Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика процесса обучения





Обучение – это совместная деятельность педагога и обучаемых. Оно носит двусторонний характер, всегда содержит взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).

Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса – содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.

Специфика процесса обучения+

ü процесс обучения, как и процесс познания, бесконечен;

ü и ученый, и ученик ищут неизвестное для них научное знание;

ü практика в научном и учебном познании является критерием истинности полученных знаний

 

Движущие силы процесса обучения

Заключенное в задаче противоречие между достигнутым обучающимися на каждом этапе обучения уровнем знаний и развития и уровнем зоны ближайшего развития, необходимым для решения задачи, составляет основное противоречие обучения, ядро движущих сил учебного процесса.

 

Сущность развивающего обучения



В начале 30-х гг. ХХ в. Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие личности как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

1)обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

3)Овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие.

4)Степень опережения не безгранична. Она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.

5)Структура Р.О. чаще всего носит задачный характер: содержание изучаемого предстает перед учащимися как цепочка задач.

 

 

Принципы обучения

1.Принцип воспитывающего обучения

2.Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности



3.Принцип социокультурного соответствия

4.Принцип научности

5.Принцип связи обучения с практикой

6.Принцип систематичности

7.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении

8.Принцип наглядности

9.Принцип доступности

10.Принцип прочности

11.Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения

12.Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения

 

n 1. Понятие обучения

n Педагогика

n СУЩНОСТЬ

n ОБУЧЕНИЯ

n -обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

n Закон РФ «Об образовании»

n Функции обучения:

n Понятие о дидактике

n ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos – поучающий, didasko - изучающий)

– это часть педагогики, изучающая содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, общая теория и методика обучения.

Предмет дидактики – все основные компоненты обучения (изучаемый материал, педагог, обучающийся) и вся система связей между ними.

.

n Задачи дидактики как науки

n Современная дидактическая концепция

n Сравнительная характеристика
традиционной и инновационной
моделей обучения (2)

n Подходы современной дидактики (1)

n Личностный: предполагает в качестве ведущего ориентира не только ЗУНы, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей и умений, воли, эмоц. сферы, черт характера;



n Деятельностный: предполагает направленность всех пед. мер на организацию интенсивной, усложняющейся деятельности, ибо только через нее человек усваивает науку, культуру, способы познания и преобразования мира;

n Соц. направленность и коллективистский подход: нацеленность пед. процесса на формирование общественно ценных отношений. Любые психические функции формируются первоначально преимущественно в коллективно распределенной деятельности и только затем становятся достоянием личности, интериоризируются, выражаются в индивид. форме деятельности;

n Целостный: связан с единым комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности учащихся целого веера образовательных и развивающих задач.

n Подходы
современной дидактики(2)

n Оптимизационный: предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых и педагогов;

n Технологический: позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов;

n Творческий, инновационный подходытребуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов, форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, пед. экспериментирования.

n Компетентностный подходпредполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование некоего набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в жизни человека.

n 2.Специфика процесса обучения (1)

Обучение – это совместная деятельность педагога и обучаемых. Оно носит двусторонний характер, всегда содержит взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).

Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса – содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.

n Специфика процесса обучения (2)

ü процесс обучения, как и процесс познания, бесконечен;

ü и ученый, и ученик ищут неизвестное для них научное знание;

ü практика в научном и учебном познании является критерием истинности полученных знаний

n Общая структура обучения

ПЕДАГОГ УЧАЩИЙСЯ

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

n 3.Движущие силы
процесса обучения

n Заключенное в задаче противоречие между достигнутым обучающимися на каждом этапе обучения уровнем знаний и развития

и уровнем зоны ближайшего развития, необходимым для решения задачи, составляет основное противоречие обучения, ядро движущих сил учебного процесса.

n Общие закономерности

n Частные закономерности

n Сущность
развивающего обучения
(1)

В начале 30-х гг. ХХ в. Л.С. Выготский

выдвинул идею обучения, идущего

впереди развития и ориентированного на

развитие личности как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

1)обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

n Сущность
развивающего
обучения

n 3)Овладение знаниями должно

быть организовано так, чтобы

вносить новые элементы

в деятельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие.

n 4)Степень опережения не безгранична. Она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.

n 5)Структура Р.О. чаще всего носит задачный характер: содержание изучаемого предстает перед учащимися как цепочка задач.

n 4.Принципы обучения

n 1.Принцип воспитывающего обучения

n 2.Принцип фундаментальности образования
и его профессиональной направленности

n 3.Принцип
социокультурного соответствия

n 4.Принцип научности

n 5.Принцип связи обучения
с практикой

n 6.Принцип систематичности

n 4.Принципы обучения (2)

n 7.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении

n 8.Принцип наглядности

n 9.Принцип доступности

n 10.Принцип прочности

n 11. Принцип положительной мотивации
и благоприятного эмоционального климата обучения

n 12.Принцип сочетания индивидуальных
и коллективных форм обучения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.