вариант заданий: к одному вопросу предлагается на выбор три ответа один из них правильный, а два неправильные (ответы могут быть в шутливой форме). Зачитывается сначала вопрос, а потом три варианта ответа. Играющие должны будут выбрать один из них.

Викторина может проходить во второй половине дня, родителей приглашают принять в ней участие в качестве болельщиков.

Порядок проведения викторины может быть следующим. Заготавливаются фишки, которыми будут награждаться отвечавшие на вопрос викторины, а также каждый из детей кто придумал и задал свой вопрос. Дети размещаются полукругом. Ведущий располагается перед играющими так, чтобы всех было хорошо видно; Ассистент (кто-то из родителей или второй воспитатель) будет раздавать фишки за правильный и быстрый ответ.

Начинает ведущий. Задает два-три вопроса, затем предлагает детям по желанию или по очереди задать свои вопросы (автор вопроса получает фишку). Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. При подведении итогов награждаются три победителя (1, 2 и 3-е место)

Остальные участники награждаются аплодисментами и большим общим пирогом.

Приложение №3

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

С ЧИСЛОМ СЕМЬ

Семеро с ложкой — один с сошкой.

Лук, от семи недуг.

За семью морями.

Сам не дерусь, семерых боюсь.

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

За семью печатями. Это выражение означает что-то непонятное, скрытое, недоступное пониманию, разумению.

Семи пядей во лбу. Очень умный, мудрый, вы­дающийся, талантливый человек.

Семимильными (гигантскими) шагами. Очень быстро. Так говорят о развитии чего-либо.

Седьмая вода на киселе. Очень дальний род­ственник.

До седьмого пота. Работать, трудиться до край­него утомления, полного изнеможения.

Семь верст до небес. Очень много наобещать, наговорить.

За семь верст киселя хлебать. Далеко и попусту идти, ехать, тащиться.

До седьмого колена. До самых отдаленных по­колений.

На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.

Приложение №4

Методическая разработка

по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); “Математика…выполняет порядок симметрию

и определенность. А это важнейшие виды прекрасного”

Аристотель

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей. И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А.Васильевой, В. В Гербовой, Т. С.Комаровой., которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, не достаточно ярко представлен раздел по развитию логического мышления. Поэтому, исходя из специфики детей нашего детского сада, характеризующихся тем, что это дети с речевыми нарушениями, а следовательно у них слабо развиты – произвольное внимание, мыслительные и психические процессы. В связи с этим мы стали использовать игровые занимательные пособия для детей.

Цель настоящей разработки – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности.

Задачи, реализуемые педагогом при использовании разработки:

Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить); Формирование символической функции сознания; Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал; Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия; Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости; Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:

- настольно-печатные игры;

- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);

- головоломки;

-логические задачи;

-кубики, лабиринты;

-игры на составление целого из частей;

игры на передвижение.

Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.

Формы и методы представления занимательного материала:

Совместная игра воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Математические праздники и развлечения; Занятия (в соответствии с учебным расписанием); Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок; Чтение математических сказок.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Развлечения Математические (логические) игры, задачи упражнения Дидактические игры упражнения

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

Игры шашечного хода. Шашки, шахматы. Головоломки. Головоломки с палочками. Разнообразные лото. Рамки вкладыши. Блоки Дьениша. Палочки Кьюзенера. Игры на классификацию. Мозаики. Строительные наборы. Игры на составление узоров. Лабиринты. Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов. Игры для ориентировки на листе бумаги. Игры на передвижение. Настольно-печатные игры. Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки. Математические сказки.

Создание педагогических условий

Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия – “Уголок занимательной математики”.

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Задачи “Уголка занимательной математики”:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

6. Обеспечение единства воспитательно–образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

При формировании у детей математических представлений через занимательный материал можно выделить несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.

3.Старший дошкольный возраст:

на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур; развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи; свободно общаться со взрослым по поводу игр и заданий; овладение играми на передвижение, шашечного хода; отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок; развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.

Задачи и содержание методической разработки обучения детей элементарным математическим представлениям по средствам занимательного материала

Старший возраст

Образовательные задачи

· Углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур.

· Развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

· Познакомить с правилами игр шашечного хода и игр на передвижение.

· Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.

· Развитие личности ребенка через активное включение в коллективную игру, оказание помощи сверстнику в случае необходимости.

· Развивать мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные способности через складывание объемных фигур по расчлененным и простейшим нерасчлененным образцам.

· Свободно общаться со взрослыми по поводу игр и заданий.

· Продолжать формировать произвольное внимание.

· Развивать образное и элементы логического мышления.

Средства реализации:

Игры шашечного хода: «Так - тиль», «Куры и лисы», шашки, шахматы. Головоломки: на палочках («Собери фигуру»); механические («Кубик Рубика», «Пирамида», «Перевертыши», «Пятнашки», «Змейка» «Складная цепь», «Прокати по лабиринту», «Крестики–нолики» и др.

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур: «Танграм», «Пентамино», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Архимедова игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг». Игры для ориентировки на листе бумаги: «Электронная муха», «Умные клеточки», «Кто в домике живет?» и др.

Игры В. Воскабовича: «Сложи квадрат», «Квадрат Воскабовича», «Прозрачный квадрат», «Прозрачные цифры». «Палочки Кьюзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Математический планшет», «Волшебная дощечка».

Настольно печатные игры: «Чем мы похожи», «Геометрическое лото», «Подбери по смыслу», «Смотри, играй, запоминай», «Подбери по контору», , «Собери фигуру», «Часть и целое», «Логика», «цвет и форма».

Перспективный план

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.